Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итература на рубеже XIX-XX веков 4 страница




Обострение классовой борьбы и усиление забастовочного движения в Англии 60-х-начала 70-х годов перекликаются с общественно-политической ситуацией «бурных тридцатых». Вполне закономерно, что в современной литературе рабочей темы возникает образ борющейся Англии 1930-х годов, воспроизводится атмосфера классовых битв. Характерен в этом отношении роман Брайана Олмонда «Позолоти медный фартинг» (Gild the Brass Farthing, 1963), посвященный теме социальных столкновений начала 30-х годов. Крепнущее единство рабочих, их возрастающая вера в свои силы раскрываются в сценах собраний, митингов, демонстраций.

Рабочие оказывают сопротивление новым формам эксплуатации. Брайан Олмонд показал силу рабочего класса, его огромную энергию и непоколебимое мужество. «Рабочие» романисты часто обращаются к форме повествования от первого лица, используя этот прием для выражения народного мироощущения. Непосредственно звучит голос рабочего, который обо всем рассказывает как сын своего класса. От лица рабочего подростка Артура Хэггерстона ведется рассказ в романе Сида Чаплина (р. 1916) «День сардины» (The Day of the Sardine, 1961). Артур рассказывает о своих нерадостных школьных годах, о своей матери, занятой тяжелой поденной работой, об отчиме Гарри, умном и добром рабочем, о своих сверстниках, судьба которых составляет важную проблему современного английского общества. Рассказ Артура прочувствованный, глубоко эмоциональный, искренний. Перед читателем раскрывается внутренний мир современного молодого человека из рабочей среды с его сложными проблемами, повседневными заботами.

Основная идея романа подчеркнута символическим образом «сардины», который фигурирует в диалоге между Артуром и Гарри. Артур поначалу представляет себе жизнь весьма узко, в духе буржуазных норм: разбогатеть, знаться с важными боссами, ездить в «ягуаре», иметь собственный бассейн для плавания. Но Гарри говорит ему, что такая жизнь подобна существованию сардины, которая знает только свою отмель и плывет лишь туда, где она может поесть и выметать икру. И как раз в это время сардина и попадает в сети, а потом в консервную банку. Гарри советует Артуру не превращаться в сардину, а уйти в море, в настоящую стихию. «Ты ведь не такой парень, чтобы плавать в луже, - говорит он ему. -

Ты, может, даже полетишь в конце концов на Луну... Ты ведь не сардина». Осуждение приспособленчества, потребительской психологии звучит во многих современных «рабочих» романах. Разрыв со своей средой, забвение интересов своего класса для выходцев из рабочей среды оборачивается подлинной трагедией. Трагична история любви двух главных героев романа Дэвида Стори (р. 1933) «Такова спортивная жизнь» (This Sporting Life, 1960). Стори говорил, что он хотел бы написать роман, который своей атмосферой и ощущением неотвратимой гибели героев напоминал бы роман Э. Бронте «Грозовой перевал». Герой книги «Такова спортивная жизнь» токарь Артур Мейкин, по существу, продает себя боссам, устраивающим матчи регбистов, и чувствует, что в нем, как и в тех, кто причастен к спортивному бизнесу, появляется нечто животное и низменное. «А я хотел бы чего-то побольше. Я хотел чего-то постоянного и прочного, ведь не всегда же я буду регбистом, - говорит Артур. - Но я горилла, сильная, страшная, так что любопытно посмотреть, как она выламывается».

В романе «Пасмор» (Pasmore, 1972) Д. Стори стремится увидеть моральные ценности, связанные с мироощущением и традициями рабочего класса. Герой романа Колин Пасмор оторвался от рабочей среды; он получил образование и стал преподавателем истории. Колина тревожит постоянно ощущаемый им внутренний разрыв между его пролетарским прошлым и современным бытием представителя «среднего класса». Внутренняя неудовлетворенность приводит к желанию как-то изменить свою жизнь. Однако для него перемена оказалась возможной только в рамках образа жизни той новой среды, которая его окружает, среды, где господствует потребительская мораль и жажда наслаждений, убивающая голос совести. Колин вступает в тайную связь с Элен, изменив своей жене Кэй. Но эта «новая жизнь» только усугубляет его душевную драму, и в конце концов он возвращается в свою семью, к любимым людям и пытается жить в соответствии с нравственными представлениями своего отца-шахтера, который гордился своей трудовой жизнью, несмотря на тяжелые условия работы, и ценил семейные устои как основу гуманных отношений сообразно с народными представлениями и традициями.

 

Основные мотивы романа «Пасмор» получают свое дальнейшее развитие в романе Д. Стори «Сэвилл» (Saville, 1976). Однако здесь более обстоятельно и значительно обрисованы рабочая среда, формирование характера героя Колина Сэвилла и его психологии.

Отец Колина - Гарри Сэвилл, испытавший тяжкий, калечащий труд в шахтах, видел путь избавления от этого ада только в образовании; поэтому он хотел, чтобы его сын стал учителем. К этому поприщу и готовит себя Колин. Во время учебы он оказывает помощь родителям, работая летом батраком на ферме, чтобы иметь дополнительный заработок и отдавать его семье. Постепенно у него возникает сомнение в правильности выбора, усиливается ощущение ответственности не только перед семьей, но и перед своим классом. Колин несет в своем характере нравственные черты рабочего человека, сохраняя их и тогда, когда он оказывается в иной среде. Образование ему необходимо не для обогащения, а для того, чтобы чувствовать себя свободней, чтобы лучше понять смысл современного бытия. В нравственном отношении Колин выше тех людей, которые его окружают в колледже; очевидны его преимущества перед Стэффордом, сыном богатых людей. В школе Колина преследует снобистски настроенный учитель Ходжес, почувствовавший непокорный характер ученика. Мятежный характер Колина проявляется и впоследствии, когда, став учителем, он оказывает сопротивление нелепым приказаниям школьного начальства.

Автор раскрывает драматизм положения Колина: он перешел в ряды другого, «среднего класса», но чувствует себя представителем рабочего класса. Это становится причиной его отчуждения и одиночества. Живя в среде «образованных людей», он утрачивает подлинное взаимопонимание со своей семьей - с отцом, с братьями Стивеном и Рачардом. Объективный вывод романа состоит в следующем: образование, которое дается рабочим в буржуазном обществе, не решает проблемы классового неравенства и антагонизма; сама система образования носит несправедливый характер, подчинена интересам господствующего класса. Колин осознает все это, отсюда его душевная драма, смятение и желание бежать из родных мест в поисках спасения. Но «бегство» героя, его «путешествие» к неизведанному совершается в одиночку и без ясно понятой цели, без определенной перспективы. При всей своей непокорности Колин несет в себе индивидуалистическое начало, воспитанное в нем буржуазным обществом. Его душевная драма связана с тем, что он не смог обрести чувства солидарности с рабочим классом.

С литературой рабочей темы связано творчество Мэлвина Брэгга (р. 1939). М. Брэгг учился в Оксфордском университете, занимался историей, затем работал на телевидении. Его первый роман «Не было гвоздя» (For Want of a Nail, 1965) посвящен изображению шахтерской среды, неприязненно настороженных отношений, которые складываются между рабочими и буржуазией. На проблему социальных противоречий наслаивается проблема конфликта между полами; обе эти проблемы рассматриваются в духе традиций Д. Г. Лоуренса. В истории рабочей семьи Грэмов писатель стремился передать «историю страны». Герой романа - Том Грэй, внук шахтера Тома Пейсли, выросший в рабочей семье, впоследствии приобщается к «среднему классу», испытывает отчуждение, одиночество, но преодолеть их оказывается не в состоянии: ему не хватает смелости и решительности, он уже не похож на своего деда-шахтера.

В романе М. Брэгга «Второе наследство» (The Second Inheritance, 1965) рассматриваются отношения между обедневшим помещиком Артуром Лэнгли и батраком Джоном Форстером, добившимся благосостояния. Характер Форстера раскрывается в его любви к сестре Артура - Пэт, которая недостойна его чувства. М. Брэгг проявляет себя как мастер психологического портрета, тонких нюансов переживаний и чувств, силы чувственной страсти (роман «Шелковый силок» - The Silken Net, 1974). В романах Брэгга с большой впечатляющей силой передана красота природы, своеобразие пейзажа Кемберленда. Главная проблема романов М. Брэгга - отрыв героя от родной среды, от «корней». Так, Ричард Голвин (роман «За городской стеной» - Without a City Wall, 1968), выросший в деревне, а затем перебравшийся в город и ставший известным журналистом, автором популярных песен, не может привыкнуть к городской жизни и вновь возвращается в деревню, хотя и сюда проникает культ вещей, столь характерный для потребительского существования горожан. Неизлечимо больным становится Эдвард Джон (роман «Нерв» - The Nerve, 1971), который не смог вынести нервного напряжения, связанного с его деятельностью литературного критика и преподавателя колледжа. Эдвард Джон вышел из низов общества, получил образование, но не сумел приспособиться к тому новому образу жизни, который ему приходится вести в Лондоне. Он болезненно переживает свою оторванность от родных корней, ощущает себя деклассированным, не приемлет быт и нравы окружающих его людей.

Своеобразным комментарием к романам Брэгга, посвященным в основном жителям его родного края - Кемберленда, является документально-публицистическая книга «От лица Англии» (Speak for England, 1976), в которой Брэгг описывает жизнь трех поколений своей семьи, пережившей войны и кризисы, и вместе с тем освещает историю Англии. Повествуется о жизни батраков и рабочих, об их труде, который составляет основу национального бытия. Брэгг говорит о закате Британской империи, ставшем очевидным после первой мировой войны, об усилении американского влияние в мире капитала, о глубоком кризисе, переживаемом Англией. В книге ставятся экологические проблемы, отмечается губительное воздействие хищнической погони капиталистов за прибылью на природные ресурсы страны.

Наиболее значительное произведение Брэгга - трилогия о Таллентайтах, включающая романы «Батрак» (The Hired Man, 1969), «Место в Англии» (A Place in England, 1970), «Приидет царствие» (Kingdom Come, 1980). В трилогии освещен период с конца XIX в. по 70-е годы XX в., изображен труд батраков Кемберленда, эмоциональный мир человека, связанного с землей, с природой, и показана постепенная утрата патриархальной психологии в условиях исчезновения крестьянства в Англии. Брэгг раскрывает душевный мир людей труда, серьезность их отношения к жизни. В трилогии обнаруживается эпическое начало, свойственное традиционно реалистической английской литературе. Достоверность художественного мира подтверждается перекличками в содержании с документальной книгой «От лица Англии».

В романе «Батрак» рассказана история распада семьи батрака Джона Таллентайта. Труд Джона показан Брэггом как осмысленный, необходимый. В романе «Место в Англии» повествуется о разладе в семье Джозефа Таллентайта, которого трудовая жизнь уже тяготит. Герой романа «Приидет царствие» Таллентайт тоже не удовлетворен своей семейной жизнью, он, казалось бы, находит свое призвание в писательской работе, однако буржуазный мир приспосабливает его к своим интересам. Дуглас мельчает как личность, его труд, лишенный творческого начала, утрачивает смысл. В трилогии показан упадок рабочего клана, обуржуазивани рабочей семьи, исчезновение героической силы характера. В то же время один из персонажей последней части трилогии брат Дугласа Гарри Таллентайт приходит к осознанию необходимости организованной борьбы людей труда. Гарри становится профсоюзным деятелем.

Литература рабочей темы 50-70-х годов внесла свой вклад в развитие прогрессивных тенденций в английской литературе. Это течение отразило важные проблемы современности.

 

Источник: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/literatura-rabochej-temy.htm

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.