КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Католицизма-неотомизма
Религиозно-педагогическая теория Педагогическая теория экзистенциализма Экзистенциализм (экзистенция – от лат. существование) – одно из течений философского идеализма. Развивали его Ж.П.Сартр, А.Камю и Г.Марсель (Франция), Хайдегер и Ясперс (Германия). Русским экзистенциалистом считается религиозный философ Н.А.Бердяев. Он в книге «Самопознание» рассматривал проблемы, связанные с внутренним миром человека, с его мироощущением: о смысле жизни, о своей роли и месте в обществе, о свободе и воле и т.д. По мнению экзистенциалистов, личность человека непознаваема, иррациональна, следовательно, не может быть изменена с помощью воспитания. Человек противостоит враждебным и непостижимым силам внешнего мира, существование его бессмысленно. Еще древнегреческие философы Сократ и Демокрит в качестве цели воспитания выдвигали задачу «познай самого себя», исходя из того что в душе каждого человека есть то, что скрыто и задача его «это» раскрыть. Педагогическая проблематика находит место в различных сочинениях экзистенциалистов. Экзистенциалисты умаляют роль воспитания в развитии личности ребенка: внутренняя сущность ребенка недосягаема для серьезных педагогических влияний; родители и воспитатели не могут проникнуть в его внутренний мир ребенка, их роль в этом пассивна, они не могут предвидеть результаты воспитания; одаренные учащиеся не должны тонуть в «усредненной массе». В целом экзистенциалисты выступали против стандартизации духовной жизни и нивелировки личности, против коллективного воспитания и обучения, ратовали за соборность (Н.Бердяев). Сторонники религиозного экзистенциализма (Г.Марсель) считали первостепенной задачей воздействия на личность - воспитание глубокого чувства набожности, отрицали положительное значение научного познания. В Х111 в. представитель средневековой схоластики священник доминиканец Фома Аквинский пытался, будучи одним из главных идеологов католической церкви, соединить науку и религию, веру и разум. Он стремился заставить философию служить религии. Не отождествляя знание и веру, он доказывал возможность и необходимость гармонии между ними. его считают основоположником теории, названной томизмом («Фома» - «Томас»). Педагогическая система томизма основана на выдвинутом Фомой Аквинском психологическом учении о нематериальной бессмертной душе, внедренной богом в человеческое тело. Конечной целью жизни человека является совершенство, достигаемое поведением, соответствующем общественным законам. В Х1Х в. эта теория стала возрождаться и обрела название католицизма-неотомизма. Ее главная идея - мы живем для того, чтобы познать Бога в себе и окружающем мире. Так, например, основываясь на этом, последователи Фомы Аквинского (Аквината) считают эстетическое воспитание важным путем познания Бога, приближения к нему через искусство. Таким образом, данная теория призывает находить источник высоких нравственных идеалов в религии. Все должно служить цели познания Бога и в себе самом. Рассмотренные выше теории воспитания, как и другие, не упомянутые здесь, направлены на то, чтобы отстоять идею целенаправленного влияния на личность, обосновать свои приоритеты в решении этой проблемы. В Российскую педагогику данные теории стали проникать в середине 90-х годов ХХ в. наиболее активно. Что же касается теории коммунистического воспитания, существовавшей до этого в отечественной педагогике как единственная и неоспоримая, то она была признана несостоятельной, не отвечающей современному развитию российского общества. Вопросы для самопроверки: 1.Что подразумевается под целенаправленностью процесса воспитания. 2.В чем различие между целью и идеалом воспитания. 3.Назовите предмет и основные задачи теории воспитания. 4. Дайте сравнительный анализ теорий воспитания. 5. В чем заключается цель воспитания на современном этапе.
Глава 2.ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |