Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Конкуренция как основа рыночной системы 1 страница




Текст лекций

Основная и дополнительная литература

Учебно-методические материалы по изучению дисциплины

Основная литература

1. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие / А. Н. Олейник. - М.: ИНФРА-М, 2012., 2013 Гриф М.: 38; Ф.: 215

2. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник / Ю. Н. Черемных. - М.: ИНФРА-М, 2011. Гриф М.:96; Ф.:132

3. Микроэкономика: Учебник / ВЗФЭИ; Под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой. - М.: Юрайт, 2012. ГрифМ.:273; Ф.: 2631

Дополнительная литература

1. Азоев Г.Л., А.П. Челенков. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: ГУУ, НФПК, 2011-416с.

2. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 2013-246с.

3. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. — М.: Гном-пресс, 2010, третье издание.-316с.

4. Баландин А.А. Конкурентные преимущества фирм и пути их формирования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010-136с.

5. Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. М.: ТЕИС, 2012-110с.

6. Всемирная история экономической мысли. Тома 1-6. МГУ им. М.В. Ломоносова. Редколл. В.Н. Черковец и др. М.: Мысль, 2009.-456с.

7. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. — М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 2011.-89с.

8. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХI веке. М., 2013.-248с.

9. История экономических учений. Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2013.-412с.

10. История экономических учений: (современный этап). Под общ. ред. А.Г.Худокормова, М.: ИНФРА-М, 2008.-138с.

11. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: ЮШИТИ, 2011.-222с.

 

 

Вопрос в какой последовательности лучше изучать типы строения рынков по-разному решался крупнейшими экономистами ХIХ века, заложившими фундамент современной экономической теории. Дилемма, с которой им пришлось столкнуться при построении основанной на последовательном использовании математических моделей экономической теории, заключалась в следующем: должна ли эта теория быть организована по принципу восхождения от простого к сложному, или от общего к особенному.

Первый путь, от монополии к конкуренции, избрал А. Курно в опубликованном в 1838 году «Исследовании математических принципов теории богатства». Он считал, что при всяком построении необходимо исходить из какой-либо простой предпосылки. Наиболее простой гипотезой, по его мнению, является гипотеза монополии, понимая её в абсолютном смысле, то есть предположив производство товаров сосредоточенным в руках одного лица.

Противоположный путь – от неограниченной конкуренции к монополии – избрал другой экономист Л. Вальрас. В опубликованных в 1874 году «Основаниях чистой политической экономии» он прямо противопоставлял свою программу программе А. Курно, предлагая начать с неограниченной конкуренции как общего случая и затем идти в сторону монополии как особому случаю.

Последующее развитие экономической политики, да и сам ход событий привели экономистов к отказу от попыток построить теорию путем восхождения от одной нереалистической модели к другой, будь то от монополии к совершенной конкуренции, как это делал А. Курно, или в противоположном направлении, как это делал Л. Вальрас. В середине 30-х гг. ХХ века после Великой депрессии фокус исследований быстро сместился к лежащему между этими двумя гипотетическими крайностями центру – к рынкам монополистической конкуренции и олигополии. Их субъекты, во-первых, находятся в состоянии соперничества, а во-вторых, в той или иной степени обладают рыночной (монопольной) властью. Импульсом, вызвавшим этой резкий сдвиг, стал выход в 1933 году книг Э. Чемберлина, Дж. Робинсон и Г. фон Штакельберга.

Поэтому изучению этих промежуточных (с точки зрения морфологии рынка), но наиболее близких к реалиям типов строения рынка должно предшествовать изучение природы, особенностей и инструментов реализации рыночной власти. В этих целях им предпосланы гипотетические (по большей части) модели совершенной конкуренции, где какие-либо элементы монопольной власти совершенно отсутствуют, и монополии, где такая власть проявляется наиболее полно. Эта последовательность представления материала практически традиционна для подавляющего большинства курсов микроэкономики.

Отсутствие рыночной власти в условиях совершенной конкуренции проявляется, в частности, в том, что здесь всякое предприятие вынуждено продавать свою продукцию по независящей от него рыночной цене. Она и является независимой переменной в модели совершенной конкуренции, а находящееся в этих условиях предприятие часто называют ценополучателем (англ. price taker). Его выбор сводится лишь к принятию решения о величине выпуска.

Напротив, обладая абсолютной рыночной властью, предприятие-монополист может выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, но не то и другое одновременно, ведь комбинация цена-выпуск однозначно задана функцией спроса на его продукцию. На практике почти все такие предприятия выбирают в качестве независимой переменной цену, предоставляя рынку возможность определить величину выпуска. Поэтому их часто называют ценообразователями (англ. price maker) или ценоустановителями (англ. price setter). В теории же в качестве независимой переменной в модели монополии обычно принимают величину выпуска, оставляя рынку право определения соответствующей цены. Оба эти подхода эквивалентны, хотя второй обладает некоторыми практическими удобствами.

Наконец, на рынке олигополии предприятие является, скорее всего, ценоискателем (англ. price searcher). Хотя олигополист и обладает в известной степени рыночной властью, он не может установить цену столь простым образом, как это делает монополист. Ему приходится думать о том, как на его ценовое решение будет реагировать соперник. Мир олигополии подобен играм, в которых за каждым ходом одного игрока, следует ответный ход соперника, так что, в конечном счете, исход игры не предопределён. Отсюда множество моделей олигополии, использование при её изучении теории игр.

Предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать, принимая свои решения, предполагаемые реакции на них со стороны множества конкурентов. В отличие от олигополистов монополистические конкурентные предприятия не являются взаимозависимыми. Их поведение ближе к поведению предприятий в условиях совершенной конкуренции, чем поведение олигополистов. Не однородность продукции даёт таким предприятиям определённую степень рыночной власти при назначении цен. Таким образом, различия между монополистической и совершенной конкуренцией не сводится лишь к однородности или неоднородности товара в глазах покупателя, а предполагает отсутствие в первом и наличие во втором рыночной власти.

Субъекты рынка могут находиться в отношениях конкуренции или соперничества, соответственно быть конкурентами или соперниками. Союз «или» выражает здесь не тождественность, а, напротив, различение связываемых им понятий. В экономической теории, в отличие от обыденной речи, термины «конкуренция» и «соперничество» не синонимичны, они имеют разное содержание. И это особенность не только русского языка. Ниже приведены примеры соответствующих пар терминов из экономической лексики основных европейских языков.

Русский: конкуренция – соперничество.

Английский: competition – rivalry.

Немецкий: Konkurrenz – Wettbewerb.

Французский: concurrence – rivalite.

Слова конкуренция, Konkurrenz, concurrence происходят от латинского concurro – сбегаться, сталкиваться (con – вместо, curro – бежать), тогда как английское competition восходит к латинскому competitionem (con+petito – стремление достать что-то, добиться чего-либо, притязать на что-то). Английское rivalry и французское rivalite восходят к латинскому rivalitas – соперничество (rivalis – пользующийся водой из того же ручья, сосед по оросительному каналу). А вот русское соперничество происходит от несохранившегося пьря (прения, спор). Наконец, немецкое Wettbewerb является производным от глагола bewerben – добиваться чего-либо, состязаться, соревноваться.

Для нас важно конечно не этимологическое, а содержательное различие терминов «конкуренция» и «соперничество». В самом общем виде оно заключается в следующем: термин «соперничество» относится к действительному поведению, тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке. Поведение экономических агентов может иметь характер соперничества лишь при олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока () и они не могут игнорировать реакцию соперников на свои действия. С другой стороны, поведение монополиста не может характеризоваться как соперничество, поскольку на рынках такого строения взаимозависимость экономических субъектов ничтожно мала (). Таким образом, обусловленная недостаточностью ресурсов конкуренция между альтернативными целями их использования может принять форму соперничества субъектов рынка, в которых эти цели персонифицированы.

Среди продавцов (производителей) соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих товаров, специальных мерах по продвижению их на рынок и т.д. Среди покупателей (потребителей) соперничество может принять характер поиска более выгодных (во всех отношениях) поставщиков, стремления получить ценовые скидки, предложения более высокой цены за дефицитные блага, попыток подкупа должностных лиц, представляющих интересы контрагентов и т.д. Ярко выраженное соперничество может наблюдаться в поведении субъектов, которые в тоже время не могут быть названы совершенными конкурентами, как, например, крупнейших автомобильных концернов. Но и, наоборот, совершенная конкуренция наблюдается на тех рынках, где такое явное соперничество отсутствует, например, среди фермеров или крестьян-собственников.

Из выше изложенного очевидно, что различение конкуренции и соперничества могло возникнуть лишь с появлением и развитием теории строения рынка, его морфологии. Действительно, экономисты-классики не различали этих понятий, говоря обычно просто о свободной конкуренции. Именно свободная конкуренция в её противопоставлении монополии и была основой парадигмы классиков. Но, говоря о свободной конкуренции, они, прежде всего, имели в виду соперничество. Как заметил Дж. Стиглер, «конкуренция вошла в экономическую теорию из бытового языка, и в течение длительного времени это слово обозначало только независимое соперничество двух или более лиц». А. Смит, прямо отождествлял конкуренцию с «опытом» или «обострением соперничества».

Классики понимали, конечно, что не всегда и не везде свободная конкуренция совершенно и одинаково свободна, они признавали, что ее собственные последствия могут быть в некоторых ситуациях ограничены или перекрыты действием каких-то других факторов, например, обычаев. Поэтому-то, чтобы, применяя выводы «политической экономии» к явлениям реального мира, избежать ошибок, Дж. С. Милльн требовал учитывать «не только то, что произойдет при воображаемом условии максимального господства конкуренции, но и то, насколько изменится результат, если господство конкуренции будет неполным». Реализовать данное требование экономисты смогли, однако, лишь тогда, когда эта степень неполноты «господства конкуренции» получила свою (качественную) меру в теории построения рынков, их типологии.

Следствием становления и развития этой теории стало очищение понятия конкуренции от каких либо элементов соперничества, что теперь глагол конкурировать (to compete), если он используется не в отношении таких видов деятельности, которые в некотором смысле являются монополистическими, не имеет никакого содержания в экономической теории. Более того, в той обособившейся от основного корпуса микроэкономической теории науке (и учебной дисциплине), центром внимания которой является поведение предприятий, в той или иной мере обладающих рыночной или, если говорить о товарных рынках, монопольной властью, и которую называют организацией, или экономикой, промышленности стандартом стало использование термина соперничество и производных от него, а не термина «конкуренция».

Рыночная конкуренция – борьба фирм за ограниченный объём платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка.

Рыночная экономика по своей сущности глубоко индивидуалистична:

ü господство частной собственности означает, что большей частью национального богатства владеют, пользуются и распоряжаются частные лица, а не общество в целом;

ü свобода предпринимательства дает индивидууму право при­обретать ресурсы и организовывать производства по своему ус­мотрению;

ü обладает суверенитетом и потребитель. Его поведение не огра­ничено какими-либо «нормами потребления» и определяется исключительно желаниями и платежеспособностью самого потребителя;

ü приоритет личного интереса означает, что каждая экономическая единица делает только то, что ей выгодно, при этом, общественные потребности могут игнорироваться;

ü ограниченная роль государства означает, что общество в целом признает широкие экономические свободы личности, считает их оправданными и не стремится подчинить своему контролю.

Индивидуализм рыночной экономики лежит в основе одновременно и сильных, и слабых её сторон.

Сильные стороны: на почве индивидуализма развиваются инициатива и предприимчивость частных лиц, закладывается база гибкости эко­номики и энергичного научно-технического прогресса.

Слабые стороны: не сдерживаемые ничем корыстные интересы частных лиц способны подорвать нормальный ход функционирования экономики, а значит, в конечном счете, и базу собственного существования.

Основным же препятствием на пути неблагоприятного развития событий служит конкуренция. Таким образом, конкуренция является дополнением и противовесом индивидуализму капиталистической экономики.

Важнейшие характеристики конкуренции.

1. Селективность конкуренции проявляется в том, что от со­кращения спроса на товар или услугу фирмы страдают не в рав­ной мере. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители некачественной продукции и т.п. На­против, самые сильные фирмы могут даже в трудное время про­цветать.

2. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновен­ной реакции на любые изменения обстановки. В тот же самый мо­мент, как произошли перемены, в лучшем положении оказывают­ся те фирмы, которые больше к ним приспособлены.

Предметом конкуренции является товар или услуга, посредством которых фирмы-соперники стремятся завоевать признание и деньги потребителя. В широком смысле это удовлетворение определённой потребности. При этом следует отметить, что фирма, видящая например, свою цель в производстве бритвенных лезвий и приборов, и фирма, преследующая цель удовлетворения потребностей населения в бритье, будут не только по-разному оперировать на рынке и развиваться, но и иметь различных конкурентов.

Итак, узкое понимание предмета конкуренции ведет к выявлению конкурентов, производящих товары аналоги либо товары-заменители (субституты). Широкое понимание приводит к увеличению числа конкурентов. В данном случае действуют все те, кто может удовлетворить данную потребность либо товарами, либо услугой, либо путем «перевода ее в какую-то иную потребность», или вообще исключением её из жизнедеятельности потребителя.

Объектом конкуренции является потребитель и в этом качестве он имеет возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке. Именно это разделение «предмета» и «объекта» показывает, что в конкурентной борьбе не одна, а две сферы воздействия: товар (предмет), с 1ой стороны, и потребитель (объект) – с другой, а значит, существует различные методы и формы конкурентной борьбы и различное их влияние.

Формы конкуренции:

1. По отношению к отрасли:

Внутриотраслевая – борьба между производителями одного вида товаров за наиболее выгодные условия их производства и сбыта. Ведёт к образованию единой рыночной цены на товар, а также к повышению производительности труда на предприятии. Является стимулом к техническому прогрессу.

Межотраслевая – характеризуется борьбой между предприятиями различных отраслей экономики за получение более высокой нормы прибыли на свой капитал, за его выгодное вложение. Она ведёт к процессу стихийного перелива капитала из отрасли в отрасль, приводит к тому, что производители покидают отрасли с низкой нормой рентабельности и устремляются в отрасли с более высокой. В ряде отраслей производство сокращается – спрос начинает превышать предложение – рыночная цена повышается –» норма прибыли поднимается до среднего уровня. В итоге происходит выравнивание нормы прибыли и образование средней прибыли, то есть равной прибыли на равный капитал, вложенный в отрасль.

2. По отношению к товарам:

Предметная – это конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность. Товары, как правило, различаются только качеством изготовления.

Функциональная – конкуренция между товарами заменителями (товары-субституты). Возникает, потому что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами (например, для занятия туризмом могут подойти лодки, велосипеды, автомобили и т.д.).

3. По степени интенсивности:

Привлекательная конкуренция – в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает больше прибыли, чем в другом сегменте.

Умеренная конкуренция – действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка.

Ожесточённая конкуренция – субъект поглощает, уничтожает или вытесняет объект из данного сегмента («война всех против всех»).

Методы конкуренции:

1. На основе снижения цены (ценовая конкуренция). Например, скидки с прейскурантных цен, сезонные распродажи, локальные изменения цен (то есть в зависимости от региона), демпинг.

Ценовая конкуренция в настоящее время применяется в следующих случаях:

ü для проникновения на рынки с новыми товарами;

ü для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта;

ü фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у них нет ни сил, ни возможностей.

2. На основе критерия повышения качества товаров. Более эффективная форма конкуренции. Поступление на рынок товаров более высокого качества затрудняет ответные поступки конкурентов, так как повышение качества проходит длительный цикл, начиная с накопления экономической и научно-технической информации.

3. На основе повышения качества сервиса товаров. Осуществляется путём до- и послепродажного обслуживания через создание сервис-центров.

4. На основе снижения эксплуатационных затрат потребителей (расход топлива, электроэнергии, времени пользования и пр.).

5. Интегральная конкуренция – на основе использования всех имеющихся конкурентных преимуществ.

2 Конкуренция как системообразующий элемент развития рыночных систем

В экономической теории принята следующая классификация типов рыночных структур. Самая простая и важная классификация отражает степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. По этому признаку различают совершенную конкуренцию, когда ни один из производителей не способен повлиять на изменение рыночной цены, и несовершенную конкуренцию, когда это условие не соблюдается и фирма (или группа фирм) обладает в той или иной степени рыночной (монопольной) властью. Это подразумевает, что фирма способна воздействовать на цену путем изменения количества предлагаемого товара. Несовершенно конкурентными рынками принято считать монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.

Термины, используемые для обозначения разных типов строения рынка, образованы из слов греческого происхождения, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка – продавцам или покупателям – poleo (продаю) и psoneo (покупаю) и их численность – mono (один), oligos (несколько) и poly (много). Комбинируя их попарно, можно получить наиболее общую и простую классификацию типов строения рынка. В таблице 1 приведена такая классификация, предложенная в 1934 г. известным немецким экономистом Г. фон Штакельбергом. Эту классификацию (с несущественными изменениями) можно и сейчас встретить в курсах микроэкономики (преимущественно немецких).

Таблица 1 – Типы строения рынков по Штакельбергу

Продавцы Покупатели
много несколько один
много Двусторонняя полиполия Олигопсония Монопсония
несколько Олигополия Двусторонняя олигополия Монопсония, ограниченная олигополией
один Монополия Монополия, ограниченная олигополией Двусторонняя монополия

Характерная особенность приведенной в таблице классификации в том, что в ней не нашлось места для хорошо известных из англо-американской литературы типов строения рынка – рынков совершенной и монополистической конкуренции. Это легко объяснимо. Ведь и на том, и на другом рынке много покупателей и продавцов, и поэтому и тот и другой могут быть отнесены к двусторонней полиполии. Разница же между ними состоит лишь в характеристике товара, обращающегося на том или ином рынке. Если товар однороден, то двусторонняя полиполия имеет характер совершенной конкуренции. Если же товар неоднороден, то двусторонняя полиполия приобретает характер монополистической конкуренции.

В 50–60 гг. ХХ в. гарвардские экономисты Э. Чемберлен и Дж. Бейн предложили иную, основанную на трёх поддающихся количественной оценке параметрах, формализованную классификацию типов строения рынка.

Э. Чемберлен предложил использовать для классификации рынков два критерия – взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями, и взаимозависимость этих предприятий. Первый критерий может быть представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями i, j:

, (1)

второй – коэффициентом объемной, или количественной, перекрестной эластичности:

. (2)

Первый характеризует влияние изменения цены j-го предприятия на выпуск (продажи) i-го, второй – влияние выпуска (продажи) j-го предприятия на цену i-го. Чем выше ценовая перекрестная эластичность (1), тем, следовательно, выше однородность выпускаемых этими предприятиями товаров, тем более совершенна их взаимозаменяемость. Чем выше объёмная (количественная) перекрестная эластичность (2), тем более жестка взаимозависимость предприятий. Если она близка к нулю, каждый продавец может игнорировать реакцию конкурентов на свои действия, сколько бы их не было на рынке и сколь близкими субститутами его товары не были бы предлагаемые ими. Если же объёмная перекрестная эластичность высока, взаимозависимость продавцов значительна, ни один из них не может игнорировать реакцию других на свое поведение, даже если предлагаемые на таком рынке товары весьма неоднородны.

К двум предложенным Чемберленом критериям Дж. Бейн добавил третий – условие входа на рынок. Это условие (Е) в обобщённом виде определяется относительным превышением действительной цены товара (РL) его конкурентной цены (РC), равной средним общим затратам длительного периода:

. (3)

Чем выше значение Е, тем привлекательнее рынок для новых продавцов, тем вероятнее их вход на рынок, и наоборот, чем оно ниже, тем менее привлекателен для них рынок и тем вероятнее их отказ от входа. Заметим, что и в случае привлекательности рынка укоренившиеся на нём предприятия могут использовать естественные или искусственно возведённые ими барьеры для предотвращения входа на рынок новых продавцов. В частности, в случае монополии, как правило, Е > 0, но вход на монополизированный рынок так или иначе блокирован и безопасности монополии никто не угрожает.

Классификация товарных рынков на основе этих трёх критериев представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Классификация товарных рынков по Чемберлену и Бейну

Тип строения рынка Взаимозаменяемость товаров () Взаимозависимость предприятий () Условие входа
Совершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Однородная олигополия Е > 0
Неоднородная олигополия Е > 0
Монополия Вход блокирован

 

Многообразие рыночных форм, существующих в реальной действительности, не исчерпывается указанными в таблице пятью типами строения рынка. Экономическая теория занимается тем, чтобы сделать это многообразие познаваемым.

Понятие «совершенная конкуренция» играет особую роль в экономической теории. Связано это с тем, что изучение рынка совершенной конкуренции объясняет ситуации, которые не отвечают требованиям такой структуры. Рынок совершенной конкуренции (или как ещё часто говорят – чистой) является простейшей ситуацией и даёт исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Рыночный спрос и спрос на продукцию отдельной компании.

Ни одна из компаний, действующих на рынке с совершенной конкуренцией, не оказывает влияния на рыночные цены, величины которых определяются точками пересечения кривых рыночного спроса и рыночного предложения. В таких условиях предприятие должно либо назначать цену, равную рыночной, либо его предложение не будет распродано. На конкурентном рынке цена определяется точкой пересечения кривых рыночного спроса и рыночного предложения. Так как форма и положение этих кривых зависят от всех покупателей и всех продавцов, то ни один из них не может повлиять на эту цену. Другими словами, слабые относительно всего рынка возможности отдельного участника не могут заметно повлиять на общий спрос и общее предложение на этом рынке, а, следовательно, и на рыночную цену.

Qm
Спрос на продукцию отдельной компании
Рыночный спрос

Рисунок 1 – Рыночный спрос и спрос на продукцию отдельной компании

На рисунке 1 показаны кривые рыночного спроса и спроса на продукцию отдельной компании на рынке с совершенной конкуренцией. Слева представлена общерыночная кривая, в которой равновесная цена Ре определяется точкой пересечения кривых рыночного спроса и рыночного предложения. С точки зрения отдельной компании, она может продать по такой цене какое угодно количество товара, то есть кривая спроса для совершенно конкурентной компании представляется прямой линией, параллельной горизонтальной оси координат (на рисунке справа), обозначенной Df. То, что кривая спроса на продукцию отдельной компании в этом случае является абсолютно эластичной, отражает простой факт, что попытка установить на таком рынке цену, хотя бы ненамного превышающую рыночную, приводит к невозможности продать даже одну единицу товара.

Поскольку кривая спроса на продукцию отдельной компании на рынке с совершенной конкуренцией абсолютно эластична, принятие решения о цене не вызывает никаких затруднений: необходимо поступать как все. И в этих условиях на первое место выходит определение объёма выпускаемой продукции, который должен быть таким, чтобы полученная прибыль была максимальной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.