КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы. 1. Систематизировать текстовой материал (делать вырезки из к н и г и и т.п.)
1. Систематизировать текстовой материал (делать вырезки из к н и г и и т.п.). 2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, разбираться в приборах и др.). 3. Длительное время (более одного года) самостоятельно выращивать какие-либо растения дома, в кружке. 4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать интересные сочинения на свободную тему. 5. Управлять своими эмоциями, настроением, поведением (не показывать плохого настроения, не отвечать грубостью). 6. Выделять из текста основные положения и представлять их в виде логически связанного краткого конспекта, плана, нового текста.
7. Решать задачи по физике, разбираться в физических процессах и закономерностях. 8. Вести регулярное наблюдение за развивающимися растениями. 9. Мастерить своими руками красивые изделия.
10. Спокойно, терпеливо объяснять кому-либо, что он хочет знать. 11. В работах по русскому языку быстро и легко находить ошибки. 12. Разбираться в химических процессах, решать задачи по 13. Знать названия растений, свободно отличать одно растение 14. Создавать разные произведения изобразительного искусства. 16. Запоминать иностранные слова, фразы. План-задание для самостоятельной работы 207 17. Отлаживать механизмы, ремонтировать электроприборы. 18. Терпеливо, планомерно выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений. 19. Сочинять музыку, песни. 20. Внимательно, не перебивая, выслушивать людей. 21. Без трудностей работать с иностранным текстом. 22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру. 23. Самостоятельно выращивать животное. 24. Разыгрывать роли, декламировать прозу. 25. Легко увлекать игрой, делом детей младшего возраста.
26. Сравнительно легко запоминать формулы, законы, цифровую информацию. 27. Чинить, отлаживать предметы быта. 28. Ухаживать без напоминания за животным (кормить, лечить, обучать). 29. Критически оценивать произведения искусства, всегда чувствовать, что сделано талантливо. 30. Организовывать людей на дела, мероприятия. 31. Выполнять задания по математике. 32. Выполнять работу, требующую хорошей координации движений и ловкости рук. 33. Сразу замечать изменения в повадках выращиваемого животного. 34. Играть на музыкальных инструментах, исполнять песни, танцевать. 35. Выполнять работу, требующую контактов со множеством разных людей. 36. Строить таблицы, сравнивать цифровые показатели. 37. Конструировать модели. 38. Хорошо разбираться в породах животных, знать их повадки. 39. Создавать новые, оригинальные модели одежды, прически, украшения. 40. Влиять на людей, управлять ими. 41. Работать с картами, составлять чертежи, графики. 42. Решать головоломки, представлять расположение предметов или фигур в пространстве.
43. Направленно (а не случайно) познавать мир природы из журналов, книг. 44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное. 208 Глава V. Психология подростка и старшего школьника 45. Легко вступать в разговор, находить интересную тему. 46. Аккуратно выполнять «бумажную» работу: писать, вычислять и т.д. 47. Выбирать наиболее рациональный способ решения задачи. 48. Выращивать растения или животное, не обращая внима 49. Настойчиво работать, добиваясь совершенства в какой-либо сфере творчества. 50. Входить в положение другого человека, оказывать ему посильную помощь. 2.4. «Ваша будущая профессия»' Инструкция: вам предлагается перечень предложений, характеризующих работу по вашей будущей профессии. Выберите один из вариантов окончания предложений, который подходит вашему мнению, и отметьте в бланке ответов нижеследующей таблицы. Материалы: анкета «Ваша будущая профессия», таблица противоречивых связей. Таблица противоречивых связей
См.: Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. С. 154-159. План-задание для самостоятельной работы 1а - 13в 1б - 13а, 4в, 6а, 13г 1в — 2а, 9а, 1 Зг, 16а,г, 17в 1г — 2а, 1 Зг, 16г, 17в 2а - Зв,г, 4г, 5г, 7г, 8г, 106,в,г, 11в,г, 12в,г 2б - 9г, И г, 13в,г, 15г, 16в, 176 2в — 136,г, 16а,г, 17а,в 2г - 1 Зг, 16а,г, 17а,в За — 4г, 6г, 136,в 36 - 13г Зв - 1 Зг, 17а,в Зг - 13г, 17а,в 4а - 5г, 8г, 11г, 12г, 13а 46 - 5в,г, 8г, 11в,г, 12г, 13а,г 4в - 5г, 6а,г, 7г, 8г, 9в, 10а, 11а,в, 12а,б, 13а,б,в, 14а, 15а, 16в 4г - 12г 5а — 10а, 126,г, 13а,б 56 - 10а, 13а,б 5в - 10а 5г - 6а,г, 10а, 116, 1 Зг, 14а, 15а, 16а,г 6а — 8г, 12г, 13а,в 66 - 12г, 13а 6в — 7г, 8а,б,г, 106, 11 в, 12в,г, 13а,б 6г — 8а, 11а,в, 12а,в,г, 13а 7г — 1 Зг, 15а, 16а,г 8а - 9а 8в - 13г 8г - 10а, 11б,в, 13г, 14а, 15а, 16а,г 9а — 11в,г, 12в, 1 Зв 10а - П а, 12г, 13а,б, 15б,в,г 106 - 13г, 15а, 16а,г 10в - 11в,г, 12в,г, 13а,б,г 10г - 11б,в, 12в,г, 13г 11а — 12в, 13а,б,в 11б - 12а, 13а 11 в — 13г, 15а, 16а,г 11г - 13г, 14а, 15а, 16г 12б - 13г, 16в 12в — 1 Зг, 15а, 16а,г 12г - 1 Зг, 14а, 15а, 16а,г 13а - 14а, 15а, 16а,г 136 - 14а, 15а, 16а,г Глава V. Психология подростка и старшего школьника 13в - 15а, 16а,г, 17а,в 13г - 156,в,г, 166,в, 176,г 146 - 15а, 16а,г 14в - 15а, 16а,г 14г - 15а, 16а,г 15а - 16б,в 156 - 16а,г 15в - 16а,г, 17а 15г - 16а,г, 17а 16а - 17б,г 16г - 176 Анкета «Ваша будущая профессия» 1. Мне хотелось бы работать... в — в необычных условиях (в горах, лесу, на море, под землей...); г - с чередованием условий. 2. Я предпочитал(а) бы, чтобы режим рабочего дня был... б — посменным (то утро, то вечер); в — свободным, гибким (начало и конец определяются работником); г — ненормированным (внезапные вызовы, ночные дежурства...). 3. М н е удобнее работать... а — сидя (за столом, пультом и др.); б - стоя (у станка, за прилавком и т.д.); в — в разъездах; г — чередуя постоянное место работы с разъездами. 4. Мне хотелось бы, чтобы работа была связана с... а - простейшими механизмами, ручными операциями; б — с машинами и механизмами с ручным управлением; в — автоматическим и автоматизированным оборудованием; г — функциональными орудиями (речь, средства воздействия на эмоции человека, функциональные возможности организма). 5. Мне хотелось бы всю работу выполнять... а — в одиночку; План-задание для самостоятельной работы 211 б — самостоятельно, но чтобы вокруг были люди; в — в коллективе, совместно с другими; г — с людьми, общаясь и управляя ими. 6. Мне больше нравится работа, в которой необходимы... а — точные, мелкие движения; б - координация движений; в - быстрота движений; г - большая сила. 7. В моей будущей работе важны... а — устойчивость внимания; б — наблюдательность; в — память на числа, даты, события; г — воображение. 8. Успех в моей будущей работе зависит от... а — технической сообразительности, оперативного технического мышления; б — способности мысленно представить невидимые процессы, предметы и их соотношение; в — самоконтроля и самообладания; г — эмоциональности, умения входить в контакт с другими людьми. 9. Будущую работу мне хотелось бы выполнять... а - по заданному плану; б — по плану, но получать в процессе новую информацию; в — по плану, но иметь возможность изменить его; г — оперативно, когда работа ставит все новые задачи, проблемы. 10. В своей работе лучше отвечать... а — только за себя, за выполнение своего задания; б - за выполнение задания группы; в - за работу механизмов, технику безопасности; г - общественные, материальные ценности. 11. Мне нравится работа, в которой нужно... а — распознавать, определять свойства предметов, их качества; б - преобразовывать, обрабатывать предметы; в — изображать, придумывать новые образцы продукции; г — оказывать влияние на других людей. 12 Мне нравится... а - оценивать продукцию, разбираться в свойствах объектов; 212 Глава V. Психология подростка и старшего школьника б — обслуживать людей; в — находить как новые варианты решения задач, так и новые результаты; г — организовывать новые процессы, деятельность. 13. Мне хотелось бы, чтобы моя будущая профессия была свя а - руководством людьми, трудовыми коллективами; б — воспитанием и обучением людей; в — преодолением стихийных сил природы; г — комфортным, спокойным положением. 14. Мне хотелось бы, чтобы результаты будущей работы были... а — малозаметны, известны только узкому кругу специалистов; б - известны коллективу, широкому кругу специалистов; в - известны всей стране, широко освещались прессой; г - всемирно признаны. 15. Мне хотелось бы, чтобы от результатов моей работы... а - зависела в основном только моя зарплата; б — непосредственно зависело выполнение производственного задания цеха, группы; в - зависела бы жизнь и здоровье людей; г - зависел бы мир на Земле. 16. После окончания работы... а - хотел бы отключиться от нее, заниматься своими делами; б - интересно было бы продолжать думать о ней и дома; в - ни о чем другом и не думал бы, продолжал бы ею заниматься; г - и не вспоминал бы о работе до следующего дня. 17. Хотел бы, чтобы работа была... а — рядом с домом; б - интересная, а далеко или близко от дома - неважно; в - не связанная с командировками; г - подальше от дома. Чем больше.совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем в меньшей степени старшеклассник готов к выбору профессии, имеет весьма противоречивое представление о работе, связанной с предполагаемой профессией. В этом случае предстоит серьезная профориентационная, профконсультационная работа для его самоопределения в выборе будущей профессии. План-задание для самостоятельной работы 213 Чем меньше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем более четкое представление у школьника о работе по предполагаемой профессии. Наиболее оптимальный вариант — отсутствие совпадений в «Таблице противоречивых связей». 2.5. «У входа в науку» (тест на выявление склонности к творчеству)' После ориентации школьников в мире профессий, после определения предпочитаемого типа профессий целесообразно подумать о необходимых качествах, которые понадобятся в будущем. Литературы по этим проблемам выпущено много, в том числе и пятитомная энциклопедия «Мир профессий». В завершающей методике предлагаем материал, который может помочь тем, кто собирается заняться исследовательской, научной деятельностью. Профессия эта, относящаяся к типу «человек — знаковая система», — не самая распространенная и не самая доступная. Согласно одной из гипотез, в наше время наукой могут заниматься не более 6 - 8 % населения. Успешно сданные когда-то экзамены всего-навсего (зачастую) подтверждают умение выучить математику и в нужный момент вспомнить необходимое (что, впрочем, тоже полезно). Чтобы избежать ошибки, можно попытаться разобраться с помощью предлагаемого далее теста в наличии или отсутствии склонности к творчеству. Качества Степень выраженности А
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |