Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая служба образования в России




Количественная обработка и качественный а н а л и з д а н н ы х

Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Подсчитать суммарный балл по каждому из трех показателей оценки: гностическому, эмоциональному и поведенческому.

1. Гностический параметр выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика и рассчитывает­ся как сумма ответов «Да» на вопросы 1, 4, 7, 10, 19, 22 и ответов «Нет» — 13, 16.

2. Эмоциональный параметр определяет степень симпатии ученика к учителю. Суммируем ответы: «Да» - 8, 11, 14, 23 и «Нет» - 2, 5, 17, 20.

3. Поведенческий параметр показывает, как складывается реаль­ное взаимодействие учителя и ученика. Суммируем ответы: «Да» — 3, 6, 12, 18 и «Нет» - 9, 15, 21, 24.

При оценивании отдельного учителя и при сравнении оценок разных учителей классом интересны распределения как отдельных компонентов оценивания, так и суммарного показателя у каждо­го ученика.


План-задание для самостоятельной работы 471

Зона применения методики:

1. Оценивание учителя учащимися, родителями, коллегами.

2. Возможна оценка учителем себя с позиции большинства учеников.

3. Использовать в средних и старших классах.

4. Результаты анкетирования должны укладываться в интервал между 25-75%х от максимально возможного суммарного резуль­тата (х), который можно получить, если все ученики (у) дадут по 24 ответа, совпадающих с ключом (х=24у). Если результаты мень­ше 25%х, то возможен сговор в классе против учителя, оценки выше 75%х — свидетельствуют о некритичности оценивания.


Глава X ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие практической психологии в значи­тельной степени обус­ловило гуманизацию всей педагогической системы и привело к возникновению служ­бы практической пси­хологии образования в Р о с с и й с к о й Федера­ции.

И с т о р и я психологи­ческой службы образо­вания в нашей стране непродолжительна, тогда как мировая практика свидетельствует об ее интенсивном развитии во второй половине XX столетия в Великобритании, Франции, США, Канаде, Японии'. В 1988 г. выш­ло Постановление Государственного комитета С С С Р о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные уч­реждения страны, и с данного времени начинается собственно организация психологической службы образования. Как указыва­лось в решении коллегии Министерства образования РФ «О со­стоянии и перспективах развития службы практической психоло­гии образования в Российской Федерации» от 19.03.95 г., введе­ние практической психологии в систему образования способство­вало постановке,и решению задач перехода от унифицированного образования к вариативному образованию; от педагогики «зна­ний, умений и навыков» к педагогике развития; помогло пере­ориентации сознания учителя от школоцентризма к детоцентриз-' См.: Перспективы развития школьной психологии в современном мире / Под ред. Р.А. Сай, Т. Окланд. Нью-Джерси, 1989. 277 с.


§ 1. Психологическая служба образования в России 473

му; формированию культуры обращения к психологу как к меж­дисциплинарному специалисту в образовательных учреждениях; разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных про­грамм обучения в дошкольном, общем, дополнительном, началь­ном профессиональном и специальном образовании; сделало воз­можным экспертизу и проектирование развивающей среды.

В начале XX века в России сложилась не только законодатель­ная база для существования и развития службы, но и система подготовки и переподготовки специалистов психологов-практи­ков. Только в Москве в 2001 г. обучение в области практической психологии проводили 70 факультетов различных государствен­ных и негосударственных вузов. Деятельность психологической служ­бы в системе народного образования обеспечивается специалис­тами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог». В настоящее время служ­ба охватывает всю систему образования от детского сада, школы, учреждений начального профессионального образования до ву­зов; от детского дома, школы-интерната до элитных частных учеб­ных заведений.

Развитие практической психологии содействовало переори­ентации образования на индивидуальное развитие личности, из­менение общей образовательной ситуации в России. Служба прак­тической психологии уже доказала свою эффективность в реше­нии широкого спектра таких проблем, как проектирование разви­вающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи при работе с семьей ребенка, обеспечение психологической под­держки при выборе жизненного пути и профессиональной карье­ры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а так­же при выявлении причин отклонений в развитии личности, про­филактике и коррекции подобных отклонений. Практический пси­холог содействует гармонизации социально-психологического кли­мата в образовательных учреждениях.

Сегодня психологическая служба является необходимым ком­понентом системы народного образования, обеспечивающим раз­витие личностного, интеллектуального и профессионального по­тенциала общества. Важнейшими условиями эффективности ра­боты службы является правильное понимание психологом и педа­гогическими работниками существа их профессионального взаи­модействия в единой системе образования и воспитания, взаимо-


474 Глава X. Практическая психология образования

дополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребен­ку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.

Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциями по делам несо­вершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспита­нии и развитии детей и подростков. Для обеспечения успешной работы службы необходимы творческие контакты с медицински­ми учреждениями.

Основные цели службы — содействие формированию подрас­тающего поколения, становлению индивидуальности и творчес­кого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологи­ческих причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений. Одной из основных целей психологической службы образования является обеспечение психического и психоло­гического здоровья учащихся*. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье предпола­гает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знани­ям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружаю­щему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Главная цель психологической службы образования — психо­логическое здоровье детей — связана прежде всего с перспектив­ным направлением ее деятельности, ориентированным на свое­временное и полноценное психическое и личностное развитие каж­дого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психоло­гического внимания к ребенку на разных возрастных этапах рабо­ты с детьми, когда происходит «стыковка» представлений, пони­мания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста.

Основные задачи психологической службы образования: 1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов разви-'.См.: Практическая психология образования / Под ред. И.В Дубро­виной. М., 1998. 528 с.


§ 1. Психологическая служба образования в России 475

тия каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отноше­ний, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благопри­ятного для развития ребенка психологического климата (в дет­ском саду, интернате, школе и пр.), который определяется преж­де всего организацией продуктивного общения детей со взрослы­ми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитате­лям, учителям.

Основным средством достижения поставленной цели являет­ся создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного перио­да, для реализации заложенного в соответствующем этапе онто­генеза возможностей развития индивидуальности. Поэтому деятель­ность психологической службы образования и направлена на со­здание психолого-педагогических условий, обеспечивающих ду­ховное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Но, конечно, психо­лог создает необходимые условия вместе с учителями и родителя­ми учащихся.

Содействие психическому, психофизическому и личностно­му развитию детей на всех возрастных ступенях развития и есть главная задача психологической службы в системе образования. Ори­ентация на развитие ребенка определяет направленность психоло­гической службы образования на:

формирование развивающего образа жизни личности в учеб­но-воспитательном учреждении;

создание благоприятного для развития ребенка психологичес­кого климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созда­нием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций ус­пеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; реализацию в работе с детьми возможностей, резервов раз­вития каждого возраста;

обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку; развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, спо­собностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизнен­ных планов и др.;


476 Глава X. Практическая психология образования

психолого-педагогическое изучение детей;

профилактику и коррекцию отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;

социально-психологическую реабилитацию детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии;

оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;

консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата;

оказание своевременной психологической помощи и поддерж­ки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

В основу работы психолога в системе образования положена определенная система принципов. Основной принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявле­ние индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и кор­рекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в уче­нии и поведении. Второй важный принцип — принцип взаимодей­ствия психолога с педагогами и родителями. Психолог является чле­ном педагогического коллектива и заинтересован вместе с роди­телями в достижении общей педагогической цели — формирова­ние полноценного члена общества. Третий фундаментальный прин­цип — принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами.

Кроме общих принципов выделяют и определенные органи­зационные п р и н ц и п ы работы психолога1. Это принцип многообра­зия форм и методов работы, который позволяет избежать, с од­ной стороны, ограниченности и узкой специализации професси­онала, а с другой — хаоса, бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим обязанностям. Важным пред­ставляется соблюдение принципа нравственности, позволяющего психологу найти золотую середину между морализаторством и иг­норированием вопросов нравственности. Принцип преемственнос­ти, ориентирующий специалиста на усвоение современного уров­ня науки, предостерегающий от излишнего консерватизма и за-'См.: Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 99-112.


§ 1. Психологическая служба образования в России 477

крытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту. Следующий важный принцип — принцип самоактуализации, поиска внутренних источ­ников развития, позволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и «самосгоранию» на работе. Реализация принципа профессионального содружества — включен­ность в профессиональную общность — осуществляется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ас­социации, общества и т.д.), так и в результате чтения професси­ональной литературы, журналов и пр. Реализация данного прин­ципа позволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Гибкость, готовность к разум­ному компромиссу, выделение приоритетов в работе, действен­ный оптимизм и разумная самоирония дополняют перечисленные принципы и позволяют психологу избежать ригидности, трудно­стей эмоционального характера, пессимизма, с одной стороны, и угодничества, приспособленчества, непоследовательности, из­лишней самоуверенности и эйфории — с другой.

Психологическая служба образования — не просто важная часть целостной системы образования, она — интегральное явление, представляющее собой единство научного, прикладного, практи­ческого и организационного аспектов'.

Научный аспект предполагает формирование научно обосно­ванной концепции психологической службы в системе образова­ния, выявление реальных функций и позиции психолога в систе­ме отношений в учебном учреждении, в обосновании и разработ­ке технологии работы и инструментария практического психолога. Эта технология должна основываться на научном исследовании психологических условий развития личности конкретного ребен­ка в процессе образования и воспитания. Школьные психологи работают с детьми, с коллективом класса, учителями, родителя­ми по решению конкретных проблем. Они не занимаются созда­нием новых методов и программ школьной психологической служ­бы, исследованием психических закономерностей и т.д. Этот ма­териал поставляет наука. Именно научный аспект предполагает опору на теоретическую концепцию (а в ее основе — фундамен­тальные положения о личности, закономерностях ее психическо­го развития и формирования в онтогенезе), которая определяет содержание, функции и модель школьной психологической служ-'См.: Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дуброви­ной. М., 1998. 528 с.



Глава X. Практическая психология образования


бы. Практический психолог обязан профессионально использовать все достижения современной отечественной и зарубежной психо­логии.

Таким образом, научный аспект школьной психологической службы определяет достижение главной цели в ее работе, а имен­но: максимально содействовать психическому, личностному и инди­видуальному развитию детей, поскольку оно обеспечивает к концу школьного обучения психологическую готовность выпускников к са­моопределению в самостоятельной взрослой жизни.

Прикладной аспект предполагает использование психологи­ческих знаний всеми работниками системы образования, как при планировании, так и при осуществлении своей деятельности.

Практический аспект обеспечивают практические психологи непосредственно в детских садах, школах и других учреждениях системы образования. Основной принцип деятельности, напри­мер, школьной психологической службы — совместная работа психолога с педагогами и родителями. Положение психолога в школе непростое. Он осуществляет взаимодействие с учащимися разного возраста, их учителями и родителями; причем главным в этом сложном и разнообразном взаимодействии являются инте­ресы ребенка как формирующейся личности.

Практический психолог включается в работу образовательно­го учреждения как специалист в области детской, педагогической и социальной психологии. Он несет ответственность за то, чтобы профессионально контролировать процесс психического развития учащихся и обеспечивать основные психологические условия, ко­торые в наибольшей степени способствуют этому развитию. В са­мом общем виде эти условия можно представить так: 1) наиболее полная реализация возрастных возможностей и резервов развития (опора на сензитивные периоды, учет зон актуального и ближай­шего развития и пр.); 2) развитие индивидуальных особенностей учеников внутри каждого возрастного периода в ходе обучения и воспитания; 3) создание благоприятного психологического кли­мата (в классе, школе, педколлективе) с учетом специфики об­щ е н и я и взаимоотношений в младшем, подростковом и юноше-с к о м возрасте.

О р г а н и з а ц и о н н ы й аспект включает создание действенной структуры психологической службы образования. Психологичес­кая служба образования создается как единая система в масшта­бах города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Ру­ководящим органом психологической службы образования выс-


§ 1. Психологическая служба образования в России 479

тупает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующего уровня. На федераль­ном уровне — отдел психологической службы Министерства об­разования России.

Структура психологической службы образования включает:

1. Научно-методический центр по практической психологии при Министерстве народного образования.

2. Центры психологической помощи (центры психологичес­кой помощи и профориентации) при областном (городском, рай­онном) управлении (отделе) народного образования или при местных органах власти.

3. Районные (городские, областные) кабинеты психологичес­кой службы в соответствующем управлении (отделе) народного образования.

4. Практический психолог, работающий в образовательном учреждении.

Центр психологической службы образования — головная орга­низация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах, и спе­циалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организацион­ное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень пси­хологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования.

Центр состоит из двух основных отделов — индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреж­дений. Примером такой системы может служить региональная мо­дель службы практической психологии Юго-Западного террито­риального округа г. Москвы.

Психологические кабинеты (отделы) при р а й о н н ы х, об­ластных, городских (в зависимости от структуры органов управ­ления народного образования в конкретном регионе), отделах народного образования ведут непосредственную работу с психо­логами образовательных учреждений, контролируют и организу­ют их деятельность, оказывают методическую и иную профессио­нальную помощь.

Достаточно широкий объем работы у психологов, работаю­щих в отделах народного образования (городских, районных): орга­низация циклов л е к ц и й для учителей и родителей с целью их пси­хологического просвещения; проведение консультаций для учите­лей, родителей по интересующим их психологическим проблемам


480 Глава X. Практическая психология образования

и оказание информационной помощи; осуществление углублен­ной работы в каком-либо классе (в зависимости от запроса к пси­хологу); помощь в подготовке и проведении педагогических кон­силиумов; организация постоянно действующего семинара для учителей по детской и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений; формирование психоло­гического «актива» из числа учителей школ района; участие в на­борах в первые классы с целью определения готовности детей к систематическому обучению в школе.

Психологи, работающие здесь, участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несо­вершеннолетних, а также консультируют администрацию образо­вательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологическо­го климата в педагогическом коллективе и по другим вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психо­логов входят также социальные работники, педагог, врач-психо­невролог.

Практический психолог работает в конкретном учебном заве­дении — детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др. Психолог изучает детей и консультирует воспи­тателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению профессиональ­ных проблем. Обязанности и права психолога-практика регламен­тируются соответствующими документами (там же).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.