КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретический материал. Цель данной лекции - раскрыть сущность науки как системы знаний; объяснить значение и показать взаимосвязи таких категорий науки
ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАУКИ Цель данной лекции - раскрыть сущность науки как системы знаний; объяснить значение и показать взаимосвязи таких категорий науки, как факт, теория и гипотеза, закон, закономерность и принцип, методология, метод и методика. В данной лекции мы ответим на следующие вопросы: Какие элементы образуют науку как систему знаний? Какова роль в этой системе фактов, гипотез и теорий? В чем состоит различие между теорией и концепцией? Чем закономерности отличаются от законов, а законы - от принципов? Что представляют собой методологические основы науки? Ключевые понятия лекции: факт, гипотеза, теория, концепция, закон, закономерность, принцип, методология, метод, методика.
2.1. Наука как система знаний. Факт, гипотеза, теория, концепция В структуре каждой науки можно выделить элементы, совокупность которых составляет науку как систему знаний. К этим элементам относятся факты, теории, гипотезы, проблемы, методы, законы, принципы и т. п. Для того чтобы правильно использовать научные знания, нужно знать функции каждого из названных элементов, понимать различия между фактами и теорией, теорией и концепцией, концепцией и гипотезой, закономерностью и законом, законом и принципом, методологией и методикой и т. д. Элементы науки как системы знаний состоят в различных отношениях друг с другом. Например, факты - это основа для формирования научной гипотезы, гипотеза - это основа для формирования теории. Теория дает целостное представление о законах и закономерностях предметной области. Для выявления законов и закономерностей используются научные методы. Принципы построения и использования методов образуют методологию. И так далее... Начнем рассматривать набор этих взаимосвязанных категорий науки с понятия «факты».
Факты - это эмпирические (то есть опытные) данные. Факт - это «фрагмент реальности». Факты представляют собой фундамент науки. Можно сказать, что развитие науки - это совершенствование и замена существующих теорий вследствие появления новых фактов, которые в рамках старых теорий не могли быть предсказаны и объяснены. Важно понимать, что для науки важны не любые эмпирические данные: интерес представляют лишь научные факты. Для перехода от результатов наблюдений и экспериментов к научным фактам необходимы два условия: 1) повторение наблюдений и экспериментов; 2) проведение теоретического анализа, в результате которого после систематизации, классификации и обобщения эмпирические данные становятся научными фактами. Научные факты - это факты, получившие описание и объяснение на основе обобщения класса явлений и отражающие законы и закономерности предметной области. Для того чтобы сделать хотя бы шаг в безбрежном море эмпирического материала (фактов), нужна гипотеза, то есть предварительное теоретическое предположение о возможных законах и закономерностях предметной области. Это предположение может, в конце концов, подтвердиться или не подтвердиться.
Гипотеза - это научное предположение о закономерной связи явлений, содержащее элементы новизны и оригинальности. Доказанные гипотезы образуют основу для формирования научных теорий. Теория - это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Теорию как систему знаний образуют следующие составляющие: - систематизированные научные факты, - понятийный аппарат, - выдвигаемые гипотезы, - концепции, - элементы научно-методического аппарата, - выводы, - рекомендации и т. п.
В процессе развития наука превращается в систему теорий. С понятием теории тесно связано понятие концепции. Если теория дает целостное представление об определенной области действительности, то концепция может касаться лишь некоторых объектов предметной области. В общем случае концепция лишена той целостности, детальности и широты, которые свойственны теории. Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета (явления), основная точка зрения на предмет. ЛЕКЦИЯ 3. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Цель данной лекции - ввести студентов в ту сферу, где наука непосредственно создается, где собранные факты порождают идеи, а смутные догадки превращаются в открытия. Это сфера научных исследований. Мы покажем, как правильно организовать научное исследование, какие этапы должен пройти исследователь в ходе выполнения научной работы, каким требованиям должен соответствовать научный результат. В этой лекции мы ответим на следующие вопросы: Что такое научное исследование? Какие существуют виды научных исследований? Где заканчивается ненаучная и начинается научная работа? Как правильно организовать исследовательскую деятельность? Как сформулировать тему и цель исследования? Как структурировать предметную область исследования? Как составить рабочий план исследования? Что такое научный результат и как его получить? Ключевые понятия: научное исследование, фундаментальное иссследование, прикладное исследование, эмпирическое исследование, теоретическое исследование, этапы научного исследования, тема исследования, прикладная проблема, научная проблема, объект и предмет исследования, цель исследования, структурная модель предметной области, рабочий план, научный результат, новизна, достоверность и полезность научного результата.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |