Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи современной теории воспитания




Цель и идеал в современной педагогике

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Сегодня принято считать, что в настоящее время отечественная педагогика находится в сложном противоречивом состоянии, так как она утратила старую методологическую основу, как не отвечающую современным требованиям. Это лишило ее былой стабильности и уверенности в правильности ставящихся целей воспитания, в выборе метода познания истины в исследовании педагогических процессов. Она, пытаясь выйти из сложившейся ситуации полной неопределенности, стремится найти более твердые основания для своего дальнейшего развития.

В связи с этим учеными предпринимаются попытки возродить утраченные или не развитые в свое время педагогические идеи, заключенные в трудах известных отечественных мыслителей – А.Н. Бердяева, В.С. Соловьева, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева и других. Их понимание смысла жизни и творческие поиски путей возрождения культуры и духовности русского народа, возрождения лучших черт интеллигенции – позволило современным ученым искать у них основания для развития отечественной педагогики.

Отечественные ученые вносили и вносят свой посильный вклад в развитие отечественной педагогики, опираясь на наработанное ранее, в том числе и в советский период. Среди них можно назвать имена педагогов, которые известны в нашей стране и за рубежом и в менее широких кругах: Ю.П. Азаров, Л.В. Занков, И.Т. Огородников, Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, А.О. Пинт и др.

В настоящее время проводятся педагогические исследования, разрабатываются различные педагогические проблемы, формируются концепции воспитания, различные подходы к решению учебно-воспитательных задач применительно к различным социальным учреждениям, в том числе и культурно-досуговым, и источниками развития современной педагогики являются педагогические идеи, развивавшиеся предшествующими поколениями ученых - педагогов, философов, историков.

Проблема цели и идеала тесно связана с проблемой формирования мировоззрения.

Современная отечественная педагогика решает проблемы формирования мировоззрения, идеалов, собственного суждения личности в тесной взаимосвязи с проблемой цели воспитания; отстаивает и развивает общечеловеческие и национальные ценности, определяет пути духовно-творческого развития личности человека.В этом контексте проблема формирования мировоззрения не менее актуальна в настоящее время. В связи с мировоззренческим вакуумом, образовавшемся в нашем обществе, люди вообще стараются не вводить в контекст своего разговора понятие «мировоззрение», так как оно, как правило, раньше употреблялось в сочетании со словами «коммунистическое» и «буржуазное». Вместе с тем, учитывая, что мировоззрение - это ничто иное как система взглядов на мир, на общество и природу, человека и человеческое мышление, оно влияет на выбор идеалов и убеждений, определяющих поведение людей.

Следовательно, мировоззрение помогает нам правильно понимать сущность социальной и деловой активности личности, осознавать свою принадлежность к определенной социальной общности, к определенному этносу. Человек с правильно сформированным мировоззрением понимает и разделяет нравственно-эстетические нормы и культурные ценности своего народа, традиционно утверждавшиеся и те, которые складываются в современном обществе. Религиозные и естественнонаучные взгляды на происхождение и развитие Вселенной, жизни на земле также зависят от сформированного у человека мировоззрения.

Мировоззрение правильнее понимать как знание, превратившееся в убеждение и диктующее поведение, как результат отношения к миру. В этом случае, не трудно установить связь между мировоззрением и целью, целью и результатом воспитания и обучения. Для примера рассмотрим позицию великого русского педагога К.Д.Ушинского который давал свою модель соотношения цели и результата в педагогике, имеющего непосредственное отношение к формированию мировоззрения у учащихся. Целью воспитания и обучения, по его мнению, является выбор рода деятельности, которая стала бы целью жизни человека, а цель жизни человека зависит от мировоззрения, от уровня его притязаний, от идеалов, принятых за основу собственного поведения и деятельности. Принято считать, что те или иные идеи, помогают в выборе цели, выбрав такую цель, люди подчиняют ее достижению все свои поступки и действия.

Достаточно мощным средством формирования мировоззрения являются литература и средства массовой информации. Литература, например, воздействует одновременно на разум и чувства человека, оставляет в сознании определенный след. Историческая литература дает яркое представление о жизни, культуре, быте, отношении к просвещению людей той или иной эпохи, народа, страны. При чтении литературного произведения у нас складываются этические и эстетические идеалы, а в подростковом и юношеском возрасте нередко возникает потребность подражать не только положительным, но и отрицательным героям произведения. На этом основании формируется собственное суждение и убежденность в истине, духовность, интеллигентность, культура. Здесь особо следует сказать о духовности.

Духовность, ее развитие у россиян можно рассматривать с разных позиций: как одно из оснований новой формирующейся государственно-патриотической идеологии и системы ценностей для большинства нации; как возвращение верующих в лоно церкви и следование религиозным догматам; как ориентация на овладение высшими духовными, нравственно-эстетическими ценностями и т.д. Так как на этот счет есть различные взгляды, можно сказать, что данное явление проблематично для настоящего времени.

Рассмотрим некоторые их подходов к решению проблемы духовности. В истории отечественной религиозной философии духовность всегда была тесно связана с верой. С.Н.Булгаков отмечал в свое время, что «вера есть, быть может, наиболее мужественная сила духа, собирающая в одном узле все душевные энергии: ни наука, ни искусство не обладают той силой духовного напряжения, какая может быть свойственна религиозной вере». (Булгаков С.Н. Сочинения, тт. 1-2. М., 1993)

Российские ученые, сделавшие большой вклад в развитие отечественной педагогики, также обращались к проблеме развития духовности как стержневому качеству, формирующему мировоззрение у подрастающего поколения. К ним, как мы помним, относится прежде всего К.Д.Ушинский, рассматривавший это явление в своих работах.

Итак, основываясь на различных взглядах относительно решения проблемы духовности, духовного развития человека, можно сделать вывод, что это явление следует рассматривать значительно шире, чем просто релизиозное чувство веры, то есть не как иррациональный подход, как некий догмат, а как синтез науки, культуры и веры.

Современная отечественная педагогика, решая проблемы формирования мировоззрения, поиска идеалов, обращает особое внимание на развитие собственного суждения человека в тесной взаимосвязи с проблемой цели воспитания; отстаивает и развивает общечеловеческие и национальные ценности, определяет пути духовно-творческого развития личности человека и другие важные проблемы.

Проблема формирования мировоззрения остается дискуссионной по сей день. В связи с мировоззренческим вакуумом, образовавшемся в нашем обществе, люди вообще стараются не вводить в контекст своего разговора понятие "мировоззрение", так как оно, как правило, раньше употреблялось в сочетании со словами "коммунистическое" и "буржуазное". Вместе с тем общеизвестно, что мировоззрение – это ничто иное, как система взглядов на мир, на общество и природу, человека и человеческое мышление. Это совокупность идеалов и убеждений, определяющих поведение людей.

Следовательно, мировоззрение помогает каждому человеку правильно понимать сущность социальной и деловой активности личности, осознавать свою принадлежность к определенной социальной общности, к определенному этносу. Человек с правильно сформированным мировоззрением понимает и разделяет нравственно-эстетические нормы и культурные ценности своего народа, традиционно утверждавшиеся и те, которые складываются в современном обществе. Религиозные и естественнонаучные взгляды на происхождение и развитие Вселенной, жизни на земле также зависят от сформированного у человека мировоззрения.

Мировоззрение принято понимать и как знание, превратившееся в убеждение и диктующее его поведение, поэтому не трудно установить связь между мировоззрением и целью воспитания и обучения.

 

Термин «теория» (греч.) – высшая форма научного мышления, система понятий, категорий, законов, отражающих существенные свойства, связи и отношения предметов действительности. Она предполагает не только констатацию фактов и их описание, но и их объяснение, осмысление их во всей системе данной науки. Теория по своей сути выходит за пределы фактов и практики, на базе которых она возникает. Она освещает путь новой практике и поискам новых фактов и закономерностей. Одним из существенных признаков теории как высшей формы научного знания является ее системность, т.е. такое качество, которое свидетельствует о том что данная совокупность знаний приведена в порядок на основании определенных научных принципов. В процессе овладения научными теориями должна вырабатываться привычка не принимать ничего на веру, умение доказывать истинность того или иного теоретического положения, опровергать ложные утверждения, искать причины, закономерности явлений раскрывать их сущность. (ПЭ. М.: изд-во «Сов. энциклопедия», 1968, т.4. с. 243-244)

Теория воспитания, представляя собой раздел педагогики высшей школы, характеризует процесс духовно-творческого развития личности будущего специалиста. Как система ведущих научных идей, объясняющих и раскрывающих закономерности и принципы, специфику воспитательного процесса в системе профессиональной подготовки, она предлагает пути решения конкретных задач достижения цели воспитания, оперирует только ей присущими педагогическими категориями, специфическими методами исследования педагогических явлений.

Предметом теории воспитания высшей школы можно считать процесс развития личности будущего специалиста для социально-культурной сферы, ее социально важных качеств. Этот процесс направлен на создание и расширение круга отношений человека к окружающему миру, к культуре общества и каждого отдельного человека. Чем шире, разнообразнее и глубже отношение личности будущего специалиста к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир. На этой основе происходит выстраивание внутренней и гражданской позиции личности, складывается его отношение к окружающему миру, культуре и самому себе. Можно признать, что теория воспитания выстраивается на ведущих научных идеях, раскрывающих общие закономерности и принципы духовно-творческого развития личности.

Задачи теории воспитания: исследовать воспитательный процесс, его содержание; определить, какие технологии воспитания наиболее эффективны; предположить будут ли традиционные и нетрадиционные методы, приемы, формы и средства воспитания оптимальны на практике в тех или иных условиях, временных рамках и применительно к тому или иному человеку; проектировать, в каком взаимодействии с воспитанием находятся самосовершенствование, самовоспитание и перевоспитание; проверить, как решалась и решается проблема влияния коллектива на личность и личности на коллектив и другие не менее важные проблемы, актуальные для мировой и отечественной педагогики высшей школы.

В круг ее задачвходит также изучение актуальных проблем: что включает в себя воспитательный процесс, то есть каково его содержание; какие технологии воспитания наиболее эффективны; будут ли традиционные и нетрадиционные методы, приемы, формы и средства воспитания оптимальны в тех или иных условиях, временных рамках и применительно к тому или иному человеку; в каком взаимодействии с воспитанием находятся самосовершенствование, самовоспитание и перевоспитание; как решалась и решается проблема корпоративно-управленческого влияния на личность и другие не менее важные проблемы, актуальные для мировой и отечественной педагогики высшей школы.

1.3.Теории воспитания: сравнительный анализ

В отечественной педагогике до последней трети ХХ века господствовала одна педагогическая теория - теория коммунистического воспитания. За рубежом сосуществовали несколько теорий воспитания, осуждаемые отечественными учеными. Опираясь на источники, рассмотрим некоторые из ведущих зарубежных теорий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.