Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Конкуренция как основа рыночной системы 2 страница




Определение цены и объёма производства. Краткосрочный период. Краткосрочным периодом называется промежуток времени, в течение которого количество некоторых ресурсов является величиной постоянной, или другими словами, оно фиксировано. Чтобы максимизировать прибыли в краткосрочном плане, предприятие должно принимать фиксированные ресурсы как данность (и соответственно как данность – издержки связанные с ними) и принимать решение об оптимальном объёме выпускаемой продукции исходя из возможности изменять только ресурсы, находящиеся под его контролем.

Максимизация прибыли. При совершенной конкуренции спрос на продукцию отдельной компании определяется рыночной ценой на эту продукцию, которую мы обозначим как Р. Пусть Q – объём продукции выпускаемой компанией, а общая выручка от продажи этого объёма на рынке составляет PQ.

Существует следующий способ, при помощи которого можно определить объём выпускаемой продукции, при котором компания получает максимальную прибыль. Он показан на рисунке 2, где представлены кривые стандартных средних издержек и предельных издержек.

Рисунок 2 – Максимизация прибыли на рынке с совершенной конкуренцией

Если рыночная цена Ре, то линия этой цены пересекается с кривой предельных издержек в точке, соответствующей объёму выпускаемой продукции Q*, что и является оптимальным вариантом, при котором прибыль компании максимальна. При объёмах меньших, чем Q*, цена превышает предельные издержки. Из этого следует, что, наращивая в этом случае объём выпускаемой продукции, компания может продавать дополнительные единицы продукции по цене, превышающей предельные издержки на производство этой дополнительной продукции. Таким образом, компания, которая стремится получить максимальную прибыль, не будет производить продукции ниже уровня Q*. Аналогично объёмы, превышающие значение Q*, соответствуют ситуации, при которой предельные издержки превышают цену. В этом случае сокращение продукции приведёт к большей экономии средств, чем потери в выручке от меньшего количества реализуемой продукции. И опять же компания выйдет, теперь уже с другой стороны, на уровень объёма выпускаемой продукции Q*, при котором её прибыль будет максимальной.

Заштрихованный прямоугольник на рисунке 2 соответствует максимальной прибыли, которую может получить компания на таком рынке. Площадь этой области определяется размером оптимального объёма выпускаемой продукции Q*, умноженным на разницу [Pe–ATC(Q*)], где АТС(Q*) = TC(Q*)/Q*, то есть средние общие издержки – это общие издержки, делённые на объём выпускаемой продукции. Таким образом, площадь рассматриваемого прямоугольника равна что эквивалентно прибыли компании. [Pe–ATC(Q*)] – это прибыль на единицу выпущенной продукции. Если эту единичную прибыль умножить на количество реализованных единиц, то полученный результат будет соответствовать общей прибыли компании.

Минимизация убытков. Выше было показано, каким образом можно определить оптимальный уровень объёма выпускаемой продукции, при котором получаемая компанией прибыль максимальна. В некоторых случаях, однако, компания неизбежно несёт какие-то убытки, и поэтому требуются стратегии, при которых такие убытки в краткосрочном плане становятся минимальными. Если же такие убытки остаются и в долгосрочном плане, то с такого рынка компании лучше уйти.

Краткосрочные операционные убытки. Рассмотрим сначала ситуацию, когда какие-то ресурсы относятся к категории фиксированных. Предположим, что значение рыночной цены Ре лежит ниже кривой средних общих издержек, что и показано на рисунок 3. В этом случае, если объём выпускаемой продукции компании равен Q* и при этом цена равна Ре=МС, её убытки составят величину, эквивалентную заштрихованной области. Однако поскольку цена превышает средние переменные издержки, каждая проданная единица продукции даёт больше дохода, чем требуется переменных издержек для производства этой единицы. Таким образом, компании следует наращивать в краткосрочном плане объём выпускаемой продукции, хотя этот процесс и будет сопровождаться увеличивающимися убытками.

Рисунок 3 – Минимизация убытков на рынке с совершенной конкуренцией

Решения о приостановке выпуска продукции. Теперь предположим, что рыночная цена настолько низка, что лежит ниже кривой средних переменных издержек, как это показано на рисунке 2.4. Если объём выпускаемой продукции компании равен Q* и при этом Ре=МС, в диапазоне возрастающих предельных издержек, это приведёт к убыткам, величина которых эквивалентна сумме двух заштрихованных прямоугольников.

МС

Рисунок 4 – Приостановка выпуска продукции

Таким образом, на каждой проданной единице товара компания будет терять ATC(Q*) – Pe. Если эти единичные убытки умножить на объём выпускаемой продукции, то общая величина убытков будет эквивалентно сумме двух заштрихованных прямоугольников.

Теперь предположим, что вместо того чтобы выпускать в количестве Q* единиц, компания решила приостановить производство. В этом случае её убытки будут равны постоянным издержкам, то есть тем затратам, которые надо совершать независимо от того, работает предприятие или оно стоит. В графическом виде издержки представлены верхним прямоугольником на рисунке 4, а площадь этой фигуры равна [ATC (Q*) – AVC (Q*)] Q*, то есть этот прямоугольник эквивалентен общим постоянным издержкам. Таким образом, если цена ниже средних переменных издержек на производство, то компании дешевле закрыть этот бизнес, чем продолжать выпускать продукцию даже при самом оптимальном варианте её объёма Q*. В обобщённом виде всё сказанное можно сформулировать в следующем принципе: чтобы получать в краткосрочном плане максимально высокие прибыли, совершенно конкурентная компания должна выпускать продукцию в объёме, находящемся на возрастающем участке кривой предельных издержек в той её точке, где выполняется условие Р=МС, и чтобы при этом . Если P < AVC, компании целесообразнее прекратить производство продукции, чтобы минимизировать убытки.

Долгосрочный период. Одним из допущений, лежащих в основе теории совершенной конкуренции, является возможность свободного выхода на рынок новых участников и ухода с него действовавших там ранее компаний. Если компании получают краткосрочную прибыль, то в долгосрочном плане она становится приманкой для других компаний, которые захотят выйти на рынок этой продукции и получить там свою долю прибыли. И по мере того как в отрасли становится всё «теснее», кривая рыночного предложения смещается всё более вправо. Этот процесс показан на рисунке 5 как смещение из положения S0 в положение S1, при котором равновесная цена снижается с Р0 до Р1. Это в свою очередь смещает вниз и кривую спроса на продукцию отдельной компании, что приводит к сокращению её прибыли.

 

Для отдельной компании
Для рынка в целом
S2
S1

Рисунок 5 – Появление на рынке участников и выход с него действующих компаний

Если компании на конкурентном рынке несут в краткосрочном плане убытки, в долгосрочном плане они этот рынок покинут, так как при действиях на таком рынке они не могут покрыть своих альтернативных издержек. Если участники покидают рынок, кривая рыночного предложения смещается из положения S0 в положение S2, что приводит к повышению рыночной цены с Р0 до Р2. А это в свою очередь смещает вверх кривую спроса на продукцию отдельной компании, что приводит к росту прибыли участников, оставшихся на рынке.

Этот выравнивающий процесс будет продолжаться до тех пор, пока рыночная цена не станет такой, при которой все компании, действующие на рынке, не будет получать нулевую экономическую прибыль. Именно этот вариант и показан на рисунке 6. При цене Ре доходы каждой из компаний таковы, что покрывают средние издержки на производство продукции (здесь применяется обозначение АС, так как в долгосрочном плане разницы между переменными и постоянными издержками не существует), а прибыль является нулевой.

 

Рисунок 6 – Долгосрочное конкурентное равновесие

Если бы прибыль была положительной, на рынок устремились бы новые участники, и рыночная цена упала бы до той величины, при которой кривая спроса на продукцию отдельной компании имела бы тот же наклон, что и кривая средних издержек АС. И наоборот, если бы компании несли убытки, часть участников покинула бы рынок, что привело бы к росту рыночной цены до тех пор, пока снова кривая спроса на продукцию отдельной компании не стала бы иметь тот же наклон, что и кривая средних издержек АС

Указанные характеристики рынков с совершенной конкуренцией, проявляющиеся в долгосрочном плане, ведут к двум важным социальным последствиям. Во-первых, рыночная цена равна предельным производственным издержкам. А рыночная цена отражает общественную ценность дополнительной единицы продукции. В основе этой ценности лежат предпочтения всех потребителей данного рынка. А предельные издержки отражают затраты общества на производство этой дополнительной единицы продукции, показывают, какие ресурсы, которые можно было бы использовать в других секторах экономики, израсходованы на производство этой единицы.

Монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции.

Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентного предприятия бесконечно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска (рисунок 1). Напротив, кривая спроса на продукцию монополиста, как и кривая рыночного спроса на продукцию совершенно конкурентной отрасли, имеет отрицательный наклон. Поэтому всякое увеличение (уменьшение) объёма продукции, продаваемой монополистом, сопряжено со снижением (повышением) её цены, тогда как совершенно конкурентное предприятие может продать любой объём продукции по существующей (и независящей от его поведения) рыночной цене. Следовательно, совершенно конкурентное предприятие, будучи ценополучателем, может максимизировать прибыль, лишь варьируя объём производства, тогда как может достигнуть этой цели, варьируя либо объём производства, либо уровень цены. Разумеется, он не может изменять объем выпуска и цену независимо, поскольку их соотношение однозначно определено его функцией спроса и инвариантно выбору независимой переменной.

Определение и цены объёма производства. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объём производства (цена задается экзогенно), то монополист может определять не только объём производства, но и назначать цену. Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции P=MR, то на монополизированном рынке P>MR.

Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо установить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки: когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, и когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки (рисунок 7).

Рисунок 7 – Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии

В условиях совершенной конкуренции установление цены может быть изображено следующем образом (рисунок 8):

Рисунок 8 – Равновесие в конкурентной отрасли

В точке E достигается равновесный объем производства Qe и равновесная цена Pe. Площадь 0BEQe соответствует величине издержек производителей, PeBE – составляет прибыль производителей, а APeE – потребительский излишек. Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объёмов продаж. При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и она изображена на рисунке 9.

Q

Рисунок 9 – Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке E, где Pc=MC. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Pm и количеству продукции Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Pm>MC), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника АВЕ соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мёртвого груза монополии.

По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных фактора – понижающий и понижающий. Понижающий, так как в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой стороны, действует и тенденция к их повышению, связанная с расширением и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию Х. Лейбенстайн обозначил как Х-неэффективность (рисунок 10).

Рисунок 10 – Определение Х–неэффективности

Согласно Х. Лейбенстайну, Х–неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции возможна Х–неэффективность (рисунок 10). В этих условиях фирма увеличивает производство до той точке, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае – до минимума АТС (точка А). Если реальные издержки превышают минимальные АТС на величину АВ, то при производстве Qc возникает Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная ситуация – исключение из правил, поскольку фирмы с Х–неэффективностью обречены на банкротство. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке. Объём производства сокращается с Qc до Qm, а Х–неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.

Показатели монопольной власти. Опираясь на положение, что монопольная власть является величиной обратной эластичности спроса на продукцию, А. П. Лернер в 1934 году предположил следующий индекс:

, (4)

где IL – лернеровский индекс монопольной власти;

Pm – монопольная цена

MC – предельные издержки;

Е – эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = P. Следовательно, IL =0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL>0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчёта реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана:

(5)

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – совокупный (валовой) доход:

(6)

Тем самым показатель Лернера рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоёмких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.

Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля – Хиршмана (IHH). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

, (7)

где IHH – Херфиндаля – Хиршмана;

S1 – удельный вес самой крупной компании;

S2 – удельный вес следующей по величине компании;

S3 – удельный вес наименьшей компании.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 =100%, а IHH=10000.

Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1=1%, а IHH=Si 100=100.

В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля–Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

Олигополия. Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Характерные черты. Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др. Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США: на три компании («Дженерал Моторс», «Форд», «Крайслер») приходилось в 80-е гг. свыше 95% национального производства автомобилей. Можно привести примеры и других отраслей обрабатывающей промышленности США (производство домашних холодильников, пылесосов, стиральных машин, электрических лампочек, открыток, телефонных аппаратов), для которых характерна высокая степень концентрации производства всего на нескольких фирмах.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства, которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур.

Эффект масштаба – важная, но не единственная причина, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально эффективный уровень. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как это происходит в наукоёмких отраслях, контролируемых фирмами типа «Ксерокс», «Кодак», IBM и др. На протяжении всего срока действия патента фирма надёжно защищена от внутренней конкуренции.

Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуаций на рынке в результате различного поведения конкурентов.

В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объёма выпуска продукции. Цена используется в качестве элемента агрессивной рыночной стратегии, и рыночные параметры приближаются к условиям совершенной конкуренции. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои пределы (цена не ниже, чем убытки).

Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.Если между участниками сговора достигнута твердая договорённость, то олигополия вырождается в чистую монополию, и все кривые спроса сливаются в одну. Объём продаж определяется точкой В, где MR=MC. Проекция этой точки на кривую D, т. е. точка А (рисунок 11), позволяет определить монопольную цену Р0 и экономическую прибыль (площадь Р0ACN).

 

Рисунок 11 – Максимизация прибыли при тайном сговоре

Однако тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой. По мере развития производства и насыщения рынка все сильнее сказываются различия в спросе и в издержках производства участников сговора. Те, кому удалось понизить издержки и повысить спрос, вызывают зависть конкурентов, которым кажется, что их обошли нечестным путем. К объективной дифференциации производителей добавляется субъективный фактор – мошенничество. В обход соглашения осуществляются тайные продажи на льготных условиях. Все эти явления особенно дают о себе знать в условиях спада производства, когда каждый хочет выжить за счет других. Фактором, препятствующим тайному сговору, становится также антитрестовское законодательство.

Поэтому в современном мире, чаще всего встречаются не оформленные соглашения (картель), а молчаливая договоренность (лидерства в ценах).

Монополистическая конкуренция.

Модель и само понятие «монополистическая конкуренция» обязаны своим происхождением выходу в 1933 году книги Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции». Однако представления Чемберлина о монополистической конкуренции со временем изменились, неизменным осталось лишь то, что монополистическая конкуренция представляет некую комбинацию сил монополии и конкуренции.

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, не велик.

Лёгкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары–субституты.

Определение цены и объема производства. Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса (Dc) параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон (рисунок 12). Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).

Рисунок 12 – Монополистическая конкуренция

Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены.

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. Если при совершенной конкуренции производится Qc цене Pc, то в условиях монополистической конкуренции – Qm по цене Pm.

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

 

3 Развитие конкуренции в переходной экономике

Развитие конкуренции в переходной экономике.

Высокие темпы развития внешней торговли, связанные с углублением международного разделения труда, несомненно, свидетельствуют о её эффективности для национальных экономик стран, участвующих в ней. Различные представления о том, что лежит в основе этой эффективности, нашли отражение в эволюции теорий международной торговли.

Теория абсолютных преимуществ (А.Смит): стране целесо­образно импортировать те товары, по которым у неё издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у неё издержки производства ниже, чем за рубежом.

Теория сравнительных преимуществ (Д.Рикардо) позволяет доказать эффективность внешней торговли даже в том случае, когда страна имеет более низкие издержки в производстве всех видов продукции по сравнению с другими странами. Для нее выгодно сосредоточить производство в той отрасли (отраслях), где её преимущества по отношению к другим странам больше, уступив им производство продукции в отраслях, где эти страны отстают в меньшей степени.

Теория соотношения факторов производства Э.Хекшера и Б.Олина: страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства, и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства. Избыток одних факторов в стране делает их дешевыми по сравнению с другими, скудными факторами.

Неотехнологические теории (получили развитие с сер.XX века на основе НТР): связывают основные преиму­щества с монопольной позицией фирмы (и страны-новатора). Оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может.

Теория конкурентных преимуществ М.Портера: международные конкурентные преимущества национальных фирм зависят от того, в какой макросреде осуществляется их деятельность в собственной стране.

М. Портер выделяет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации возможных конкурентных преимуществ страны:

ü параметры факторов производства (позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.