Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализм 4 страница




Первая публикация сестер была совместной. В 1846 г. под мужскими псевдонимами они выпустили сборник «Стихотворения Каррер, Эллис и Эктон Белл» (Poems by Currer, Ellis and Acton Bell). Далее каждая пошла своим путем.

За свою жизнь Шарлотта Бронте написала несколько десятков стихотворений и четыре романа -«Учитель» (The Professor, 1847; опубл. в 1857), «Джен Эйр» (Jane Eyre, 1847), «Шерли» (Shirley, 1849) и «Городок» (Villette, 1853). В романах ставятся проблемы женского равноправия, социального неравенства, отражены рабочие волнения, обсуждаются вопросы образования; произведения Шарлотты Бронте во многом автобиографичны, в них отразились впечатления и события ее личной жизни.

Несколько раз за свою жизнь Шарлотта покидала Хоуорт. В 1831 ив 1832 гг. она посещала школу в Роэхеде, в 1835-1838 гг. работала там же учительницей. Самые сильные впечатления связаны с поездкой в Брюссель, где в 1842 г. вместе с Эмили Шарлотта обучалась в пансионе Эгера, а в следующем году, получив место учительницы, преподавала в том же пансионе английский язык. После успеха «Джен Эйр», получив известность в литературных кругах, она несколько раз приезжала в Лондон, встречалась с писателями и издателями своих произведений. Она познакомилась с Теккереем, которого считала лучшим романистом своего времени (ему Шарлотта Бронте посвятила «Джен Эйр»). В 1851 г. она присутствовала на лекции Теккерея об английских юмористах XVIII в. В свою очередь автор «Ярмарки тщеславия» высоко оценил талант Бронте. Он с увлечением прочитал «Джен Эйр».

Своеобразие манеры Бронте он увидел в соединении «чистого чувства с исповедальной искренностью». Его привлекли проявившиеся в этом произведении любовь к истине и возмущение несправедливостью, смелость суждений и простота повествования. Автора «Джен Эйр» Теккерей назвал «строгой маленькой Жанной д'Арк».

Среди литературных знакомых Бронте - критик Д. Г. Льюис, писательницы Э. Гаскелл, Г. Мартино. Э. Гаскелл была среди тех, кто приветствовал появление «Джен Эйр»; она назвала этот роман «необычной книгой» и отметила, что новаторство автора проявилось в образе героини. Э. Гаскелл стала биографом Шарлотты, выпустив в 1857 г. книгу «Жизнь Шарлотты Бронте» (Life of Charlotte Bronte). Этой книгой было положено начало многочисленным жизнеописаниям автора «Джен Эйр», и, как правило, творчество Бронте «выводилось» из обстоятельств ее жизни, в то время как на самом деле оно противоречило этим тяжелым обстоятельствам, рождалось из духа протеста, жившего в мужественной «маленькой Жанне д'Арк».

Трудно представить себе судьбу, менее благоприятную для писательской деятельности, чем удел, выпавший на долю Шарлотты. Начав писать еще в ранней юности, она послала одно из своих стихотворений поэту Роберту Саути. Просила его совета и выражала надежду на ответ. Ответ был получен. Саути писал, что поэзия - не женское дело, советовал адресату заняться домашними делами и выполнять обязанности по хозяйству. Это не обескуражило Бронте. Не убили в ней жажду творчества и тяжелые утраты. Жизнь в Хоуорте была безжалостна к ее обитателям.

Ранняя смерть прервала удачно начавшийся путь в искусстве сестер Шарлотты. Одна за другой умерли Эмили и Энн. Не сбылись надежды, связанные с талантом брата, столь же рано расставшегося с жизнью. В опустевшем доме она осталась в 1848 г. наедине с отцом. Мысли и чувства, рожденные искалеченной, одинокой жизнью сестер Бронте, одаренных силой чувств и богатым воображением, запертых «как в тюрьме, в открытом всем ветрам пасторском доме на болотах Вест-Райдинга... Шарлотта выразила в возвышенной любви Рочестера к Джен Эйр, в захватывающей истории Люси Сноу в "Виллет"», - писал в своей книге «Роман и народ» (1937) английский критик Р. Фокс.

Выполняя работу по дому, ухаживая за теряющим зрение отцом, Бронте продолжала писать. Появилась надежда создать свою семью. В июне 1854 г., наперекор желанию отца, она выходит замуж за священника Артура Николаса, оставаясь жить в родительском доме. Она ждет рождения ребенка. Но судьба не была к ней благосклонна: в марте 1855 г. Шарлотта умирает.

Романы Бронте привлекали к себе внимание значительностью проблематики, мастерством увлекательного повествования, образами героинь, наделенных сильными чувствами, смелостью, твердыми нравственными принципами, способных принимать самостоятельные решения. Книги Ш. Бронте совершили переворот в представлениях о морали. Как своего рода манифест борьбы за права женщин был воспринят роман «Джен Эйр». «Шерли» и «Городок» закрепили это представление.

Роман «Джен Эйр» принадлежит к числу значительных произведений английской литературы. Новаторский характер его состоит в том, что героиня смело отстаивает свое человеческое достоинство, право на самостоятельную трудовую жизнь и любовь. Создан образ свободолюбивой и мятежной женщины, серьезно размышляющей о жизни, глубоко чувствующей и в полный голос заявляющей о своих стремлениях и взглядах.

В образе Джен Эйр Бронте воплотила свои представления о современной женщине, способной определить свою жизнь и стать не только женой, но и достойной подругой мужчины. В условиях викторианской Англии такая постановка проблемы была воспринята как проявление крайней смелости взглядов автора. Героини, подобной Джен Эйр, не было ни у Диккенса, ни у Теккерея, даже у Э. Гаскелл, которая перекликалась с Бронте в трактовке женских характеров.

В романе рассказана история простой девушки, вынужденной вести борьбу за существование. Детство Джен проходит в Ловудском приюте. Система воспитания основана здесь на подавлении воли и любого проявления непокорности. Жестокие наказания, суровый режим делают детей безропотными и покорными. Многие оказываются сломленными морально. Такова судьба Элен Барнс. Но Джен Эйр находит в себе мужество для сопротивления. «Когда нас бьют без причины, - говорит она Элен, - мы должны отвечать ударом на удар - иначе и быть не может, - притом с такой силой, чтобы навсегда отучить людей бить нас!» Джен умна и наблюдательна, ее чувства сильны, побуждения искренни, слова правдивы. Богат ее духовный мир.

Став гувернанткой в доме помещика Рочестера, оказавшись в среде провинциального дворянства, Джен явно превосходит окружающих. Ее взгляды противоречат общепринятым представлениям. Она не приемлет отношения к браку как к выгодной сделке, в ее душе живет мечта о любви, она стремится к независимости и праву самостоятельно избрать себе спутника жизни. Сила воздействия и обаяния романа - в правде чувств, в их истинности, в соединении реального с романтическим, в покоряющей своей увлекательностью истории простой маленькой гувернантки, способной на большую и преданную любовь, сумевшей найти свое счастье. В книге заключен бессмертный мотив сказочной Золушки, предстающей в образе столь похожей на саму Бронте, а потому и вполне реальной Джен Эйр.

На весьма широком социально-историческом фоне происходят события романа «Шерли». Время его действия -1812 год. Это период войны с Наполеоном, континентальная блокада, выступления луддитов. Рабочие волнения начала XIX в. показаны в романе с учетом чартистского движения 40-х гг. Основа конфликта «Шерли» - выступления рабочих ткацкой фабрики против их хозяина - фабриканта Мура. Мур приобрел новые машины для фабрики, лишив тем самым многих рабочих заработка. В сердцах безработных зреет протест, «нищета рождает ненависть». О закономерности рабочих волнений и их борьбы пишет Бронте. Изображение восстания рабочих становится кульминацией в развитии действия романа, хотя Бронте не была сторонницей революционного решения социальных противоречий, возлагая надежды на разумную деятельность людей, направленную на преобразование общества.

Последний роман Бронте «Городок» - это еще одна история о женской судьбе, о любви, человеческом достоинстве, об искусстве и его роли в жизни, о силе творческого воображения, помогающего преодолевать невзгоды бытия и творить красоту. Психологически глубок образ главной героини Люси Сноу - молодой англичанки, рано осиротевшей, оказавшейся без средств и поддержки, преподающей в одном из пансионов Брюсселя английский язык. Для Люси Сноу труд - не только источник существования, но и неотъемлемая часть ее существа. Такая героиня впервые появилась на страницах английского романа. Создавая ее образ, Бронте во многом ориентировалась на Жорж Санд. Характер женщины незаурядной, смелой и решительной в своих суждениях и действиях, здравомыслящей и тонко чувствующей показан Ш. Бронте в его сложности, многогранности, в его движении и изменении. У героини Бронте свое представление о любви. Люси не верит в любовь, «рожденную лишь красотой», не приемлет благополучия, лишенного духовной близости; ей дорога любовь, основанная на дружбе, «закаленная болью, сплавленной с чистой и прочной привязанностью, отчеканенная постоянством, подчинившаяся уму и его законам».

В романе «Городок» жизнеутверждающие мотивы переплетаются с трагедийными. Драматизм изображенных жизненных ситуаций во многих случаях сближается с трагедией. Люси понимает, что жизнь организована не по законам истинной справедливости. Цепью утрат является ее собственная жизнь. Погибает и любимый ею Поль. Кольцо одиночества, казалось бы, вновь сомкнётся вокруг Люси. Однако теперь, после всего перенесенного ею, этого уже не происходит. Трагедия преодолевается. Люси стала другой: она готова к жизни, отданной своему призванию и исполненной труда. Впечатление, производимое романом, во многом определяется тоном повествования - доверительно-непосредственным, иронично-насмешливым, печально-горьким.

Знакомясь с историей Люси Сноу, о которой рассказывает она сама, выступая в роли повествователя, мы слышим голос автора. В очерке, посвященном Бронте и написанном Теккереем уже после смерти писательницы, есть такие слова: «Помню трепетное, хрупкое созданье, маленькую ладонь, большие глаза. Пожалуй, главной чертой ее характера была пылкая честность... Она мне показалась очень чистым, возвышенным и благородным человеком. В ее душе всегда жило великое, святое уважение к правде и справедливости».

В суждениях современников и потомков Эмили Бронте не раз звучала мысль о том, что она в гораздо большей степени поэт, чем романист, а между тем в историю литературы Эмили Бронте вошла прежде всего как автор знаменитого романа «Грозовой перевал».

О жизни и личной судьбе его автора почти не сохранилось сведений, хотя в самых общих чертах ее биография включает все то, что пережито ее братом и сестрами. Недолгое пребывание в приюте, в школе, несколько месяцев, проведенных в Брюсселе в пансионе Эгера, домашнее, далеко не систематическое, образование под руководством старшей сестры Шарлотты, те же детские увлечения, рано вспыхнувшая любовь к поэзии, чтение Гомера и Вергилия, Шекспира, Мильтона, Байрона и Шелли, В. Скотта. «Нет никаких свидетельств, что она так или иначе планировала свое будущее, - пишет биограф Эмили, современная английская писательница Мюриел Спарк. - Наоборот, она словно больше всего на свете хотела избежать необходимости "устроить" свою жизнь... Да, Эмили Бронте словно твердо решила, что ее жизнь должна подходить под определение: "Лишенная каких-либо событий". И не потому, что была к ней равнодушна, а как раз напротив: потому, что ее полностью поглощало собственное жизненное призвание. И все свои усилия Эмили направляла на то, чтобы определить этот смысл - и прямо через свое творчество, и косвенно через посредство домашних и семейных обязанностей. Тратить же время сверх этого на улучшение собственного жребия ей было в тягость, и в конечном счете она для себя не сделала практически ничего».

В творчестве Э. Бронте живет и главенствует романтическая традиция, сливающаяся с реализмом, проникновением в извечно-человеческие, а тем самым и современные коллизии; ее мастерство проявилось в глубине психологических характеристик и романтической символике. Творчество было средоточием ее существования, потому вести речь о ее жизни - это значит говорить о ее творчестве.

Шарлотта Бронте заметила, что «свобода - воздух Эмили». Дух свободолюбия проявился в ее поэзии. Лирический герой Э. Бронте сродни героям поэтов-романтиков (Шелли, Байрона, Вордсворта, Колриджа). С двумя первыми ее роднит дух протеста и непримиримости, смелость вызова, бесстрашие; с двумя вторыми - пристальный интерес к жизни природы, образ одинокого странника. Однако, в отличие от поэтов «озерной школы», в изображении Эмили природа - это могучая стихия, а человек -свободолюбив и силен, он преодолевает страдания и горечь одиночества.

Дух романтизма воплощен в произведении огромной эмоциональной напряженности - романе «Грозовой перевал». Его называли «романтичнейшим из романов» (У. Пейтер), «дьявольской книгой, объединившей все самые сильные женские наклонности», одним из самых лучших романов «по силе и проникновенности стиля» (Д. Г. Россети), «одним из манифестов английского гения... романом, перерастающим в поэзию» (Р. Фокс). В. Вулф писала: «"Грозовой перевал" - книга более трудная, чем "Джен Эйр", потому что Эмили - больше поэт, чем Шарлотта. Шарлотта все свое красноречие, страсть и богатство стиля употребила для того, чтобы выразить простые вещи: "Я люблю", "Я ненавижу", "Я страдаю". Ее переживания, хотя и богаче наших, но находятся на нашем уровне. А в "Грозовом перевале" Я вообще отсутствует. Здесь нет ни гувернанток, ни их нанимателей. Есть любовь, но не та любовь, что связывает мужчин и женщин. Вдохновение Эмили -более обобщенное. К творчеству ее побуждали не личные переживания и обиды. Она видела перед собой расколотый мир, хаотическую груду осколков и чувствовала в себе силы свести их воедино на страницах своей книги. От начала и до конца в ее романе ощущаются этот титанический замысел, это высокое старание - наполовину бесплодное - сказать устами своих героев не просто "Я люблю" или "Я ненавижу", а - "Мы, род человеческий" и "Вы, предвечные силы"».

Э. Бронте мифологизирует реальные конфликты; создавая апофеоз всепоглощающей страсти героев, она изображает их общественную трагедию[7]. «Грозовой перевал» - это роман о любви в условиях социального неравенства и несправедливости; его конфликт определяется столкновением мечты и действительности. Противостоят два мира - подкидыша Хитклифа и обитателей помещичьих усадеб. Хитклиф мстит за свое поруганное человеческое достоинство. Его сильный характер, природная гордость и честность противопоставлены эгоизму, заурядности и дворянской спеси его соперника Эдгара Линтона. Измена Кэтрин, которая предпочла благополучную жизнь на Мызе Скворцов жизни с Хитлифом, нанесла ему незаживающую рану, но не убила его любви. «Я не могу жить без жизни моей! Не могу жить без моей души», - говорит Хитклиф. И как бы вторя ему, о своей неумирающей любви говорит и Кэтрин: «... Я и есть Хитклиф! Он... все мое существо».

Хитклиф - бунтарь, поднимающийся против установленных порядков, против лицемерной морали, против бога и религии, против зла и несправедливости. Хитклиф и Кэтрин могли быть счастливы лишь до тех пор, пока между ними не встали деньги, предрассудки, условности. Однако ничто не смогло убить их любовь, страстное влечение друг к другу. О героях «Грозового перевала» У. Пейтер писал: «Эти фигуры, исполненные таких страстей, но вытканные на фоне неброской красоты вересковых просторов, являют собой типичные образцы духа романтизма»[8].

Судьбы своих героев Э. Бронте изображает как судьбы трагические, но при этом она противопоставляет им историю жизни и любви молодого поколения - Кэти и Гэртона, сумевших отстоять свое право на счастье.

Роман отличается разорванностью композиции. События переданы в восприятии нескольких рассказчиков (Нэлли Дин, Локвуда); каждый по-своему интерпретирует происходящее. Используется прием рассказа в рассказе, в повествование включаются вставные эпизоды, письма, отрывки из дневников. Преобладающими становятся лирическое и драматическое начала; эпическое повествование отходит на второй план. Драматическая напряженность характерна и для картин природы. Пейзаж -соучастник и предвестник событий. Вересковые поля и торфяные болота озаряются блеском молний, на них падает тень предвещающих бурю грозовых туч, гонимых порывами ветра; раскаты грома сопутствуют переживаниям мятущихся и страдающих героев. Природе, как и людям, присущи волнение и тайна. Э. Бронте использует образы лесных эльфов, фей, оборотней, блуждающих призраков, заимствуя их из фольклора. Она тяготеет к широким обобщениям и реалистическим в своей основе символам.

Иная тональность присуща произведениям Энн Бронте - и ее стихам, и двум ее романам - «Агнес Грей» (Agnes Grey, 1847) и «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» (The Tenant of Wildfell Hall, 1848). Подлинность жизненного опыта, переданного Энн Бронте в ее произведениях, придает им особый лиризм, проникновенность звучания. И не столько полет творческого воображения, сила и смелость которого так ярко проявились в «Грозовом перевале» Эмили, в романтической струе «Джен Эйр» и других романов Шарлотты, сколько будничность повседневной действительности, окрашенная дымкой грусти, рождающаяся от сознания неизбежной тяжести жребия судьбы человеческой, привлекает в романах Энн. В них - достоверность реального, переданная не только в образах обыденного, но и возвышенного, присущего образу мыслей и чувств и самой Энн, и ее героинь. Ее романы -это своего рода дневник, заключающий в себе многие обстоятельства и реалии жизни автора и эпохи. Это - один из вариантов документальной прозы викторианской Англии. Природа документализма романов Энн Бронте особая. В ее книгах мы не находим исторических фактов, известных в истории личностей, сколько-нибудь значительных событий общественной жизни. Однако мы проникаемся атмосферой жизни людей того круга, к которому принадлежали сестры Бронте, познаем их мораль и устои, понимаем, как формировался характер и внутренний мир самой Энн, ее религиозные убеждения, ее надежды и помыслы.

Энн была последним ребенком в семье Патрика Бронте. Для всех последующих поколений, знакомых с литературным наследием Шарлотты и Эмили, она всегда оставалась «третьей Бронте», их «младшей сестрой». Ее имя называлось последним, а о том, что было написано ею, или вовсе не говорили, или упоминали вскользь. Как считали критики, ни в какое сравнение с тем, что было написано ее старшими сестрами, произведения Энн идти не могли. Забытые на протяжении многих лет, они привлекли к себе внимание в наши дни и обрели новую жизнь. Триединый в своей сущности историко-литературный феномен, обозначаемый понятием «сестры Бронте», не может быть воспринят во всей его полноте без романов и стихов Энн, заключающих свою тайну, способность волновать, тронуть, заставить задуматься.

Энн прожила недолгую жизнь. Из 54-х написанных ею стихотворений при жизни были опубликованы 24. Остальные вышли посмертно с предисловием Шарлотты Бронте. Оба романа были опубликованы сразу же после их завершения, но ни один из них не встретил столь живого отклика, как книги ее сестер.

Хрупкая и болезненная, Энн с раннего детства была серьезна и задумчива. При всей своей нежности и склонности к рефлексии она была наделена душевной силой и стойкостью. Интенсивность ее внутренней жизни, готовность противостоять страданиям проявились уже в ранних стихах:

Я в склепе. Жизни свет угас.

Как я давно забыта тут!

Тоска и скорбь меня гнетут.

Кругом лишь тишина и тьма, Гробницей стала мне тюрьма.

Но мирный сон не для меня,

Он жжет тоской сильней огня.

(«Голос из темницы». Пер. И. Гуровой)

Единственная из всей семьи Энн приняла методизм со всеми присущими этому протестантскому направлению ригористическими установлениями. Непоколебимая твердость в исполнении моральных принципов соединялась у нее с неизменной строгостью самооценки. Сила духа и требовательная доброта побуждали к действенному гуманизму. Этими чертами, свойственными ей самой, Энн наделила и своих героинь. Когда Энн исполнилось пятнадцать лет, она начала посещать школу мисс Вулер (1835-1838). Завершение курса было отмечено наградой за хорошее поведение. Самостоятельная жизнь началась для нее с поступления на место гувернантки некоей миссис Ингхэм. Однако жизнь в чужом доме глубоко чуждых ей по духу людей оказалась для Энн, отличавшейся крайней застенчивостью, невыносимой.

В 1840 г. в Хоуорт приехал молодой священник Уильям Уэйтмен. Он был доброжелательно принят в доме Патрика Бронте. Энн полюбила его. В ее жизни это была единственная любовь, но ей не суждено было завершиться счастливо. В 1842 г. Уильям скоропостижно скончался. Его похоронили на церковном кладбище рядом с домом Бронте. О своей любви, о скорби утраты Энн писала в своих стихах. Стихи Энн Бронте не принадлежат к ярким явлениям английской поэзии. Они интересны как лирический комментарий к жизни и судьбе их автора. Источник поэтического вдохновения Энн -природа, любовь к родному дому. Радость слияния с красотой окружающего мира соединяется с мотивами печали и скорби.

Одухотворенность пейзажа и сила религиозного чувства - характерные особенности поэзии Энн Бронте. Душевная боль, сожаление об утраченном счастье не переходят в отчаяние, не порождают мятежных чувств и протеста, столь свойственных поэзии Эмили, не изливаются с той силой страсти, которой отмечены стихотворения Шарлотты.

В двадцать два года Энн впервые побывала в другом городе, впервые увидела море. Она побывала в Йорке, находившемся в тридцати пяти милях от Хоуорта, и на восточном побережье Англии. Впечатления были сильными, навсегда остались в ее памяти. Некоторое время Энн вновь была гувернанткой, а затем, вернувшись домой, ухаживала за больным братом, в судьбе которого она принимала большое участие.

Лишь однажды пришлось ей побывать в Лондоне. Вместе с Шарлоттой нанесли они визит издателю Смиту, посетили оперу, были на выставке, в залах Королевской Академии, осмотрели Национальную галерею, присутствовали на церковном богослужении. Они обедали в доме Смита и были приглашены на чай к его литературному консультанту Уильямсу. Вот, пожалуй, и все события в недолгой жизни Энн. А о своем восприятии окружающего мира, о своих мыслях и чувствах она с присущей ей аккуратностью писала в дневнике и в своих произведениях. Последнюю в своей жизни весну 1849 г. Энн провела в городе Скарборо на побережье Восточной Англии. Она приехала сюда лечиться от туберкулеза, но надежды на выздоровление не оправдались. Единственная из всей семьи Бронте Энн похоронена вдали от дома, в Скарборо.

Первый роман Энн Бронте «Агнес Грей» написан от первого лица. Тон повествования сдержан и доверителен. Рассказывается о событиях, внешне ничем не примечательных, но имеющих важное значение для рассказчицы, которая правдиво и просто повествует о себе, включая читателя в круг своих повседневных забот и переживаний.

«Книгу эту я начала с твердым намерением ничего не утаивать, -сообщает Агнес Грей, - чтобы те, кто захотел бы, могли извлечь пользу, постигнув чужое сердце». Агнес Грей - это сама Энн Бронте. Ее произведение имеет автобиографический характер, и вместе с тем это - не только рассказ о том, что ей пришлось пережить, когда она была гувернанткой и занималась воспитанием чужих детей. «Агнес Грей» - одно из характерных явлений литературной жизни Англии 40-х гг. XIX в., в нем отразились тенденции времени, связанные с возросшим интересом к проблемам положения женщины в обществе.

Многие женщины включились в литературную деятельность. Героинями целого ряда романов и повестей, появившихся в эти годы, были гувернантки («Старая гувернантка» С. -К. Холл, «Гувернантка» леди Блессингтон, «Каролина Мордаунт» Шервуд). В обиход вошло выражение «роман о гувернантке» (governess novel). Появление такого рода произведений понятно: становясь гувернантками, молодые женщины из средних слоев общества, нуждавшиеся в заработке, могли найти применение своим силам и знаниям. Впрочем, Энн Бронте, как и Шарлотта, ориентировалась не на литературный контекст, а исходила из своего скромного жизненного опыта, о котором смогла поведать легко и непринужденно.

Для героини «Агнес Грей» порыв к новой жизни и самостоятельности при столкновении с реальностью оборачивается разочарованием. В роман входит тема утрачиваемых иллюзий. Мечта и действительность несопоставимы. Агнес убеждается в этом, попав в дом богачей-выскочек Блумфилдов. Новые испытания начались для нее в семье мистера Мэррея, владельца поместья Хортон-Лодж. Агнес понимает, что у нее как у гувернантки есть только одно право - «подчиняться и угождать». Постигающие Агнес разочарования не ожесточают ее сердце, не притупляют ее «нравственный слух». Встреча с Уэстоном и любовь к нему преображают ее жизнь: «Я с восторгом убедилась, что мир вовсе не состоит только из Мэрреев, Хэтфилдов, Эшби и им подобных и что совершенство человеческой натуры вовсе не плод моего воображения». Героиня Энн Бронте познает простую и вечную истину: высшая радость - в «возможности и желании быть полезным».

Роман «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» - произведение более сильное и значительное. Линейное построение «Агнес Грей» сменяется сложной структурой; расширяются рамки изображаемого, углубляется психологизм; писательница свободно оперирует различными временными пластами, меняя тональность повествования, включая в роман несколько рассказчиков. Звучат различные голоса, сопоставляются различные точки зрения.

Роман строится как раскрытие тайны главной героини Хелен, поселившейся с маленьким сыном в мрачном, давно покинутом его владельцами старинном доме елизаветинских времен, известном под названием «Уайлдфелл-Холл». Появление прекрасной незнакомки привлекает внимание жителей округи. Ее независимость и одиночество разжигают интерес к ее прошлому. История Хелен и обстоятельства ее семейной жизни и составляют основу романа. «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» -роман семейно-психологический. На его страницах ведутся дискуссии о многих аспектах семейной жизни, об отношениях супругов, детей и родителей, об ответственности членов семьи друг перед другом. Все эти проблемы глубоко волновали Энн Бронте и решались ею в русле свойственных ей этических установлений. Она во всем верна своим убеждениям, разделяемым с нею и ее героиней Хелен Хантингдон: исполнять свой долг, сохраняя свое человеческое достоинство.

Присущая Энн Бронте сила зрительного восприятия проявилась в описаниях ландшафтов, в лаконизме и выразительности пейзажа. Тонкость видения, ощущение красоты природы, реалии быта, умение воплотить зрительный образ в художественно-словесный рождают радость от общения с миром романа Энн Бронте. Литературное наследие сестер Бронте вошло в сокровищницу национальной английской культуры, завоевав признание далеко за пределами Англии. Особый успех выпал на долю романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр». На русском языке он появился вскоре же после его публикации на родине писательницы. В 1849 г., находясь в заключении в Петропавловской крепости, Ф. М. Достоевский читал «Джен Эйр»; роман произвел на него сильное впечатление. Он писал брату: «В Отечественных записках английский роман чрезвычайно хорош»[9].

 

Источник: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/bronte.htm




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.