КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научное мышление и его истоки
Теоретический материал ЛЕКЦИЯ 1. НАУКА И НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОПОРТНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Основы научных исследований для студентовдневной (заочной) формы обучения специальности 6.030601 “Менеджмент”
Симферополь, 2010 Цель данной лекции - дать общее представление о науке и научном мышлении, пробудить у студентов интерес к этим явлениям человеческой жизни, показать, что научное мышление вовсе не оторвано от мышления обыденного и некоторые его элементы знакомы всем нам с детства, а кое-что пригодится в профессиональной деятельности. Мы также покажем, что общественные науки обладают интересной спецификой и что любая научная дисциплина - это весьма динамичное явление, проходящее свои этапы развития, переживающее кризисы и даже революции. Таким образом, в данной лекции мы не будем погружаться в детали организации научных исследований, а затронем общие вопросы философии и истории науки. В наши задачи входит ответить на следующие вопросы: Что такое научное мышление, и каковы его истоки? Что такое наука? Какие функции наука выполняет? Каким образом специалисты классифицируют науки, и для чего это делается? В чем состоит специфика общественных наук и экономических наук, в частности? Как наука развивается? Ключевые понятия лекции: научное мышление, абстрактное мышление, наука, общественные науки, нормативная экономика, позитивная экономика, развитие науки, парадигма, «нормальная» наука. Ключом к пониманию сущности науки и важнейшим атрибутом научной деятельности является научное мышление. Поэтому начнем разговор о науке с рассмотрения специфических свойств научного мышления в его сравнении с мышлением обыденным. В течение всей своей жизни человек познает окружающий мир. Цвета, звуки, запахи - они становятся доступны нам благодаря пяти органам чувств. Такой уровень познания называют чувственным. Однако не все знания о мире могут быть получены на чувственной ступени познания. Нет такого специализированного органа чувств, который улавливал бы закономерности так же, как, например, аромат шашлыка. Нет такого органа чувств, который позволял бы «нащупать» причины и следствия событий. Чувственный способ познания не позволяет проникнуть в суть вещей. Законы, закономерности, причинно-следственные связи не могут отразиться в нашем сознании непосредственно, как вкус или цвет. Человек отображает существенные связи между явлениями опосредствованно - путем сопоставления различных фактов. Именно таким образом осуществляется процесс мышления. Мышление - это один из познавательных процессов личности (наряду с ощущением, восприятием, памятью и воображением), представляющий собой отражение в сознании человека сущности предметов и процессов объективного мира, их существенных свойств и отношений между ними. Мышление позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление классифицируют на обыденное (повседневное) и научное. Обыденное мышление - это мышление, основанное на здравом смысле, на так называемом житейском опыте, обобщенном при помощи примитивного логического анализа. Научное мышление - это мышление, направленное на познание глубинной сущности реального мира и соответствующее критериям доказательности, объективности, системности. Основные свойства научного мышления: - направленность на познание глубинной СУЩНОСТИ мира; - строгая ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ; - ОБЪЕКТИВНОСТЬ (исключение всего субъективного, связанного с личностью ученого); - СИСТЕМНОСТЬ знаний; - широкое использование метода АБСТРАГИРОВАНИЯ; - минимальное использование НОРМАТИВНОГО мышления. Исследователи процессов мышления постепенно стали склоняться к выводу, что обыденное мышление не так уж «ненаучно», а научное мышление не так уж оторвано от повседневности. В основе обоих видов мышления лежат одни и те же механизмы познания. Обоим видам мышления свойственны одни и те же ошибки (например, ошибка «после этого - значит вследствие этого»). Оба вида мышления широко используют прием абстрагирования. Абстрагирование - это отвлечение от ряда конкретных свойств объекта с целью выделения его существенных свойств. Использование абстрагирования в обыденном мышлении позволяет человеку проводить простейший анализ жизненных ситуаций - сравнивать, обобщать, классифицировать. Любой взрослый человек занимается тем, что сопоставляет объекты и явления, сортирует их. Для чего он это делает? Для того чтобы знать, как вести себя с этими объектами и явлениями. Ведь мы ведем себя по-разному с начальниками и подчиненными, мужчинами и женщинами, старыми и молодыми. Поэтому каждое наше действие основано на сознательном или бессознательном построении классификационных границ. Мы разделяем пищу на вкусную и невкусную, и от невкусной отказываемся. Мы разделяем людей на симпатичных нам и несимпатичных, и дружим с первыми. Описанный уровень абстрагирования — это простейший уровень, свойственный повседневному мышлению. § Для развитого научного мышления характерны более высокие уровни абстракции. Вообще говоря, весь процесс становления науки можно представить как процесс развития абстрактного мышления.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |