КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационном пространстве 4 страница
(Распределение часов: лекции - 2, семинары - 4.) Тема 10. Правовое регулирование информационных ресурсов. Понятие и виды информационных ресурсов. Порядок формирования информационных ресурсов. Порядок предоставления информационных услуг. Государственное регулирование библиотечного и архивного дела. Особенности государственного регулирования в условиях сетевой работы и работы с базами данных. (Распределение часов: лекции - 2, семинары - 2.) Тема 11. Международный информационный обмен и информационный рынок. Понятие международного информационного обмена. Международное и внутригосударственное правовое регулирование глобализации информационной среды. Субъекты правоотношений информационного обмена. Понятие и структура информационного рынка. Понятие электронной коммерции, ее элементы. Электронное мошенничество. (Распределение часов: лекции - 2, семинары - 2.) Тема 12. Внутриорганизационное управление с использованием информационных систем. Управление в области защиты информации на предприятиях. Особенности внутриорганизационного управления в условиях сетевой работы и работы с корпоративными базами данных. Правовое регулирование телеработы (виртуальный офис с функционированием удаленного или мобильного персонала). Внутриорганизационное управление с использованием информационных технологий. Электронный документооборот. Юридическое значение электронной подписи. (Распределение часов: лекции - 2, семинары - 4.) Тема 13. Государственное регулирование средств массовой информации. Понятие и виды СМИ: традиционные и сетевые. Правовой статус печатных, электронных и телекоммуникационных СМИ. Компетенция органов государственного управления в отношении СМИ. Правовое регулирование использования информационных технологий в политической и коммерческой рекламе (public relations). Организация _____издательского дела. Понятие электронной публикации. (Распределение часов: лекции - 2, семинары - 2.) Тема 14. Права граждан в информационной сфере. Право на доступ к информации. Право на защиту персонифицированной информации. Право интеллектуальной собственности. Авторские права. Патентные права. Понятие и правовой статус ноу-хау. (Распределение часов: лекции - 2, семинары - 2.) Тема 15. Информационно-правовое обеспечение пользователей информации. Понятие и виды информационно-правовых систем. Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах. Справочные правовые системы семейства "КонсультантПлюс". Информационная правовая система "Кодекс". Универсальная система поддержки правоприменения "Гарант". Юридическая справочно-информационная система. (Распределение часов: лекции - 2, семинары - 2.) Раздел III. Информационная безопасность Тема 16. Понятие и виды информационной безопасности. Понятие безопасности личности, общества, государства. Понятие обеспечения безопасности. Понятие и виды информационной безопасности. Тема 17. Информационная безопасность личности. Понятие информационной безопасности личности. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области информационных правоотношений. Запрет цезуры. Ограничения использования информации о частной жизни. Гарантии информационных прав граждан. Право на судебную защиту. Правовые и этические пределы вмешательства в личную жизнь при использовании интерактивных методов работы с аудиторией. Тема 18. Информационная безопасность общества. Понятие информационной безопасности общества. Правовое регулирование средств информатизации, телекоммуникации и связи. Правовое регулирование единого информационного пространства РФ. Тема 19. Информационная безопасность государства. Понятие информационной безопасности государства. Обеспечение защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем. Тема 20. Обеспечение безопасности в глобальном информационном пространстве. Понятие безопасности в глобальном информационном пространстве. Информационное обеспечение государственной политики РФ. Правовое регулирование государственных информационных ресурсов. (Распределение часов по всем темам раздела: лекции - 2, самостоятельная работа - 4.) Раздел IV. Ответственность в информационной сфере Тема 21. Ответственность за правонарушения в информационной сфере. Общая характеристика и виды ответственности за правонарушения в информационной сфере. Дисциплинарная ответственность в информационной сфере. Административная ответственность в информационной сфере. Уголовная ответственность в информационной сфере. Материальная ответственность в информационной сфере. (Распределение часов: лекции - 2, самостоятельная работа - 4.) Приложение 2. Словарь терминов Банковская тайна - защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделках в интересах клиента, а также сведения о клиентах, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни. Виды доступа информации - обязательное доведение информации до всеобщего сведения; свободный доступ сообщения информации для всеобщего сведения; предоставление информации по запросу (может быть платным). Виды информационного оружия - обычное оружие, направляемое по целеуказаниям средств радиотехнической разведки с частичным самонаведением на конечном участке; высокоинтеллектуальное - самонаводящиеся боеприпасы; радиочастотные маскирующие помехи; большие уровни электромагнитных или ионизирующих излучений; воздействие импульсом высокого напряжения через электрическую сеть; воздействие систем связи на ЭВМ; средства генерации естественной речи конкретного человека (изменение голоса). Виды информационных правоотношений - а) правоотношения, возникающие в области поиска, получения и потребления информации (например, правоотношения, регулируемые ст. 29 Конституции РФ); б) правоотношения, связанные с производством и распределением исходной и производной информации (например, правоотношения в сфере деятельности СМИ, авторские права в гражданском праве); в) правоотношения в области формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг (например, правоотношения, регулируемые Законом "Об обязательном экземпляре документов", Законом "О библиотечном деле", Законом "Об архивном деле в РФ"); г) правоотношения в области создания и применения информационных технологий, их сетей и средств их обеспечения (право на создание информационных сетей, обязанность на заключение договоров на создание таких объектов для государственных нужд); д) правоотношения в области обеспечения информационной безопасности (право на защиту личной жизни, информации от несанкционированного доступа, защита различных видов тайн). Виды информационных технологий - высокие интеллектуальные информационные технологии - генерация технических решений, реализующих ситуационное моделирование, позволяющих выявить связь элементов, их динамику и обозначить объективные закономерности среды; вспомогательные информационные технологии - технологии, ориентированные на обеспечение выполнения определенных функций (бухгалтерский учет и статистика, ведение системы кадров, документооборота, ведение финансовых операций, системы для стратегического управления и т.д.); коммуникационные информационные технологии - технологии, обеспечивающие развитие телекоммуникации и ее систем. Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно- розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и в пространстве в целях хранения или использования. Документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, - процедура оформления права на доступ (санкционированное ознакомление). Состоит из следующих элементов: обязательство нераскрытия данных сведений; временное ограничение прав субъекта государственной тайны; льготы, предоставляемые субъектам государственной тайны; ответственность за разглашение государственной тайны; проверочные мероприятия; решение уполномоченных органов о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну. Допуск к информации - возможность получения информации и ее использования. Задачи деятельности органов власти в информационной сфере - а) информационное обеспечение деятельности органов (работа по структуризации информации и выбор наиболее правильных легитимных средств обработки информации); б) предоставление каждым органом власти информации другим пользователям. Закрытый ключ электронно-цифровой подписи - уникальная последовательность символов, известная обладателю электронно-цифровой подписи. Интернет - универсальная информационная система, включающая в себя два самостоятельных блока: а) глобальное объединение компьютерных и коммуникационных сетей; б) программные средства, обеспечивающие сетевой сервис (электронная почта, мультимедиа и др.). Информатизация - процесс организации социально-экономических и научно-технических оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав субъектов на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информационная безопасность - состояние защищенности национальных интересов страны (т.е. жизненно важных интересов, основанных на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Содержание информационной безопасности составляют жизненно важные интересы субъекта в информационной сфере и внутренние и внешние угрозы, возникающие в отношении данных интересов. Информационная безопасность государства - защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности с использованием информационных средств. Жизненно важные интересы государства в информационной сфере: а) создание условий для реализации интересов личности и общества в информационной сфере; б) формирование институтов общественного контроля за органами государственной власти; в) безусловное обеспечение законности и правопорядка; г) создание условий для развития собственной информационной инфраструктуры; д) формирование системы подготовки и реализации решений органов государственной власти, обеспечивающих национальные интересы страны; е) защита государственной информационной системы и информационных ресурсов (в том числе защита государственной тайны); ж) защита единого информационного пространства страны; з) развитие равноправного и взаимного международного сотрудничества. Угрозы информационной безопасности государства: размывание единого правового пространства страны из-за принятия субъектами РФ не соответствовавших Конституции РФ правовых актов; разрушение единого информационного пространства России; вытеснение российских информационных агентств и средств массовой информации с внутреннего информационного рынка; монополизация информационного рынка; блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской, зарубежной аудитории; ослабление роли русского языка как государственного языка РФ; несанкционированное целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие информационных систем; низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики (дефицит кадров, отставание информационных систем от международных стандартов). Информационная безопасность личности - состояние и условия жизнедеятельности личности, при которых реализуются ее информационные права и свободы. Жизненно важные интересы личности: а) соблюдение и реализация конституционных прав на поиск, получение прав и распространение информации; б) реализация прав гражданина на неприкосновенность частной жизни; в) использование информации в интересах не запрещенной законом деятельности, физического, духовного, интеллектуального развития; г) защита прав на объекты интеллектуальной собственности; д) обеспечение прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой вредной информации. Угрозы интересам личности: а) применение нормативных правовых актов, противоречащих конституционным правам граждан; б) противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами прав на неприкосновенность частной жизни; в) неправомерное ограничение доступа к открытой информации; г) нарушение прав граждан в области массовой информации; д) противоправное применение специальных средств, воздействующих на сознание; е) манипулирование информацией (дезинформация; сокрытие либо искажение информации). Информационная безопасность общества - защита экономических, социальных, международных и духовных ценностей от внешних и внутренних угроз с использованием информационных средств. Жизненно важные интересы общества: а) обеспечение интересов общества; б) построение правового государства; в) построение информационного общества; г) сохранение нравственных ценностей общества; д) предотвращение манипулирования массовым сознанием; е) приоритетное развитие современных информационных технологий. Угрозы информационной безопасности общества: а) неисполнение требований закона; б) дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения информации; в) усиление зависимости общественной жизни от зарубежных инфраструктур; г) активизация различного рода религиозных сект; д) снижение уровня духовной нравственности, творческого потенциала населения России; е) отток специалистов за рубеж; ж) нарушение прав в сфере оборота информации (утечка, перехват, хищение, навязывание ложной информации); з) нарушение правил в области функционирования информационных систем; и) нарушение правил в области использования средств обеспечения информационной безопасности: воздействие на парольные ключи системы, использование несертифицированных информационных технологий. Информационная война - действия, направленные на достижение информационного превосходства, поддержку национальной военной стратегии посредством воздействия на информацию и информационные системы противника при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственника информации. Информационная система - технологическая система, представляющая совокупность технических, программных и иных средств, объединяющих структурно и функционально несколько видов информационных процессов, и предоставляющая информационные услуги. Информационное оружие - средство _____уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты; ограничения, воспроизведения доступа к ним законных пользователей, дезорганизации работы технических устройств, вывода из строя телекоммуникационных сетей и средств высокотехнологического обеспечения жизни общества и государства. Информационное право - совокупность правовых норм, охраняемых государством, возникающих в сфере производства, преобразования и потребления информации. Право является информационной системой, следовательно, информационное право изучает и информационную сущность права. Информационно-правовая норма - норма права, регулирующая обособленную группу общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. Информационно-правовая норма задает содержание прав и обязанностей субъектов, участвующих в правоотношении. Она способствует реализации информационных прав и свобод, а также информационных процессов при обращении информации. Информационно-правовое правоотношение - явление, в котором абстрактная информационно-правовая норма приобретает свое реальное бытие. Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Информационные ресурсы - отдельные документы и массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах. Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. С точки зрения философии информация - это отображение разнообразия. Объектом правового регулирования является только та информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает в своем сознании. Информация с ограниченным доступом - сведения, составляющие государственную тайну, служебную тайну, ноу-хау, коммерческую тайну, персональные данные. Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками: а) доступ ограничен в соответствии с законом; б) цель ограничения - защита прав субъектов на тайну. Информация, не подлежащая засекречиванию, - сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан; о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности; о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервах; о состоянии здоровья высших должностных лиц; о фактах нарушения законодательства органами государственной власти и должностными лицами. Коммерческая тайна - научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная, иная используемая в предпринимательской деятельности информация, которая обладает действительной, потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам и к которой нет свободного доступа на законном основании. По отношению к такой информации обладатель принимает адекватные ее ценности правовые, организационные, технические и иные меры охраны. Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Крупные информационные системы - информационные системы, имеющие длительный жизненный цикл, масштабные и сложные решаемые задачи, разнообразное программное обеспечение, территориальную распределяемость, возможность миграции в другие информационные системы. Малые информационные системы - информационные системы, обладающие непродолжительным жизненным циклом, невысокой ценой, для их жизнедеятельности достаточно одного персонального компьютера, практическим отсутствием средств обеспечения безопасности, средств аналитической обработки данных. Ноу-хау - охраняемые в режиме коммерческой тайны результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть переданы другому лицу и использованы на законном основании только по усмотрению лица, обладающего такой информацией на законном основании, и которые не обеспечены патентной защитой. Обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Общедоступные персональные данные - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. Общеправовые информационно-правовые принципы - а) приоритетности прав личности; б) законности; в) ответственности (за нарушение прав и обязанностей). Объекты информации, составляющей профессиональную тайну, - а) врачебная тайна; б) тайна связи; в) нотариальная тайна; г) адвокатская тайна; д) тайна усыновления; е) тайна страхования; ж) тайна исповеди. Объекты отношений в Интернете - а) информационные ресурсы, продукты, услуги; б) информационные права и свободы (например, права на доменное имя); в) информационная целостность; г) информационный суверенитет; д) информационная безопасность. Объекты персональных данных - а) биографические и опознавательные данные; б) личные характеристики; в) семейное положение; г) имущественное, финансовое положение; д) состояние здоровья. Объекты служебной тайны - а) военная тайна; б) тайна следствия; в) судебная тайна; г) налоговая тайна; д) охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни. Обязательный экземпляр документа - ресурсная база национальной информационной инфраструктуры. Не подлежат обязательному предоставлению документы личного характера (письма), документы секретного характера, документы, содержащиеся в единичном исполнении, архивные документы и управленческая информация. Обязательному представлению подлежат: издания со значком "С"; издания для слепых; официальные документы, подлежащие опубликованию; аудиовизуальная продукция; электронные издания; неопубликованные издания (диссертации, научные исследования). Ограничения в применении информационных технологий - разработка и распространение программ, нарушающих нормативное функционирование информационной и телекоммуникационной систем; внедрение в апробированные программы изделий и компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти программы; компрометация ключей и средств криптографической защиты информации; воздействие на параллельно- ключевые системы защиты автоматизирующих систем обработки и передачи информации; внедрение электронных устройств для перехвата информации в технических устройствах обработки, хранения и передачи информации. Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. Основания для ограничения информационных прав - а) защита основ конституционного строя; б) защита нравственности; в) защита здоровья; г) защита прав и законных интересов других лиц; д) обеспечение обороны страны и безопасности государства. Необходимо создать единый перечень оснований для ограничений и перечень случаев прямого ограничения прав на информацию. Основания рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну - а) взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну; б) истечение установленного срока засекречивания (общий срок - 30 лет, но возможно установление большего срока межведомственной комиссией по защите государственной тайны); в) изменение объективных обстоятельств. Основные направления деятельности органов власти - а) отбор информации, необходимый для обеспечения деятельности; б) систематизация информации; в) подготовка и ведение банков информационных данных; г) ответственность за неадекватность информационных ресурсов задачам органов власти, а также ответственность за неполноту и несвоевременность сведений за использование информации не по назначению; д) организация информационной системы; е) обеспечение безопасности. Основные направления защиты информационной сферы - а) защита интересов личности, общества и государства от воздействия вредной, недоброкачественной _____информации; б) защита информации, информационных ресурсов и информационной системы от неправомерного воздействия различных субъектов; в) защита информационных прав. Основные направления правового регулирования отношений в Интернете - а) защита от вредной, незаконной информации; б) соблюдение авторских и смежных прав в условиях распространения информации в электронном виде; в) вопросы электронного документооборота; в) вопросы киберэкономики; г) информационная безопасность; д) правонарушения в Интернете. Основные требования к информационной системе - а) эффективность; б) качество функционирования (точность; защищенность; согласованность со стандартами); в) надежность - те пороги, когда система отказывает (по качеству информации; по времени доступа; по производительности); г) безопасность. Особенности информационного общества - а) наличие информационной инфраструктуры (трансграничные информационно-телекоммуникационные сети и информационные ресурсы в них); б) массовое применение персональных компьютеров и подключение их к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям; в) подготовка членов общества к работе на компьютерах в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях; г) новые формы и виды работы в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях и виртуальном пространстве; д) возможность практически мгновенно получать из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей информацию; е) возможность мгновенно общаться; ж) интеграция СМИ и трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей; з) отсутствие географических и геополитических границ государств, участвующих в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях. Особенности информационной войны. Объект воздействия - все виды информации и информационной системы. Объект воздействия может выступать как оружие и как объект защиты. Расширяется территория и пространство ведения войны. Информационная война ведется как при объявлении войны, так и в кризисных ситуациях. Информационная война ведется как военными, так и гражданскими структурами. Ответственность в информационной сфере. Юридическая ответственность реализуется с учетом специфических методов информационного права при возникновении конфликтных противоправных ситуаций. Дисциплинарная ответственность наступает за противоправные действия, совершаемые субъектами информационного права в связи с исполнением своих прав и обязанностей (п. 6 ст. 9 Закона "О правовой охране топологий интегральных микросхем", ст. 46 Конституции РФ - ответственность служащих за предоставление недоброкачественной информации). Административная ответственность устанавливается в гл. 13 КоАП РФ - за использование несертифицированных услуг связи, нарушение правил защиты информации, разглашение информации с ограниченным доступом, злоупотребление свободой массовой информации. Гражданско-правовая ответственность предусматривается п. 2 ст. 139 ГК РФ: за нарушение норм, регулирующих информационно-имущественные отношения (исключительные права в авторском праве), а также возмещение морального вреда и имущественного вреда в случае разглашения порочащих сведений. Уголовная ответственность устанавливается УК РФ: ст. 237 "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей"; ст. 283 и 284 - правонарушения, связанные с разглашением государственной тайны; глава о правонарушениях в компьютерной сфере (ст. 272, 273 и 274). Ответственность средств массовой информации предусмотрена за злоупотребления правами журналиста; нарушение неприкосновенности частной жизни; клевету и оскорбление; нарушение более 2-х раз в год ст. 4 Закона "О средствах массовой информации" (о публикации различного рода запрещенной информации). Открытая информация - вся неправовая информация, информация о выборах и референдуме; официальные документы. Открытый ключ электронно-цифровой подписи - уникальная последовательность символов,
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |