Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационных технологий 9 страница




недоброкачественной информации. Такую защиту обеспечивают институты: СМИ,

документированной и др. информации.

2. Защита информации, информационных ресурсов и информационной системы от

неправомерного воздействия в различных ситуациях. Такую защиту обеспечивают:

- институт государственной тайны;

- персональных данных.

3. Защита информационных прав и свобод (институт интеллектуальной собственности).

Главной задачей информационной безопасности является обеспечение баланса интересов

общества, государства и человека. Этот баланс должен быть адекватен целям по безопасности

страны в целом. Обеспечение информационной безопасности должно быть ориентировано на

специфику информационной среды, определяемой социальной структурой.

В центре внимания обеспечения информационной безопасности должна находиться

информационная среда органов государственной власти.

В контексте процесса глобализации необходимо обеспечить постоянный анализ изменений

политики, законодательства других стран.

Последняя задача - это учет выполнения факторов в процессе расширения правового

внимания РФ в мирном информационном пространстве, включая сотрудничество в рамках СНГ, и

практики использования Интернета.

2. Национальные интересы РФ в информационной сфере

и их обеспечение

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью

информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной

инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и

использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом

общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором

жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других

составляющих безопасности РФ. Национальная безопасность РФ существенным образом зависит

от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость

будет возрастать.

Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее

национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью

сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных

прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах

осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и

интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную

безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов

личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства,

достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для

гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации

конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и

пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и

территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в

безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного

международного сотрудничества.

На основе национальных интересов РФ в информационной сфере формируются

стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению

информационной безопасности.

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов РФ в

информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в

себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения

информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и

укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и

научного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в

себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до

российской и международной общественности достоверной информации о государственной

политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и

международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным

информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в

себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации,

в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение

потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а

также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных

информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать

проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности,

приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место

среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в

себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение

безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и

создаваемых на территории России.

3. Источники угроз информационной безопасности РФ

Источники угроз информационной безопасности РФ подразделяются на внешние и

внутренние. К внешним источникам относятся:

- деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и

информационных структур, направленная против интересов РФ в информационной сфере;

- стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом

информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных

рынков;

- обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и

ресурсами;

- деятельность международных террористических организаций;

- увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их

возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных

технологий;

- деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств

(видов) разведки иностранных государств;

- разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих

создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира,

нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем,

сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам относятся:

- критическое состояние отечественных отраслей промышленности;

- неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания

государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными

структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной

преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан,

общества и государства в информационной сфере;

- недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти,

органов государственной власти субъектов РФ по формированию и реализации единой

государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ;

- недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в

информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;

- неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный

контроль за развитием информационного рынка России;

- недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной

безопасности РФ;

- недостаточная экономическая мощь государства;

- снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество

квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;

- недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов

государственной власти субъектов РФ в информировании общества о своей деятельности, в

разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и

развитии системы доступа к ним граждан;

- отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных

органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов

местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства,

образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.

4. Государственная политика

в сфере информационной безопасности

Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ основывается на

следующих основных принципах:

- соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм

международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной

безопасности РФ;

- открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов

государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающая

информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных

законодательством РФ;

- правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне

зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на

конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и

распространение информации любым законным способом;

- приоритетное развитие отечественных современных информационных и

телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных

обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к

глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов РФ.

Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной

безопасности РФ:

- проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной

безопасности РФ, разрабатывает меры по ее обеспечению;

- организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти РФ по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение,

отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности РФ;

- поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное

информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту

общества от искаженной и недостоверной информации;

- осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом

и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования

деятельности в области защиты информации;

- проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств

информатизации и защиты информации на территории РФ и принимает меры по защите

внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и

информационных продуктов;

- способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым

информационным ресурсам, глобальным информационным сетям;

- формулирует и реализует государственную информационную политику России;

- организует разработку федеральной программы обеспечения информационной

безопасности РФ, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в

данной области;

- способствует интернационализации глобальных информационных сетей и систем, а также

вхождению России в мировое информационное сообщество на условиях равноправного

партнерства.

Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений,

возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной

политики в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Это предполагает:

- оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных

правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования;

- создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной

безопасности;

- определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере,

включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их

ответственности за соблюдение законодательства РФ в данной сфере;

- создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной

безопасности РФ, а также о последствиях их осуществления;

- разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и

процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной

сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;

- разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской,

административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых

норм в Уголовный, Гражданский, Административный и Трудовой кодексы, в законодательство РФ о

государственной службе;

- совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения

информационной безопасности РФ.

Правовое обеспечение информационной безопасности РФ должно базироваться прежде

всего на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства

в информационной сфере.

Соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти

и органов государственной власти субъектов РФ при решении возникающих в информационной

сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными

правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере.

Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в

информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в

различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного

контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной

власти субъектов РФ. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и

гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей

государства в области информационной безопасности.

Разработка механизмов правового обеспечения информационной безопасности РФ

включает в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом.

В целях выявления и согласования интересов федеральных органов государственной

власти, органов государственной власти субъектов РФ и других субъектов отношений в

информационной сфере, выработки необходимых решений государство поддерживает

формирование общественных советов, комитетов и комиссий с широким представительством

общественных объединений и содействует организации их эффективной работы.

5. Обеспечение информационной безопасности

Предметная область обеспечения информационной безопасности - это круг

правоотношений, который определяет правовое положение различных субъектов и объектов в

сфере информационных коммуникационных технологий - комплекса (совокупность элементов

инфраструктуры, на основе которой формируется технологическая база информационных систем

стран, участвующих в глобальном информационном пространстве). К объектам правового

регулирования обеспечения информационной безопасности относятся:

- правовой режим различных элементов информационных коммуникационных технологий;

- определение правового статуса субъектов с учетом их специальной информационной

среды;

- правовое обеспечение специальных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере

обеспечения информационной безопасности.

Основные направления обеспечения информационной безопасности:

1) установление различных видов ограничений;

2) повышение значимости таких видов обеспечения информационной безопасности, как

сертификация, лицензирование, в том числе и экспертиза деятельности;

3) установление процедур создания, получения и использования инфраструктуры с

ограниченным доступом;

4) унификация подходов и стандартов к электронным документам;

5) заключение, установление режимов служебной информации.

Правовое регулирование обеспечения информационной безопасности должно

осуществляться на различных уровнях, начиная с самого нижнего:

1) участие граждан в обеспечении информационной безопасности;

2) обеспечение информационной дисциплины в корпорациях;

3) организация подразделений информационной безопасности в органах государственной

власти на всех уровнях;

4) установление процессуального законодательства на федеральном уровне;

5) установление стандартов, удостоверяющих техническую безопасность информационных

систем;

6) создание системы органов власти в этой области;

7) выработка соглашений и условий международного сотрудничества и обеспечение

интересов РФ с учетом позиций национальной безопасности.

Вредная информация - информация, не являющаяся конфиденциальной, но

обуславливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности,

общества и государства в силу возникновения вреда, который нанесет этим субъектам ее

распространение.

Вредную информацию можно разделить на группы:

1) информация направлена на разжигание ненависти, вражды и насилия;

2) ложная информация (в том числе недоброкачественная, недобросовестная, ложная

реклама);

3) информация, содержащая посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию;

4) непристойная информация;

5) информация, оказывающая деструктивное воздействие на здоровье людей (в том числе

технические устройства, действующие на психику людей).

Глава 15. ИНФОРМАЦИОННАЯ _______БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

1. Общая характеристика

информационной безопасности личности

Информационная безопасность личности - состояние и условия жизнедеятельности

личности, при которых реализуются ее информационные права и свободы.

Жизненно важные интересы личности в информационной сфере следующие.

1. Соблюдение и реализация конституционных прав на поиск, получение прав и

распространение информации.

2. Реализация прав гражданина на неприкосновенность частной жизни.

3. Использование информации в интересах не закрепленной законом деятельности,

направленной на физическое, духовное, интеллектуальное развитие.

4. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности.

5. Обеспечение прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой вредной

информации.

Угрозы интересам личности в информационной сфере.

1. Применение нормативно-правовых актов, противоречащих конституционным правам

граждан.

2. Противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализация

гражданами прав на неприкосновенность частной жизни.

3. Неправомерное ограничение доступа к отправляемой информации.

4. Нарушение прав граждан в области массовой информации.

5. Противоправное применение специальных средств, воздействующих на сознание.

6. Манипулирование информацией (дезинформация; сокрытие информации; искажение

информации).

2. Информационно-психологическая безопасность

В отношении человека государство должно обеспечивать информационно-психологическую

безопасность.

Информационно-психологическая безопасность - состояние защищенности отдельных лиц и

(или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим

иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Основными принципами обеспечения информационно-психологической безопасности

являются:

- адекватность мер безопасности существующим угрозам;

- государственная монополия на разработку и производство специальных средств

информационно-психологического воздействия;

- сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения

информационно-психологической безопасности с передачей в соответствии с федеральным

устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов

РФ и органам местного самоуправления;

- гласность и гражданский контроль за обеспечением информационно-психологической

безопасности;

- обязательность участия общественных организаций в деятельности по обеспечению

информационно-психологической безопасности.

К основным угрозам информационно-психологической безопасности относится возможность

наступления негативных последствий для субъектов, подвергающихся информационно-

психологическому воздействию, которые могут выражаться в следующих формах:

- причинение вреда здоровью человека;

- блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека,

искусственное привитие ему синдрома зависимости;

- утрата способности к политической, культурной, нравственной самоидентификации

человека;

- манипуляция общественным сознанием;

- разрушение единого информационного и духовного пространства РФ, традиционных устоев

общества и общественной нравственности, а также нарушении иных жизненно важных интересов

личности, общества и государства.

Источниками угроз информационно-психологической безопасности являются:

1) физические лица, обладающие природными способностями воздействия на психику

людей;

2) разработка программных и технических средств;

3) религиозные и иные группы;

4) антропогенные зоны;

5) геопатогенные зоны.

Эти источники могут повлечь:

1) причинение вреда здоровью;

2) блокирование на неосознаваемом уровне волеизъявления человека;

3) манипулирование общественным сознанием;

4) разрушение единого информационного пространства.

Государственная система обеспечения информационно-психологической безопасности

осуществляет следующие функции:

- выявление и учет субъектов, осуществляющих негативные информационно-

психологические воздействия, и контроль за их деятельностью;

- ведение мониторинга негативных информационно-психологических воздействий;

- пресечение негативных информационно-психологических воздействий;

- подготовку кадров для обеспечения информационно-психологической безопасности с

привлечением негосударственных образовательных и научных организаций;

- разработку и совершенствование методов и средств выявления и нейтрализации

негативных информационно-психологических воздействий, реабилитации лиц, пострадавших от

такого воздействия;

- организацию реабилитации лиц, пострадавших от негативных информационно-

психологических воздействий;

- организацию системы лицензирования, сертификации, экспертизы и контроля в сфере

информационно-психологической безопасности;

- организацию разработки и принятия стандартов в сфере информационно-психологической

безопасности;

- разработку специальных средств и методов информационно-психологических воздействий;

- информирование общественности о деятельности лиц и организаций, нарушающих

законодательство в области информационно-психологической безопасности;

- содействие разработке и принятию норм международного права в области обеспечения

информационно-психологической безопасности.

3. Информационно-идеологическая безопасность

В Доктрине информационной безопасности РФ перечислены угрозы идеологической

безопасности, но отдельного ее определения нет. Таким образом, налицо _____факт поглощения

институтом информационной безопасности института идеологической безопасности, что вносит

определенную сумятицу ввиду объективной необходимости применения разных подходов.

Выделение идеологической безопасности в отдельный институт необходимо провести по

следующим основаниям. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите

информации" определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,

явлениях и процессах, а информационные процессы как процессы сбора, обработки, накопления,

хранения, поиска и распространения информации. Как видно, информация определяется как

статическое явление, как предмет, по поводу которого возникают общественные отношения.

Следуя этому определению, может показаться, что информация не отличается ничем

принципиальным от, скажем, материальных ценностей. Действительно, информация может быть

ценностью, становиться объектом купли-продажи, даже кражи (несанкционированного доступа),

поэтому она и поддерживающая ее инфраструктура должны быть защищены - именно так в

упрощенном порядке можно определить сферу информационной безопасности. Идеологическая

безопасность имеет с информационной общность по предмету правового и организационного

регулирования (информация), однако если информационное право призвано регулировать

общественные отношения по поводу создания, распространения, хранения, переработки и

потребления информации, определяя последнюю как явление статическое, то институт

идеологической безопасности, регулируя те же отношения, рассматривает информацию как

явление динамическое, то есть принципиально важной характеристикой здесь уже является

степень и характер ее влияния на сознание людей, а не ее степень защищенности, авторство и

т.д. Отсюда уже совершенно различные методы. Они у института идеологической безопасности

особые: социальная реклама, организационное и финансовое сопровождение творческих

проектов, публичное государственное признание и провозглашение, некоторые методы ведения

информационной войны и т.д.

Таким образом, следует разделить информационную безопасность на информационно-

идеологическую и информационно-техническую. При этом под информационно-технической

безопасностью следует понимать "защищенность информации и поддерживающей

инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или

искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям

информации и поддерживающей инфраструктуры" <*>, а под информационно-идеологической

(далее - идеологической) безопасностью - защищенность общества и личности от

преднамеренного или непреднамеренного информационного воздействия, имеющего результатом

нарушение прав и свобод человека и гражданина в области создания, потребления и

распространения информации, пользования информационной инфраструктурой и ресурсами,

противоречащего нравственным и этическим нормам, оказывающих деструктивное воздействие на

общество, личность, имеющих негласный (внечувственный, неосознанный) характер, внедряющих

в общественное сознание антисоциальные установки.

--------------------------------

<*> Галатенко В.А. Информационная безопасность // Открытые системы. 1996. N 1 (15). С. 38

- 43.

Здесь совершенно справедливо может возникнуть вопрос, а почему, собственно_____,

информационная безопасность отождествляется с категорией идеологии, ведь первая

предполагает состояние защищенности, а вторая - внедрение в общественное сознание

определенных ценностных установок, ориентаций, определенную социальную программу. Дело в

том, что даже если общество и личность будут защищены от вредоносного информационного

воздействия, необходимо задать, кроме того, определенные нравственные ориентиры, систему

ценностей, сформировать национальную идею, иначе защита теряет смысл. При этом комплекс

защиты неизбежно имеет в своей структуре императивные (запретительные) нормы, а комплекс

внедрения идеологии, следуя смыслу ст. 13 Конституции РФ, должен состоять из одних только

диспозитивных норм.

Попытки смоделировать на теоретическом уровне институт информационно-психологической




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.201 сек.