Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические ситуации




1. Представьте, что вы — к л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь IV класса. На перемене случайно услышали беседу двух учеников, один из ко­торых крайне отрицательно отзывался о вас. Что будете делать?

2. В IV классе пропала интересная книга. Вы заметили, как один из учащихся старался незаметно спрятать какую-то книгу в свой портфель. Потерпевший плачет. Все ему сочувствуют. Какова будет линия вашего поведения?

3. После большой перемены - ваш урок в VI классе. Ученики один за другим опаздывают, оправдываясь: «Звонка не слышал»; «Задержался в буфете»; «Бегал домой за забытой тетрадью» и т.п. Как вы поступите?

4. Вы ведете урок в V классе. Проводите опрос. Дети подсказы­вают. Делаете им замечания, но подсказки не прекращаются. Осо­бенно усердствует в этом отношении один хорошо успевающий ученик. Что вы предпримете?

5. Вы идете на урок в VII класс. Вошли в класс и увидели всю измазанную мелом, исписанную доску. Просите дежурного приве­сти доску в порядок. Он отказывается, мотивируя тем, что «уже много раз вытирал с доски, а ребята снова пачкают». Вы настаи­ваете, дежурный категорически отказывается. Что будете делать?

 

6. Вы входите по звонку в V класс и видите двух дерущихся учеников. Они возбуждены до такой степени, что не замечают вас. Попытка одноклассников разнять их не приводит к успеху. Что будете делать?

7. Вы ведете на уроке опрос восьмиклассников. Вызвали уже 5 человек, и все один за одним отказываются отвечать. Отказывают­ся даже те ученики, которые всегда отличались добросовестнос­тью и прилежанием. Никаких объяснений не дают: «Не выучил» — и все. Что будете делать?

8. Слабый ученик отказывается решать задачу: «У меня все равно ничего не получится, я — не способный к математике. Я и пытать­ся не буду!» Какую линию поведения вы изберете?

9. Ученица на уроке объявляет, что ей очень не нравится по­эзия В.В. Маяковского за грубость, пошлость, даже нецензурность


460 Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя

отдельных слов и выражений. Как будете реагировать? (Вы — учи­тель литературы.)

10. Ученик задал вопрос в присутствии всего класса, на кото­рый вы не можете ответить. Как поступите?

11. Ученик, обидевшийся на учителя за плохую отметку, гово­рит вам: «У вас есть любимчики, вы им все прощаете, а меня не любите, я давно это заметил». Как будете реагировать?

12. Начало учебного года. Вы ведете урок в первом классе. Вдруг видите, как один из учеников, взяв уже собранный портфель, идет к двери. На ваш вопрос: «Ты куда направился?» — спокойно отвечает: «Я хочу домой. Здесь скучно». Что предпримете?

VI. Как студент(ка) педагогического вуза или как учитель (вос­питатель) исследуйте собственный культурно-психологический потенциал и с учетом результатов наметьте программу для са­мообразования и самосовершенствования1.

VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)

Цель: оценить особенности индивидуального стиля своей пе­дагогической деятельности.

Инструкция. Ответы на вопросы помогут вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопрос­нике отметьте галочками варианты ответов, подходящие вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчи­тав количество галочек в каждой колонке, вы можете определить свой стиль работы (колонка с максимальным числом галочек).

 

 

Вопросы Варианты ответов
ЭИС ЭМС РИС РМС
1. Вы составляете подробный план урока? Нет Да Нет Да
2. Вы планируете урок лишь в общих чертах? Да Нет Да Нет
3. Часто ли вы отклоняетесь от плана урока? Да Да Да Нет
4. Отклоняетесь ли вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? Нет Да Да Да

'.Методика взята из кн.: Мотков О.И. Психология самопознания лич­ности: Практ. пособие. М., 1993. С. 56—59.


План-задание для самостоятельной работы


46 1


 

5. Вы отводите большую часть урока объясне­нию нового материала? Да Да Нет Нет
6. Вы постоянно следите за тем, как усваи­вается новый материал в процессе объясне­ния? Нет Да Да Да
7. Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? Нет Да Да Да
8. В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу каждого ученика? Нет Нет Да Да
9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правиль­ных ответов? Нет Да Да Да
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашивае­мый самостоятельно исправил свой ответ? Нет Нет Да Да
11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? Да Да Да Нет
12. Вы часто меняете темы работы на уроке? Да Да Нет Нет
13. Допускаете ли вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в объяснение нового учеб­ного материала? Да Нет Нет Нет
14. Вы сразу отвечаете на неожиданные воп­росы учащихся? Да Нет Нет Нет
15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? Нет Да Нет Нет
16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести вас из равновесия? Да Да Нет Нет
17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? Да Да Нет Нет
18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока? Нет Нет Да Да
19. Вы строго следите за тем, чтобй учащиеся выполняли проверочные работы самостоятель­но: без подсказок, не подглядывая в учебник? Нет Да Нет Да
20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? Нет Да Да Да
21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам? Да Нет Нет Нет
22. Часто ли вы поощряете за хорошие ответы? Да Да Да Нет
23. Часто ли вы порицаете учащихся за плохие ответы? Нет Да Нет Да

462 Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя

 

24. Часто ли вы контролируете знания уча­щихся? Нет Да Нет Да
25. Часто ли вы проверяете пройденный ма­териал? Нет Да Да Да
26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? Да Нет Да Нет
27. Как вы думаете, учащимся обычно инте­ресно у вас на уроках? Да Да Да Нет
28. Как вы думаете, учащимся обычно приятно у вас на уроках? Да Да Да Нет
29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? Да Да Нет Нет
30. Вы сильно переживаете невыполнение уче­никами домашнего задания? Нет Да Her Нет
31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? Нет Да Нет Да
32. Вас отвлекает рабочий шум на уроке? Нет Да Нет Да
33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке Нет Да Нет Да

Примечание: наибольшее количество ответов «Да» в одной из коло­нок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.

Э И С — эмоционально-импровизационный стиль;

ЭМС — эмоционально-методический стиль;

РИС — рассуждающе-импровизационный стиль;

РМС — рассуждающе-методический стиль.

Подробное описание стилей см. в тексте главы «Психология личности учителя».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.