Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бланк ответов





   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Определение психологической грамотности включало: выяв­ление меры владения системой научно-психологических понятий; меры владения методами исследования, и прежде всего диагнос­тики индивидуальных различий учащихся; способности к психо­логическому анализу учебно-воспитательных ситуаций; определе­ние уровня способности входить в педагогическое общение; раз­витие навыков самоорганизации труда и работы с литературой. С учетом полученных результатов строилась и методика преподава­ния цикла психологических дисциплин. Актуализация психологи­ческих знаний выпускников педучилищ позволяет, на наш взгляд, более обоснованно осуществлять организацию учебного материа­ла по психологии (концентрировать внимание на проблемах, а не на изложении содержания известного понятийного аппарата: ук-.'.См.: Бузин В.Н. Краткий отборочный тест / Психодиагностическая серия. М., 1992. Вып. 4. С. 62.


§ 3. Проблемы профотбора и развития профессионального мастерства 439

рупнять его, иметь больше степеней свободы в последовательнос­ти видов учебных занятий и т.д.); углублять научное представле­ние о наиболее значимых для учителя психологических реальнос­тях. Кроме того, такая организация обучения в вузе вполне может быть доступным инструментом психологического исследования в руках студента — школьного учителя: по результатам констатиру­ющего эксперимента в условиях естественной учебной деятельно­сти возможна организация формирующего эксперимента (скажем, с целью поисков путей развития у детей теоретического мышле­ния, управления переосмыслением житейских понятий в науч­ные, стимулирования умственной активности и т.п.). Таким обра­зом, в реальной жизни мы встречаемся с двухэтапным, пролон­гированным профессиональным отбором: результаты, получен­ные при зачислении в вуз, училище, иное учебное заведение, уточняются уже в процессе обучения. Чтобы не было позднего ра­зочарования в профессии, очень важно провести на первых этапах обучения профконсультационное заключение с тем, чтобы пере­ориентировать молодого человека на другую специальность или же порекомендовать устранить присущие ему (ей) недостатки, если это окажется возможным.

Как в профотборе, так и в последующем развитии мастерства одно из центральных мест занимают профессиональные способ­ности человека. Профессиональные способности представляют собой совокупность (структуру) достаточно стойких, хотя, ко­нечно, и изменяющихся под влиянием воспитания индивидуаль­но-психологических качеств личности человека, которая на осно­ве компенсации одних свойств личности другими определяет ус­пешность обучения определенной трудовой деятельности, выпол­нения ее и совершенствования в ней. Подчеркнем, что способно­сти существуют не безотносительно — сами по себе, а только по отношению к какой-либо определенной деятельности, т.е. пока неизвестна профессия и ее профессиограмма, неизвестны и спо­собности к ней. С изменением содержания профессиональной дея­тельности меняются и требования к способностям людей, пре­тендующих на эту деятельность. Педагогические способности не являются исключением. Они формируются и развиваются в сред­них и высших педагогических учебных заведениях. Большую роль играет опыт самостоятельной профессиональной работы учителя в школе уже после окончания учебного заведения. Кроме того, передовой учитель постоянно работает над повышением своей квалификации, организует самовоспитание тех качеств личности,


440 Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя

которые делают педагогический труд более успешным и эффек­тивным.

Пути развития педагогических способностей и достижения педагогического мастерства различны, многообразны и нашли достаточно полное отражение в психолого-педагогической лите­ратуре и в творческой практике многих педагогических учебных заведений страны. Большим подспорьем может быть передовой и новаторский опыт школьных учителей. Подчеркнем, что передо­вым является тот педагогический опыт, который дает хорошие результаты в учебно-воспитательном процессе. Новаторский опыт характеризуется новыми идеями, новыми методами и приемами в организации и проведении учебно-воспитательного процесса [66, с. 268]. Очень существенным является то обстоятельство, что «опыт педагогов-новаторов технологичен, т.е. педагогические идеи, об­щественно важные и значимые для всех, получают воплощение в

конкретных приемах, способах, методах, которыми можно овла-деть»1.

Ш и р о к о е распространение получило использование методов социально-психологического тренинга (СПТ) с различными на­званиями — «активное социальное обучение», «группа открытого общения», «учебно-тренировочная группа», «активное социаль­но-психологическое общение» и пр. Интересен опыт работы науч­но-практического семинара для работников народного образова­ния и школьных учителей Москвы и ряда городов страны под руководством Л.М. Митиной. Задачей семинара являлось «посте­пенное осознание учителем возможности и необходимости рабо­тать по-новому, на принципах личностного отношения к ребен­ку, получения удовольствия и удовлетворения от своей работы, творческого развития личности как ребенка, так и учителя» [32, с.77-109].

Детальное ознакомление с этим ценным достоянием науки и практики и пребывание человека в режиме постоянного педагоги­ческого поиска является главным и необходимым условием твор­ческого роста учителя, развития его профессионального мастер­ства как «высшего уровня освоенных профессиональных умений в

Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1988. С. 7. В книге подробно освещается опыт Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина и др.


§ 4. Имидж педагога 441

данной области на основе гибких навыков и творчества»1 (под­робнее см.: [1, 17, 26, 32, 58, 66, 67, 69]).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.