Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возраст Возрастной этап




От рождения до 3-х лет Младенческий возраст

3-6 лет Раннее детство

6-12 лет Детство

12-18 лет Юношеский возраст

18-40 лет Молодость

40-65 лет Зрелый возраст

Более 65 лет Пожилой возраст

В России, как и в других странах принято делить жизнь согласно классификации Эриксона (Erickson) на более короткие этапы: 0-1 мес — новорожденность; от 1 мес до 1 года — младенчество; 1-3 года — раннее детство; 3-5 лет — преддошкольный возраст; 5-7 лет — дошкольный возраст; 6(7)-11(12) лет — младший школьный возраст; 11(12)-16(17) лет — подростковый возраст; 16(17)-19(20) лет - юношеский возраст; 19(20)-23(24) года — ранняя взрослость; 23(24)-30(31) года — средняя взрослость; 30(31-40(42) года — взрослость; 40(42)-50(56) лет зрелость; 50(56)-68(72) года — пожилой возраст; >72 лет — старость.

 

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Отметьте, ложно или истинно каждое из перечис­ленных ниже утверждений.

1. ______ Женщины обладают материнским инстинктом, поэтому у них

есть врожденное умение заботиться о детях.

2.______ Обычно рождение ребенка укрепляет слабые семьи.

3.______ Единственный ребенок в семье часто бывает одиноким.

4.______ Конкуренция между братьями и сестрами в семье называется

«сиблинг-соперничеством».

5. ______ Будущему отцу лучше не присутствовать при родах.

6. ______ Авторитарные родители не предоставляют своим детям никакого

выбора.

7. ______ В семьях, где детей воспитывают по принципу вседозволенности,

родители обязательно объясняют причину ограничений.

8. ______ Во всех культурах используются демократичные методы

воспитания детей.

9.______ Алкоголизм беременных женщин лишь в редких случаях

сказывается на здоровье их будущих детей.

10.______ Амниоцентез — это метод, позволяющий проводить диагностику

генетических отклонений до рождения ребенка.

11. ______ Роды с применением наркоза благоприятно влияют на здоровье

новорожденных.

12.______ Метод Ламазе — это настолько естественный метод

родовспоможения, что для его применения не требуется подготовки.

13.______ Возрастные этапы имеют четкие границы, и переход от одного

этапа к другому происходит мгновенно.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы.

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Рождение первого ребенка часто приводит новоиспеченных родителей в шоко­вое состояние. Новорожденный ребенок мало похож на малышей с рекламных фо­тографий. Поскольку рекламистам известно, что новорожденные выглядят не слиш­ком привлекательно, они используют в качестве моделей детей в возрасте от шести месяцев до года. Первые две недели жизни ребенка называются неонатальным пе­риодом. Кожа новорожденных обычно бывает красного цвета, сморщенная и пятнистая, а голова имеет несоразмерно большую величину и иногда бывает деформирована. Шея новорожденного полностью скрыта складками кожи. Тем не менее роди­тели, как правило, так переполнены радостью по поводу появления на свет своего отпрыска, что он кажется им красивым.

Обычно новорожденные спят в течение двух третей всего времени или примерно 16 часов в сутки. Проголодавшись, они просыпаются и кричат до тех пор, пока их не накормят. После кормления они в течение нескольких минут активно бодрствуют, а потом опять засыпают и спят два или три часа, пока опять не проголодаются. Некоторые новорожденные засыпают с трудом и подолгу кричат. Их, как правило, можно успокоить, мягко укачивая, напевая тихим голосом или разговаривая успокаивающим тоном. Некоторых новорожденных успокоить легко, а некоторых — очень трудно. Выбор наиболее эффективного метода успокаивания должен быть индивидуальным. Между новорожденными существуют значительные индивидуальные различия по степени возбудимости. К сожалению, многие родители боятся, что если они будут проявлять внимание к малышу, то избалуют его. На самом деле избаловать новорожденного невозможно. Его жизнь полностью зависит от окружающих взрослых. Чтобы успокоить его и помочь ему стать менее раздражительным, надо ласкать его брать на руки. Несчастные новорожденные, к которым проявляют мало внимания, правило, становятся более возбудимыми и беспокойными. Новорожденные положительно реагируют на низкие частоты мужского голоса, поэтому отец может прекрасно справиться с ролью утешителя своего малыша.

Что умеют делать новорожденные? Имеются данные, свидетельствующие о том, что новорожденные узнают голоса своих матерей и научаются этому во время родов или еще до появления на свет. Новорожденные лучше всего видят предметы, находящиеся на расстоянии примерно 20 см, хотя у некоторых расстояние наилучшего зрения варьируется от 15 до 50 см. По некоторым данным (Pick & Pick, 1970), предметы, находящиеся вне этого диапазона, кажутся им размытыми.

Упражнение 6.4

Представьте себе, что вам поручили нянчить десятидневную малышку. Мать покормила ее и ушла. Малышка в течение пяти минут бодрствовала и двигала ручками и ножками. Затем она начала кричать и кричала все громче и громче. Опишите три способа, с помощью которых вы могли бы ее успокоить.

а. ______________________________________________________________

б. ______________________________________________________________

в. ______________________________________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

По мере того как новорожденный растет и переходит из неонатального периода в младенческий возраст, он продолжает испытывать сильную потребность в ласке. У детей, которые чувствуют, что родители их любят и принимают, в дальнейшем развивается чувство собственного достоинства и вырабатывается позитивная самооценка. Постоянно удовлетворяя потребности малыша, родители способствуют раз­витию у него чувства доверия к миру. К концу первого года жизни большинство де­тей могут отличать знакомых людей от незнакомцев. Малыши, у которых уже раз­вито чувство доверия, чувствуют себя в безопасности со знакомыми людьми, но могут «скептически» относиться к незнакомцам.

Многих родителей волнует вопрос о том, чем и когда следует кормить ребенка. Чаще всего родители задают два вопроса: «Что полезнее для нашего ребенка — грудное или искусственное вскармливание?» и «Когда лучше кормить ребенка — по ча­сам или когда он сам захочет?» Отвечая на первый вопрос, следует отметить, что грудное вскармливание имеет определенные преимущества. С молоком матери ре­бенок получает природные компоненты, повышающие иммунитет. У матери нет не­обходимости тратить деньги на приобретение молочных смесей. Однако при груд­ном вскармливании свобода матери несколько ограничена, и если женщина испы­тывает депрессию, относится к ребенку как к обузе и чувствует себя им связанной, то кормление грудью может утомлять ее и вызывать еще большую подавленность. По данным Массена (Mussen and others, 1978), отношение родителей к ребенку и ласковое обращение с ним во время кормления играют более важную роль, чем то, кормят ли его грудью или из бутылочки. Не так уж важно, чем кормить малыша, если родители проявляют к нему внимание и ласково обращаются, разговаривают с ним и берут на руки.

Ответ на второй вопрос — надо ли строго соблюдать режим кормления — за­висит от того, какого стиля жизни придерживаются сами родители. Исследования показали, что здоровье младенцев, которых кормят по их требованию, не хуже, чем у тех, кого кормят строго по графику. Кормление должно происходить в спокойной обстановке и быть для ребенка счастливым временем, но необходимо позаботиться и о родителях — их комфорт и соответствие графика кормления режиму их жизни также играют важную роль. Если сами родители встают ровно в 7 часов утра, завт­ракают в 7.30, в полдень съедают свой ленч, а обедают ровно в 7 часов вечера, то им, вероятно, будет удобнее кормить ребенка по часам. И наоборот, если родители вста­ют между 6 и 10 утра, иногда не завтракают вообще, а устраивают ленч пораньше, после полудня перекусывают на ходу и обедают, когда проголодаются, им, навер­ное, удобнее и ребенка кормить не по часам, а когда он попросит. При условии, что кормления сопровождаются лаской и проявлениями любви к ребенку, он постепен­но привыкнет к любому из этих вариантов.

Малышу необходима не только родительская любовь — надо еще и стимулиро­вать его развитие. Даже в первые месяцы жизни младенцы предпочитают все новое и неизведанное (Fantz, 1958). Они любят, когда над кроваткой подвешивают погре­мушки, а саму кроватку передвигают, чтобы им открылся новый вид. Попав в дру­гую комнату или в новую для себя обстановку, малыши с интересом рассматривают все вокруг. Им необходимо изучать различные предметы и манипулировать ими. Осязательные, обонятельные и слуховые ощущения играют очень важную роль. Когда дети начинают ползать, они становятся еще любопытнее. Хотя манеж очень удобен с точки зрения безопасности, малышам надо давать возможность исследо­вать окружающий их мир. Им необходимо знакомиться с новыми местами. Прогул­ки по двору и по улицам, походы в магазин или в гости к знакомым оказывают стимулирующее воздействие на их развитие.

В первые два года своей жизни ребенок играет один. Он исследует окружающий мир, забавляется игрушками и «понарошку» изображает различные виды деятельности взрослых. Часто во время игры дети разговаривают сами с собой. Развитие речи начинается с «гуления» и лепета. Несмотря на то что обычно годовалый ребенок может понять обращенную к нему простую речь, сам он может сказать только несколько слов. В возрасте от одного до двух лет дети выучивают некоторые словосочетания. Обычно они неправильно произносят слова; например, слово «конфетка» у них звучит как «кетка». Вы, вероятно, не раз слышали подобный детский лепет. Надо ли поправлять ребенка, когда он неправильно произносит слова? Большинство психологов советуют не делать этого, потому что ребенка это раздра­жает. Однако сами родители не должны повторять «детские» искаженные слова. Напротив, они должны произносить слова правильно и четко. Иначе над их ребенком в конце концов будут смеяться другие дети.

У двухлетних детей часто возникают проблемы при общении. Им не хватает словарного запаса, поэтому они пытаются добиться, чтобы взрослые их поняли, повторяя сказанное более громким голосом. Представьте себе, что ребенок хочет печенья. Он спрашивает: «Питеня?» Если отец отвечает «Нет», то ребенок повторяет, но уже громче: «Питеня!», как будто отец не слышал или не понял его первую просьбу. Лучше, если родители сообщат ребенку, что его просьба или высказывание ими поняты. В описанной выше ситуации отцу рекомендуется ответить: «Я знаю, что ты хочешь печенья прямо сейчас, но я бы хотел, чтобы сначала ты съел свой завтрак. Доешь кашу, и ты получишь печенье. Если хочешь печенья, поешь каши». С двухлетними детьми надо разговаривать ясным и понятным языком. Часто, услы­шав идиоматическое или образное выражение, они понимают его в буквальном смысле и пугаются или запутываются.

Маленькие дети часто боятся оставаться в темной комнате, но не умеют подо­брать слова, чтобы рассказать о своих страхах. Чтобы успокоить подобные страхи, достаточно просто опустить шторы, закрыть дверцы шкафов и включить ночник.

По представлениям американской культуры, самым важным качеством, кото­рое вырабатывается у ребенка в период младенчества, является самостоятельность. Ребенок, который сначала полностью зависел от родителей, к трем годам постепен­но научается понимать речь, говорить, ходить, самостоятельно есть, пользоваться туалетом и надевать кое-что из одежды. Необходимо поощрять всякую попытку ре­бенка сделать что-либо самостоятельно. По мере взросления он начинает все более и более проявлять независимость. Вероятно, вам приходилось слышать выражение «ужасные двухлетки». Двухлетние дети очень гордятся своими достижениями и хо­тят, чтобы их личность была признана окружающими. Часто их любимым словом становится «Нет». У них появляются собственные мысли, и они уже не столь охот­но, как год назад, соглашаются с правилами, установленными взрослыми.

Упрямство «двухлеток» не связано с приобретением новых умений, они их при­обретают и после трех (и после четырех и т. д.) лет. Этот период «несдержанности и капризов» приходится обычно на 2,5-3 года и связан с появлением так называемого «Я». Ребенок вдруг понимает, что есть внешний мир, который имеет свои желания, зачастую противоречащие его желаниям. Отчаянные попытки восстановить пре­жнее ощущение полного контроля над окружением и выливаются в подобные акты упрямства.

Упражнение 6.5

Ниже описаны несколько конфликтных ситуаций, когда у родителей возникли разногласия по поводу воспитания их малыша. Представьте себе, что вас попросили помочь этим родителям разрешить их споры. В каждом случае укажите, чье мнение вы разделяете.

а. Джордж: С Честером что-то не так: ему не нравятся незнакомые люди. Как только его берет на руки незнакомый человек, он начинает плакать. Хелен: Честер — вполне нормальный ребенок. Ему уже почти годик, и он

умеет отличать наших друзей от незнакомцев. Он доверяет только тем, кого знает, а это абсолютно нормально для его возраста.

Джордж _______ или Хелен _____

б. Марша: Не надо класть Лалу в кроватку, чтобы она сосала свою бутылочку в одиночестве. Во время кормления нам надо с ней разговаривать, чтобы она знала, что мы о ней заботимся.

Отто: Чепуха! Не надо отвлекать ее от еды. Ей уже полгода, и она должна учиться самостоятельности.

 

Марша ________ или Отто ______

в. Хуанита: Теперь, когда у нас появился ребенок, нам надо стать более орга­низованными. Малыши должны есть через каждые четыре часа. Мне при­дется попортить себе нервы, стараясь соблюдать режим, но думаю, что так будет лучше для маленького Эллиота.

Генри: Думаю, что маленький Эллиот прекрасно обойдется без всякого ре­жима. Почему бы нам не кормить его тогда, когда он голоден? Ведь сами мы едим, как только проголодаемся.

Хуанита ________ или Генри ________

г. Патрик: Пусть лучше малышка Бриджит лежит в своей кроватке. Привык­нув к одному месту, она будет чувствовать себя увереннее. Если мы будем носить ее с места на место, у нее в голове все перепутается.

Кэтлин: А я считаю, что мы должны дать Бриджит возможность видеть раз­ные вещи. Ее развитие надо стимулировать, а не заставлять ее смотреть из своей кроватки все время на одни и те же предметы.

Патрик _______ или Кэтлин ______

д. Сидней: Маленькая Алисия вместо «апельсин» всегда говорит «песин». Ду­маю, что нам надо стараться четко произносить слово «апельсин», чтобы она научилась выговаривать его правильно.

Диана: Но ведь Алисия так забавно коверкает слова! Давай не будем пор­тить себе удовольствие, исправляя ее произношение.

Сидней ______ или Диана _______

е. Нелли: Мне кажется, что с Ларри что-то случилось. Ни с того ни с сего он вдруг стал бояться ложиться спать. Он плачет и жалуется, что ему страшно.

Я уверена, что он притворяется, чтобы привлечь к себе внимание. Может

быть, его надо за это наказывать?

Боб: Ларри только два года, и не исключено, что ночью ему и правда страш­но. У многих двухлетних детей бывают разные страхи. Не наказывай его. Надо попробовать выяснить, что его беспокоит.

Нелли ______ или Боб ________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.