Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Социальные отношения 432




ГЛАВА 11. ПРЕДРАССУДКИ: НЕПРИЯЗНЬ К ДРУГИМ...............................433

■ Природа и власть предрассудков...............................................................434

Что такое предрассудки?.................................................................434

Насколько распространены предрассудки?.......................................437

Расовые предрассудки................................................................437

Исчезают ли расовые предрассудки?........................................437

Скрытые формы предрассудков................................................439

Тендерные предрассудки..............,..............................................442

Тендерные стереотипы.............................................................442

Тендерные установки...............................................................444

Резюме..........................................................................................447

■ Социальные источники предрассудков.....................................................448

Социальное неравенство..................................................................448

Неравный статус и предрассудок.................................................448

Религия и предрассудки..............................................................449

Воздействие дискриминации: самодостаточное пророчество...........450

«Мы» и «они»................................................................................452

Конформизм..................................................................................456

Институциональная поддержка........................................................457

Резюме..........................................................................................459

■ Эмоциональные источники предрассудков...............................................459

Фрустрация и агрессия: теория «козла отпущения»..........................459

Личностная динамика.....................................................................460

Потребность в статусе и принадлежности.....................................460

Авторитарная личность...............................................................462

Резюме..........................................................................................463

■ Когнитивные источники предрассудков....................................................464

Категоризация................................................................................464

Воспринимаемые сходства и различия.........................................465

Различительные стимулы................................................................468

Особые случаи...........................................................................469

Яркие события...........................................................................470

Атрибуция: справедлив ли этот мир?...............................................472

Пристрастия в пользу группы.....................................................472

Феномен справедливого мира......................................................473

Когнитивные последствия стереотипов.............................................475

Являются ли стереотипы самосохраняющимися?...........................475

Влияют ли стереотипы на суждения индивидуумов?......................478

Можем ли мы ослабить предрассудки?........................................481

Резюме..........................................................................................482

ГЛАВА 12. АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ДРУГИМ.............................483

■ Что такое агрессия?......................................................................................484

■ Теории агрессии............................................................................................486

Является ли агрессия врожденной?..................................................486

Теория инстинктивной агрессин...................................................486

Биологические факторы..............................................................487

Влияние нервной системы........................................................487

Генетические влияния..............................................................488

Биохимические факторы.........................................................488

Является ли агрессия реакцией на фрустрацию?...............................490

Пересмотр теории фрустрации — агрессии....................................491

Фрустрация и депривация — одно и то же?.................................492

Уменьшают ли фрустрацию деньги?............................................494

Феномен уровня адаптации.....................................................495

Относительная депривация......................................................496

Некоторые выводы.................................................................498

Является ли агрессия приобретенным социальным навыком?.............499

Плоды агрессии..........................................................................499

Научение посредством наблюдения..............................................500

Семья....................................................................................501

Субкультура и средства массовой информации..........................501

Резюме..........................................................................................502

■ Что влияет на агрессию...............................................................................503

Аверсивные случаи.........................................................................503

Боль.........................................................................................503

Жара........................................................................................505

Атакующее поведение.................................................................506

Теснота......................................................................................507

Возбуждение..............................................................................507

Массовая культура.........................................................................509

Порнография и сексуальное насилие................................................510

Искаженное восприятие сексуальной реальности..........................510

Женщина как объект агрессии.....................................................511

Массовое сознание.....................................................................516

Телевидение............................................................ 517

Влияние телевидения на поведение..................... ^ 1 я

Взаимосвязь между просмотром телевизионных программ и по­ведением.....518

Эксперименты с просмотром телевизионных передач.................521

Почему просмотр телевизионных передач влияет на поведение? 522

Влияние телевидения на мышление.............................................523

Групповые влияния.........................................................................525

Резюме..........................................................................................526

■ Ослабление агрессии...................................................................................527

Катарсис........................................................................................527

Подход с позиций социального научения..........................................529

Резюме..........................................................................................531

ГЛАВА 13. ВЛЕЧЕНИЕ И БЛИЗОСТЬ.............................................................532

■ Присоединенное™ и благополучие............................................................ 533

Связь со здоровьем.........................................................................534

Связь с ощущением счастья.............................................................535

Резюме..........................................................................................536

■ Дружба............................................................................................................537

Близость........................................................................................537

Взаимодействие..........................................................................538

Аи гпципация взаимодействия......................................................539

Простое нахождение в поле зрения..............................................539

Физическая привлекательность........................................................542

Привлекательность и успех у противоположного пола..................543

Феномен «ровни».......................................................................544

Стереотип физической привлекательности.....................................544

Кто привлекателен?....................................................................547

Противостояние: сходство — взаимодополнительность......................550

Ворон — к ворону, голубь — к голубю?......................................551

Сходство рождает приязнь......................................................551

Отсутствие сходства рождает неприязнь...................................552

Притягиваются ли противоположности?.......................................553

Нам нравятся те, кому мы нравимся..................................................555

Атрибуция.................................................................................556

Самоуважение и привлекательность.............................................557

Завоевание уважения у других....................................................557

Резюме..........................................................................................559

■ Любовь............................................................................................................559

Любовь-страсть..............................................................................560

Теория любви-страсти.................................................................561

Вариации любви........................................................................563

Самоконтроль.........................................................................564

Тендер....................................................................................565

Любовь-дружба..............................................................................565

Резюме......................................................................................568

■ Поддержание тесных взаимоотношений...................................................568

Привязанность:..............................................................................568

16 ■ Социальная психология

Типы привязанности...................................................................570

Супружеская привязанность и счастье.........................................571

Вознаграждаемые отношения...........................................................572

Равное участие (соответствие).........................................................574

Самораскрытие...............................................................................577

■ Завершение отношений...............................................................................579

Кто разводится?.............................................................................580

Процесс разъединения....................................................................581

Резюме..........................................................................................584

ГЛАВА 14. АЛЬТРУИЗМ: ПОМОЩЬ ДРУГИМ...............................................585

■ Почему мы оказываем помощь?.................................................................588

Социальный обмен..........................................................................588

Оказание помощи как замаскированный эгоизм............................588

Эмпатия как источник подлинного альтруизма.............................590

Социальные нормы.........................................................................594

Норма взаимности......................................................................595

Норма социальной ответственности..............................................595

Эволюционная психология..............................................................597

Защита рода..............................................................................597

Взаимность................................................................................598

Сравнение и оценка теорий альтруизма............................................599

Резюме..........................................................................................600

■ Когда мы оказываем помощь?....................................................................601

Ситуационные влияния: число очевидцев.........................................601

Необходимость обратить внимание..............................................602

Интерпретация...........................................................................603

Принятие на себя ответственности...............................................605

Ситуационные влияния: оказание помощи, когда это делают и другие. 607

Ситуационные влияния: давление времени.......................................608

Личностные влияния: чувства..........................................................609

Сознание вины...........................................................................609

Плохое настроение.....................................................................611

Исключения из сценария: «Плохое настроение — хорошие по­ступки»....612

Хорошее настроение — хорошие поступки...................................613

Личностные влияния: черты личности..............................................614

Личностные влияния: религиозность................................................616

Резюме..........................................................................................618

■ Кому мы оказываем помощь?.....................................................................618

Тендер...........................................................................................619

Сходство........................................................................................619

Резюме..........................................................................................521

■ Каким образом мы можем усилить оказание помощи?..........................521

Устранение факторов, сдерживающих оказание помощи.................. 622

Уменьшение неопределенности, возрастание ответственности 622

Чувство пины и -чябптя п Я-пбпяяр................ с^п

Содержание ■ Yt

Социализация альтруизма...............................................................625

Обучение моральному включению (инклюзии).............................625

Моделирование альтруизма.........................................................626

Приписывание оказания помощи альтруистическим мотивам.........627

Знание об альтруизме.................................................................628

Резюме..........................................................................................630

ГЛАВА 15. КОНФЛИКТ И ПРИМИРЕНИЕ......................................................631

■ Конфликт........................................................................................................632

Социальные дилеммы..................................................................... 632

Дилемма заключенного...............................................................633

Трагедия общинных выгонов.......................................................635

Решение социальных дилемм......................................................638

Регулирование........................................................................638

Чем меньше, тем лучше............................................................639

Коммуникация........................................................................639

Изменение выигрышей............................................................640

Апелляция к альтруистическим нормам....................................640

Конкуренция..................................................................................641

Восприятие несправедливости..........................................................643

Искаженное восприятие..................................................................645

Зеркальное восприятие...............................................................646

Изменение восприятия................................................................650

Резюме..........................................................................................651

■ Примирение...................................................................................................652

Контакт.........................................................................................652

Улучшает ли десегрегация расовые установки?.............................652

Когда десегрегация улучшает расовые установки?........................654

Сотрудничество..............................................................................654

Общая внешняя угроза...............................................................655

Экстраординатные цели..............................................................657

Кооперация в обучении.............................................................. 658

Коммуникация............................................................................... 662

Переговоры...............................................................................662

Посредничество..........................................................................663

Превращаем «я выиграл — ты проиграл» в «я выиграл — ты вы­играл».....663

Исправление искаженного восприятия с помощью контролиру­емых коммуникаций................................................................664

Арбитраж..................................................................................668

Умиротворение...............................................................................669

ПОИР.......................................................................................669

Применение в реальной жизни....................................................671

Резюме..........................................................................................672

■ Глоссарий.......................................................................................................673

 

 

ОБ АВТОРЕ

Профессор психологии Дэвид Дж. Майерс (David G. Myers) вот уже 28 лет преподает психологию в Хоуп-колледже (Мичиган). Студенты называют его «выдающимся профессором». Манере любит преподавать психологию — этой любовью проникнуты все его работы, написанные для широкой аудито­рии. Он писал для многих журналов, включая «Scientific American» и «To­day's Education», и является автором и соавтором десяти книг, последние из которых ««The Pursuit of Happiness: Who is Happy — and Why» (Avon Books, 1993) и «Exploring Social Psychology» (McGrow-Hill, 1994).

Исследовательская деятельность доктора Майерса получила высокую оцен­ку: он является лауреатом Премии Гордона Оллпорта девятого сектора Аме­риканской психологической ассоциации за свой труд по групповой поля­ризации. Его научные статьи печатались более чем в 20 журналах, включая «Science», «American Scientist», «Psychological Bulletin» и «Psychological Scien­ce». Он является редактором-консультантом в «Journal of Experimental Social Psychology» и в «Journal of Personality and Social Psychology».

В свободное от службы время он возглавлял в своем родном городе Комис­сию по гуманитарным связям, с его помощью был основан городской Центр общественного содействия, который оказывает поддержку бедным семьям, его лекции звучали в многочисленных университетских и религиозных аудитори­ях. У Дэвида и Кэрол Майерс трое детей: два взрослых сына и дочь, студентка колледжа.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Все исторические документы, свидетельствующие о появлении научной дис­циплины, предметом которой является социальное поведение человека, отно­сятся к одному веку — веку нынешнему. И за этот короткий срок нашей совсем еще молодой науке удалось добиться весьма обнадеживающих резуль­татов. Нам удалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явле­ний, как человеческие убеждения и иллюзии, любовь и ненависть, конформизм и независимость. Многое в поведении человека по-прежнему остается загад­кой, но уже и сейчас социальная психология может предложить достаточно вразумительные ответы на далеко не простые вопросы: «Изменятся ли поступ­ки человека, если нам удастся убедить его принять новые установки? Если да, то какой способ убеждения будет наилучшим? Что побуждает людей то при­чинять вред, то помогать друг другу? Отчего вспыхивают социальные конф­ликты и каким образом сжатый кулак может быть превращен в руку помо­щи?» Ответы на эти вопросы углубляют наше представление о самих себе и делают нас более чуткими к социальным влияниям.

Когда меня впервые попросили написать такой учебник, мне захотелось сочинить текст, в котором научная добросовестность сочеталась бы с челове­ческой теплотой и живостью изложения, фактологическая строгость с интел­лектуальной задорностью. Текст, который представлял бы социальную психоло­гию как бы с точки зрения пытливого журналиста, ведущего сжатый, но предельно информативный репортаж о важнейших социальных явлениях и о том, как их обнаруживают и описывают современные ученые. Текст должен был быть достаточно исчерпывающим и в то же время обладать способностью стимулировать студентов к самостоятельному мышлению — к готовности узна­вать, анализировать, находить глубинные взаимосвязи повседневных явлений.

Каким же образом должен быть отобран материал, чтобы введение в нашу дисциплину получилось «достаточно исчерпывающим»? Я стремился, с одной стороны, к тому, чтобы представляемые здесь теории и данные исследований не казались бы окутанными тайной рядовому студенту, еще не определившемуся относительно своей специализации, а с другой стороны, я старался не загро­мождать текст информацией, достаточно подробно рассматриваемой в других учебных курсах, таких как возрастная психология и психология личности. Вместо этого я решил особо выделить материал, который увязывает соци­альную психологию с гуманитарной интеллектуальной традицией. Гуманитар­ное образование, основанное на изучении великих образцов классической ли­тературы, науки и философии, имеет своей целью вывести наше мышление и сознание из тесных рамок сиюминутных интересов. И здесь социальная пси­хология может быть хорошим подспорьем. Далеко не все студенты, изучаю­щие социальную психологию в рамках университетской программы, выбирают

ПСИХОГТПГМ1П П IfnuPfTTJP ПППРТЯ nnvr

20 ■ Социальная психология

посвятите себя совсем другой профессии. Благодаря такого рода концентра­ции на общечеловеческой проблематике эта книга может быть полезной каж­дому студенту, и в том числе изучающему психологию в качестве общеобразо­вательной дисциплины.

Книга открывается отдельной главой, задача которой — ознакомить читате­ля с исследовательскими методиками, используемыми в нашей дисциплине. Кроме того, здесь содержится предупреждение о том, что многие научные фак­ты — едва вы успеете с ними ознакомиться — могут показаться вам чем-то самоочевидным и что социальная психология буквально пронизана личными пристрастиями самих социальных психологов. Цель главы — подготовить сту­дентов к восприятию следующих частей книги.

Все последующее изложение представляет собой последовательное раз­вертывание даваемого нами определения социальной психологи как научной дисциплины, предметом которой является то, как люди думают друг о друге (часть первая), как они влияют друг на друга (часть вторая) и как они друг к другу относятся (часть третья).

В первой части, тема которой — социальное мышление, речь идет о нашем самовосприятии и восприятии нами других людей, о том, насколько точно ухватывают реальность человеческие впечатления, интуиция и рациональные объяснения.

Тема второй части — социальное влияние. Уделив должное внимание выяв­лению культурных источников наших установок и изучению природы кон­формизма, убеждений и группового влияния, мы усовершенствуем нашу спо­собность распознавать тонкие социальные влияния, воздействию которых все мы подвержены.

Третья часть рассматривает установочные и поведенческие манифестации как негативных, так и позитивных социальных отношений. Здесь показано, каким образом предубеждение переходит в агрессию, а влечение — в альтру­изм. Заключает главу рассмотрение динамики конфликта и примирения.

Тема прикладного значения социальной психологии так или иначе рассмат­ривается в каждой главе, а кроме того освещается в «прикладных» главах, которые заключают каждый раздел. В одну из таких глав («Социальное по­знание и благополучие челэвека») включен материал, посвященный вкладу социальной психологии в изучение здоровья.

В этом издании, как и в предыдущих, особо подчеркивается его мульти-культурная ориентированнссть, что выразилось, в частности, в полном пере­смотре главы 6, посвященной проблеме культурных влияний, и в насыщенности текста книги данными исследований, проводившихся в условиях самых раз­ных культур. В центре внимания книги, как и прежде, находятся фундамен­тальные принципы социального мышления, социального влияния и социальных отношений, выявленные с помощью точных эмпирических исследований. Од­нако иллюстрации этих принципов приобретают все более транснациональ­ный характер и тем самым способствуют осознанию семейственного единства общечеловеческой культуры.

Научный аппарат книги полностью обновлен, в нее вошли 600 новых цитат. В пятом издании более полно освещены:

■ «Я» — в новой главе 2 «"Я" в социальном мире»;

■ эволюционная психология — в главе 6, написанной практически заново и называющейся тепеоь «Пол, гены и культуоа»:

Предисловие ■ 21

■ тесные взаимоотношения — в главе 13 под другим названием «Влечение и близость».

Новым также является раздел «За кулисами», отражающий взгляды неко­торых исследователей, и структура изложения материала, преследующая пе­дагогические цели: главы состоят из легко усваиваемых модулей, обычно три или четыре основных раздела начинаются с предварительного просмотра и заканчиваются разделом «Резюме», в котором систематизируется вышеизло­женное и ключевые концепции.

Вместе с Торо полагая, что «все, что существует, можно легко и естественно выразить понятным языком», я старался абзац за абзацем сделать книгу наи­более интересной и эффективной. Как и прежде, определения ключевых тер­минов помещены на полях и в глоссарии в конце книги.

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

Хотя на обложке книги значится имя только одного человека, в действи­тельности в нее внесло свой вклад целое сообщество ученых. Хотя никто из этих людей не несет ответственности за то, что я написал, и вовсе не обязатель­но, что они согласны с каждым из моих утверждений, именно их практические советы помогли сделать эту книгу лучше.

В новом издании сохранены все изменения и уточнения, которые были сде­ланы консультантами и рецензентами предыдущих четырех изданий. Я глубо­ко признателен уважаемым коллегам:

Роберту Аркину (Robert Arkin), Государственный университет Огайо; Сюзан Бирз (Susan Beers), Свит-Бриар колледж;

Джорджу Бишопу (George Bishop), Национальный университет Синга­пура;

Мартину Болту (Martin Bolt), Калвин-колледж; Доротее Брагински (Dorothea Braginsky), университет Фаерфилда; Расселу Кларку (Russel Clark), Государственный университет Флориды; Джеку Крокстону (Jack Croxton), Государственный университет Нью-Йорка в Фредонни;

Антони Дубу (Anthony Doob), университет Торонто; Филип Финней (Philip Finney), Государственный университет Миссури; Уильям Фроминг (William Framing), аспирантура тихоокеанской психо­логической школы;

Стивен Фуджита (Stephen Fugita), университет Санта-Клары; Дэйвид А. Гершоу (David A.Gershaw), колледж западной Аризоны; Мэри Алиса Гордон (Mary Alice Gordon), Южный методистский универ­ситет;

Ранальд Хансен (Ranald Hansen), университет Окленда; Элайн Хатфилд (Elaine Hatfield), Гавайский университет Джеймс Л. Хилтон (James L. Hilton), Мичиганский университет; Берт Ходжес (Bert Hodges), Гордон-колледж;

Уильям Икс (William Ickes), Техасский университет в Арлингтоне; Марита Ииглехарт (Marita Inglehart), Мичиганский университет; Честер Инско (Chester Insko), университет Северной Каролины; Эдвард Джоунз (Edward Jones), Пристонский университет; Джуди Джоунз (Judi Jones), колледж Южной Джорджии; Мартин Каплан (Martin Kaplan), университет Северного Иллинойса; Джанис Келли (Janice Kelly), университет Пердыо; Дуглас Кенрик (Douglas Kenrick), Государственный университет штата Аризоны; Норберт Kepn (Norbert Kerr), Мичиганский госулапстпрнный

Выражение признательности ■ 23

Чарльз Кизлер (Charles Kiesler), университет штата Миссури;

Дэйвид Мак-Миллен (David McMillen), Государственный университет

Миссисипи;

Роберт Миллард (Robert Millard), Вассар-колледж;

Артур Миллер (Arthur Miller), университет Майами;

Теру Мортон (Teru Morton), университет Вальдербильта;

Даррен Ныотсон (Darren Newtson), университет штата Вирджиния;

Крис О'Салливан (Chris O'Sullivan), университет Букнела;

Пол Полус (Paul Paulus), Техасский университет в Арлингтоне;

Скотт Плаус (Scott Pious), университет Веслейна;

Николас Ротерман (Nicholas Reuterman), университет Эдвардсвилля

в Южном Иллинойсе;

Линда Силка (Linda Slika), университет Лоуэлла;

Ройс Синглетон (Royce Singleton), колледж Святого Креста;

Стивен Слэйн (Stephen Slane), Государственный университет Кливленда;

Марк Сиайдер (Mark Snyder), Миннесотский университет;

Гарольд Стассер (Garold Stasser), университет Майами;

Хомер Ставели (Homer Stavely), Государственный колледж Кине;

Элизабет Танке (Elizabeth Tanke), университет Сайта-Клары;

Вильям Титус (William Titus), Брэйклиф-колледж;

Том Тайлер (Tom Tyler), университет Калифорнии, Беркли;

Рода Унгер (Rhoda Unger), Государственный Монклэйр-колледж;

Билли ван Джоунз (Billy Van Jones), христианский колледж Абелина;

Мэри Стюарт ван Ливен (Mary Stuarrt Van Leeuwen), Калвин-колледж;

Анн Л. Вебер (Ann L. Weber), университет штата Северной Каролины в

Ашвилле;

Гари Веллс (Garry Wells), Государственный университет шатат Айовы;

Бернард Уитлей (Bernard Whitley), Государственный университет Болла;

Киплинг Вильяме (Kipling Williams),университет Толедо;

Мидг Вильсон (Midge Wilson), университет Де-Пола.

Настоящее, пятое по счету, издание также очень выигрывает от того, что в нем содержатся обзоры, дающие бесчисленные конструктивные предложения, сделанные Гален В. Боденхозен (Galen V. Bodenhausen), Государственный Ми­чиганский университет; Дэйвид Басе (David Buss), университет штата Мичи­ган; Синтия Кроун (Cynthia Crown), университет Ксавиера; Аллен Харт (Allen Hart), университет Айовы; Марджори Кребз (Marjorie Krebs), университет Кэннона; Роберт Д. Ридж (Robert D. Ridge), университет Янг Бригама; Ри­чард А. Смит (Richard A.Smith), университет Кентукки; Шелдон Соломон (Sheldon Solomon), Скидмор-колледж; Анн Л. Вебер (Ann L. Weber), универ­ситет Северной Каролины в Ашвилле; Дэниел М. Вегнер (Daniel M.Wegner), университет Вирджинии. Я от души благодарю этих коллег.

Хоуп-колледж (Мичиган) и университет Святого Андрея (Шотландия) оказали большую помощь в данных изданиях. Люди и атмосфера, созданная этими двумя учреждениями, сделали удовольствием труд по подготовке публи­кации книги «Социальная психология». Поэт-эссеист Джек Ридл (Jack Ridl) из Хоуп-колледжа помог создать тот стиль, который вы почувствуете на этих страницах, а Кати Адамски (Kathy Adamski) вновь привнесла хорошее настро­ение своим превосходным лаоом секпетаоской паботы. Филис и Рик Ван-

24 ■ Социальная психология

дервельде (Phyllis & Rick Vandervelde) очень помогли заново оформить это издание, успешно готовя каждый проект с присущим им мастерством и эффек­тивностью. Нтсики Сисулу и Мэри Ли Пайки (Ntski Sisulu & Магу Lee Pikey) помогали выверить библиографию и чтение корректуры. Мэри Ли Пайки так­же старательно создавала именной индекс и библиографию ссылок на страницы.

Если бы Нельсон Блэк (Nelson Black) из Мак-Гроу-Хилл не вдохновил меня, я бы никогда не написал учебник. Элисон Меершаерт (Alison Meerschaert) руководила версткой первого издания. Редактор Дженин Килотта (Jeannine Ciliotta) нежно лелеяла это новое издание, все время предлагая различные уточнения и множество идей и редакторских штрихов. А Джеймс Белзер (James Belser) терпеливо руководил процессом превращения рукописи каждого из изданий в законченную книгу.

Я неизмеримо признателен всем, кто помогал мне. Работа с этими людьми над созданием книги оставила самые яркие и радостные впечатления.

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Сегодня российскому студенту, осваивающему начала психологической на­уки, трудно представить себе, что было время, когда социальную психологию у нас нигде не преподавали. Автор этих строк окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета в 1959 году, твердо усвоив (так учили!), что социальная психология — наука буржуазная и ей нет места в системе марксистской психологии. Однако време­на меняются и мы меняемся вместе с ними. На волне общественно-политичес­ких перемен второй половины 50-х годов, известных ныне как «хрущевская оттепель», произошла некоторая либерализация в сфере научной мысли. Имен­но тогда ряд ученых (прежде всего ленинградских) поднял в научной печати вопрос о настоятельной необходимости разработки в нашей стране социальной психологии (разумеется, на марксистской основе).

Новейшая история отечественной социальной психологии полна знамена­тельных дат.

■ 1962 год — открытие первой в стране лаборатории социальной психоло-

гии при отделении психологии Ленинградского университета.

■ 1966 год — начало преподавания курса социальной психологии на фа-

культете психологии, только что открывшемся в Ленинградском госу­дарственном университете.

■ 1968 год — открытие там же первой в стране кафедры социальной психо-

логии (в Московском университете такая кафедра была открыта в 1972 году).

По мере становления новой науки появлялись статьи и монографии пионе­ров отечественной социальной психологии: Б. Д. Парыгина, Е. С. Кузьмина, А. Г. Ковалева, А. А. Бодалева (и то, что все они были ленинградцами, видимо, не следует рассматривать как случайность). Но основным источником про­фессиональных знаний для начинающих социальных психологов, в том числе и автора данных строк, были труды американских ученых. Естественно, в силу идеологических ограничений невозможно было использовать эти работы в пол­ном объеме. И без того немало упреков было высказано представителями не­которых отечественных научных школ в адрес своих ленинградских коллег за «некритическое отношение» к американской социальной психологии. К счас­тью, все это осталось в далеком (как кажется сегодня) прошлом. Наступили иные времена. Рухнули идеологические барьеры. Подрастает новое поколе­ние, знающее о жизни в стране Советов только по книгам, фильмам, спектак­лям да рассказам старших. Неизмеримо возрос (по сравнению с советским периодом) международный обмен научной информацией, в том числе и в обла­сти социальной психологии. Перестали быть редкостью командировки рос­сийских психологов в университеты США и визиты их американских коллег в психологические центры и организации России. Значительно увеличилась чис-

26 ■ Социальная психология

ленность российских студентов и аспирантов, проходящих обучение в Амери­ке. Неизмеримо возросло в последние годы и количество переводных изданий американской социально-психологической литературы. Однако книгу Дэвида Майерса, которую читатель сейчас держит в руках, нельзя отнести к публика­циям подобного рода. Появление данной работы на русском языке можно считать немаловажным событием для любого из наших психологов, ибо впер­вые он получает западный (американский) учебник, а не сборник или моно­графию, охватывающие узкий круг вопросов, каких уже вышло в России немало.

Учебник Д. Майерса был опубликован в США в 1983 году и с тех пор переиздавался четыре раза. Как настоящий исследователь, который никогда не бывает полностью удовлетворен сделанным, автор каждый раз вносил в свою книгу определенные изменения и дополнения. Предлагаемый нашему читателю текст представляет собой полный (без каких бы то ни было сокраще­ний) перевод последнего, пятого, издания 1996 года. В соответствии с давно установившейся практикой, в США систематически выходят новые учебники по социальной психологии и переиздаются, с дополнениями, старые. В этом ряду, насколько мне известно, учебник Д. Майерса занимает немаловажное место, будучи для многих американских студентов первой книгой, которая зна­комит их с основами социально-психологических знаний.

Труд Д. Майерса, как и всякий американский учебник по социальной пси­хологии, весьма своеобразен. Д. Майерс трактует социальную психологию пре­имущественно в рамках когнитивизма, приводя исключительно интересные данные, полученные им и его ближайшими коллегами в сферах межличностно­го познания и социального воздействия. Сильной стороной учебника Д. Май­ерса является и ориентация автора на практическое использование социально-психологических знаний. Многие страницы книги посвящены применению социальной психологии в юриспруденции, медицине, практике урегулирования социальных конфликтов. Не сомневаюсь, что труд Д. Майерса будет интере­сен и полезен не только нашим студентам и аспирантам, но и профессиональ­ным психологам с большим стажем работы.

В заключение хотелось бы искренне поблагодарить сотрудников издатель­ства «Питер», людей очень молодых, которые со всем энтузиазмом, свойствен­ным своему возрасту, взялись за публикацию данного учебника для россий­ского читателя и на всех этапах работы относились к ней неформально, с душой, в полной мере сознавая свою ответственность за первый опыт такого рода.

А. Л. Свеицицкий,

профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета

г. Санкт-Петербург, январь 1997 г.

 

Глава 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.