Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира»




После 1964 г. внешнеполитический курс, проводимый Со­ветским Союзом, становится более стабильным и сбалан­сированным, но в то же время, более консервативным. Так же, как и во внутриполитической сфере, в области внешней политики новое руководство страны столкнулось с комплексом нерешенных проблем, оставшихся от предшествующего десятилетия. Отношения с Западом балансировали на гране разрыва. В странах социализма нарастали серьезные внутренние противоречия, продолжал обостряться начавшийся после XX съезда партии кризис мирового коммунистического движения. Нестабильным было положение СССР в третьем мире. Все эти проблемы приходилось решать на фоне начавшегося замедления темпов развития экономики страны и стагнации в социально­политической и духовной сферах.

Положение СССР на международной арене во многом опре­делялось существованием двух социально-политических бло­ков, один из которых формировался вокруг Советского Союза, а второй — вокруг США. В этом ключе от взаимоотношений со странами Запада зависела не только прочность позиций СССР в мире, но и внутренняя стабильность. Постоянно обо­стрявшаяся гонка вооружений тяжелым бременем ложилась на советскую экономику, настоятельно требовала от руковод­ства СССР не только постоянно совершенствовать оборонную мощь страны, но и находить пути компромисса с лидерами западных государств. Ряд важных шагов в этом направлении советское руководство предприняло уже во второй половине 1960-х и в начале 1970-х годов, что позволило серьезно снизить угрозу возникновения мировой термоядерной войны. Новый уровень взаимоотношений между Западом и странами восточ­ного блока, компромисс, достигнутый между ними, вошел в историю как «разрядка международной напряженности».

Построение здания «разрядки» началось со значительного улучшения взаимоотношений Советского Союза с Францией. Сближению двух стран способствовала решительная, само­стоятельная политика, проводимая Президентом Франции генералом Шарлем де Голлем. В 1966 г. он заявил о выходе Франции из военной организации НАТО и стремлении фран­цузского руководства проводить независимую от Америки внешнюю политику. В1966 г. состоялся визит де Голля в СССР. По его итогам была принята декларация, в которой провозгла­шалось стремление двух дружественных держав крепить «атмосферу разрядки» между Востоком и Западом. Франция и СССР договорились о проведении регулярных консультаций, целью которых провозглашалось развитие франко-советских отношений «от согласия к сотрудничеству».

В эти же годы важные сдвиги происходят во взаимоотно­шениях с Федеративной Республикой Германии, где на выбо­рах в сентябре 1969 г. победили левые прогрессивные силы. Ставший канцлером социал-демократ В. Брандт официально признал, что воссоздание единой Германии не должно быть камнем преткновения на пути сближения позиций государств с различным общественным строем, что получило название «новой восточной политики». В ее рамках в 1970 г. был заклю­чен международный договор, по которому ФРГ отказывалась от притязаний к ГДР и другим странам Восточной Европы и признавала нерушимость послевоенных границ в Европе. В следующем, 1971 г. был сделан еще один шаг в решении германского вопроса. Правительствами СССР, США, Велико­британии и Франции было подписано четырехстороннее со­глашение по Западному Берлину. Соглашение декларировало, что Западный Берлин не является частью территории ФРГ, и не будет управляться ею впредь.

Определяющим направлением, по которому шло развитие раз­рядки, являлись советско-американские отношения. В 1967 г. СССР, США, а также Великобритания подписывают соглашение о мирном использовании космоса. В следующем, 1968 г., при­нимается один из важнейших международных документов, долгие годы, вплоть до конца XX в. являвшийся основой ме­ждународной безопасности и доверия между государствами: Договор о нераспространении ядерного оружия. По этому договору, ядерное оружие или его компоненты не должны были выходить за пределы пяти государств, к тому времени уже имевших его (США, СССР, Великобритания, Франция, Китай). К договору присоединилась также ФРГ, что резко повысило его значимость и сняло имевшуюся у советской стороны обес­покоенность по поводу возможности появления ядерного оружия у Западной Германии. Американское руководство во главе с президентом Р. Никсоном теперь заявляло о готовности в своих взаимоотношениях с СССР рассчитывать не только на силу, но и на переговорный процесс.

Причины такого разительного изменения политики США не были случайностью. Развязанная странами Запада и, пре­жде всего Соединенными Штатами гонка вооружений, по признанию самих западных политиков и экспертов, не имела военного смысла. Прежде всего она была рассчитана на подрыв экономики СССР. Но в полной мере эти расчеты не оправда­лись. Если еще в 1962 г. в момент Карибского кризиса СССР по всем компонентам ядерного вооружения проигрывал США, то менее чем за 10 лет ситуация коренным образом изменилась. Главным определяющим фактором мировой политики с это­го момента и вплоть до разрушения СССР становится дости­жение Советским Союзом военно-стратегического паритета. США все еще существенно опережали СССР по количеству ядерных зарядов, но по количеству единиц средств доставки отставание было преодолено: у СССР теперь имелось 2320 стра­тегических средств доставки ядерного оружия, у США — 2323. В американских штабах заговорили о том, что теперь ответный удар СССР сможет при любом стечении обстоятельств стать для США смертельным. В силу этого в американской элите возник раскол. Часть политиков, военных и бизнесменов не могла смириться с произошедшим и требовала реванша любой ценой. Однако временно возобладала другая группировка бо­лее трезвомыслящих и дальновидных политиков во главе с президентом Никсоном, выступавших за конструктивные взаимоотношения с Советским Союзом.

В начале 1970-х годов советское руководство выступало с важными инициативами в области улучшения климата во вза­имоотношениях между различными государствами. Комплекс внешнеполитических инициатив, которые западные авторы нередко связывают с личностью тогдашнего советского лидера, получил название «Программы мира». Эта программа была озвучена им в Отчетном докладе ЦК XXIV съезду КПСС. Как подчеркивалось советской стороной, Программа мира базиро­валась на «ленинском принципе мирного сосуществования государств с различным общественным строем». Основные ее положения сводились к следующему: запрет оружия массового поражения; полная ликвидация ядерного оружия всеми стра­нами, обладающими им; ограничение и полное прекращение гонки вооружений; сокращение численности вооруженных сил государств; ликвидация горячих точек; создание системы кол­лективной безопасности в Европе и во всем мире; роспуск воен­ных блоков; вывод иностранных войск с территории других государств; поддержка борьбы народов мира за независимость и свободное развитие; углубление и укрепление взаимовыгод­ного сотрудничества между народами; взаимный отказ от при­менения силы. В дальнейшем «Программа мира» дополнялась и развивалась в решениях XXV и XXVI съезда КПСС.

Советская «Программа мира» встретила мощную поддержку прогрессивных и демократических сил во всех государствах планеты. Уже в 1971 г. СССР добивается принятия соглашения о запрещении размещения ядерного оружия на морском дне. В 1972 г. прежние договоренности со странами Запада допол­няются конвенцией о запрещении биологического оружия. В том же году состоялся исторический визит в СССР амери­канского президента Р. Никсона. В ходе визита был подписан основополагающий документ «Основы взаимоотношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами Амери­ки». В нем содержалось признание, что «в ядерный век нет иной основы взаимоотношений, кроме мирного сосущество­вания». Одновременно с этим стороны подписали Временное соглашение по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). В нем для обеих сторон устанавливались ограничения по количеству межконтинентальных баллисти­ческих ракет (МБР) и ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ). Принципиально важное значение также имел договор по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО), ставший важным ограничителем на пути дальнейшей гонки вооружений. Значимым шагом, закрепившим достижения политики разрядки, стало подписание 1 августа 1975 г. в сто­лице Финляндии Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинское соглашение предусмат­ривало признание равенства стран-участниц, нерушимость послевоенных границ, мирное сотрудничество в Европе и во всем мире. Своеобразным символом эпохи разрядки стал сов­местный полет космических кораблей «Союз» и «Аполлон», успешно проведенный летом 1975 г.

Однако постепенно политика разрядки начала подвергать­ся ревизии. Опасный поворот в политике США наметился еще до подписания хельсинских договоренностей. Одним из клю­чевых эпизодов, показавших направление эволюции внешней политики США, становится отказ американского конгресса предоставить Советскому Союзу режим наибольшего благо­приятствования в торговле. Поводом для этого послужил со­вершенно не относящийся к сфере двусторонних отношений вопрос об эмиграции евреев из СССР. Подписание Заключи­тельного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе было использовано западными партнерами для еще большего уси­ления давления на СССР по вопросу о «правах человека», что вызывало со стороны советского руководства протест и насто­роженность.

Помимо усиления идеологического противостояния, США берут курс на техническое переоснащение стратегических и обычных вооружений. Еще в 1971 г. американским руководс­твом была выдвинута стратегия «реалистического устрашения», не предусматривавшая сохранения примерного равенства сто­рон. Ставка делалась на достижение технологического превос­ходства. Примерно с середины 1970-х годов в США начинается создание принципиально новых видов оружия, способных резко изменить баланс сил на международной арене в пользу стран- агрессоров: межконтинентальных баллистических ракет «МХ», подводных ракетно-ядерных систем «Трайдент», бомбардиров­щиков по технологии «Стеле» (бомбардировщиков-невидимок). Принимается решение разместить в 1978 г. в странах Европы нейтронное оружие, запрета которого давно добивался СССР. А в 1979 г. Совет НАТО одобрил решение разместить в странах Западной Европы 672 новейшие американские крылатые ракеты и ракеты класса «Першинг-2».

После прихода к власти президента Р. Рейгана стартовал очередной, особенно ожесточенный этап холодной войны. США приступают к работе над созданием оружия принципиально нового типа — космического оружия. Стратегическая оборон­ная инициатива (СОИ), подрывала паритет сил. Названная в мировой печати «программой звездных войн», СОИ выво­дила гонку вооружений на более высокий и опасный уровень. Вместе с тем, Соединенные Штаты стремились добиться реша­ющего превосходства в обычных вооружениях: к середине 1980-х годов 94 дивизиям НАТО в Европе противостояло все­го 78 дивизий стран-участниц Организации Варшавского Договора (при этом численность дивизии НАТО составляла 16-23 тыс. человек, а дивизии ОВД — лишь 11-12 тыс.). Не­готовность американской стороны к компромиссу, отказ от ратификации уже достигнутых договоров заводили переговор­ный процесс в тупик. Усилилось и пропагандистское давление на Советский Союз. Рейган провозгласил СССР «Империей зла» и объявил о начале крестового похода против него. До­стижения предшествующих лет политики разрядки оказались под угрозой. СССР вынужден был принимать меры по повы­шению своей обороноспособности и безопасности: с 1977 г. на европейской части СССР, а с 1983 г. на территории ГДР и ЧССР началось развертывание новых советских ракет средней даль­ности РСД-10 (по терминологии НАТО — СС-20).

Развитие сотрудничества с социалистическими странами

Более успешно, но подчас не менее противоречиво разворачивалось сотрудничество СССР со странами социализма. Магистральным направлением развития взаимоотношений СССР со своими союзниками становится процесс интеграции и международного разделения труда в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Начало нового важного этапа в развитии СЭВ приходится на 1971 г., когда была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалисти­ческой экономической интеграции стран — членов СЭВ, рассчитанная на 15-20 лет. В ее развитие были приняты долгосрочные программы в области:

1) энергетики, топлива, сырья;

2) сельского хозяйства;

3) машиностроения.

В 1985 г. принимается новая Комплексная программа на­учного прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г., предусмат­ривавшая интеграцию в области электроники, ядерной энер­гетики, автоматизации, новых материалов, биотехнологий. Важнейшими экономическими проектами в рамках СЭВ в эти годы становятся строительство второй ветки нефтепровода «Дружба», газопровода «Союз», создание единой энергосис­темы «Мир». Одним из ключевых направлений сотрудничес­тва стран социалистического содружества становится програм­ма совместного освоения космоса в рамках программы «Интеркосмос». За 1970-е годы при содействии СССР в странах СЭВ было построено более 1600 и велось сооружение еще свы­ше тысячи предприятий и других объектов.

В то же время, переживаемые Советским Союзом трудности в экономическом и социальном развитии у некоторых его партнеров вызывали стремление переориентироваться на Запад. Ярким проявлением новых тенденций стала политика, проводимая в 1968 г. руководством Чехословакии. Перемены касались не только относительной демократизации режима, но и существенного расширения связей Чехословакии с За­падом при одновременном ограничении сотрудничества с СССР. Проводимая в ЧССР политика по аналогии с хрущевской «оттепелью» получила название «пражской весны». В Чехос­ловакии росла общественная нестабильность, усиливались социальные конфликты, конфронтация между сторонниками и противниками СССР, обострялись межнациональные отно­шения. Ситуацию «пражской весны», в которой аказалось советское руководство, некоторые современные аналитики называют «типичной исторической ловушкой». Военная ин­тервенция в центре Европы сулила Советскому Союзу обостре­ние отношений со странами Запада и общее снижение автори­тета на международной арене. Но бездействие и соблазн пустить развитие событий на самотек создавали угрозу выходу из со­циалистического содружества сначала Чехословакии, а затем и некоторых других государств. Любое решение могло оказать­ся губительным. После долгих колебаний и консультаций был избран силовой вариант выхода из кризиса. 21 августа 1968 г. в Чехословакию были введены войска пяти государств: СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши. В военном отношении опе­рация была хорошо подготовлена и прошла успешно, но поли­тические последствия стали для советского руководства неожи­данными. На улицах Праги, Братиславы и других городов состоялись массовые антисоветские выступления.

Постоянные угрозы советскому влиянию возникали в Поль­ше. Дважды, в 1970 г. и 1981 г. эта страна переживала острые политические кризисы. В качестве альтернативы местным коммунистам возник и быстро завоевал поддержку у населения независимый профсоюз «Солидарность», являвшейся зароды­шем политической оппозиции. Периодически брожения и

Подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и ЧССР. Прага. 1970 г.

 

антисоветские настроения возникали и в других странах Вос­точной Европы, где многие были недовольны разделением континента на два враждующих блока и подчиненности стран Восточной Европы своему «большому брату». В ответ на это в СССР начинают резко усиливаться охранительные тенден­ции. Новые настроения советского руководства были озвучены JI. Брежневым на V съезде Польской объединенной рабочей партии 12 ноября 1968 г. Им была сформулирована важная идеологическая установка, согласно которой СССР имел пол­ное право защищать завоевания социализма во всех союзных ему государствах, в том числе вооруженным путем, поскольку все попытки реформ в них якобы провоцировались западными спецслужбами и внутренней контрреволюцией, что было спра­ведливым лишь отчасти и не учитывало самостоятельной роли народов социалистических стран.

Советский лидер откровенно предупреждал, что, в случае появления «слабых звеньев» в единой цепи государств «соци­алистического фронта» и возникновения «угрозы делу соци­ализма» в той или иной стране, «это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, за­ботой всех социалистических стран». Завершая свое выступ­ление, Брежнев заявил: «Пусть знают те, кто склонен забывать уроки истории и кто хотел бы вновь заняться перекройкой карты Европы, что границы Польши, ГДР, Чехословакии, как и любой другой страны — участницы Варшавского Договора, незыблемы и неприкосновенны. Эти границы защищаются всей вооруженной мощью социалистического содружества». Слова советского лидера были встречены бурным одобрением. Новая концепция взаимоотношений СССР с союзниками за­падной прессой была названа «доктриной Брежнева» или иначе «доктриной ограниченного суверенитета социалисти­ческих стран». Позже она приобрела еще более радикальное наполнение: советское руководство заявило о своем праве за­щищать завоевания социализма не только там, где они уже утвердились, но и в странах, только поворачивающих на путь социализма.

Несмотря на ужесточение своего внешнеполитического курса в отношении с социалистическими странами, СССР не удалось преодолеть трений в своих отношениях с Албанией, КНДР, Румынией, Югославией. Все они претендовали на со­хранение своей самостоятельности и независимости от Совет­ского Союза. На грани войны и мира балансировали взаимо­отношения с Китаем. Смещение Н. Хрущева, казалось бы, открывало дорогу к сближению между двумя ведущими соци­алистическими державами. Однако с середины 1960-х годов в КНР начинает осуществляться «культурная революция» — перестройка общества по рецептам левацкой идеологии мао­изма. Китайское руководство преднамеренно шло на ухудше­ние отношений с Советским Союзом, между странами сворачиваются все культурные, гуманитарные, экономические и политические контакты. Частыми становятся мелкие при­граничные стычки между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими. Только за 1967-1968 гг. было зафиксировано около 6 тыс. случаев прямых провокаций с китайской стороны. В1969 г. руководитель Китая Мао Цзэдун решил проверить на прочность рубежи своего северного сосе­да. Преследуя гегемонистские цели, Китай совершил крупно­масштабные вооруженные нападения на СССР в районе остро­ва Даманский на Дальнем Востоке и в районе Семипалатинска в Средней Азии. В ходе боев 2 марта 1969 г. на острове Даман­ский погиб 31 советский пограничник, 14 получили ранения разной степени тяжести. Широко применялась артиллерия и крупнокалиберные пулеметы. Бои продолжались 14-15 мар­та. Лишь после применения советской стороной систем залпо­вого огня «Град», которые накрыли китайскую территорию на 20 км2 в глубину и нанесли китайским войскам жестокий урон, антисоветская авантюра была прекращена. Получив отпор, Китай на долгие годы умерил тон своих территориаль­ных претензий к СССР, хотя мелкие вооруженные провокации продолжались и потом. Лишь несколько десятилетий спустя, после прихода к власти М. Горбачева и Б. Ельцина некоторые спорные территории (в том числе Даманский с расположенным там памятником советским пограничникам) были переданы китайской стороне.

СССР и развивающие государства

Все большее значение во внешней политике Советского Союза играли взаимоотношения с развивающимися государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Еще в середине 1950­х годов складывается т.н. Движение неприсоединения. На его возникновение и дальнейшее становление оказывало влияние два важнейших общемировых процесса: крушение колониальных империй и продолжавшаяся холодная война. Неприсоединение означало поддержание самостоятель­ности молодых государств от центов биполярного мира — СССР и США, поэтому применительно к участником движения часто употребляется понятие «страна третьего мира». Идея неприсоединения не означала пассивности и отрешенности развивающихся государств от происходившего на меж­дународной арене или самоизоляции от стоявших перед всем человечеством глобальных проблем. Наоборот, объективно борьба народов за освобождение от колониального ига усиливала позиции СССР, добивавшегося переустройства международных отношений на принципах равноправия и взаимной безопасности. В силу этого Движение неприсо­единения потенциально являлось геополитическим союзни­ком СССР в деле укрепления политики мира и международного сотрудничества.

Совпадение целей в противостоянии неоколониалистской экспансии стран Запада способствовало укреплению позиций Советского Союза в странах «третьего мира». Одним из важ­нейших внешнеполитических партнеров в странах «третьего мира» становится Индия — вторая по численности населения страна мира, обладающая к тому же мощной экономикой и богатыми природными ресурсами. В 1971 г. между нашими странами был заключен договор о дружбе, обеспечивший прочную базу дальнейшего сближения двух народов. В ноябре 1982 г. состоялся официальный дружественный визит в СССР руководителя Индии Индиры Ганди, ставший значимым со­бытием всей международной жизни. Особую значимость креп­кие дружественные взаимоотношения с Индией для советской стороны придавали трудности, существовавшие между СССР и Китаем. В 1971 г. договор о дружбе был подписан с Египтом, а через год — Ираком, одной из крупнейших нефтедобываю­щих держав. Укреплялись связи с другим стратегическим импортером углеводородного сырья — Ираном, в котором в 1979 г. произошла антиамериканская исламская революция. География партнерских отношений СССР с развивающимися странами постоянно расширялась. Если к середине 1970-х годов Советский Союз имел договоренности о взаимодействии с 54, то в средине 1980-х — уже более чем с 70 государствами Азии, Африки и Латинской Америки.

Форпостом советского влияние в третьем мире служили развивающиеся государства, лидеры которых декларировали курс на социалистическое строительство. Так, в Западном полушарии, считавшимся в совсем недавнем прошлом «вот­чиной» США, Советский Союз успешно сотрудничал с Кубой. Кубинский лидер Ф. Кастро неоднократно бывал в СССР. СССР являлся важнейшим внешнеэкономическим партнером «Острова свободы» — в середине 1980-х годов оборот совет­ско-кубинской торговли составлял 5,84 млрд руб. Опыт кубинской революции оказал большое влияние на соседние народы. В 1979 г. рухнула военная диктатура в Никарагуа, где к власти пришли демократические и патриотические силы, возглавляемые Сандинистским фронтом национального осво­бождения. В том же году между СССР и Никарагуа были нормализованы дипломатические отношения и началось активное экономическое сотрудничество. В странах Африки развивалось экономическое и военно-политическое сотруд­ничество с такими странами социалистической ориентации, как Египет (до 1976 г.) и Сомали (до 1977 г.). После того, как в этих странах к власти пришли реакционные силы, важней­шим стратегическим партнером СССР в этом районе мира становится Эфиопия. Вскоре сюда из Сомали были перебро­шены советские военные базы, началась масштабная эконо­мическая помощь. На юге Африки о своем социалистическом выборе заявили Ангола и Мозамбик, получившие независи­мость в результате падения в 1974 г. фашистского режима в Португалии.

Надежным партнером СССР в Азии оставалась Сирия. В октябре 1980 г. между этими странами был заключен Дого­вор о дружбе и сотрудничестве, призванный служить укреп­лению их сотрудничества двух стран, делу достижения все­объемлющего справедливого мира на Ближнем Востоке. На Дальнем Востоке успешно развивались взаимоотношения с Вьетнамом. Позже в орбиту советского влияния вошли На­родно-Демократическая Республика Лаос, в которой в 1975 г. победила антимонархическая революция. В том же 1975 г. создались предпосылки установления дружеских отношений между Советским Союзом и Камбоджей, где был свергнут проамериканский марионеточный режим. Однако на волне народно-освободительного движения в Камбодже к власти пришел диктаторский режим «красных кхмеров». Угроза советскому влиянию в регионе отпала, когда под напором на­родного сопротивления маоистская диктатура Пол Пота и Иенг Сари рухнула, и было провозглашено создание дружественно­го СССР государства Народная Республика Кампучия. В фев­рале 1980 г. состоялся визит в Москву делегации НРК. В ходе него были подписаны советско-кампучийское заявление, со­глашения об экономическом, техническом, культурном и научном сотрудничестве, а также соглашение о торгово-эко­номических связях.

Уверенное проникновение Советского Союза в те регионы мира, которые совсем в не далеком прошлом являлись зоной безраздельного господства империалистических государств, вызвало озабоченность и реваншистские настроения на За­паде. В рамках стратегии «сдерживания и отбрасывания коммунизма» Соединенные Штаты предпринимали военные и дипломатические попытки свергнуть дружественные Совет­скому Союзу режимы в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Ника­рагуа и многих других странах. Советский Союз вынужден был принять геополитический вызов. Соперничество двух сверхдержав принимало форму то затухавших, то вновь обо­стрявшихся региональных конфликтов.

Символом американской политики, направленной против борьбы народов за независимость становится война во Вьетна­ме. При поддержке США в 1955 г. на территории Южного Вьетнама был создан марионеточный прозападный режим. Стремясь не допустить создания единого вьетнамского госу­дарства и распространения в регионе советского влияния, Америка вела постоянную борьбу против национально-освобо­дительных сил на юге Вьетнама, а в 1964-1968 и 1971-1972 гг. развязывает открытую агрессию против социалистического Вьетнама. СССР и другие страны социалистического содружест­ва оказали вьетнамцам действенную помощь. Американская агрессия закончилась полным провалом. В 1973 г. в Париже был подписан договор о прекращении войны во Вьетнаме, а в 1975 г. пал марионеточный режим в Сеуле. В 1978 г. Социа­листическая Республика Вьетнам становится членом СЭВ.

В 1967 г. Израиль, за спиной которого, как всегда, находи­лись США, нанес удар по Иордании, Сирии и Египту, оккупи­ровав свыше 68 тыс. кв. км. Под контролем захватчиков оказались Западный берег реки Иордан, Синайский полуост­ров вплоть до Суэцкого канала, некоторые другие территории. СССР решительно встал на сторону арабских государств. В «знак протеста против агрессии Израиля» в июне 1967 г. с ним были разорваны дипломатические отношения. В Сирию и Египет направились советские военные специалисты, рас­ширились поставки оружия. В октябре 1973 г. началась новая арабо-израильская война. В ходе военных действий Египет сумел ответить за унизительное для арабов поражение 1967 г. Египетская армия, используя советское вооружение и техни­ку, смогла форсировать Суэцкий канал и освободила его вос­точный берег. Миф о непобедимости вооруженных сил Израи­ля был серьезно поколеблен. Советский Союз и в дальнейшем последовательно отстаивал интересы подвергшихся агрессии государств и арабского народа Палестины, что способствовало росту его авторитета и влияния во всем арабском мире.

Крупнейшим очагом вооруженного противостояния двух сверхдержав становится Афганистан. Советское руководство в 1979 г. ввело в эту страну так называемый «ограниченный контингент» Советской армии. Существовавший в Афганис­тане режим X. Амина был свергнут. Сам Амин, который не без оснований подозревался в симпатиях к Китаю, был захва­чен в своем дворце спецподразделением КГБ «Альфа» и убит. К власти в Афганистане пришел поддержанный СССР Б. Кар- маль, начавший проводить экономические и политические реформы по образцу советских. Видя усиление позиций СССР в Афганистане, США стали активно снабжать оружием и де­ньгами афганскую вооруженную оппозицию, поддерживали ее информационно и политически. Помощь мятежникам ока­зывали также Китай, Пакистан, некоторые другие государства. В результате земля Афганистана стала ареной кровавой и продолжительной Гражданской войны. Участие СССР в аф­ганской Гражданской войне стоило советскому народу около 15 тыс. жизней, обернулось ростом внешнеполитической изо­ляции и колоссальными военными расходами.

Отдельные внешнеполитические просчеты и поражения не могли остановить поступательного развития взаимоотношений Советского Союза с государствами «третьего мира», многие из которых видели в сближении с нашей страной гарантию своей независимости и процветания. Благодаря содействию и без­возмездной помощи СССР возникли гидротехнические и вод­но-хозяйственные комплексы в Иране, Анголе, Тунисе; энер­гетические в Египте, горнодобывающие в Северном Йемене, Мали, Гвинеи-Бисау. Если к середине 1970-х годов в странах «третьего мира» советской стороной было построено или строи­лось 899 крупных промышленных и других народнохозяйс­твенных объектов, то к середине 1980-х годов число таких объектов приближалось уже к 4 тыс. Вопреки нередко звуча­щему со времени «горбачевской перестройки» ошибочному утверждению, что помощь развивающимся государствам ока­зывалась советской стороной в одностороннем порядке, в ущерб своим экономическим интересам, в действительности сотруд­ничество развивалось на взаимовыгодной основе. Проникно­вение СССР в стратегически важные регионы мира способст­вовало не только его военной безопасности, но и усилению веса в международной торговле, создавало новые рынки сбыта для советской промышленности. Укрепляясь в регионах с теплым климатом и богатыми природными ресурсами, СССР получал возможность обеспечить свою полную экономическую незави­симость, а в перспективе — экономить громадные средства на освоении собственных природных богатств, расположенных, как правило, в труднодоступных районах страны. В целом же, как подчеркивают некоторые современные авторы, советская политика в «третьем мире» вырабатывалась и осуществлялась исходя из реалий биполярного мира, расколотого на два вра­ждебных друг другу блока, и мало зависела от тех политико­идеологических штампов и оболочек, в которые она, по необ­ходимости, драпировалась.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 25641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.