Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имидж педагога




Понятие image в последние годы прочно входит в словарь со­временного человека. Что же такое имидж?

Многие справочные издания раскрывают содержание поня­тия «имидж», трактуя его как «целенаправленно формируемый образ»2; как «сложившийся в массовом сознании и имеющий ха­рактер стереотипа эмоционально окрашенный образ»3; как «на­бор определенных качеств, которые люди ассоциируют с опреде­ленной индивидуальностью»4; или как «мысленное представление чего-то ранее видимого...конкретного или абстрактного, сильно напоминающего... в представлении о другом»5.

Таким образом, чаще всего понятие «имидж» расшифровыва­ется как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массо­вый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились пер­вые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. П о п о в, Б. Г У ш и к о в, В.М. Ш е п е л ь, И.А. Ф е д о р о в и др.).

Вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля «Имиджелогия: Секреты личного обаяния» обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия «имидж», но и формирование новой области научного исследова­ния — имиджелогии, а в профессиональной сфере формирование новой специальности - имиджмейкер.

1 Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.
М., 1984. С. 64.

2 Современный словарь иностранных слов, 1997, с.229.

3 Психологический словарь, 1990, с. 134.

4 Benton R. Е., Woodword G. С. Political Communication in America, N. V.
Praeger, 1985, p. 56

5The Randon. House Pictionary of English Languare. N. Y., 1973, p. 711.


442 Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя

Имидж — понятие, применимое: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной по­зиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж педа­гога), образованию (имидж выпускника Гарвардского универси­тета) и, наконец... к вещам (мерседес — не просто машина!).

В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по от­ношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно ска­зать, что имидж — это образ, включающий внутренние и вне­шние характеристики.

«Существует ли специфический имидж учителя?» — задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвер­дительно отвечает на него: «Учителя определяют в непрофессио­нальной среде очень быстро». Причину подобного автор видит в том, что «...большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою инди­видуальность, самобытность...» [31, с. 94].

В современном, потерявшем многие былые ориентиры рос­сийском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли толь­ко экономический фактор определяет имидж учителя и отноше­ние к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в обществен­ном сознании типичных особенностей ее представителей.

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя вос­принимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.

Однако сторонники такой позиции забывают о том, что од­ним из результатов восприятия учителя учеником является фор­мирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс постро­ения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивиду­альных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.