КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Электрический приводС точки зрения профессиональнойподготовки эксплуатационный персонал должен владеть умением самостоятельно управлять производственнымпроцессом, контролировать деятельность средств автоматики, знать особенности технологического оборудования и систем управления. с тем чтобы определять возможный диапазон изменения режимов работы оборудования и энергосистем, а также нести полную ответственность запринимаемое решение и за конечный результат. Не менее важна и своевременность вмешательства, т.е. оперативность действий в рамках функционирующей большой производственной системы. Автоматизация управления объектами позволяет решить большинство из этих задач. Однако во всех случаях окончательное решение остается за человеком, несущим всю полноту ответственности за ошибочные действия как свои, так и средств автоматики. Человек ответственен перед другими за деятельность вверенного ему объекта, пусть и оснащенного самыми совершенными средствами автоматизации. Во всех случаях надежность человека зависит от следующих факторов: степени инженерно-психологического согласования техники с психофизиологическими возможностями оператора при решении возникающих задач; уровня обученности и тренированности; психофизиологических особенностей личности, порогов чувствительности, в том числе физиологического состояния в данный момент- Для всей системы диспетчерскою управления сложным энерго объединением характерно то, что по мере перехода от низшего звена к высшему функции управления расширяются соответственно увеличению объема и усложнения задач но ведению режима. Объем же оперативных задач относительно сокращается, при этом ответственность не только не снижается, а, как правило, возрастает. На низших звеньях диспетчерского управления в электрических сетях чисто оперативные функции считаются основными. В энергосистемах разработка и ведение режима составляют уже значительную часть функций Центральной диспетчерской службы. На диспетчера энергосистемы возлагаются оперативные функции, которые не могут быть переданы подчиненному оперативному персоналу. Наиболее ответственна работа оперативного персонала во время аварийных ситуаций, сопровождающихся психологическими и физиологическими стрессами- интенсивность которых связана с внезапностью и возможными тяжелыми последствиями для страны. Анализ нарушений в работе энергетического оборудования показывает, что из множества причин (например, оперативный персонал не способен успешно ликвидировать аварийные ситуации) основные — профессиональная непригодность и низкий уровень подготовленности к действиям в аварийных ситуациях. Программа обучения эксплуатационного персонала должна разрабатываться на базе квалификационных требований, должностных инструкций с учетом того, что подготовка эксплуатационного персонала для объектов энергетики — одно из главных направлений в обеспечении надежности энергетического производства, где скорость протекания технологическою процесса очень велика, а последствия ошибочных действий в силу высокой взаимосвязанности энергетических процессов со всеми сторонами человеческой деятельности особенно масштабны. Наиболее эффективны такие средства обучения, как специализированный тренажер-советчик при плановом изменении состояния. эксплуатационном обслуживании и обеспечении безаварийной и экономичной работы оборудования, а также комплексный (КТ) и специализированный (СТ) тренажеры при ведении режимов работы оборудования на всем протяжении технологических процессов. Программно-технические комплексы (ПТК) специализированных тренажеров-совеччиков, КТ и СТ используются как средства отработки навыков и как автоматизированные обучающие системы (АОС) для получения и углубления теоретических знаний. Энергосистемы России имеют многообразную программную продукцию для тренинга персонала на базе ПЭВМ. На предприятиях создаются условия для реализации и функционирования системы подготовки персонала с использованием АОС и, в первую очередь, ПЭВМ. Реализуется отраслевая система подготовки эксплуатационного персонала. По программе методологического и материального обеспечения планируется четырехуровневая система подготовки персонала на производстве; отрасле вой тренажерный центр; региональные тренажерные центры; центры тренажерной подготовки и учебно-курсовые комбинаты энергообъединений; пункты тренажерной подготовки при энергопредприятиях. Основные законы трансформаций и эволюции структур систем человек—машина—среда: Первый закон взаимной адаптации утверждает, что синтез и динамика развития любой системы есть процесс взаимной адаптации компонентов системы между собой и системы с внешней средой. Для обозначения процесса повышения степени взаимной адаптации внутренних компонентов системы человек—машина—среда (СЧМС) целесообразно применять термин конвергенция, а для высокой степени — синхронизация. Обратные процессы — дивиргенция, десинхронизация. Состав системы, ее структура и стратегия относительны. Стратегия — это внешнее функциональное проявление закономерности процессов взаимной адаптации внутренних компонентов системы (структуры) при взаимной адаптации системы с внешней средой. Второй закон определяет существование и развитие живой системы как процессы взаимной опережающей многоуровневой адаптации компонентов системы между собой и системы с внешней средой. Применительно к СЧМС, если возникает динамика среды (изменяются процессы взаимной адаптации человека с машиной и средой), человек формирует прогноз и на его основе осуществляет процесс многоуровневой адаптации — внутренней и внешней. Стратегия деятельности человека-оператора в СЧМС может быть выражена закономерной зависимостью показателей его взаимной адаптации с машиной и средой, имеющими динамические параметры. Исследованиями Т.Е. Шеридана, У.Р. Феррела, А.Ф. Дьякова, В.Ф. Венды и др. установлено, что основная причина низкой эффективности деятельности оператора при авариях не задержка в опознании аварийных сигналов, а включение под действием стресса в число аварийных многих второстепенных и случайных сигналов, не относящихся к аварии. Возможности оператора взаимно адаптироваться с машиной и средой характеризуются его чувствительностью (сенсорный фактор), способностью прогнозировать (интеллектуальный фактор) и его пластичностью (трансформационный фактор). Перечисленные факторы взаимосвязаны. Поэтому можно ожидать, что показатели деятель ности оператора с СЧМС будут оптимальными и устойчивыми при условии такой взаимной адаптации между факторами, при которой они составили бы структуру, обеспечивающую требуемую стратегию. Необходимо исследовать не динамику человека, машины и среды, а параметры процессов взаимной адаптации между ними, т.е. в СЧМС процесс взаимной адаптации человека с машиной и средой должен оцениваться только по интегральным оценкам (критериям оптимизации) этих процессов, ибо и показатели работы оператора, и показатели функционирования СЧМС неразрывно связаны с общими затратами ресурсов на отбор и обучение персонала, проектирование, создание и освоение технических средств, Третий закон можно характеризовать как закон дискретных рядов структур-стратегий сложных систем. Любая сложная система может быть реализована посредством одной из дискретного ряда ее возможных структур, Человек в процессе адаптации с машиной и средой реализует структуру-стратегию из набора возможных для него структур-стратегий. Каждая структура-стратегия, имеет свои характеристические кривые. Правило инвариантности интегральной эффективности системы: при постоянном составе компонентов и их активности интегральная эффективность восприятия; Четвертый закон (закон трансформаций) утверждает, что трансформация одной структуры- стратегии системы в другую может происходить только через общее для обеих структур-стратегий состояние системы. При рассмотрении закона трансформаций следует учесть, что состав компонентов системы при изменении ее структуры сохраняется. Новая структура возникает только на базе предыдущей путем ее частичной дезадаптации. Такая декомпозиция должна быть достаточной для получения дополнительных, необходимых для постройки новой структуры степеней свободы компонентов системы. При этом сохраняется достигнутая при прежней структуре взаимная адаптация части компонентов, соответствующая новой структуре. Пятый закон (закон базовых дивергентных структур-стратегий) отражает способность живой системы формировать и реализовывать базовую дивергентную структуру-стратегию для сохранения жизнеспособности и подготовки к значительным трансформациям своей конвергентной структуры-стратегии в неадекватно возникших условиях. В искусственных системах подобные структуры могут быть выполнены как модульные, агрегатные и блочные конструкции, а также гибкие автоматизированные производственные системы, перестраивающиеся через базовые дивиргентные к новым специализированным структурам. По определению Международной эргономической ассоциации человеческий фактор есть комплекс психофизических, психологических и физиологических особенностей поведения человека в производственной среде (в частности, в системе управления). Наиболее распространенная причина ошибок операторов — неадекватное обеспечение их информацией; сигналов поступает либо слишком мало, либо слишком много. При этом оператор теряется в них, не может сосредоточиться на главном, т.е. оказывается перебуженным информацией. Таким образом, необходимы регулирование, оптимизация интенсивности потока сигналов, поступающих к оператору, с целью индивидуальной адаптации их числа к реальным возможностям конкретного человека. Задача комплексного управления энергосистемой в том, чтобы не только в нормальном, но и в аварийном состоянии принимались рациональные методы и алгоритмы управления, обеспечивающие заданное качество электроэнергии при минимальном ущербе у потребителей. При этом особое значение имеет применение компьютерных моделей для исследования и прогнозирования динамики технико-экономических показателей работы энергетических объектов и систем в широком спектре условий при качественном изменении технологических параметров. Компьютерные модели важно использовать и при модернизации оборудования и систем автоматического управления, и при обучении и переподготовке оперативного персонала. Определение необходимого специалисту запаса стратегий деятельности для успешной работы во всем диапазоне динамики управляемых процессов, а также реверсивных (обратных) трансформаций этих стратегий при смене режимов работы оборудования (в том числе при возникновении и ликвидации аварийных ситуаций) — важное условие создания фундаментальной теории и практических методов ускоренного и качественного обучения операторов, В связи с этим особое значение приобретаете поиск путей повышения эффективности тренажномоделирующих комплексов (в частности, путем более точного воспроизведения на них динамики состояний энергообъектов, параметров реальной физической среды, оперативных задач, условий и процессов взаимодействия операторов между собой, с ЭВМ, другими автоматическими устройствами и системами). Безопасность энергетических объектов и их технико-экономическая эффективность в значительной степени зависят от учета эргономических и психологических факторов управления на всех стадиях проектирования, создания и освоения технологического оборудования и объекта в целом (включая средства автоматизации, информационное обеспечение операторов, конструирование и применение тренажеров и других технических средств обучения персонала). Безопасность человеко-машинных систем снижается при качественной структурной трансформации управляемых объектов и процессов, если операторы не успевают синхронно с динамикой объекта трансформировать свое состояние и структуру деятельности, своевременно перейти от нормальной стратегии управления к аварийной. Для обеспечения оператора информацией по объекту управления (ОУ) в номинальных и аварийных режимах реализованы системы поддержки принятия решения (СППР) оператором объекта. Наиболее эффективны экспертные СППР, отличающиеся от традиционных систем обработки информации тем следующим: они ориентированы на классы задач, для решения которых известные математические методы и модели трудноприменимы или неприменимы вообще; строятся а условиях, когда алгоритм поиска решений в каждом из определенных классов задач может быть заранее неизвестен; имеют возможность накапливать знания в процессе обучения; обладают способностью анализировать найденные решения и объяснять ход их получения; обеспечивают «дружественный», как правило, естественно-языковый интерфейс с пользователем, Особенность экспертных СППР заключается в том, что они имеют механизм включения в модель проблемной области различных способов решения задач. Эти способы решения экспертная СППР получает от различных специалистов в области управления (экспертов), обобщает их и учится применять для решения задач в оперативном режиме функционирования. Типовая архитектура экспертной СППР включает в себя ядро экспертной системы, а также подсистемы приобретения знаний, подсистемы объяснения и подсистемы взаимодействия с пользователем и объектом. В ядро экспертной системы входят базы данных и знаний, а также решатель, который на основе информации из базы данных и базы знаний осуществляет поиск решения. Подсистема приобретения знаний используется при настройке экспертной системы на решение задач в конкретной проблемной области, а также при корректировке базы знаний- Подсистема объяснения поясняет по требованию пользователя, каким образом экспертная система получила решение. Подсистема организации взаимодействия с пользователем включает в себя один или несколько лингвистических процессов, предназначенных для организации диалогового взаимодействия с различными категориями пользователей (экспертом, оперативным персоналом) на привычном для них языке. Важное требование к этой подсистеме — поддержание диалога в режиме реального времени. В задачу этой подсистемы входит и получение информации непосредственно от объекта. В отечественной энергетике нашли применение и успешно используются в диспетчерском управлении энергосистемами так называемые интеллектуальные системы поддержания принятия решения, построенные па базе разработанной во ВНИИЗ (Ю.Я. Любарский) инструментальной системы малой информационной модели интеллектуальных решений. Успешно эксплуатируются интеллектуальные системы для краткосрочного планирования ремонтов, интеллектуальные тренажерные системы, интеллектуальные системы для оперативной работы с инструктивно-справочной информацией. Прорабатываются возможности использования интеллектуальных систем для задач долгосрочного планирования баланса активной мощности энергообъединения. Разработана экспертная система СПРИНТ, помогающая диспетчеру в решении задач, связанных с управлением текущим режимом работы энергосистемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ 30-33 5.1. История энергетической техники СССР, Том 2. Электротехника. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1957. 5.2. Смуров А.А. Электротехника высокого напряжения и передача электрической энергии. Л.: 1961. 5.3. Сушкин Н.И.. Глазунов А.А. Центральные электрические станции и их оборудование. М.: Госиздат, 1927. 5.4. Глазунов А.А. Расчет электрических распределительных сетей. М., 1923. 5.5. Горев А.А. Высоковольтные линии передач электрической энергии. Л., 1927. 5.6. Глазунов А.А. Линии электропередачи. М.,1928. 5.7. Лебедев С.А„ Жданов П.С. Устойчивость электрических систем. М.: Госэнергоиздат, 1-е изд. 1933, 2-е изд. 1937. 5.8. Горев А.А. Введение в теорию устойчивости параллельной работы электрических станций. Ч- I- М.: Госэнергоиздат, 1936, 5.9. Устойчивость электрических систем и динамические перенапряжения / С.А. Лебедев, П.С. Жданов, Д.А- Городский, Р.М. Кантор- М.: Госэнергоиздат, 1940. 5.10. Вейтков Ф.Л., Мешков В.К. Диспетчерское управление энергосистемами. М.: Стандартгиз, 1936. 5.11. Мельников Н.А., Рокотян С.С., Шеренцис А.Н. Проектирование электрической части воздушных линий электропередачи 330—500 кВ. М.: Энергия, 1974. 5.12. Тиходеев Н.Н. Передача электрической энергии / Под ред. В.И. Попкова. 2-е изд. Л.: Энергоатомиздат, 1984. 5.13. Проектирование линий электропередачи сверхвысокого напряжения / Под ред. Г.Н. Александрова и Л.Л. Петерсона. Л.: Энергоатомиздат, 1983. 5.14. Веников В.А. Применение теории подобия и физического моделирования в электротехнике. М.: Госэнергоиздат, 1949. 5.15. Сиротинский Л.И. Перенапряжения и защита от перенапряжений в электрических установках. М., 1923. 5.16. Смуров А.А. Электротехника высокого напряжения и передача энергии. М.: Гостехиздат, 1931. 5-17. Акопян А.А. Исследование защитногодействия молниеотводов // Труды ВЭИ. Госэнергоиздат, 1940. Вып. 36. 5.18. Базелян Э.М., Горин Б.Н., Левитов В.И, Физические и инженерные основы молниезащиты. Л.: Гидромстеоиздат. 1978. 5.19. Костенко М.В. Атмосферные перенапряжения и грозозащита высоковольтных установок. Л.: Госэнергоиздат, 1949. 5.20. Разевиг Д.В. Атмосферные перенапряжения на линиях электропередачи, М,-Л.: Госэнергоиздат, 1959. 5.21. Дмоховская Л.Ф. Инженерные расчеты внутренних перенапряжений в электропередачах. М.: Энергия, 1972. 5.22. Перенапряжения и защита от них в воздушных и кабельных электропередачах высокого напряжения / М.В. Костенко, К.П. Кадомская, М.Л. Левинштейн, И.А. Ефремов. Л.: Наука, 1988. 5.23. Попков В.И. Коронный разряд и линии сверхвысокого напряжения. М.: Наука, 1990. 5.24. Гройс Е.С. Трубчатые разрядники. М.: Госэнергоиздат, 1941. 5.25. Безруков Ф-В., Галкин Ю.Л„ Юриков П.А. Трубчатые разрядники. М.: Энергия, 1964. 5.26. Вентильные разрядники высокого напряжения / Д.В. Шишман, А.И. Бронфман, В.И. Пружинина, В.П. Савельев. Л.; Энергия, 1971. 5.27. Сапожников А.В. Уровни изоляции электрооборудования высокого напряжения. М.: Энергия, 1969. 5.28. Щедрин Н.Н. Токи короткого замыкания высоковольтных систем. М.: Госэнергоиздат, 1935. 5.29. Ульянов С.А. Короткие замыкания в электрических системах, ОНТИ, 1937. 5.30. Соловьев И.И. Автоматизация энергетических систем, М.: Госэнергоиздат. 1950. 5.31. Электроэнергетика России / Под ред. А.Ф. Дьякова. М.: Информэнерго, 1997.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |