Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и формы аукционов




Оформление аукционных сделок

Аукционный торг

Аукционный торг проводится в специальном зале, который обычно имеет форму амфитеатра. Аукционные торги проводит аукционист, который открывает торги и дает краткую характеристику товара.

Назвав начальную цену, аукционист спрашивает: «Кто больше?» Покупатель, желающий приобрести товар, с помощью сигнальной таблички или специальных знаков (поднимает руку, кивает головой, показывает специальные жесты или выкрикивает «да») объявляет цену, превышающую стартовую.

Аукционист повторяет каждую предложенную покупателями цену и называет место, откуда поступило предложение о цене. Если очередное повышение не последовало, аукционист после троекратного повторения ударяет молоточком, подтверждая, что данный лот продан последнему покупателю, предложившему наивысшую цену.

В процессе аукционных торгов аукционист имеет право без объяснений снять лот с торга и выставить его позже. Обычно это делается в том случае, если не удастся достичь намеченной величины продажной цены.

После окончания торгов покупатель оформляет аукционную сделку на основании записей, сделанных помощником аукциониста. Сделка после оплаты приобретенного товара регистрируется в специальной аукционной ведомости. Для оплаты купленного товара выписывается чек в двух экземплярах.

На купленный товар оформляют контракт, покупатель оплачивает сначала 1/3 суммы, остальные — после получения или отгрузки.

В результате проведения аукциона образуется аукционная выручка, которая в соответствии с аукционным соглашением распределяется между владельцем товара и организацией, проводившей аукцион.

Аукционная торговля создает значительные удобства для поставщиков и покупателей, обеспечивая продажу товаров по ценам, вызванных спросом.

Аукционы в зависимости от порядка их организации бывают:

§ добровольные — проводятся по инициативе владельцев товара для наиболее выгодной их продажи;

§ принудительные — проводят или ломбарды — для продажи заложенных, но не выкупленных в срок изделий, или государственные организации в целях продажи конфискованных, невостребованных или неоплаченных товаров.

Виды аукционов по масштабу деятельности:

§ национальные;

§ международные.

Виды аукционов по технологии проведения:

§ согласные (гласные, с повышением цен) начинаются с объявления минимальной цены, установленной продавцом. К этой цене покупатели делают надбавки (наддачи) на величину, не меньше минимальной. Размер минимальных надбавок устанавливается в правилах проведения аукциона. Если очередное повышение цены не предлагают,то считается проданным последнему покупателю с наивысшей ценой. Такой аукцион называют также английским;

§ негласные (немые) — проводятся также с повышением цены. Однако после объявления аукционистом минимальной надбавки покупатели дают согласие поднять цену с помощью условных знаков. Тогда аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. При этом способе сохраняется в тайне имя покупателя (при продаже драгоценностей или предметов искусства).

Аукционы бывают:

§ с повышением цены — могут быть гласными или негласными;

§ с понижением цены (голландский аукцион) — стартовую цену постепенно снижают до тех пор, пока один из покупателей не согласится приобрести товар по этой цене. Скидки на цену устанавливаются заранее, чаще всего их применяют для скоропортящихся товаров (в частности, на цветы).

Некоторые аукционы проводятся автоматизированным способом. Каждый раз цена высвечивается на табло. Изменение цены на ее повышение или понижение в процессе аукциона фиксируется покупателем с помощью электрической кнопки, которая останавливает смену цифр на табло. Покупатель определяется по заблокированной горящей лампочке у места участника торга.

Одной из разновидностей организационных форм международной торговли является аукционная торговля.

Аукцион – это специально организованный, периодически действующий рынок, на котором осуществляются сделки купли-продажи путем ценового состязания между покупателями. Международные товарные аукционы (МТА) как особые специально организованные рынки в заранее обусловленных местах действуют с определенной периодичностью в установленные сроки. Они относятся к добровольным и регулярным формам организации торговли на внешнем рынке, имеющим публичный характер, с предоставлением возможности участия в торговых операциях всем заинтересованным экспортерам и импортерам.

На аукционе производится продажа товаров, обладающих индивидуальными свойствами. Это исключает возможность замены партий одинаковых по названию товаров, так как они могут иметь различные свойства – качество, внешний вид, вкус и т.д. Поэтому аукционные товары до продажи на аукционе должны быть осмотрены или продегустированы покупателем. Предварительный осмотр является обязательным условием аукционной торговли, так как ни устроители аукциона, ни продавцы после продажи товара с аукциона не принимают никаких претензий в отношении качества товара (кроме скрытых дефектов).

Основными предметами торга на международных аукционах являются пушно-меховые товары (сырье и переработанные), немытая шерсть, щетина, чай, табак, овощи, фрукты, цветы, рыба, тропические породы леса, скот (в основном лошади). Для таких товаров, как пушнина, немытая шерсть, чай, табак, аукционная форма является важнейшей формой реализации на международном рынке.

Организаторами товарных аукционов могут быть отдельные крупные торговые компании, союзы или ассоциации продавцов или специальные аукционные брокерские фирмы.

Выступающие в качестве организаторов аукциона специализированные крупные фирмы, представляющие собой торговые монополии, предлагают на аукционах приобретенный, как правило, за свой счет товар. Наряду с этим они принимают для реализации на комиссионных началах продукцию, принадлежащую фирмам-производителям, ассоциациям или кооперативам фермеров.

Организация и техника проведения международных аукционов имеет свои особенности, которые определяются характером товара. Вместе с тем в их организации есть много общего. Разделяют четыре этапа в проведении аукционов: подготовка, осмотр товаров, аукционный торг, оформление и исполнение аукционной сделки.

I этап – подготовка

В период подготовки аукциона, который иногда длится несколько месяцев, владелец товара доставляет его на склад организатора аукциона. В течение подготовительного периода проводится подготовка товара к реализации, составляются каталоги, осуществляется рекламная деятельность. Крупные партии товара разбиваются на так называемые лоты. В лот подбирается товар, одинаковый по качеству. Размер лота зависит от ценности товара. Каждому лоту присваивается номер, под которым он заносится в каталог данного аукциона с указанием характеристик лота. Несколько лотов, обладающих одинаковыми качественными показателями, образуют так называемые стринги. Из каждого лота или стринга отбирается характерный образец и выставляется в специальном зале для осмотра.

По завершению сортировки товара выпускается каталог, в котором кроме характеристик товара указываются: место, время, продолжительность проведения аукциона, время осмотра, правила проведения торга. Осуществляется реклама и оповещение возможных участников.

II этап – осмотр

Осмотр товаров обычно начинается за неделю или за 10 дней до открытия торгов. Количество дней, отведенных для ознакомления с аукционной коллекцией, зависит от ее размеров и от рациональной организации осмотра. Сокращение сроков, отводимых для осмотра, достигается путем совершенствования оборудования залов, где проводится осмотр товаров.

Как уже указывалось выше, предварительный осмотр товаров является обязательным, так как по условиям аукционного торга в случае обнаружения дефектов в товаре (кроме скрытых) претензии после покупки не принимаются. Осмотр товаров проводится в специальных помещениях, где размещаются отобранные от каждого лота образцы товаров. Образцы должны полностью отражать все особенности товара в предоставляемом ими лоте. Организаторы аукциона несут за это ответственность. Покупатели внимательно осматривают эти образцы и делают в каталоге отметки о понравившихся им лотах и цене, которую они могли бы за них уплатить. На аукционе пищевых товаров устраивается дегустация

III этап – аукционный торг

Главным этапом аукциона является торг, который проводит аукционист совместно с ассистентами. Он начинается в заранее назначенный день и час в специально оборудованном помещении. Существуют несколько способов повышения цены: гласный и негласный.

При гласном способе аукционист объявляет номер лота, выставляемого на продажу, называет начальную цену и спрашивает: «Кто больше?». Покупатель, желающий приобрести лот по более высокой цене, называет новую цену, которая выше предыдущей на величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах проведения торгов. Аукционист называет номер покупателя, под которым он зарегистрирован на аукционе, новую цену лота и снова задает вопрос: «Кто больше?». Если после троекратного повторения вопроса не следует нового предложения, аукционист ударяет молотком, подтверждая продажу лота покупателю, который назвал наивысшую цену.

При негласном способе покупатели подают покупателю знак о согласии поднять цену. Надбавка к цене стандартна и оговорена в правилах торгов. Аукционист каждый раз объявляет цену, не называя покупателя. Администрация аукциона вправе снять лот с аукциона, пока он не продан, без объяснения причин. Она также вправе снизить исходную цену, если никто из покупателей не пожелает поднять стартовую цену. После продажи всех лотов непроданные лоты могут быть снова выставлены для продажи.

Темп аукционных торгов очень высок и требует от покупателей и аукциониста максимального внимания и быстрой реакции. В среднем для продажи одного лота требуется менее 30 секунд.

Существуют аукционы с понижением цен («голландские»). Они проводятся с постепенным понижением первоначально объявленной цены на заранее установленные скидки. Партию товара приобретает тот, кто первый из участников скажет «да».

Некоторые аукционы, ведущиеся с понижением цен, автоматизированы. Каждый раз более низкая цена высвечивается на табло. Лот покупает тот, кто первый скажет «да» или нажмет электрическую кнопку, останавливающую смену цифр на табло. Покупатель лота определяется по заблокированной горящей лампочке у места торга.

Автоматизированный торг применяется и при повышении цен, по мере увеличения которых покупатели отпускают электрические кнопки. Товар приобретает тот, кто остался последним не отпустившим кнопку.

Обычно аукционные торги проходят достаточно быстро, и за час могут быть проданы около 300 лотов. При автоматизированном способе проведения торгов, особенно на понижение, число лотов, продаваемых за час, может быть в 1,5–2 раза больше.

IV этап – оформление и исполнение аукционной сделки

Заключительный этап аукциона состоит в оформлении аукционной сделки и сдаче товара покупателю. Оформление сделки осуществляется администрацией аукциона на основании записей, сделанных помощником аукциониста.

Во время аукциона или на следующий день администрация аукциона вручает покупателю контракты на купленный товар. Покупатель подписывает контракт и возвращает его в контору аукциона, оставив себе копию. На основании контракта выписывается счет, который оплачивается покупателем. Немедленно после подписания контракта покупатель выписывает письменное поручение об отправке товара, в котором указывается точный адрес, по которому необходимо отправить товар, порядок страхования товара. Платеж за проданный на аукционе товар обычно осуществляется по частям: 30–35 % вносится при подписании контракта, а остальная сумма – при получении товара или после его отгрузки, но не позднее установленного срока. Если платеж не будет осуществлен своевременно, с покупателя может быть востребовано возмещение убытков. Для успешного участия в аукционной торговле необходимо иметь как можно больше информации о товаре и правилах организации аукциона.

Для аукционного товара исторически сложились свои центры аукционной торговли. По пушнине и меховому сырью главными центрами торговли являются: Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Монреаль, Лондон, Лейпциг, Копенгаген, Осло, Стокгольм и некоторые другие. Всего в мире ежегодно проводится свыше 150 международных пушно-меховых аукционов.

Важнейшими центрами, где осуществляется торговля немытой шерстью, являются Лондон, Ливерпуль, Сидней, Мельбурн, Кейптаун, Веллингтон.

Для аукционной торговли чаем характерно приближение аукционов к местам производства этого товара. В Калькутте и Кочене продается около 70 % экспортируемого Индией чая. Чай, произведенный в Индонезии, а также в Индии, Шри-Ланке, реализуется через аукционы в Лондоне, Гамбурге, Антверпене.

Важнейшими центрами торговли табаком являются Нью-Йорк, Амстердам, Бремен, Лусака (Замбия); цветами – Амстердам и Алсмер; овощами и фруктами – Амстердам и Антверпен; лошадьми – Довиль (Франция), Лондон, Успенское (Россия).

Перспективные направления развития международных аукционов

Аукционная торговля создает значительные удобства для поставщиков и покупателей, сосредотачивая большие массы товаров и привлекая многих покупателей. Преимущества международных аукционов проявляются в том, что они позволяют создать открытую конкуренцию, выявить цену товара, быстро его реализовать в большом объеме тем экспортерам, которые обладают более сильными финансовыми позициями и высококачественными товарами. С учетом этого на МТА чаще всего превалирует предложение товаров со стороны большого числа продуцентов с преимуществом более сильных представителей западных стран.

В современных условиях активизировались усилия аукционных компаний по снижению издержек реализации, внедрению новой техники и методов продаж с целью более эффективного использования этой формы международной торговли.

На некоторых аукционах в целях снижения накладных расходов и повышения конкурентоспособности этой формы сбыта стала применяться реализация товара по описанию качества, а там где ранее продавались индивидуальные партии, – по образцам. Например, в Австралии на шерстяных аукционах стали выставлять не кипы, а лишь образцы из них, что сократило число оценщиков, позволило собрать более крупные партии однородного по качеству товара, исключить стадию сортировки шерсти до ее переработки.

Аукционы импортирующих стран приступили к практике продажи товара «на плаву» по образцам, доставляемым самолетом из экспортирующих стран, что снимает необходимость в выгрузке-погрузке и хранении товара на аукционных складах.

Значительные усовершенствования были сделаны в технике аукционного торга. Стали применяться электронные средства и телевизионная аппаратура в целях ускорения заключения сделок. В США даже появились электронные аукционы, а в последнее время особой популярностью стали пользоваться интернет–аукционы. Их оборот уже чуть ли не превышает оборот всей остальной розничной интернет–торговли.

Все интернет–аукционы имеют схожие правила. Желающий продать товар на аукционе регистрируется на сайте и размещает всю необходимую информацию о своем товаре: описание, картинку, условия поставки, ссылку на свой сайт, где, например, находится более подробная информация о товаре. Все это делается непосредственно через web–интерфейс, и соблюдение необходимых формальностей для участия в торгах также обеспечивается прямо на сайте. Продавать свой товар может любая компания или частное лицо из любой страны мира. Важно следующее: участники аукциона – и продавец, и покупатель – обязаны соблюдать правила аукциона и несут финансовую ответственность за их нарушение. Это означает, например, что если продавец не продаст победителю аукциона свой товар по выигравшей цене, то, как минимум, будет оштрафован. И наоборот, если покупатель не оплатит выигранный им товар, то также подвергнется штрафу и не будет допущен к другим торгам. В качестве финансовой гарантии со стороны частного лица (покупателя или продавца) при регистрации или вводе ставки указываются реквизиты его кредитной карточки.

Сама процедура регистрации проста и незатейлива – практически везде достаточно ввести псевдоним (login) и адрес своей электронной почты. На этот адрес немедленно будет выслан пароль – и можно делать ставки. Важно отметить, что при регистрации не требуется указывать реквизиты своей кредитной карточки.

Как только наступит момент окончания аукциона (время, оставшееся до него, постоянно высвечивается на экране), будут подведены итоги и в соответствии с правилами определится победитель. На его электронный адрес будет выслано сообщение и все необходимые инструкции по оплате и получению товара, а участнику-продавцу – передана контактная информация о победителе-покупателе.

Именно на интернет–аукционах следует начинать продажу новых, высокотехнологичных товаров или товаров с новыми, не существовавшими ранее потребительскими свойствами

Аукционная торговля позволяет предварительно оценить рыночный спрос и определить реальную рыночную цену на новый товар. Здесь аукцион может выступить в качестве тонкого маркетингового инструмента.

Одной из наиболее распространенных в современной международной практике форм торговли, являются торги (тендеры). Торги – это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (подрядчиков) на поставку товара, предоставление услуг или осуществление работ с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных к определенному сроку предложений выбирает наиболее выгодное (по цене и другим коммерческим или техническим условиям). Проведение международных торгов предполагает привлечение иностранных участников.

На международные торги выставляются заказы на поставку товаров народного потребления и средств производства, оказание инжиниринговых услуг, разработку месторождений полезных ископаемых и сооружение различных комплектных объектов промышленности и инфраструктуры. Заказы на сооружение объектов капитального строительства могут включать полный комплекс услуг (изыскания и исследования, проектирование, строительство, поставку и наладку всего комплекса оборудования). На торгах также могут распределяться экспортные квоты. Таким образом, номенклатура товаров, выставляемых на торги, широка и разнообразна, включает как товары в материально-вещественной форме, так и услуги.

Организаторами торгов могут выступать правительственные органы, муниципальные советы, общественные организации и частные фирмы различных стран.

Широкое использование торгов объясняется тем, что они являются более эффективным способом заключения сделок по сравнению с традиционными. Их проведение позволяет:

В отдельных странах в законодательном порядке закреплена обязанность правительственных органов осуществлять закупки для государственных нужд через торги.

Порядок проведения международных торгов регламентируется рядом документов, имеющих различный правовой статус. Среди них можно выделить:

1) международные соглашения;

К первой группе документов относится соглашение ГАТТ/ВТО «О правительственных закупках», принятое в ходе Токийского раунда переговоров в 1979 году. Оно было разработано группой «Нетарифные ограничения» для ликвидации скрытых и явных условий в тендерном законодательстве стран – участниц ВТО, направленных на протекцию отечественных товаров или поставщиков. Соглашение призвано обеспечить необходимую открытость процедуры торгов и свободную конкуренцию их участников, в нем предусматривается предоставление национального режима благоприятствования иностранным поставщикам или их подрядчикам.

В Соглашении «О правительственных закупках» содержатся общие правила проведения торгов, включая порядок предквалификации участников, сроки опубликования информации о проведении конкурса, требования к тендерной документации, принципы предоставления, получения и вскрытия предложений, правила присуждения контрактов и ряд других специфических норм. Предусмотрены также меры по контролю за соблюдением данного соглашения.

Фактически его можно рассматривать как общие типовые нормы, которым должно соответствовать национальное тендерное законодательство стран-членов ВТО.

«Руководство по заключению контрактов в развивающихся странах», изданное ЮНИДО содержит материалы по заключению торгов на объекты капитального строительства. В нем предлагаются типовые формы контрактов тендеров, содержится перечень требований к тендерной документации, определен список документов и информации, которые могут быть использованы при проведении предварительной классификации, указывается перечень документов, подготавливаемых консалтинговыми фирмами в ходе проведения торгов, и содержится ряд других рекомендаций. Использование этого руководства позволяет разработать подробное информационное и документальное обеспечение торгов.

Проблемам совместного участия нескольких фирм в торгах посвящено «Руководство по составлению международных договоров между странами, объединяющимися для реализации конкретного проекта», изданное ЕЭК ООН.

Определенный интерес представляет Типовой закон о закупках, принятый ЮНСИТРАЛ. Он создан специально для сближения и в определенной степени унификации законодательства различных стран о закупках, которое в настоящее время существенно отличается друг от друга и в отдельных случаях входит в противоречие с общепринятой мировой практикой.

Как уже отмечалось, национальные нормативные документы, регламентирующие порядок проведения торгов в каждой отдельно взятой стране, существенно отличаются дуг от друга по содержанию и форме. Они могут быть представлены в виде специальных законодательных актов, директивных материалов правительственных органов. Возможны и другие варианты.

Широкое разнообразие товаров и услуг, закупаемых через торги, специфика национальных законодательств отдельных стран и другие факторы приводят к тому, что в различных странах существуют свои особенности в процедурах проведения торгов.

Государственное регулирование процедуры международных торгов осуществляется в ряде стран с целью упорядочения притока иностранного предпринимательского капитала и защиты интересов местных фирм.

Во многих развивающихся и промышленно развитых странах законодательно закреплено право местных фирм на приоритет в уровне цен, т.е. при прочих равных условиях выигрыш присуждается местной фирме даже в том случае, если цена ее предложения выше цены предложения других иностранных участников. Ценовая маржа в пользу местных фирм может колебаться от 6% (США, Канада) до 15% (Кувейт, Индия).

В ряде стран не допускаются к торгам те иностранные участники, которые в своих предложениях не предусматривают передачу части подряда местным фирмам.

Законодательства ряда развивающихся стран содержат положения, направленные на укрепление позиций национальных форм. В частности, иностранным подрядчикам запрещено ввозить оборудование и материалы, выпуск которых освоен местной промышленностью, введено правило тройного превышения числа местного персонала над иностранным для подрядных объектов, определен перечень работ и услуг, которые иностранный подрядчик обязан передавать местным фирмам.

Для преодоления вводимых ограничений и повышения возможности выигрыша иностранные компании стали прибегать к созданию консорциумов с участием местных фирм.

Наблюдается тенденция расширения прав организаторов торгов, которые дополняют усилия государств по стимулированию деятельности национальных производителей и повышению эффективности инвестиций. Так, например, широко применяется практика повторных торгов с целью снижения цены. Наряду с ценовой политикой, тендерные комитеты при проведении подрядных торгов стали все шире использовать в интересах заказчиков «конкуренцию кредитов», позволяющую принуждать участников принимать на себя обязательства по участию в кредитовании и даже финансировании расходов по сооружению объектов. Нередко кредитно-финансовые условия тендерных предложений являются решающим критерием при определении победителя торгов. Но все это не снижает значения международных торгов, и они играют важную роль в современной международной торговле. По оценкам специалистов, стоимость заказов на поставку оборудования и объектов капитального строительства, полученных посредством торгов, составляет около одной трети стоимости экспорта машинно-технической продукции из промышленно развитых стран.

Велико значение торгов на мировом рынке средств производства и комплектных объектов. Подбор подрядчиков для сооружения в различных странах таких объектов, как аэродромы, порты, автомобильные и железные дороги, метрополитены, фабрики и заводы, госпитали и гостиницы также осуществляется через торги. Показательно, что практически все заказы на строительство тепло - и гидроэлектростанций в развивающихся странах присуждаются по результатам международных торгов. Активно стали проводиться торги в странах СНГ и в Республике Беларусь. По оценкам экспертов Всемирной торговой организации значение торгов в международной торговле будет постоянно возрастать.

При честной конкуренции участников и относительно одинаковых требованиях организаторов конкурса ко всем потенциальным продавцам или подрядчикам международные торги выступают важным механизмом повышения эффективности внешнеэкономических связей. Их проведение по четким нормам и правилам позволяет минимизировать возможные негативные последствия вероятной коррумпированности государственных служащих и избегать присуждения контрактов на невыгодных для налогоплательщиков условиях.

Торги можно классифицировать следующим образом:

Естественно, что данная классификация не является полной и всеобъемлющей. На практике, чаще всего применяются следующие виды торгов, различающиеся способами привлечения участников и гласностью результатов:

1. Открытые торги

В них могут принять участие все желающие фирмы. Обычно они проводятся при размещении заказов на относительно несложное оборудование и услуги, которые могут предложить различные фирмы. Разновидностью открытых торгов являются открытые торги с предварительной классификацией.

Они проводятся в два тура. В первом туре принимают участие все желающие соискатели. Они представляют в тендерные комитеты материалы, подтверждающие их компетентность и опыт в выполнении подобных заказов. В материалах перечисляются объекты, в сооружении которых они принимали участие, приводятся отзывы покупателей и заказчиков. Затем производится отбор фирм – предквалификация. Во втором туре участвуют только фирмы, отобранные тендерным комитетом на основе анализа представленных материалов.

Обычно в открытых предквалификационных торгах принимают участие до нескольких десятков фирм и консорциумов. Объявления о проведении открытых торгов публикуются покупателями (заказчиками) в газетах или специализированных журналах, поэтому часто такие торги называют публичными.

2. Закрытые торги

Приглашения к участию в таких торгах рассылаются устроителями наиболее известным и авторитетным поставщикам и подрядчикам, руководствуясь своими критериями отбора. Закрытые торги обычно проводятся на поставки дорогостоящего оборудования с высокими техническими характеристиками и на сложные подрядные работы, требующие высокой квалификации.

3. Единичные торги

В этом случае привлекается к участию одна фирма, но соблюдается вся внешняя процедура торгов по правилам данной страны. Такие торги проводятся в исключительных случаях, когда необходимый товар можно приобрести только у единственной фирмы – монополиста, а заключение прямого контракта запрещается законами данной страны.

4. Гласные торги

При гласных торгах цены, предложенные соискателями, объявляются публично в присутствии представителей всех участников торгов в назначенный день и час при открытии торгов. Кроме того, информация о победителях, а также о ценах других участников публикуется в печати, и сообщается заинтересованным лицам.

6. Негласные торги

При негласных торгах не объявляется ни состав участников, ни предложенные ими цены. Решение о победителях сообщается в конфиденциальном порядке. Обычно такие торги проводятся, если планируются аналогичные заказы и нецелесообразно информировать поставщиков и подрядчиков об уровне приемлемых для заказчиков условий.

Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещественной формы, и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда. Таковы, например, услуги транспортных компаний, строительных фирм, предприятий связи, информационных агентств и т.д. Их труд производит определенный продукт в невещественной форме, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления и т.д. Таким образом, услуга как специфический продукт труда выступает не в форме материального товара, а самого труда, выполняющего определенные функции в современном обществе.

Услуга – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц на основе договорных отношений между производителем и потребителем услуг, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

Под экспортом понимается предоставление нерезиденту, под импортом – получение от нерезидента различных видов услуг.

Услуга в отличие от вещного продукта труда не может быть накоплена, а процессы ее производства и потребления во времени совпадают. Тем не менее, последствия потребления услуги могут иметь материальный и долговременный характер: груз оказывается перевезенным, информация получена потребителем, связь между партнерами обеспечена и т.д.

Несмотря на всю условность определения понятия, многие услуги особенно в последние десятилетия прошлого века являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса страны.

Развитие материального производства, являющееся фундаментальной основой прогресса сферы услуг, а также международное разделение труда в сфере услуг привели к значительному разнообразию видов услуг.

Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. Во время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТС, включающая более 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира.

Существует и классификация услуг, в соответствии с которой услуги подразделяются на:

Большая часть услуг производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть с точки зрения международной экономики является не торгуемой. В эту классификацию входят коммунальные услуги, образовательные, услуги здравоохранения, социальные и личные услуги, услуги ресторанов, гостиниц и т.д.

Классификация торгуемых услуг в соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ представлена в таблице 11.

Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то обстоятельство, что они по своей природе участвуют в международной торговле; другими словами их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемых в платежных балансах.

В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг может быть сгруппировано по другим признакам. В случае расширительного подхода к классификации услуг, который принят во Всемирном банке, учитывается движение дохода. В соответствии с этим подходом услуги могут подразделяться на:

• факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего, капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

• не факторные услуги – остальные виды услуг (транспортные, путешествия и другие нефинансовые услуги).

Таблица Классификация торгуемых услуг

Виды услуг Подвиды услуг Содержание услуг
1. Транспортные услуги Пассажирские перевозки Международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг
Грузовые перевозки Международная перевозка грузов всеми видами транспорта    
2. Поездки Деловые Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)
Личные Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)    
3. Услуги связи Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи  
4. Строительные услуги Комплекс услуг по строительству объектов за рубежом  
5. Страхование Оказание услуг по страхованию нерезидентов страховыми компаниями-резидентами  
6. Финансовые услуги Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (услуги по открытию аккредитивов, обмену валюты, брокерские услуги и т.д.)  
7. Компьютерные и информационные услуги Консультации в области компьютерных программ, обработка данных, пользование базами данных, обслуживание компьютеров, подписка на информационные линии и т.д.  
8. Роялти и лицензионные платежи Пользование правами собственности на объекты промышленной собственности и авторские и смежные права  
9. Другие бизнес-услуги Посреднические Комплекс посреднических услуг по поиску партнера, исследованию рынка и т.д.
Лизинг Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования    
10. Личные, культурные и рекреационные услуги Аудиовизуальные услуги Услуги по производству фильмов, радио - телевизионных программ, компакт-дисков
Прочие Услуги, связанные с проведением выставок, спортивных и иных мероприятий    
11. Правительственные услуги Услуги по поставе товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира  

Эта классификация очень важна для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые в большей степени затрагивают не факторные услуги. Хотелось бы отметить, что оказание услуг достаточно часто происходит одновременно с продажей товаров или предоставлением инвестиций той или иной стране.

Существует также классификация услуг в зависимости от способа доставки их потребителю:

• услуги, связанные с инвестициями – банковские, гостиничные и профессиональные;

• услуги, связанные с торговлей – транспорт, страхование и т.д.;

• услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.

К транспортным услугам относятся все виды транспортного обслуживания, осуществляемого и транспортными средствами: воздушным, железнодорожным, автомобильным, внутренним водным, морским и прочими видами, включая трубопроводный. Такие услуги включают:

Туристические услуги охватывают доходы (расходы) от иностранного туризма и включают, главным образом, услуги гостиниц, мест общественного питания.

Услуги связи включают операции между резидентами и нерезидентами по обслуживанию систем связи.

К строительным услугам относятся строительно-монтажные, ремонтно-строительные и строительно-реставрационные работы.

Страховые услуги включают различные виды страхования, осуществляемого страховыми компаниями данной страны для зарубежных партнеров и наоборот.

Финансовые услуги охватывают услуги, предоставляемые финансовыми посредниками в связи с предоставлением кредитных линий, по операциям с ценными бумагами, аккредитивами, банковскими акцептами, финансовым лизингом, операциям с иностранной валютой и т.д.

Компьютерные и информационные услуги включают операции, в ходе которых резидент предоставляет нерезиденту и наоборот услуги по обработке данных и информационных сообщений.

Государственные услуги содержат все виды услуг, связанных с деятельностью сектора государственного управления, международных и региональных организаций.

Прочие деловые услуги охватывают различные виды международных услуг:

юридические и бухгалтерские услуги, консультационные услуги в области управления и в сфере связей с общественностью; услуги в области рекламы и изучения конъюнктуры рынка; научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки; архитектурные, инженерные и прочие технические услуги; услуги по переработке или обработке продукции; услуги по ремонту транспортных средств и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 7250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.