КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторический обзор развития электропривода
РАННИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА История развития электрического привода, являющегося целенаправленным органичным сочетанием электрических машин, аппаратов, преобразователей и устройств управления, неразрывно обусловлена образующими электропривод компонентами. Вместе с тем электропривод, как система, осуществляющая управляемое электромеханическое преобразование энергии, имеет свою собственную историю. Развитие промышленных предприятий стало возможным лишь при переходе от ручного привода исполнительных механизмов к механическим приводам. Еще в глубокой древности применялись простейшие способы механизации работ с помощью водяных колес, приводимых в движение силой падающей или текущей воды, Известны водяные колеса, применявшиеся в Китае еще за 3000 лет до нашей эры. С развитием капитализма в XVIII в. появились многочисленные фабрики, где широко применялись водяные двигатели, а затем и паровые машины. Вплоть до конца прошлого столетия единственным типом привода был чисто трансмиссионный, так как водяной двигатель или паровая машина соединялись с помощью канатов и ремней с главной трансмиссией, а все рабочие машины отдельного цеха или даже целой фабрики приводились в движение от этой трансмиссии. Переход к более совершенным типам привода — индивидуальному и взаимосвязанному, которые полнее учитывают основные условия работы различных производственных механизмов, стал возможен лишь на базе широкой электрификации промышленности. Строительство электрических станций, передача электрической энергии на большие расстояния и применение электропривода создали новую эпоху в развитии промышленности,
Возможность создания электрического двигателя была обусловлена успехами в области электромагнетизма. Вторая четверть XIX в, характеризуется разработкой разнообразных физических приборов, наглядно демонстрирующих превращение электрической энергии в механическую. Первый электродвигатель, с помощью которого осуществлен электропривод, был построен в 1834—1838 гг. петербургским академиком Б. С. Якоби, в 1838 г. на Неве были проведены испытания этого двигателя, установленного на небольшом катере, вмещавшем 12—14 чел.; это было первое судно, приводившееся в движение электродвигателем. Однако отсутствие экономичных источников электрической энергии не позволило внедрить электропривод в промышленность. Развитие электропривода совершалось в длительной борьбе со старыми, отживающими способами распределения механической энергии, и прошло более полувека, прежде чем окончательно победило передовое прогрессивное направление. До создания промышленного типа электрического генератора (З. Грамм, 1870 г.) встречались лишь отдельные случаи применения электропривода. Известно, например, что в 50—60-х годах XIX в. некоторое распространение получил электродвигатель французского электротехника Фромана, приводивший в движение типографские и ткацкие станки. Прогрессивную роль в развитии электропривода сыграло изобретение в I860 г. итальянским ученым А. Пачинотти электродвигателя с кольцевым якорем. И все же до конца прошлого столетия пар и вода оставались основной силой, приводившей в движение станки и механизмы в промышленности. Лишь в 70-е годы XIX в. были разработаны практически применимые двигатели постоянного тока, широко демонстрировавшиеся на выставках в Вене (1873 г.). Париже (1881 г.), Мюнхене (1882 г.). Стали появляться сведения об их использовании в составе электропривода для практических целей, чему в значительной мере способствовало создание в 80-е годы ряда передач постоянного тока напряжением до 6000 В. Несмотря на успехи, достигнутые к 70-м годам XIX в. в области конструирования электродвигателей постоянного тока, электрическая энергия использовалась в основном лишь для освещения. Существовавшая тогда система постоянного тока не давала удовлетворительного решения задач передачи и распределения электроэнергии и тормозила развитие электропривода.
Появление переменного однофазного тока сыграло существенную роль в развитии электротехники вообще, однако попытки решения проблемы централизованного производства и распределения электроэнергии на переменном однофазном токе не привели к заметным сдвигам в области электропривода вследствие того, что электродвигатели однофазного тока не имели пускового вращающего момента. Открытие явления вращающегося магнитного поля в 80-х годах прошлого века (Г. Феррарис и Н. Тесла) положило начало конструированию многофазных электродвигателей. Наиболее экономичной среди многофазных систем оказалась система трехфазного тока, основы которой были разработаны в 1889—1891 г. русским инженером М. О. Доливо-Добровольским. Система трехфазного тока явилась тем новым техническим средством, с помощью которого разрешался весь комплекс проблемы производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии. Разработкой трехфазной системы были созданы предпосылки для развития электрификации. Создание М. О. Доливо-Добровольским в 1889 г. трехфазного асинхронного двигателя ознаменовало новый этап в развитии электропривода и открыло широкую дорогу промышленному применению электричества. Несомненные экономические преимущества централизованного производства электроэнергии и простота ее распределения привели к том, что электродвигатель, постепенно вытесняя другие виды двигателей, занял первое место во всех отраслях промышленности. Мощность электродвигателей по отношению к общей мощности установленных двигателей составляла в 1890 г. 5 %, в 1927 г. 75 %, в настоящее время около 100 %. Применение электродвигателей оказало революционизирующее влияние на устройство приводов и даже на конструкцию самих производственных механизмов. Прежде всего это сказалось в отказе от трансмиссионного привода и переходе к индивидуальному и взаимосвязанному электроприводам. Каждый, кто бывал на современных заводах, понимает, насколько различны условия работы в цехе, загроможденном большим числом приводных ремней, и в свободном светлом и чистом цехе, где нет шумящих и затемняющих свет трансмиссий.
Развитие электропривода всегда шло в направлении сближения двигателя с производственным механизмом и вытеснения промежуточных передач. Примером может
Рис. 34.1. Схема коробки скоростей токарного станка при различных типах приводных двигателей. служить уменьшение числа пар переключаемых зубчатых колес в коробке скоростей токарного станка (рис. 34.1). Для получения 12 скоростей на шпинделе при нерегулируемом индивидуальном приводе требуется 9 пар зубчатых колес (рис. 34.1. а). Применение двухскоростного асинхронного двигателя дает возможность уменьшить число зубчатых колес до семи пар (рис. 34.1. б), а при регулируемом двигателе постоянного тока их число снижается до четырех пар (рис. 34.1. в).
Рис. 34.2. Схема развития электропривода радиально-сверлильного станка. Рис. 34.3. Электропривод шлифовального круга (электрошпиндель). На рис. 34.2 показана схема развития электропривода радиально-сверлильного станка, где постепенное сближение приводного двигателя с производственным механизмом привело к значительному упрощению отдельных кинематических цепей рабочей машины, приводимых различными двигателями (а, b, с, d). Индивидуальные и взаимосвязанные электроприводы снабжаются иногда обычными серийными двигателями, но часто в них применяются специальные пристраиваемые фланцевые или встроенные двигатели, чем достигается органическое слияние элементов всего электрифицированного агрегата. В индивидуальном электроприводе иногда достигается настолько тесное слияние двигателя с исполнительным механизмом, что конструктивно они представляют собой единое целое. На рис. 34.3 показан электропривод шлифовального круга от асинхронного короткозамкнутого двигателя, так называемый электрошпиндель.
Рис. 34.4. Двигатель - ролик с наружным ротором. Другим примером может служить двигатель-ролик (рис. 34.4), применяемый в металлургической промышленности для перемещения слитков металла. Неподвижная статорная обмотка двигателя здесь, располагается внутри, а сам ролик является ротором. К первым применениям электропривода можно отнести некоторые артиллерийские механизмы на русских судах «Россия» и «Веста» (1887 г.), электрическую железную дорогу и ткацкий станок, демонстрировавшийся на промышленной выставке в Берлине (1879 г.), первый электрический трамвай Ф.Л. Пироцкого (1880г.), электрические швейные машины (1882 г.) и вентиляторы (1886 г.) В.Н. Чиколсва, судовые электрические подъемники и рулевые механизмы (1890—1892 гг.), металлургические машины на ряде американских заводов, оборудованные электроприводами постоянного тока с полуавтоматическим управлением посредством контакторов, команд о контроллеров и т.п. (1890—1892 гг.) [6.54]. Условия для развития массового электропривода создались в конце XIX в. благодаря открытию в 1886 г. Г.Феррарисом и Н.Тесла явления вращающегося магнитного поля, положившему начало созданию многофазных электродвигателей переменного тока, и, главным образом, благодаря комплексу выдающихся работ М.О. Доливо-Добровольского, который в 1888 г. предложил и реализовал трехфазную систему передачи электрической энергии переменного тока и разработал в 1889 г. трехфазный асинхронный двигатель с распределенной обмоткой статора и с короткозамкнутым ротором в виде беличьего колеса. С развитием материальной базы электропривода создавалась его теория. Первой теоретической работой по электроприводу в России можно считать статью Д.Л. Лачинова «Электромеханическая работа», опубликованную в журнале «Электричество» в 1880 г. В 1898 г, в учебных планах Петербургского электротехнического института появилась самостоятельная дисциплина «Электрическая передача и распределение электрической энергии». На основе первых разработок в области электропривода П.Д. Войнаровский в 1900 г. и В.В. Дмитриев в 1903 г. выпустили первые учебные пособия по курсу «Электрическая передача и распределение механической энергии». Так начиналась в России подготовка специалистов в области электропривода.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |