Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Срок оказания услуги 2 страница




§ данный тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений;

§ в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты (например, Marks&Spencer заключила неформальные стратегические союзы со многими поставщиками товаров), но и конкуренты (например, Grundig и Philips, объединившие свои усилия в области видеозаписи, или Honda и Rover в мобильной связи);

§ в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника;

§ стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;

§ альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом;

§ компании могут быть участниками множества стратегических альянсов;

§ стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг;

§ альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;

§ альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга;

§ это пока наименее ограничиваемые в законодательном порядке способы проникновения на рынок.

Выделяют четыре разновидности стратегических альянсов:

§ альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях;

§ стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий);

§ консорциумы для реализации инвестиционных проектов;

§ альянсы со слабой кооперацией.

С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно разделить на три вида:

§ альянсы по реализации проектов НИОКР;

§ альянсы по организации совместного производства;

§ альянсы по совместному освоению новых рынков.

Наибольшее распространение получили альянсы, создаваемые в целях сотрудничества в сфере НИОКР. В настоящее время к этой группе относится более половины всех стратегических союзов.

Количество альянсов постоянно возрастает. Согласно UNCTAD (ЮН-КТАД, Конференция ООН по торговле и развитию), общее число технологических альянсов (в области производства новых материалов, информационных технологий и биотехнологий) увеличилось с 526 в 1980 г. До 4512 в 1995 г., т.е. почти в 9 раз.

Мотивами, в соответствии с которыми компании вступают в альянсы, являются:

§ достижение экономии на масштабах производства;

§ совместное использование производственных мощностей;

§ объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции;

§ снижение неопределенности и усиление стабильности развития, поскольку в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяются их опыт и ресурсы;

§ снижение рисков в деятельности;

§ получение доступа на рынок, где уже существуют сложившиеся рыночные структуры и определенный менталитет, продвижение на рынок продукции друг друга;

§ передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала;

§ совместная разработка и производство технически сложных изделий (средств коммуникаций, компьютеров, самолетов и т.п.).

Цели, ради которых компании вступают в стратегические альянсы, существенно различаются.

Так, General Motors использовала союзы для преобразования своего бизнеса. Эта компания создала обширную сеть связей с автомобильными компаниями и поставщиками в Европе и Азии, а также в Северной Америке. Некоторые альянсы должны были улучшить продвижение продукции на зарубежный рынок — другие предполагали обмен технологиями, третьи были призваны обновить ассортимент General Motors, четвертые — изучить производственные методы и т.п.

Исторически компании развитых стран, ориентированные на экспорт, искали возможности альянса с компаниями менее развитых стран, чтобы импортировать и продвигать на местный рынок свою продукцию. В последнее время ведущие компании из разных частей света создают стратегические альянсы для усиления своих совместных возможностей по обслуживанию целых континентов и продвижению к еще большей вовлеченности в деятельность на мировом рынке. Как японские, так и американские компании создают альянсы для укрепления своей конкурентоспособности на рынке стран Европейского Союза и освоения открывающихся рынков восточноевропейских стран. В качестве примера можно привести лишь несколько из большого числа стратегических альянсов компании Toshiba:

§ альянс со шведской компанией Ericsson, одним из крупнейших в мире производителей телекоммуникационного оборудования, в целях разработки нового оборудования средств связи;

§ партнерство с Sun Microsystems, лидером по производству микропроцессоров для рабочих станций, с целью разработки портативных модификаций рабочих станций для Sun и использования оборудования компании Sun в продукции Toshiba по контролю энергосистем, дорожного движения и автоматизированному мониторингу производственных процессов;

§ стратегический альянс с компаниями IBM и Siemens с целью разработки и производства чипов памяти DRAM емкостью до 16 Гб для использования в больших компьютерах;

§ совместный проект с подразделениями компании Time Warner по разработке новой интерактивной кабельной телевизионной технологии.

Примерами стратегических союзов могут служить и соглашения между IBM и Mitsubishi, альянс между IBM и Apple.

Непременными условиями эффективного стратегического альянса являются долгосрочное планирование, координация политики, укрепляющие доверие партнеров, и стремление к сотрудничеству высшего и среднего менеджмента компаний-союзников.

Данное положение можно проиллюстрировать недавним примером краха, казалось бы, эффективно действующего, приносящего огромные прибыли стратегического союза между компаниями Honda и Rover. Honda владела 20% акций компании Rover. В 1994 г. British Aerospace, владелец Rover, решила продать ее стратегический пакет акций. Поскольку японский партнер объявил о неготовности приобрести предлагаемый пакет, англичане продали его немецкой компании BMW. Японские партнеры были предельно возмущены этим шагом, а руководители British Aerospace не могли сдержать удивления по этому поводу, считая, что все их действия были направлены на соблюдение интересов своих акционеров. Столкнулись интересы представителей двух не понимающих друг друга культур.

Многие альянсы распадаются или ликвидируются, если один из партнеров принимает решение о приобретении другого. Проведенный в 1990 г. анализ 150 компаний, состоящих в стратегических альянсах, которые впоследствии распались, показал, что в 75 % всех альянсов партнеры были поглощены участниками альянсов и, прежде всего, японскими компаниями. В целом отмечается, что японские фирмы по сравнению с европейскими и американскими более активно действуют, внедряют опыт, приобретенный в рамках стратегического альянса.

Порой участники альянса намеренно (изнутри зная его сильные и слабые стороны) ставят партнера в безвыходное положение, когда он не способен противостоять поглощению своей компании партнером по альянсу.

Так, например, стратегический альянс между Fujitsu и International Computer Ltd (ICL), просуществовавший в течение 9 лет, завершился приобретением Fujitsu 80 % акций британской компании ICL. Первоначально Fujitsu была поставщиком комплектующих для компьютеров ICL, но по мере развития сотрудничества превратилась в единственный источник технологий для этой компания. Когда же англичане, учитывая безрадостные прогнозы о финансовом состоянии компании, вынуждены были ее продать, то они смогли найти только одного покупателя своей компании — партнера по стратегическому альянсу — фирму Fujitsu. И многие специалисты убеждены, что Fujitsu все это было подстроено преднамеренно.

Во многих альянсах наибольшая опасность заключается в том, что участвующие в них компании могут достаточно хорошо изучить операции партнеров, скопировать порядок их действий и стать успешными конкурентами.

Говоря о недостатках стратегических альянсов, следует отметить, что эффективная координация деятельности самостоятельных компаний является сложной задачей (учитывая их различную мотивацию и порой противоречащие цели). Будучи в значительной степени независимыми, партнеры в состоянии принимать решения, неоптимальные в плане интересов стратегического альянса в целом. Его участники постоянно вынуждены находить формы разрешения противоречий между задачами, стоящими перед стратегическим альянсом в целом и отдельными его партнерами. Приходится преодолевать также языковые и культурные барьеры. Результаты анализа функционирования стратегических альянсов показывают, что около половины из них не дают ожидаемой отдачи, а их участники зачастую оказываются в сложном положении, жертвуя подчас своими преимуществами.

Для того чтобы положительный эффект вступления компании в стратегический альянс превалировал над отрицательным, необходимо учитывать следующие моменты:

§ партнер по стратегическому альянсу должен быть совместимым с данной компанией;

§ наиболее успешные альянсы характеризуются тем, что товары и позиции на рынке партнера дополняют товары и позиции данной компании, а не конкурируют с ними;

§ в рамках стратегического альянса опасно передавать партнеру информацию, которая может сказаться на конкурентной ситуации;

§ не следует ждать от альянса немедленной отдачи, во многом результат зависит от доверия, существующего между компаниями;

§ при заключении стратегического альянса рекомендуется быстро и детально ознакомиться с основными идеями и практикой партнера в области технологии и управления и внедрить в свою деятельность наиболее рациональное из этого;

§ стратегический альянс необходимо рассматривать как временное соглашение между партнерами, если он становится невыгодным, его целесообразно сразу же расторгать.

 

Особенности организации венчурного бизнеса

 

В настоящее время понятие "венчурный бизнес" получил широкое распространение, на данный момент не существует единого определения венчурного бизнеса, в разных источниках в зависимости от цели исследования дается различное толкование этого явления. В исследованиях отечественных авторов пока редко употребляемся понятие "венчурный бизнес", больше используется сочетание "высокотехнологичный бизнес". Так, В.М.Бузник определяет высокотехнологичный бизнес как "деятельность, связанную с производством и реализацией высокотехнологичного продукта, приносящую прибыль" [1]. Если посмотреть на эту проблему в зарубежной литературе (английский вариант: венчурный бизнес - Venture Business, рисковый бизнес - Risky Business, высокотехнологичный бизнес - High Technology Business, мелкие фирмы с высокими технологиями - High Technology Small Finns, фирмы, специализирующиеся на новых технологиях - New Technology Based Firms), то можно отметить, что к характерным признакам венчурного бизнеса можно отнести; высокий риск, высокую прибыльность и высокие технологии.

Одним из видов сотрудничества малых предприятий с крупными фирмами является венчурный бизнес. Английское слово «венчур» означает риск и, следовательно, венчурный бизнес - это рисковый бизнес. Существует несколько десятков форм рискового бизнеса, и его специфика определяется прежде всего специализацией рискового бизнесмена в какой-нибудь определенной сфере деятельности [1].

Обобщив все известные формы, специфику рискового мелкого бизнеса можно определить следующим образом: учредители малого предприятия имеют очень интересную, заманчивую идею, осуществление которой позволит получать значительные прибыли, однако предприятие не располагает средствами для ее реализации. В этом случае учредители находят какое-либо юридическое или физическое лицо, обладающее необходимыми средствами для осуществления этого проекта. Очень важно заинтересовать венчурного специалиста и убедить в том, что он имеет дело с надежным партнером, и их отдача от его инвестиций будет достаточно высокой.

Преимущество рискового бизнеса состоит в том, что он базируется на энтузиастах-изобретателях. Эти люди, одержимые принципиально новыми техническими решениями, как правило, обращаются в венчурные фонды при появлении опытного образца будущей серийной продукции. Если они не располагают необходимыми для полного завершения работы капиталом, то обращаются к третьим лицам, которые при соответствующей серьезной научной и коммерческой экспертизе предлагаемого разработчиками изделия готовы рискнуть крупными денежными средствами для получения высокой прибыли. Под эти деньги разработчикам предлагается резко ускорить доведение изделия до промышленного образца. Обычно при рисковом бизнесе на это уходит не более девяти месяцев вместо двух лет. Энтузиазм новаторов и готовность бизнесменов рискнуть капиталом часто дают поразительные результаты [2]. (Рисунок 1)

Кроме того, преимущество венчурного бизнеса проявляется в его полной самостоятельности, позволяющей форме свободно менять схему работы в зависимости от обстоятельств. Еще одним преимуществом является раскрытие богатейших возможностей антрепренерства, т.е. инновационной деятельности человека, обеспечивающей получение им прибыли за счет умелого руководства на всех участках функционирования созданной фирмы: от исследований до производства и сбыта продукции.

Исследуя понятие "венчурный бизнес" можно выделить его количественную и качественную характеристики. К количественной характеристике на макро уровне относится общее число венчурных компаний, объем выпускаемой продукции, количество внедренных инноваций и разработок. Соответственно, чем вышеуказанные показатели венчурного бизнеса, тем эффективнее развивается экономика данной страны. Характеризуя венчурный бизнес качественно, мы выделяем характер ведения научных разработок (самостоятельно или совместно с НИИ), способы финансового обеспечения венчурных компаний, зависимость от внешнего финансирования.
Венчурный бизнес представляет собой специфический сектор экономики, функционирующий и развивающийся по особым закономерностям: практическая направленность научных исследований и разработок, возможность оперативною внедрения их в производстве, многообразие источников внешнего финансирования.

Во-первых, венчурный бизнес служит катализатором экономической жизни как в плане производства необходимых обществу наукоемких товаров и услуг, так и в плане потребления разнообразной продукции. Расширение производственной деятельности венчурных предприятий позволит максимально приблизить структуру предложения на рынках к структуре спроса, определяемой реальной жизнью общества. Во-вторых, именно венчурный бизнес способствует повышению гибкости производства, его адаптации к меняющимся условиям и научно-техническим требованиям, обеспечивает активную инновационную деятельность. В-третьих, с развитием венчурного бизнеса снижается технологическая зависимость страны от импортных технологий, повышается конкурентоспособность национальной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Стимулирование венчурного бизнеса может улучшить торговый баланс страны, ведь развитие собственных разработок венчурного бизнеса будет стимулировать производство импортируемой продукции. В-четвертых, венчурное предпринимательство как творческое проявление экономической инициативы граждан является фундаментом повышения активности населения, его жизненного уровня [3]. У венчурного бизнеса можно выделить следующие особенности 1. По показателям прибыльности венчурный бизнес не уступает крупному, однако, венчурный бизнес обладает большей готовностью к риску, большей способностью к нововведениям и отсутствием бюрократизма при рассмотрении оперативных вопросов по сравнению с крупными корпорациями. 2. Не все малые предприятия могут быть отнесены к венчурным, а именно те, которые занимаются разработкой и реализацией новых технологических проектов. Существует множество мелких предприятий, традиционного образца, прибыльность и степень риска которых намного ниже, чем у венчурных. 3. Кроме того, обязательным условием технологии венчурного предприятия должна выступать возможность промышленного внедрения разработки, так как не все замечательные идеи могут быть реализованы на практике. В этом основное отличие венчурного бизнеса от чисто научных программ или рискованных проектов, не оправдавших себя со стороны доходности. Для развития венчурного бизнеса в любой стране, необходимы следующие условия:

1) благоприятная экономическая ситуация в стране;

2) благоприятный законодательный и налоговый режим, направленный на всемерное поощрение развития малой предпринимательской деятельности;

3) востребованность инноваций промышленностью и покупателями новых технологий, продуктов и услуг;

4) развитая банковская система и система венчурных фондов;

5) наличие венчурных капиталистов, готовых и желающих инвестировать в рисковые, ранние стадии создания и реализации научно-технических проектов;

6) достаточно высокий уровень научного потенциала в стране (наличие новых идей, новых технологий, ноу-хау).

Венчурный бизнес действует по истинно рыночному принципу: либо успешная деятельность, либо банкротство. Эффективное функционирование венчурного бизнеса невозможно без свободы предпринимательства, высокой инициативности общества, развитости кредитно-денежных отношений. Венчурные компании добиваются успеха, соединяя технологические новшества с высоким мастерством маркетинга, воздерживаясь от противоборства за рынки сбыта с крупными компаниями. Обычно малые и средние предприятия уступают крупным по размеру капитала, технической оснащенности и менеджменту. Однако они содействуют развитию конкуренции и свободного предпринимательства, являясь основными источниками инновации, производят товары, нерентабельные для крупных предприятий [4].

Венчурная индустрия зародилась в США при активной государственной поддержке в 50-х годах прошлого столетия. В 1958 году Конгресс принял решение о начале реализации программы SBIC (Small Business Investment Company). В рамках этой программы правительство США предоставляло доступ к государственному финансированию молодым растущим компаниям при условии одновременного привлечения средств со стороны частных инвесторов в соотношении 2:1 или 3:1 (т.е. две или три части капитала должны быть из частных источников). Деятельность SBIC регулировалась Администрацией по малому бизнесу (SBA). Те частные компании, которые соглашались принимать участие в программе SBIC, в обмен получали правительственные субсидии, выпуская гарантированные SBA облигации. В процессе развития программы SBIC параллельно стали появляться независимые частные венчурные фонды и компании, со временем превратившиеся в то, что сегодня известно под названием "венчурная индустрия" [5].

Интересна история зарождения первых венчурных компаний в США. Венчурная деятельность как самостоятельный бизнес началась в Силиконовой долине, где зарождались современная информатика и телекоммуникации. В 1957 году Артур Рок (в то время работавший в инвестиционной банковской фирме на Уолл Стрит), получил письмо от Юджина Клейнера, инженера из компании Shokley Semiconductor Laboratories в Пало Альто, который искал фирму, способную заинтересоваться идеей производства нового кремниевого транзистора. После их встречи было решено, что Артур Рок соберет 1,5 млн. долларов для финансирования проекта Клейнера. Однако ни один из 35-ти корпоративных инвесторов, к которым обратился Рок, не решился принять участие в финансировании столь рискованной сделки: создать фирму под абсолютно новую идею, еще не реализованную на практике. Отозвался только Шерман Фэрчайлд, который сам был изобретателем и уже имел опыт создания новых технологичных компаний. Именно он предоставил необходимые средства. Так была основана Fairchild Semiconductors - первая полупроводниковая компания Силиконовой долины. После этого у Артура Рока были еще Intel и Apple Computer, к 1984 году он приобрел известность, и его имя стало синонимом успеха. Он первый ввел в употребление термин "венчурный капитал".

Приблизительно в то же время другой знаменитый венчурный капиталист Том Перкинс совершил свою самую рискованную в жизни сделку. Работая у Дэвида Пакарда (одного из совладельцев всемирно известной сегодня компании "Hewlett-Packard"), он изобрел недорогой и простой в обращении лазер с газовой накачкой. Все свои сбережения он вложил в новую фирму, которая оказалась настолько успешной, что через короткий промежуток времени Перкинс сумел продать ее компании Spectra-Physics. После этого он тоже встретил Юджина Клейнера и полностью посвятил себя венчурному бизнесу.

В те годы создавать новые инновационные компании было непросто: настоящих предпринимателей, занимающихся инновациями, было не так много, а необходимая инфраструктура еще не была создана. Корпоративные инвесторы не были заинтересованы вкладывать средства в малопонятные тогда финансовые структуры. Первый венчурный фонд, созданный Артуром Роком в 1961 году, содержал всего 5 млн. долларов. Но результаты работы фонда оказались ошеломляющими - Рок, израсходовав всего 3 миллиона, через непродолжительное время вернул инвесторам почти 90.

В то время венчурные инвестиции не оказывали сколько-нибудь заметного влияния на развитие американской экономики. Немногочисленные компании, создававшиеся в рамках программы SBIC, еще не могли похвалиться крупными достижениями. В течение долгого времени, до конца 1970-х годов общая сумма средств, заявленных в качестве инвестиций в венчурные фонды и компании, составляла не более 100 млн. долларов в год. Количество новых инновационных компаний, которые нуждались бы в финансовой помощи и управленческих консультациях, было незначительно. Небольшие группы венчурных фирм существовали в районе Бостона, Сан-Франциско и Нью-Йорка, и все, занимающиеся этим бизнесом, достаточно хорошо знали друг друга. Это такие имена, как Артур Рок, семейство Дреперов, Франклин (Питч) Джонсон, Том Перкинс.

Однако дальнейшее становление венчурного капитала совпало по времени с бурным развитием компьютерных технологий и ростом благосостояния среднего класса американцев. Такие известные компании как DEC, Apple Computers, Compaq, Sun Microsystems, Microsoft, Lotus, Intel сумели стать современными гигантами компьютерного бизнеса во многом благодаря венчурному капиталу. Более того, бурный рост новых отраслей, таких как персональные компьютеры и биотехнология, оказался возможным в основном при участии венчурных инвестиций [6].

Основные волны развития венчурного бизнеса в США были следующие: 1) 1970 годы – полупроводники и биотехнологии (генная инженерия); 2) 1980 годы – персональные компьютеры; 3) 1990 годы – Интернет-бизнес.

Эксперты полагают, что следующими волнами развития венчурного бизнеса будут: • технологии безопасности в широком смысле (личной, информационной, корпоративной, государственной и т.д.); • нанотехнологии; • биотехнологии.

Для стран с догоняющей экономикой организация венчурного бизнеса в передовых странах может служить моделью, к реализации которой необходимо стремиться.

Опыт финансирования развития венчурного бизнеса странами с «догоняющей» экономикой (Япония, Сингапур, Финляндия, Израиль, Тайвань,

Южная Корея) подтверждает, что государство с высокой степенью коррумпированности бюрократии является неэффективным прямым инвестором.

Смешанное или прямое государственное инвестиционное финансирование венчурных проектов оказалось достаточно эффективным в развитых странах со слабо коррумпированной бюрократией – Финляндии, США.

Страны с догоняющими экономиками создают привлекательные условия для венчурных предпринимателей и менеджеров из США и других передовых стран. Так Израиль путем софинансирования частных фондов и принятия части рисков на государство сумел сравнительно быстро привлечь иностранных венчурных инвесторов и менеджеров и перенять их опыт.

Сингапур прошел иной путь. Инвестиции им делались в 1980-х годах в Селиконовую долину, прибыль там же реинвестировалась. Постепенно у сингапурцев сложились с американскими венчурными предпринимателями и менеджерами прочные связи. И венчурные предприниматели пришли непосредственно в Сингапур к своим партнерам.

Появление национальных венчурных предпринимателей в развивающейся стране в сравнительно короткие сроки маловероятно. Их выращивают с помощью «учителей» из развитых стран [7].

Венчурный капитал – это долгосрочный, рисковый капитал, инвестируемый в акции новых и быстрорастущих компании с целью получения высокой прибыли после регистрации акций этих компаний на фондовой бирже.

Венчурный капитал предоставляется формальным и неформальным секторами. В формальном секторе преобладают «фирмы (или фонды) венчурного капитала» (venture capital firms; далее – ФВК), являющиеся по организационно-правовой форме партнерствами (private partnership) и объединяющие ресурсы ряда инвесторов: частных и государственных пенсионных фондов, благотворительных фондов, корпораций, частных лиц и самих венчурных капиталистов – владельцев ФВК. Как правило, институциональные инвесторы распределяют 2 -3% своего инвестиционного портфеля в альтернативные активы, такие как венчурный капитал. ФВК инвестируют привлеченные средства в новые фирмы, которые могут принести высокий доход в течение 5-7 лет. Кроме ФВК, участниками формального сектора являются специальные подразделения или дочерние предприятия коммерческих банков или нефинансовых промышленных корпораций («corporate venturing»), а также государственные инвестиционные программы.

Участниками неформального сектора являются частные инвесторы венчурного капитала: т.н. «бизнес-ангелы», а также члены семей вновь создаваемых малых фирм. «Бизнес-ангелы» – это, как правило, профессионалы с опытом работы в бизнесе: одни являются удачливыми предпринимателями, другие – высокооплачиваемыми специалистами в области бизнеса (бухгалтеры, консультанты, юристы и т.д.) и занимают высшие должности в крупных компаниях. Неформальные инвесторы обладают значительными финансовыми накоплениями, полученными благодаря их собственному труду. Многие «бизнес - ангелы» инвестируют напрямую в новые и растущие фирмы, входя в состав синдиката, объединяющего друзей и партнеров по бизнесу, и это позволяет реципиентам инвестиций получать более крупные финансовые средства. «Бизнес - ангелы» активно действуют в США и многих европейских странах, в том числе в Восточной Европе. В Европе и США объем инвестиций неформального сектора венчурного капитала в несколько раз превышает объем инвестиций формального сектора. В Великобритании в 1997 году единичная инвестиция «бизнес-ангела» составляла в среднем от 16 до 80 тысяч долларов.

Формальный и неформальный секторы взаимодополняют друг друга. Инвестиции неформального сектора особенно важны на самых ранних стадиях развития "стартовых" фирм, когда эти фирмы нуждаются в начальном капитале для завершения теоретических исследований и доведения научной идеи до опытного образца. Формальный сектор, как правило, проявляет активность на более поздних стадиях, когда требуются средства для расширения и развития производства. Исходя из этого, можно выделить несколько форм венчурного финансирования.

По определению Европейской ассоциации венчурного капитала (EVCA - European Venture Capital Association), это паевой капитал, предоставляемый профессиональными фирмами, которые инвестируют и совместно управляют новыми частными компаниями или развивающимися компаниями, которые демонстрируют высокий потенциал роста. Он определен как "долгосрочный, рисковый капитал, инвестируемый в акции новых и быстрорастущих компании с целью получения высокой прибыли после регистрации акций этих компаний на фондовой бирже".

Таким образом, венчурный капитал можно охарактеризовать как экономический инструмент, используемый для финансирования ввода в действие компании, ее развития, захвата или выкупа инвестором при реструктуризации собственности. Инвестор предоставляет фирме требуемые средства путем вложения их в уставный капитал и (или) выделения связанного кредита. За это он получает оговоренную долю (необязательно в форме контрольного пакета) в уставном фонде компании, которую он оставляет за собой до тех пор, пока не посчитает нужным продать ее и получить причитающуюся ему прибыль [8].

Для рискового капитала в отличие от банковского кредита гарантии фирмы не имеют решающего значения. Важнее для него наличие привлекательного и реального предпринимательского замысла, а также менеджмента, способного претворить его в жизнь. Долгосрочные вложения осуществляются не только в форме денег, но и путем оказания конкретной помощи мелким и средним фирмам для быстрого их развития.

1. Стартовые венчурные инвестиции - это наиболее рискованная форма вложений, включающая предстартовое и собственно стартовое финансирование.

– Предстартовое финансирование касается самых начальных этапов предпринимательской деятельности. Часто оно осуществляется еще до создания компании. Например, финансирование работ по созданию опытного образца изделия и его патентной защите, анализу рынка сбыта, правовому обеспечению выгодных договоров, по стратегическому планированию будущей предпринимательской деятельности, подбору менеджеров и образованию компании вплоть до момента, когда можно перейти к стартовому финансированию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.