КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 37. Политико-правовые взгляды В.И. Ленина
1) Ленин — крупнейший революционер XX в., инициатор и вождь Октябрьской революции в России, основатель советского государства и международного коммунистического движения (III Коммунистический интернационал), творец идейной основы этого движения — ленинизма, который сам Ленин рассматривал как восстановление революционных традиций марксизма, очищение наследия Маркса и Энгельса от наслоений, внесенных в него оппортунистами II Интернационала. ОП: «Империализм как высшая стадия капитализма», «Развитие капитализма в России», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Государство и революция». Ленин был прежде всего политическим деятелем. В отличие от своего кумира и учителя К. Маркса он практически не знал периодов спокойной, кабинетной литературной работы. Его теоретические рассуждения носят вспомогательный характер, они превращаются в средство осуществления политических целей, в форму политической борьбы. Однако это не помешало Ленину приобрести репутацию одного из крупнейших политических мыслителей XX в. В теории, как и в практической политике, его отличала редкая целеустремленность, уверенность в своей правоте, твердость в отстаивании намеченного курса. Вслед за Плехановым Ульянов доказывает неизбежность становления капитализма в России, наивность попыток обойти его с помощью крестьянской общины, а также констатирует переход народничества 80—90-х гг. с революционных позиций на либерально-реформистские («Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» — 1894, «Развитие капитализма в России» — 1899 и др.). К моменту появления Ленина на политической арене вопрос о судьбе капитализма был решен враждебной самодержа-вию общественной мыслью. Россия превращалась в капиталистическую страну. Возможность крестьянской социалистической Революции (если признать ее реальной в 60—70-е гг.) была упущена. Ленин оказался человеком, который наиболее радикально проводил линию, намеченную Плехановым в начале 80-х гг.: нельзя мириться с перспективой стабилизации капитализма в России, нужно еще до буржуазно-демократической революции готовить почву для будущего социалистического переворота. Ситуация, породившая ленинизм,—российская. Речь идет об идее и практике социалистической революции в полуфеодальной стране, которая страдала больше от недостаточности капиталистического развития, чем от его зрелости. Но эта ситуация типична для стран Восточной Европы и всего Востока. Насколько установка на победу социализма в стране, не покончившей с феодализмом, соответствовала марксизму? Весьма распространено мнение, что Ленин отошел от марк сизма. По Марксу, революция должна начаться в развитых капиталистических странах, ни один общественный строй не погибнет, пока не исчерпает всех своих возможностей. А по Ленину — в стране сравнительно слаборазвитой, где капитализм еще не утвердился окончательно, где он опутан пережитками феодализма. Речь идет о попытке компенсировать отсутствие ряда важнейших социально-экономических предпосылок революции активным политическим вмешательством, что противоречит принципам исторического материализма, закону соответствия политической и правовой надстройки экономическому базису. На самом деле Маркс и Энгельс не исключали социалистической революции в России, даже на сугубо крестьянской основе. Плеханов и Ленин продолжали эту линию, но в соответствии с канонами марксизма подводили под социалистическую революцию иную классовую базу — пролетарскую. Связь с революцией на Западе при этом сохранялась. Русские марксисты исходили из идеи основоположников этого учения об одновременной победе революции в основных капиталистических странах. Россия лишь к ним присоединится, а может быть, и выступит инициатором борьбы. Казалось бы, от появления пролетарского элемента в России вся теоретическая конструкция стала прочнее. Возникала лишь одна трудность. Крестьянство составляло большинство населения России, а пролетариат — меньшинство. Это меньшинство должно было получить поддержку большинства. Ленин всегда имел в виду эту проблему. Таким образом, нет оснований утверждать, что ленинская теория революции явилась отрицанием марксизма, но ее связь с российской спецификой, приспособление марксизма к российским условиям очевидны. Свои представления о революции Ленин осуществлял с редкой целеустремленностью, выделявшей его среди марксистов конца XIX — начала XX в. Ленин был первым, кто сказал, что нужно готовить, организовывать революцию, а не пассивно ждать, когда сложатся благоприятные обстоятельства. В этом существенная особенность ленинизма, его действенный, практический характер. Ленин выдвинул идею авангардной пролетарской партии («партии нового типа») как главного средства подготовки и осуществления революции. Мысли Ленина о партии в систематической форме изложены им в книге «Что делать?» Эта партия должна обладать планом действий и повести за собой пролетариат, а свергнуть власть может только социалистическая интеллигенция, вооружённая революционной теорией. Взгляды Ленина на перспективы революции в России изложены во многих статьях 1905—1907 гг., а в систематической форме — в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (июль 1905 г.).
Государство — продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классового господства. Буржуазное государство — диктатура буржуазии. Оно должно быть уничтожено. В «Государстве и революции» последовательно проводится мысль об исторической неизбежности диктатуры пролетариата. При этом диктатура понимается не только как классовая суть, но и как форма власти.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |