КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ликвидация субъектов бизнеса. Банкротство и
1. Для рыночной экономики банкротство предприятий является неотъемлемым атрибутом и результатом конкуренции, а конкуренция, как известно, - это двигатель прогресса. В странах с развитой рыночной экономикой ежегодно тысячи фирм сходят с арены и появляются новые, и это считается естественным процессом. Таким образом, в условиях рыночных отношений банкротство предприятий – это нормальное и положительное явление, так как в конечном итоге оно направлено на оздоровление и более эффективное функционирование национальной экономики. В странах с рыночной экономикой имеется институт банкротства, который законодательно регулирует сферу деятельности в этой области. С переходом на рыночную экономику в Казахстане также начал создаваться институт банкротства. 21 января 1997 года был издан Закон РК «О банкротстве». Закон и Гражданский Кодекс Республики Казахстан являются основными нормативными документами в области банкротства в нашей стране. В экономической литературе сущность банкротства трактуется довольно неоднозначно. Но большинство авторов под понятием «банкротство» понимают следующее: Банкротство (нем. Bankrott, итал. Bankrotta) – долговая несостоятельность предприятия, несостоятельность его удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг, а также неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет, поскольку долговые обязательства предприятия-должника превышают размеры его имущества или структура его баланса неудовлетворительна. В Законе РК от 21 января 1997г. № 67-I «О банкротстве» и в Гражданском Кодексе РК (общая часть) статье 52 понятие «банкротство» трактуется следующим образом «Банкротство – признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации». Несостоятельность – признанная судом или должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования по оплате заработной платы. Из этого следует, что только суд может объявить то или иное предприятие банкротом. В законодательстве РК о банкротстве приведены следующие виды банкротства: 1. Ложное банкротство – заведомо ложное обращение органа должника или собственника его имущества в суд или уполномоченный орган о признании его банкротом с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей, или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. 2. Преднамеренное банкротство – умышленное приведение должника к несостоятельности, совершенное собственником его имущества или органами юридического лица-должника в личных интересах или интересах иных лиц. 3. Принудительная ликвидация должника – прекращение деятельности несостоятельного должника, осуществляемое по решению суда на основании заявлений кредиторов, прокурора. 4. Реабилитационная процедура - судебная процедура, в рамках которой к несостоятельному должнику применяются любые реорганизационные, организационно-хозяйственные, управленческие, инвестиционные, технические, финансово-экономические, правовые и иные, не противоречащие законодательству меры, направленные на восстановление платежеспособности должника с целью предотвращения его ликвидации; 5. Санация - реабилитационная мера, в ходе которой собственником имущества должника (уполномоченным им органом), кредиторами или иными лицами несостоятельному должнику оказывается финансовая помощь, а также реализуется иной комплекс мер по мобилизации резервов должника и улучшению его финансово-хозяйственного положения; В зависимости от причин несостоятельности в мировой практике различают сознательное (подложное) и неумышленное (неосторожное) банкротство. Неосторожная несостоятельность именуется также простым банкротством, а подложная — злостным. Злостное банкротство возникает в условиях чрезмерной обремененности долгами, когда руководитель прячет, уничтожает составные части имущества, заключает рискованные спекулятивные и явно убыточные сделки, продает товары по заниженным ценам, скрывает права других лиц или признает заведомо вымышленные права. Иногда, как, например, в германском законодательстве, в злостном банкротстве выделяют особо тяжкое. В последнем случае признаются действия виновного лица в корыстных интересах или сознательное создание для многих лиц угрозы разорения. В законодательстве о банкротстве многих государств выделены следующие разновидности злостного банкротства: • фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление руководителем или собственником предприятия, а равно и индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся им платежей или скидки с долгов, а равно и неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб; в этом случае должник несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей заявления о банкротстве; • преднамеренное банкротство — умышленное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия, совершенное его руководителем или собственником, а равно и индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия путем заключения заведомо невыгодных сделок, некомпетентного ведения дел, принятия на себя чужих долгов в качестве поручителя и иных действий, ведущих к невозможности удовлетворить требования кредиторов; в этом случае при недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов на учредителя должника или иных виновных лиц может возлагаться субсидиарная ответственность по обязательствам должника, а руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности. При простом банкротстве должник по собственной небрежности не предполагает о приближении банкротства и легкомысленно вызывает его своими действиями. Такое состояние наступает, как правило, постепенно: вследствие сложившихся обстоятельств, некомпетентного управления руководства и неэффективной работы персонала. Кроме того, банкротство характеризуется невозможностью продолжать производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия из-за отсутствия средств. Следует отметить, например, во Франции, в Германии и Англии производство по делу о несостоятельности может начаться уже в том случае, когда должник оказывается не в состоянии платить долги. Минимальная сумма неуплаченных долгов не установлена. Помимо рассмотренных выше разновидностей состояния предприятия выделяют социальное банкротство, которое характеризуется снижением уровня квалификации работников, их заработной платы, духовной деградацией персонала, повышением частоты конфликтов, массовым высвобождением работников. Таким образом, банкротство предприятия есть строго определенное состояние его неплатежеспособности, при котором к его имуществу предъявлено взыскание со стороны кредиторов. 2. Современное законодательство о банкротстве, используя в разных странах различные приемы, решает ряд важных вопросов: - охрана интересов кредиторов от недобросовестных действий должника; - охрана интересов одних кредиторов от недобросовестных действий других кредиторов; - охрана интересов должника от недобросовестных действий его кредиторов. В европейском законодательстве существует четыре варианта выхода из состояния банкротства. 1. Административное управление. Суд назначает администратора (обычно это юрист или бухгалтер) управлять предприятием, с целью максимально увеличить его стоимость, это может включать увольнение менеджеров, продажу частей и полную остановку деятельности предприятия. Назначение администратора, как правило, используют большие фирмы. Задача администратора – спасти фирму. 2. Административная ликвидация. Залоговые кредиторы назначают ликвидаторов. Залоговый кредитор – это кредитор, например, банк, дающий заем под гарантированный залог. В качестве последнего может выступать недвижимость, которой владеет фирма. Ликвидатор в значительной степени играет роль администратора, с той лишь разницей, что его первоочередной задачей является обеспечение достаточного количества средств для расчетов с кредиторами. Спасение предприятия не является основной задачей, однако если фирму можно спасти, то это делается. 3. Добровольная ликвидация. Компания по собственной инициативе перестает заниматься бизнесом, а держатели акций назначают ликвидатора для продажи активов компании, чтобы расплатиться с кредиторами. 4. Недобровольная ликвидация. Схожа с добровольной, но инициатором банкротства выступают кредиторы. После их обращения в суд назначаются ликвидаторы. Они принимают управление и проводят процедуру банкротства. Кроме того, предприятие может прийти к соглашению с кредиторами без суда. Этот способ известен как добровольная договоренность. Законодательство многих стран устанавливает следующие процедуры банкротства: - защитный период; - конкурсное производство; - наблюдение; - финансовое оздоровление; - внешнее управление; - мировое соглашение. Санация - реабилитационная мера, в ходе которой собственником имущества должника (уполномоченным им органом), кредиторами или иными лицами несостоятельному должнику оказывается финансовая помощь, а также реализуется иной комплекс мер по мобилизации резервов должника и улучшению его финансово-хозяйственного положения. Закон РК «О банкротстве» Статья 55. Санация 1. Если план реабилитации несостоятельного должника в качестве реабилитационной меры содержит его санацию, к плану должно быть приложено письменное обязательство участника санации перечислить деньги должнику и/или кредиторам в соответствии с планом реабилитации, с указанием суммы и сроков. 2. Участник санации может принять на себя обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки. В этом случае управление должником осуществляется участником санации или назначенным им лицом в пределах полномочий, предусмотренных для реабилитационного управляющего. Правила, установленные пунктами 2-1 и 4 статьи 9 настоящего Закона, на участника санации не распространяются. 3. Суд, а также уполномоченный орган вправе истребовать у участника санации документы, подтверждающие возможность исполнения им обязательств, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи (в статью 55 внесены изменения - Законом РК от 11 июля 1997 г. N 154; Законом РК от 11 июля 2001 года N 239). 3. В законодательстве РК «О банкротстве» прописаны следующие положения о признании должника банкротом: 1. Банкротство устанавливается судом на основании заявления должника в суд. 2. Банкротство устанавливается принудительно на основании заявления в суд кредиторов или иных уполномоченных настоящим Законом лиц. 3. В случаях, установленных настоящим Законом, должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом. 4. Дела о банкротстве рассматриваются судом, если требования кредиторов к должнику в совокупности составляют сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Закона. 5. Если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого в порядке, установленном пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть) принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо должно быть ликвидировано в судебном либо во внесудебном порядке по правилам, установленным настоящим Законом. 6. Неподача заявления должником в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона, влечет применение к руководителю должника субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед кредиторами. 7. Основанием для объявления должника банкротом в судебном порядке либо проведения внесудебных процедур ликвидации является его несостоятельность. При установлении факта несостоятельности должны быть учтены обязательства должника, срок исполнения которых наступил, а также принятые и (или) находящиеся в исполнении (в статью 3 внесены изменения - Законом РК от 1 июля 1998 г. N 256; от 11 июля 2001 года N 239). В Казахстане, согласно Закону «О банкротстве», применяются следующие процедуры банкротства: 1. Конкурсное производство осуществляется с целью удовлетворения требований кредиторов и объявления банкрота свободным от долгов. 2. Срок проведения конкурсного производства процедуры ликвидации определяется решением суда и не может превышать шесть месяцев. По заявлению конкурсного управляющего с согласия комитета кредиторов этот срок может быть продлен уполномоченным органом не более чем на 3 месяца. 3. При банкротстве организаций, являющихся субъектами естественной монополии или субъектами рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке либо имеющих важное стратегическое значение для экономики Республики, способных оказать влияние на жизнь, здоровье граждан, национальную безопасность или окружающую среду, а также признанных банкротами по инициативе государства, по заявлению конкурсного управляющего с согласия комитета кредиторов срок проведения конкурсного производства может быть продлен уполномоченным органом не более чем на шесть месяцев (в статью 65 внесены изменения - Законом РК от 1 июля 1998 г. N 256; Законом РК от 11 июля 2001 года N 239). Участники конкурсного производства являются суд, комитет кредиторов, банкрот, конкурсный управляющий, уполномоченный орган и другие заинтересованные лица. (в статью 66 внесены изменения - Законом РК от 1 июля 1998 г. N 256). Расчеты с кредиторами. 1. С момента введения реабилитационной процедуры: 1) удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за исключением требований о возмещении морального вреда; 2) производятся расчеты по выплате компенсаций и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, по уплате социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и по выплате вознаграждений по авторским договорам, срок выплат которых наступил после введения реабилитационной процедуры; 3) уплачиваются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, срок внесения которых наступил после введения реабилитационной процедуры; 4) удовлетворяются требования кредиторов, возникшие из обязательств, в том числе из сделок, заключенных реабилитационным управляющим, срок исполнения которых наступил в период осуществления реабилитационной процедуры. 2. Все остальные расчеты по задолженностям должника перед кредиторами, включая задолженности, взыскания по которым производятся по исполнительным листам или в бесспорном порядке, осуществляются в соответствии с планом реабилитации с соблюдением очередности, установленной статьей 75 настоящего Закона (статья 47 - с изменениями, внесенными Законом РК от 11 июля 2001 года N 239; от 8 апреля 2004 г. N 542 введена в действие с 1 января 2005 г.). Статья 75. Очередность распределения конкурсной массы 1. Административные и судебные расходы покрываются вне очереди за счет имущества должника. Суммы административных расходов в пределах сметы, утвержденной комитетом кредиторов могут быть оплачены реабилитационным или конкурсным управляющим по мере их возникновения. 2. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемый банкрот несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. 3. Во вторую очередь производятся расчеты по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, по уплате удержанных из заработной платы алиментов и обязательных пенсионных взносов, а также вознаграждений по авторским договорам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 78 настоящего Закона. 4. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банкрота, в пределах суммы обеспечения. 5. В четвертую очередь погашается задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет. 6. В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.(в статью 75 внесены изменения - Законом РК от 1 июля 1998 г. N 256; Законом РК от 11 июля 2001 года N 239; от 8 апреля 2004 г. N 542 (введено в действие с 1 января 2005 г.). Правила расчетов с кредиторами: 1. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Требование кредитора с его согласия может быть удовлетворено способами, не противоречащими законодательству, в том числе в денежной форме и (или) посредством передачи имущества в натуре. Кредитор, кроме кредитора по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, должен выразить свое письменное согласие (несогласие) о принятии имущества в натуре в счет погашения требования в пятнадцатидневный срок со дня его предложения конкурсным управляющим. 2. При недостаточности имущества банкрота оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, подлежащих удовлетворению. 3. В случае отказа конкурсного управляющего в удовлетворении требований кредитора либо уклонении от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса обратиться в суд с иском к конкурсному управляющему. 4. Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 71 настоящего Закона, но до утверждения ликвидационного баланса, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок. 5. Требования кредиторов первой и второй очередей, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы. До удовлетворения таких требований погашение требований кредиторов соответствующей очереди приостанавливается. В таком же порядке подлежат удовлетворению требования кредиторов других очередей, заявленные в установленный срок, но не признанные конкурсным управляющим, в отношении которых имеется решение суда об их удовлетворении. 6. Претензии кредиторов, не удовлетворенные за недостатком имущества банкрота, а также не заявленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются погашенными. Указанные суммы должны быть списаны кредитором с дебиторской задолженности на основании определения суда о завершении конкурсного производства (в статью 76 внесены изменения - Законом РК от 1 июля 1998 г. N 256; Законом РК от 11 июля 2001 года N 239).
Закон РК "О банкротстве" от 21 января 1997 г. N 67 Законодательство Республики Казахстан о банкротстве основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 1. Собственник имущества должника (уполномоченный им орган), учредитель (участник) и/или должностные лица юридического лица - должника несут субсидиарную ответственность перед кредиторами несостоятельного должника принадлежащим им имуществом за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности (преднамеренное банкротство).
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |