КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Имидж педагога. Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя
Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя учитель, гуманен, справедлив, демократичен, способен на эмпа-тию, легко налаживает контакт с классом и отдельными учениками. Гибок, скорее неформален, чем официален, в общении с учениками проявляет рефлексирующее отношение к ним. Для него характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя. Склонен к положительному восприятию других. Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный. Имидж «среднего» представлен для всех испытуемых преимущественно средними личностными качествами, тогда как «плохой» универсально характеризуется как антипод «хорошего». На наш взгляд, качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала. При этом никто не призывает учителя к некритическому следованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом. Современный образ учителя определяется, на наш взгляд, не только набором черт, качеств «идеальной» модели учителя в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России. Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные особенности общения учителя. Однако если речь педагога является предметом его постоянного анализа, визуально воспринимаемая информация часто остается на периферии сознания. Поэтому рассмотрим подробнее роль внешнего облика учителя в формировании его имиджа. Отдельный компонент внешнего облика учителя несет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным. В одном случае для ребенка важна мимика, в другом _ жест, в третьем — костюм учителя. § 4. Имидж педагога 447 В ситуации, когда значение внешнего вида учителя становится во главу условий первого успеха, согласно социологическим исследованиям (п о д а н н ы м В.М. Шепеля, 1997), только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом. «Вот проблема, которую надо решать незамедлительно!» — призывает В.М. Шепель1. На учителя смотрят внимательно... Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов. «Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо, хотя и мало приметное, не забыл до сих пор...», -писал В. Астафьев. Или в воспоминаниях М. Шагинян читаем: «Помню, был у нас армянин, учитель истории. Он был очень некрасив с виду, косматый, обросший, сутулый». Эти и многие другие воспоминания людей показывают, что образ учителя сохраняется в памяти в деталях его внешнего облика. Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками. Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности», — писал А.А. Бодалев2. В.А. Кан-Калик [19] отмечал: «Учитель должен тщательно готовиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей. Первая встреча формирует представление о личности воспитателя, так как облик и внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего процесса коммуникации». Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия. На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей. Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе 1 Шепель В.М. Имеджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997. С 58. Бодалев А.А. Личность и общение. С. 143. 448 Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). Еще Н.Д. Левитов в своих исследованиях, проведенных в 40-е годы XX столетия, отмечал, что в первом впечатлении об учителе учащиеся оказываются более солидарными между собой, чем в последующих. Литература 1. Алехина ИВ. и др. Самоменеджмент в деятельности учителя: Учеб.-метод. пособие для творческого самосовершенствования педагогических работников. Брянск, 1995. 2. Андриади И.П. Авторитет учителя и процесс его становления. М., 1997. 3. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.; Воронеж, 1997. 4. Актерские способности в деятельности учителя: Метод, пособие / Сост. Л.А. Ильина. Магнитогорск, 1998. 5. Аудиовизуальная психодиагностика. Практикум / Сост. А.И. Уша-тиков, О.Г. Ковалев, В.Н. Борисов. М., 2000. 6. Багмет К.В. и др. Конфликт в педагогической деятельности: Учеб.-метод. пособие / К.В. Багмет, А.С. Гусева, В.В. Козлов. М., 1998. 7. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. М., 2000. 8. Баныкина СВ. Конфликтологическая компетентность педагога. Астрахань, 1997. 9. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. Монография. Ижевск, 1997.
10. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991. 11. Ермолаева М.В., Захарова А. Е., Калинина Д.И., Наумова СИ. Психолого-педагогическая практика в системе образования. М.; Воронеж, 1998.
12. Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие. М., 2002. 13. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М.; Воронеж, 1995. 14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 1999. 15. Зюзько М.В. Психологическая консультация для начинающего учителя. М., 1995. 16. Иванова СП. Современное образование и психологическая культура педагога. Псков, 1999. 17. Изучение профессиональной компетентности педагогов: Метод, рек. / Науч. ред. Б.М. Петров. Калуга, 1994. 18. Ильин Г.Л. Психология педагогического управления: Учеб. пособие. М., 2000. 19. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М., 1987. -20. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Монография. СПб., 2000. 21. Князева Н.Н. Педагогическая деятельность и творчество учителя: Учеб. пособие. Омск, 2000. 22. Ковалев СВ. НЛП педагогической эффективности. М.; Воронеж, 2001. 23. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Под ред. Ю.М. Забродина. М., 1994. 24. Кондратьева СВ. Педагогическая и возрастная психология: Тексты лекций: В 3 ч. Ч. 2. Психология учителя. Гродно, 1996. 25. Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность. М.; Воронеж, 1998. 26. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 1991. 27. Ксенофонтова А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе: Учеб. пособие. Оренбург, 1995. 28. Кузьменкова О.В. Диагностика и развитие личности учителя: Метод, пособие. Оренбург, 1999. 29. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 30. Митина М.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. 31. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999. 32. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994. 33. Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб.-метод, пособие. М., 2001. 34. Немое PC. Психология: Учебник. Кн. 2. М., 2001. 35. Никитина Н.Н., Гаджиева Н.М. Основы саморазвития личности учителя: Учеб.- метод, пособие. Ульяновск, 1996. 36. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994. 37. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. М., 1998. 38. Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001. 39. Подымов Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности. Монография. М., 1998. 40. Постников А.Н. и др. Мастерство педагогического общения: Учеб. пособие. М., 1998. 41. Потемкина О.Ф. Как сделать урок интересным для учителя и его учеников. М., 1993. 42. Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности /Сб. ст. под ред. Н.Н. Никитиной. Ульяновск, 1998. 43. Психологический анализ урока: Метод, рек. Белгород, 1989. 44. Психологические основы творческой деятельности педагога: Учеб.-метод. пособие. Пятигорск, 1999. 45. Психологический аспект анализа урока: Учеб. пособие / Б.С. Те-тенькин, А.Г. Кондаков, А.Ю. Березин и др. Киров, 1997. 46. Психологическая служба школы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995. 47. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991. 15. Заказ ]*5Т7. 450 Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя 48. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Ма-тюшкина. М., 1991. 49. Рахимов А.3. Педагогическая акмеология: наука о закономерностях достижения профессиональной вершины. Уфа, 1999. 50. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994. 51. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. 52. Регуш Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. Л., 1989. 53. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2001. 54. Рогов Е.И. Личность учителя. Теория и практика. Ростов н-Д, 1996. 55. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991. 56. Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. М., 2001. 57. Саитбаева ЭР. Теоретические основы самоопределения педагога-профессионала: Монография. М., 2000. 58. Самопознание — путь профессионального становления учителя / Сост. М.М. Акимова, А.А. Илькухин. Самара, 1994. 59. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие. М., 1995. 60. Сонин В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя. Смоленск, 1999. 61. Сестры Сорины. Необходимый имидж, или Как произвести нужное впечатление с помощью одежды. М., 2000. 62. Сотрудничество учителя и школьного практического психолога: Сб. науч.-метод, тр. под ред. А.К. Марковой, ТА. Шиловой. М., 1994. 63. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеоло-гия воспитания и обучения. М., 1998.
64. Телегина Э.Д. Мотивы профессиональной деятельности учителя. Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Педагогическая психология». М., 1995. 65. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М., 1987. 66. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991. 67. Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. и вступ. очерки А.И. Красило и А.П. Новгородцевой. М., 1995.
68. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1995. 69. Щербакова Т.Н. Профессиональный рост учителя: Формирование механизмов субъективного контроля. Ростов н-Д, 1994. 70. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М., 2000. План-задание для самостоятельной работы 451 ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ I. Используя методическую процедуру (гл. I, план-задание, п. 1), осуществите самозачет по системе психологических понятий. Авторитет, авторитарная педагогика, авторитарный стиль ру И. Подготовьте конспект лекции по теме «Психологические проблемы деятельности учителя», используя любую книгу из списка литературы [19, 32, 65, 67]. III. В письменном виде выделите основные проблемы и сформулируйте ваше отношение к позиции К.Роджерса, изложенной в его статье [67, с. 2 7 6 - 2 8 3 ].
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |