Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория социального расслоения людей на основе их различной интеллектуальной одаренности




Данная теория стала разрабатываться в конце Х1Х века за рубежом. Основным методом, с помощью которого приверженцы этой теории получали и получают информацию об интеллектуальном развитии людей является метод тестирования, поэтому особое внимание обратим на данный метод исследования. Метод тестов в его современном виде существует сравнительно недавно, однако исследователи истории его становления, находят еще в далекой древности примеры применения тестов (задач).

Как научный термин "тест" (от англ. "испытание", "проба") в психологии – задание стандартной формы, выполнение которого должно выявить наличие определенных умений и навыков, способностей или других психологических характеристик – интересов, эмоциональных реакций и т.д. Родоначальником психологического тестирования считается английский психолог Ф.Гольтон, выдвинувший идею применения тестов в книге «Исследование человеческих способностей и их развития» 1883 г.. Он разработал несколько несложных заданий, результаты выполнения которых должны были свидетельствовать об общей одаренности человека. Задания Ф.Гольтона касались в основном измерения элементарной чувствительности (способность различать высоту звука). По результатам испытаний делались выводы не только о степени одаренности человека, но и интеллектуального развития. Нужно заметить, что Ф.Гольтон был сторонником признания приоритета наследственных факторов в развитии умственных способностей людей.

Наиболее активно тест стал применяться с конца Х1Х века. Примерно с этого времени ведет свою историю психодиагностика, в которой и был употреблен термин "тест", детально разработанный американским психологом Дж.Кэттелом в 1890 г. с целью диагностики психологических состояний личности. С 1892 года Ф.Гольтон и Дж.Салли стали применять метод тестов в педагогических исследованиях.

Тем не менее считается, что приоритет в разработке тестовых методик принадлежит французским психологам А. Бине и Т.Симону, разработавшим систему тестов для определения умственного развития или одаренности детей. По заказу Министерства образования Франции в 1929 г. ими была разработана серия задач для отсева детей, неспособных к обучению в массовой школе. Позже тесты Бине - Симона стали использоваться для количественной (в баллах) оценки умственных способностей. Созданные ими тесты, хотя и в многократно модифицированном виде, дошли до наших дней и широко применяются во всем мире. Они были переработаны с учетом национальных особенностей Л.Терменом (США), Бобертагом (Германия), С. Бертом (Великобритания), А.М.Шубертом (Россия) и т.д. Значительное развитие тесты получили в психотехнике и педологии.

В отечественной педагогике тестирование стало активно применяться в 20-е годы ХХ века в школьной практике в период начала разработки на российской почве педологии (науки о детях). К разработке этой науки в России имели отношение теоретики – П.П.Блонский, А.Б.Залкинд, М.Я.Басов, Л.С.Выготский, А.С.Залужный, С.С.Моложавый. Одним из инструментов оценки умственного развития педологами применялись тесты, среди которых наибольшее распространение получили психометрические шкалы.

В начале 30-х годов началась принципиальная критика многих положений педологии, в том числе и тестирования. Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 «О педологических извращениях в системе наркомпросов», по сути дела, педология прекратила свое существование. В результате официального запрета педологии были запрещены и методы количественной оценки интеллекта с помощью тестирования, разработанные для оценки умственной одаренности людей. Существует мнение, что поводом отрицания тестирования послужил вывод ученых - противников данного метода - о безнравственности его применения, унижающих личность людей, не имевших возможности получить достойное воспитание и развитие, так как их родители чаще всего происходили из самой гущи народа. Проще говоря, это мешало классовым установкам того времени, и «тест» стал ассоциироваться с антинаучным термином.

В США бум тестирования шел дольше, но также был раскритикован в середине 70-х г.г. ХХ века. Одной из причин стал нашумевший случай с Даниэлем Хофманом. В Нью-Йорке суд рассмотрел его иск к городскому отделу образования. В 6-летнем возрасте Хофман был подвергнут тестированию и, несмотря на то, что всего на всего страдал не резко выраженным речевым дефектом, был признан умственно отсталым и отправлен в соответствующее учебное заведение. После окончания школы для умственно отсталых, он был вновь подвергнут тестированию с целью определения его дальнейшей судьбы: помещения в следующую группу профессиональной подготовки. Несмотря на то, что тест показал, достаточно высокий уровень его умственных способностей, юноша не был зачислен в группу профессиональной подготовки. Оставшись без полноценного образования, без специальности он решил обратиться в суд и получил компенсацию в полмиллиона долларов.

Хотя метод тестирования в США был осужден, тем не менее он до сих пор применяется. Так, например, американский исследовательский Центр «Пионер», занимающийся исследованием генетической предрасположенности людей к обучению, использует метод тестирования для выявления коэффициента умственной одаренности человека. Ученые Центра пришли к выводу, что представители различных рас интеллектуально развиты неодинаково. Ими доказывается, например, что черные менее способны к обучению, чем белые, цыгане, евреи тоже генетически неполноценны. Попытку обосновать расистскую теорию рассуждениями о неравенстве рас по уровню развития интеллекта они подчиняли цели - улучшить человечество. В связи с этим, вполне закономерен вывод: не следует и пытаться развивать личность с помощью обучения, образования тех, кто не способен к учению, не нужно изменять то, что изменить нельзя.(Чарльз Мэрфи. Кривая Белла. Нью-Йорк,1998)

Это по сути своей приговор, с которым невозможно согласиться. Прежде всего нужно выявить: что влияет на развитие интеллекта? Окружающая среда (микро- мезо- и макро-), экология, воспитание, питание мозга или какие-то другие факторы. Безусловно, нельзя отрицать того, что мозг имеет способность расти, изменяться с возрастом (если это здоровый человек). Обучение и воспитание являются ведущими факторами этого роста, и их следует учитывать.

По мнению последователей теории социального расслоения людей, прием детей не только в элитарные школы, но и в общие лучше осуществлять на основе тестирования. Оно проводится для того, чтобы выяснить интеллектуальное развитие (ай-кью), способность к обучению будущих школьников в 1-й группе - А - с высоким ай-кью, дающим возможность дальнейшего обучения в высшей школе; во 2-й - В - со средним ай-кью, ориентирующим на последующее обучение в среднем звене; в 3-й - С - с ниже среднего - удел входящих в нее - рабочие профессии. Обучение в группах (классах) должно идти также дифференцированно, на основе индивидуализированных программ. Для того, чтобы попасть в первую группу, нужно было решить задачи (тесты) достаточно сложные. Родители, имеющие материальные средства, нанимали репетиторов, и их дети имели больше шансов быть зачисленными в группу А. Таким образом, конкурс в школу становился конкурсом не детей, а родителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.