Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 35. 36. Политические идеи анархистов. М.А. Бакунин, П.А.Кропоткин




 

1)Бакунин вошёл в историю не только как политческой мысли не только как идеолог бунтарского направления в народничестве, но и как родоначальник и крупнейший представитель анархизма в России.

 

2)распространению анархистских идей в нашей стране способствовали: глубокий и длительный кризис самодержавного и крепостинического гос-ва, гос-во не пользовалось в русском обществе уважением, также под флагом единой и неделимой России многие земли и народы, не обладая суверенитетом, всё же во многом продолжали жить по своим обычаям, атмосфера нестабильности. Анархизм находил социальную опору.

 

35) Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876). ОП: «Государственность и анархия», «Кнуто-германская империя», «Революционный катехизис».

 

4)Происхождение гос-ва Б. рассматривает с идеалистических позиций. Природа человека двойственна. Лучшие её черты и инстинкты – зародыш вольной безгосударственной организации будущего. Худшие – основа для возникновения гос-ва. На дурных инстинктах и страстях, на предосудительных свойствах ума и характера людей «замешано» гос-во. Гос-во исторически возникает «во всех странах от союза насилия, опустошения, грабежа». Гос-во без рабства и насилия бессмысленно.

 

5)Вместо гос-ва Б. помышляет создать после социальной революции новый строй, основанный на «идее свободы». Свобода индивидов и ассоциаций – это априорный принцип, сочетаемы с принципом равенства, справедливости, солидарности. Гос-во д.б. разрушено, а также любой авторитет, опирающийся на принуждение. Гос-во заменяется федерацией свободных самоуправляющихся общин в духе Прудона.

 

6)Свобода индивида – это «отражение его человечности или его человеческого права в сознании всех свободных людей, его братьев, его равных». Б. стремится к организации общества и коллективной собственности снизу вверх посредством вольного объединения, ассоциирования людей, кот-е во взаимоотношениях друг с другом будут руководствоваться нормами нравственности. Только так можно достичь свободы каждого. Свобода нужна для полного развития индивидом всех своих спсобностей и полного пользования ими путём воспитания, научного образования и материального благополучия. Свобода – не самоцель, а то обязательное условие, наличие которого обеспечивает реализацию идеалов будущего. Свобода никогда не уживается с политической властью, поэтому всё властно, построенное на принуждении, отвергается. Всякое гос-во – это противоположность человеческой справедливости, свободе и нравственности. Поэтому нет разницы между полуварварской всероссийской империи и самым цивилизованным гос-вом Европы. Бакунинский пафос отрицания гос-ти во многом основывался на анализе действительных противоречий и антагонизмов современного ему буржуазного общества. Вред гос-ва проистекает из его эксплуататорской роли по отношению к обществу и личности.

 

7) Правовые взгляды. Все юридические законы являются внешне навязанными, а потому деспотическими установлениями. Они порабощают человека и одновременно развращают самих законодателей. Они враждебны свободе и противоречат естественному человеческому праву. В «Революционном катехизисе» в кач-ве устава для революционной организации Б. выдвинул требование об отмене всех действующих в европейских странах гражда. и уголовных кодексов, на том основании, что они противоречат общечеловеческому праву. Праву политическому, официальному Б. противился. В не меньшей степени, чем скажем навязыванию догматов религии и церкви, оправданию привилегий и богатства. Правовая программа Б. была расплывчатой и лишённой концептуальной завершённости. В основу правовых отношений положил труд. Лишь свободным, разумным трудов человек творит цивилизованный мир.

 

8)Переход к анархистской федерации надеялся осуществить посредством народного бунта, носящего массовый и в немалой мере стихийный характер. Отрицал идею лавристской программы – о необходимости пропаганды социализма «в народе». Исторический облик народов проявляется в их отношении к соц. рев-ции (народы «способные» к ней и «неспособные». Русский народ способен к соц. рев-ции, он «бунтарь по натуре». Идея Бакунина о рев. избранности русского народа импонировала многим народникам. Для революции необходимо соединить революционный инстинкт мужика с идейностью интеллигенции, кот-я сможет поднять вдруг все деревни. Задача интеллигенции – вызывать все эти бунты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.