Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роли отца и матери в семье




Согласно традициям американской и европейской (в том числе и русской) се­мьи забота о детях, оказание эмоциональной поддержки членам семьи и домашняя работа были главной обязанностью матерей и жен. Отцы устанавливали семейные правила и властвовали. Кроме того, они отвечали за материальное обеспечение се­мьи и за ее положение в обществе. Несмотря на то что в некоторых семьях еще со­храняется такое традиционное разделение обязанностей, появляется все больше семей, в которых матери работают вне дома, а отцы участвуют в домашних делах и воспитании детей, таким образом выпуская из своих рук бразды правления.

Многие из будущих отцов начинают готовиться к своей новой роли еще во вре­мя беременности жены. Несмотря на то, что роль женщины, конечно, важнее, по­скольку она вынашивает ребенка, роль будущего отца тоже ответственна и заклю­чается в оказании жене эмоциональной поддержки. Если женщина во время бере­менности делится с мужем своими переживаниями и заботами, то отношения су­пругов, как правило, становятся глубже, а если замыкается в себе и не рассказывает супругу о своих чувствах, он может подумать, что она им пренебрегает. Обычно мужчины испытывают такой же энтузиазм по поводу будущего ребенка, как и женщины. В нескольких научных работах были получены любопытные данные, указывающие на то, что будущие отцы порой беспокоятся о благополучии малыша даже больше, чем их жены (Lamb, 1979; Greenberg and Morris, 1974;Lynn, 1974).По данным же, полученным при обследовании родителей-одиночек, отцы демонстрируют тот же уровень компетентности в области заботы о детях, что и матери (Lamb, 1987).

С ростом количества разводов и повторных браков появляется все больше семей, где воспитываются дети от предыдущего брака одного или обоих супругов. Даже если у супругов прекрасные отношения, при воспитании пасынка или падчерицы часто возникают проблемы. Обычно такой ребенок раньше жил только с матерью или отцом, теперь же он вынужден привыкать к ее/его новой роли.

Стиль воспитания детей

Психолог Дайана Баумринд (Diana Baumrind, I967,1970) описывает три стиля воспитания детей. Вспомните свое детство. Как вас воспитывали ваши родители? Стиль воспитания — это способ управления человеческим поведением. Должны ли вы были подчиняться строгим правилам, установленным родителями? Если родите­ли отдавали вам приказы без всяких объяснений, значит, они придерживались ав­торитарного подхода. Примером авторитарного подхода воспитания может послу­жить следующая ситуация: мать или отец велит ребенку надеть варежки и на его вопрос «Зачем?» отвечает: «Потому что я сказал!» Если ребенок не подчиняется, то ему насильно натягивают варежки и шлепают за непослушание. С помощью этого же метода родители добиваются того, чтобы ребенок съедал все, что они считают нужным, вовремя ложился спать, делился игрушками с другими детьми и выполнял работу по дому. Ребенку не предоставляется никакого выбора. В авторитарной семье родители сами принимают все решения и добиваются их выполнения с помощью применения силы и наказа­ний.

Не исключено, что в вашей семье была гораздо более свободная и непринужденная атмосфера. Такой подход к воспитанию, когда дис­циплина в семье слабая или вообще отсутствует, называется вседозволенностью. Если ваши родители придерживались этого стиля вос­питания, то они почти не устанавливали для вас правил, ограничений или запретов. Если вернуться к приведенному выше примеру, то в слу­чае вседозволенности родители спрашивают ребенка: «Как ты дума­ешь, не надеть ли тебе сегодня варежки?» и независимо от погоды раз­решают ему поступить так, как он хочет. Точно так же ребенку позволяется по собственному желанию выбирать, что он будет есть, когда ложиться спать и в каких делах семьи участвовать, а в каких — нет. Нередко такого стиля воспитания придерживаются родители, которые сами выросли в авторитарной обстановке. Они выбирают вседозволенность, потому что отвергают тот стиль, в котором воспитывали их са­мих, и хотят выразить протест против методов своих родителей. Неко­торые родители боятся вступать в конфронтацию со своими детьми. Другие считают, что дети должны учиться на собственных ошибках. Кроме перечисленных случаев, этот стиль часто выбирают родители, которые слишком заняты мало интересуются своими детьми.

Как авторитарность, так и вседозволенность при воспитании являются крайностями. Большинство американских родителей выбирают «золотую середину». Если вы выросли в Соединенных Штатах, то, скорее всего, обстановка в вашей семье была демократичной. В демократичной семье существуют правила и запреты для детей, обычно их введение сопровождается объяснениями. Ребенку советуют надеть варежки, потому что на улице холодно, или ложиться спать, потому что после хорошего отдыха он будет лучше себя чувствовать. Если ребенок сможет найти убедительные основания, чтобы не подчиняться какому-нибудь правилу, то родители выслушают его и, возможно, сделают на этот раз исключение. Демократичный подход направлен на то, чтобы дети научились сами управлять своим поведением.

Однако не во всех культурах детская самостоятельность считается ценным качеством. В одном из племен майя в южной Мексике, которое называется зинакантеко от детей требуется безоговорочное послушание. Американцам, которым пришлось учиться у зинакантекских учителей, было очень трудно привыкнуть к их авторитарному стилю обучения. Вот как одна студентка колледжа описывает проблемы возникшие, когда она училась ткать у женщины из этого племени:

Когда я училась ткачеству у Тоник, старой женщины из племени зинакантеко, даже после двух месяцев так называемого обучения, которое я скорее назвала бы пассивным наблюдением, мне так и не было позволено прикоснуться к станку, я стала испытывать всё встающее нетерпение. Тоник много раз обращала мое внимание на технически сложные моменты или, закончив какую-либо операцию, говорила: «Ты видела, как я это сделала. Значит, ты тоже научилась». Мне хотелось закричать в ответ: «Ничему я не научилась! Я ведь не пробовала сделать это сама». Однако, когда она наконец решила, что я готова к тому, чтобы сесть за станок, моя неопытность и неуклюжесть вызвала у нее замечания типа «Cabeza de polio!» (дурья голова), «Ты не смотрела, как я это делала! Ты не научилась!» (Turok, 1972, р. 1-2)

Авторитарный стиль воспитания часто применяется в семьях американцев ази­атского и латиноамериканского происхождения. Поскольку в большинстве амери­канских школ принят демократичный стиль обучения, учащиеся из авторитарных семей испытывают в демократичной обстановке школы трудности, подобные тем, с которыми столкнулась американская студентка, вынужденная привыкать к автори­тарной среде. В американской школе придается особое значение независимости и самостоятельности учащихся, и молодежь из семей, где целью воспитания является послушание и конформизм, может оказаться в невыгодном положении (Steinberg and others, 1992). С изменением культурной среды установки, связанные с метода­ми воспитания, могут меняться, Гринфилд (Greenfield, 1992) отметил, что хотя в Корее строгость родителей (авторитарный подход) и считается знаком их любви к детям, американские и канадские подростки корейского происхождения не приемлют подобной строгости.

Упражнение 6.2

Определите, какой стиль воспитания отражен в каждом из приведенных ниже примеров: авторитарность, вседозволенность или демократичность.

а. Ким обычно ложится спать в 8 часов. Накануне Дня всех святых (1 ноября) она попросила у матери разрешения лечь спать попозже, потому что хотела посмотреть по телевизору предпраздничную программу. Поскольку на сле­дующее утро Ким не надо было рано вставать, мать позволила ей лечь на полчаса позже. _______________________________________________________________

б. Карлосу положено каждый вечер с 7 до 9 часов учить уроки. В это время ему не разрешается звонить по телефону или отвечать на звонки. Вчера вечером он во время занятий позвонил другу, чтобы узнать, какие страницы учебни­ка были заданы по обществоведению. В наказание отец запретил Карлосу пользоваться телефоном до конца месяца и не пожелал слушать никаких объяснений. ______________________________________

в. Нельсон хочет пригласить друга на ужин сегодня вечером. Мать объясняет ему, что на ужин будут свиные отбивные, которых хватит только на членов семьи. Она предлагает Нельсону пригласить друга на следующий день, по­скольку отец собирается завтра приготовить на ужин большое блюдо спа­гетти.

___________________________________________________________

г. Джули раскидывает игрушки по всему дому. Родители часто спотыкаются о валяющиеся на полу игрушки, но ничего не говорят, потому что считают, что Джули должна сама решать, надо ли ей убирать игрушки.

ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД

Первый этап развития начинается с момента зачатия. Сравнительный анализ скорости роста человека в течение всей жизни показывает, что самый быстрый рост (в процентном отношении) происходит в период от зачатия до рождения. Поэтому можно переоценить значение соблюдения правил гигиены беременности. Состояние здоровья беременной женщины оказывает заметное влияние на будущую жизнь ребенка, которого она вынашивает. Такие болезни, как краснуха, сифилис, туберкулез и некоторые виды гриппа, могут оказывать на плод вредное воздействие, поэтому необходимо их своевременное и правильное лечение. Если мать является носителем вируса синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа), то плод может быть инфицирован этим вирусом. Дети, внутриутробно инфицированные СПИДом, иногда рождаются с уродствами головы и лица.

Если беременная женщина полноценно питается, возрастает вероятность рож­дения у нее здорового ребенка и неосложненного протекания родов. По рекомендациям Национального центра статистики здравоохранения (1986) прибавка в весе за время беременности должна составлять от 10 до 15 кг. Если женщины прибавляют в весе меньше, чаще случаются выкидыши, рождаются мертвые дети или дети с весом менее 2,5 кг. Женщины, прибавляющие в весе больше 15 кг, подвергают плод риску родовой травмы.

Если беременная женщина употребляет наркотики, алкоголь, кофеин или курит, то это оказывает заметное влияние на ее будущего ребенка. Самые серьезные последствия вызывает, пожалуй, алкогольная зависимость матери. Ежегодно в США рождается более 40000 младенцев с мозговыми нарушениями, причиной которых является пристрастие их матерей к алкоголю. В России эти цифры еще внушительней. Самое распространенное из таких нарушений носит название фетальный синдром (ФС). Это расстройство характеризуется физиологическими, умственными и поведенческими отклонениями и встречается у детей, матери которых во время беременности злоупотребляли алкоголем.

Многие беременные женщины продолжают пить и употреблять наркотики несмотря на общеизвестность того факта, что ведущей причиной умственной отсталости в США является ФС. Ежегодно почти 300000 детей рождаются с весом ниже нормы, причем, как правило, из-за того, что во внутриутробном состоянии подвергались воздействию алкоголя, никотина или запрещенных наркотиков.

Результаты исследований (Engstrom et al., 1964) подтвердили, что у женщин, которые не рады своей беременности и испытывают от этого стресс, чаще возникают осложнения во время беременности и труднее протекают роды. Ученые также обнаружили, что дети, матери которых нервничали во время беременности, обычно развиваются медленней и адаптируются трудней, чем их сверстники. Поэтому если беременная женщина испытывает стресс, ей следует обратиться за помощью и поддержкой к друзьям или специалистам.

Иногда будущие родители беспокоятся, не унаследует ли их ребенок какую-нибудь болезнь, которая передается из поколения в поколение в семье матери и/или отца. Специалисты по генетике, как правило, не могут дать абсолютно достоверного прогноза, а только определяют математическую вероятность появле­ния у ребенка этого заболевания. Обычно для получения более точ­ной информации пользуются методом, который называется амниоцентезом, или пункцией плодового пузыря. В основе метода лежит ана­лиз околоплодных вод, взятых из полости матки беременной женщи­ны. Процедура сопряжена с незначительным риском повреждения плода, но она позволяет диагностировать такие заболевания, как син­дром Дауна, синдром Тернера, серповидноклеточная анемия и другие возможные врожденные аномалии.

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РОДОВСПОМОЖЕНИЮ

В последние годы всё возрастающую озабоченность стал вызывать вопрос о том, в каких условиях должен происходить акт рождения. Многие американки рожают с применением обезболивания. Некоторые получают общий наркоз и во время родов находятся полностью в бессознательном состоянии. Другие рожают под местной анестезией и находятся в сознании, но не чувствуют боли. В обоих случаях лекарственные препараты, предназначенные для матери, попадают в кровь ребенка. Хиар (Haire, 1972) обнаружил, что при применении анестезии для обезболива­ния родов возрастает вероятность родовых травм и асфиксии у ребенка. Брэйцельтон (Brazelton, 1970) отметил, что лекарственные препараты влияют на двигатель­ную активность и мышечные рефлексы новорожденного в течение первой недели жизни. Эти открытия получили подтверждение во многих других исследованиях, проведенных за последнее десятилетие. В результате за последнее время увеличи­лось количество родов без применения анестезии.

Среди методов безмедикаментозного ведения родов наибольшей популярнос­тью пользуется метод Ламазе. Роды по методу Ламазе часто называют «подготов­ленными», поскольку будущая мать должна начать готовиться к ним за несколько месяцев до предполагаемого появления ребенка на свет. Ее обучают правильно ды­шать и поочередно напрягать и расслаблять определенные группы мышц в соответ­ствии с ритмом схваток. Во время родов ее внимание сконцентрировано на управле­нии дыханием и мышечной деятельностью, что является фактором, отвлекающим от болевых ощущений. При таком ведении родов лекарства обычно не требуются, что благоприятно сказывается на ребенке. Дополнительное преиму­щество этого метода заключается в том, что роженица находится в сознании и мо­жет радоваться своим переживаниям, связанным с рождением ребенка. Часто при родах присутствует отец, который оказывает роженице помощь и поддержку.

Другой подход к родовспоможению был предложен Лебойером (Leboyer) в 1975 году, но до сих пор продолжает вызывать споры. Метод Лебойера направлен на то, чтобы свести к минимуму шок, который ребенок испытывает при рождении. По мнению Лебойера, следует затемнять помещение, где принимаются роды, и об­ращаться с новорожденным очень осторожно и мягко. Ребенка не следует шлепать, как делают обычно, чтобы вызвать крик и запустить процесс самостоятельного ды­хания. Вместо этого новорожденного помещают в теплую ванну, а затем кладут на живот матери. Такая методика подвергается критике, поскольку новорожденный может быть инфицирован микробами, находящимися в воде и на теле матери, а врач может не заметить возникших проблем из-за слабого освещения.

Недавно проведенные исследования показали, что большую пользу роженице оказывает персональная поддержка женщины, которая сама уже рожала. Таких жен­щин называют doulas, в переносном смысле — «опытная мать, которая помогает начинающим матерям». Перед началом исследо­вания они проходили подготовку в течение трех недель в условиях больницы. Затем каждой роженице была назначена в помощь одна doula, которая все время находи­лась рядом с ней, поддерживала ее, поясняла течение процесса родов и по мере не­обходимости успокаивала и утешала. Роды с помощью doulas протекали быстрее обычного, реже возникала необходимость применять обезболивающие и стимули­рующие лекарства, делать кесарево сечение и накладывать щипцы (Bower, 1991).

Упражнение 6.3

Анита, находящаяся на первом месяце беременности, имеет несколько плохих привычек. Она выпивает за завтраком три чашки кофе и постоянно жует резинку. Она пользуется ненормативной лексикой, выкуривает минимум двадцать сигарет в день и после обеда почти непрерывно пьет колу. Примерно с пяти часов вечера она переходит на вино. Обычно она выпивает два или три стакана, а потом съедает весь сытный ужин. Она очень хочет стать матерью и готова сделать все, что нужно ребенка. Друзья сказали ей, что лучше всего рожать под общим наркозом. Она считает, что ей будет спокойнее, если она не будет ощущать боли.

Анита просит у вас совета. От каких плохих привычек ей следует отказаться? Согласны ли вы с мнением ее друзей по поводу общего наркоза?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Развитие человека — это непрерывный процесс, точкой отсчета которого является момент зачатия. С рождения в человеческом организме начинают происходить сложные физиологические, психические и эмоциональные изменения. Эти изменения происходят непрерывно в течение всей жизни человека. На основании многих исследований и наблюдений психологи разделили человеческую жизнь на возрастные этапы и выделили основные изменения, которых можно ожидать на каждом этих этапов. При рассмотрении изменений и адаптационных процессов, характерных для каждого из этапов, не забывайте о том, что переход от одного этапа к другому происходит не мгновенно, а постепенно. Если ребенку исполнилось три года, это не означает, что он лег спать младенцем, а проснулся перешедшим на этап раннего детства. Возрастные пределы каждого этапа являются усредненными. Индивидуальные различия варьируют весьма значительно. Один человек может уже в шеснадцать лет вступить в период молодости, а другой и в двадцать четыре года все борется с подростковыми проблемами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.