Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие международной торговли товарами, услугами, объектами интеллектуальной собственности




Таблица 1 — Экспортная квота в некоторых странах мира в 1960-2013 гг., %

Страна 1960 г. 1973 г. 2006 г. 2013 г. Страна 1960 г. 1973 г. 2006 г. 2013 г.
США 4,0 7,2 7,7 9,4 Италия 9,8 20,3 25,3 22,9
Великобритания 13,9 14,3 20,0 32,7 Нидерланды 35,9 43,1 67,5 79,9
Германия 15,8 21,2 39,6 41,6 Швеция 21,0 25,1 46,8 32,9
Франция 11,4 15,5 22,7 21,1          

а) Международная торговля товарами

Таблица 2 — Объемы мирового экспорта товаров в 1980-2012 гг., млрд дол.

Показатель                
Мировой экспорт, млрд дол. 2049,4 3495,6 6448,9 10499,5 12554,8 15283,5 18320,3 18402,2

Таблица 3 — Среднегодовой прирост мирового экспорта товаров в 1980-2012 гг., %

Показатель 1980-2000 1990-2000 2000-2010 2004-2007 2005-2012 2008-2012          
Прирост мирового экспорта, % 7,1 6,7 10,9 15,0 7,4 6,6 13,9 -22,2 21,7 19,9 0,4

Географическая структура международной торговли сформировалась под влиянием мирохозяйственного разделения труда и развития научно-технической революции. В ней преимущество принадлежит западноевропейским странам, что является следствием наиболее развитой экономической интеграции в этом регионе.

Таблица 4 — Географическая структура мировой торговли товарами в 2012 г.

Регион Экспорт, млрд дол. Доля в мировом экспорте, % Регион Экспорт, млрд дол. Доля в мировом экспорте, %
Африка 630,0 3,4 Восточная Азия 6447,7 35,0
Центральная Америка 424,8 2,3 Юго-Восточная Азия 1252,7 6,8
Южная Америка 660,2 3,6 Европа 6196,6 33,7
Северная Америка   10,9 Страны СНГ 802,9 4,4

Таблица 5 — Структура мировой торговли товарами по интеграционным группировкам в 2012 г.

Интеграционная группировка Экспорт, млрд дол. Доля в мировом экспорте, % Интеграционная группировка Экспорт, млрд дол. Доля в мировом экспорте, %
САДК (15 стран Африки) 208,5 1,1 АТЭС (21 страна АТР) 8 747,2 47,5
НАФТА (США, Канада, Мексика) 2 371,3 12,9 ЕС (Европа, 27 стран) 5 803,3 31,5
АСЕАН (10 стран ЮВА) 1 252,7 6,8 СНГ (11 стран) 802,9 4,4

Таблица 6 – Страны-лидеры в мировой торговле товарами в 2012 г.

Место Страна Доля в мировом экспорте, % Место Страна Доля в мировом импорте, %
  Китай 11,2   США 12,6
  США 8,4   Китай 9,8
  Германия 7,7   Германия 6,3
  Япония 4,4   Япония 4,8
  Нидерланды 3,6   Великобритания 3,7
  Франия 3,1   Франция 3,6
  Южная Корея 3,0   Нидерланды 3,2

Товарная структура международной торговли формируется под влиянием конкурентных преимуществ, которыми располагает национальная экономика. В торговле товарами характерной тенденцией является рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырья и продовольствия. В торговле продукцией обрабатывающей промышленности ведущее место принадлежит оборудованию и транспортным средствам, а также химическим товарам, черным и цветным металлам, текстилю.

Таблица 7 — Товарная структура мировой торговли товарами в 2012 г., %

Группа товаров Доля в мировом экспорте, % Группа товаров Доля в мировом экспорте, %
Продовольственные товары 7,5 Топливо 18,8
Сельскохозяйственное сырье 1,5 Промышленная продукция 62,6
Руды, металлы, драгоценные камни, немонетарное золото 6,4 Другое 3,2

В странах Западной Европы, Северной Америки и Азии, относящихся к развитым и новым индустриальным странам, в которых преобладают приобретенные конкурентные преимущества, в структуре экспорта наибольший удельный вес занимает продукция обрабатывающей промышленности, а в государствах Ближнего Востока и Африки, наделенных богатыми природными ресурсами, довольно высока доля добывающей промышленности. Большинство стран с транзитивной экономикой интенсивно используют свои естественные конкурентные преимущества, поэтому в их товарной структуре, которая отличается от средних мировых показателей, высокий удельный вес продукции отраслей добывающей промышленности.

Для международной торговли промышленными товарами характерны следующие особенности:

• снижение жизненного цикла большинства видов товаров;

• рост производства высокотехнологичных изделий;

•постоянная диверсификация производства на более мелкие отрасли и подотрасли, ответвления которых автоматически порождают потребность в обмене продукцией все более узкоспециализирующихся производств;

•рост в станкостроительной продукции удельного веса восстановленного оборудования;

•рост системных продаж – основной товар предлагается с комплектующими и сопутствующими изделиями;

•повышение требований к технико-экономическим показателям изделий;

•сосредоточение подавляющей части мирового экспорта и импорта машинно-технической продукции в промышленно развитых странах;

•нацеленность торговой политики государств на стимулирование экспорта машинно-технической продукции и защиту национальных товаропроизводителей;

•увеличение удельного веса контрафактной (фальсифицированной) продукции.

На мировом рынке сырьевых товаров, по данным Всемирного банка, к странам, для которых экспорт этих товаров стал приоритетным (свыше 50 % общего объема экспорта товаров и услуг), относятся: Албания, Боливия, Ботсвана, Бурунди, Вьетнам, Гайана, Гана, Гваделупа, Гвинея, Гондурас, Гренландия, Заир, Замбия, Исландия, Куба, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Монголия, Намибия, Нигер, Никарагуа, Новая Зеландия, Перу, Руанда, Самоа, Свазиленд, Сомали, Судан, Танзания, Уганда, Чили, Экваториальная Гвинея.

Торговля сырьевыми товарами характеризуется рядом особенностей:

•спрос и предложение на сырьевые товары зависят от климатических условий, естественных запасов, политико-экономических кризисов, особенно в важнейших сырьевых регионах, поэтому в целом международный сырьевой рынок характеризуется нестабильностью;

•партнеры стремятся установить длительные отношения на основе долгосрочных контрактов;

•снижаются темпы роста экспорта сырьевой продукции;

•темпы роста торговли топливом и сырьем минерального происхождения опережают динамику торговли продовольствием и сельскохозяйственным сырьем;

•возрастает торговля полуфабрикатами, изготовленными на основе минерального и растительного сырья, а также сырьем глубокой переработки и специально подготовленными материалами повышенного качества;

• повышаются требования импортеров к экологической безопасности поставляемой продукции;

•наблюдается высокая степень монополизации — крупнейшие торговые и промышленные компании стремятся устанавливать монопольно высокие цены на сырьевых рынках;

•возрастает роль государственного регулирования в сфере торговли сырьевой продукцией и продовольственными товарами (установление объемов, направлений, форм и методов торговли).

б) Международная торговля услугами

Мировой рынок услуг представляет собой сферу обмена услуг между странами. Услуга — это выполнение согласно договору одной стороной (исполнителем) по заданию другой стороны (заказчика) определенных действий или осуществление определенной деятельности, которые потребляются в процессе их реализации. Услуги в сфере международной торговли — это экономические отношения между двумя сторонами — резидентами и нерезидентами. Главными характеристиками услуг является то, что их нельзя, в отличие от товаров, видеть и осязать; они не подвергаются хранению; торговля услугами связана с их производством; экспорт услуг означает оказание услуги иностранцу, т.е. нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны. Однако данное описание характеристик услуг имеет ограничения. Некоторые услуги можно увидеть (например, отчет консультанта), некоторые из них сохраняются (например, система телефонного автоответчика).

Таблица 8 — Объемы мирового экспорта услуг в 1980-2012 гг., млрд дол.

Показатель                
Мировой экспорт, млрд дол. 395,7 831,3 1521,3 2569,4 3547,2 3887,3 4333,6 4425,8

Таблица 9 — Динамика мирового экспорта услуг в 1990-2012 гг., % к 1990 г.

Показатель              
Рост мирового экспорта, %   183,0 309,0 426,7 467,6 521,3 532,4 (в 5 раз)

Рост торговли услугами обусловлен: революционными технологическими изменениями; повышением темпов развития технологических программ в области телекоммуникаций и информации; ростом спроса на банковские, финансовые, страховые услуги.

Таблица 10 — Географическая структура мировой торговли услугами в 2012 г.

Регион Экспорт, млрд дол. Доля в мировом экспорте, % Регион Экспорт, млрд дол. Доля в мировом экспорте, %
Африка 97,4 2,2 Восточная Азия 521,0 11,8
Центральная Америка 36,5 0,8 Юго-Восточная Азия 255,5 5,8
Южная Америка 88,7 2,0 Европа 1991,6 45,0
Северная Америка 720,9 16,3 Страны СНГ 104,6 2,4

Таблица 11 — Структура мировой торговли услугами по интеграционным группировкам в 2012 г.

Интеграционная группировка Экспорт, млрд дол. Доля в мировом экспорте, % Интеграционная группировка Экспорт, млрд дол. Доля в мировом экспорте, %
САДК (15 стран Африки) 27,8 0,6 АТЭС (21 страна АТР) 1747,7 39,5
НАФТА (США, Канада, Мексика) 735,5 16,6 ЕС (Европа, 27 стран) 1845,0 41,7
АСЕАН (10 стран ЮВА) 255,4 5,8 СНГ (11 стран) 104,6 2,4

Таблица 12 – Страны-лидеры в мировой торговле услугами в 2012 г.

Страна Объем экспорта, млрд дол. Доля в мировом экспорте, % Страна Объем экспорта, млрд дол. Доля в мировом экспорте, %
США 640,3 14,5 Япония 145,5 3,3
Великобритания 283,6 6,4 Индия 141,2 3,2
Германия 261,8 5,9 Испания 136,6 3,1
Франция 211,5 4,8 Нидерланды 133,6 3,0
Китай 191,4 4,3 Сингапур 112,2 2,5

Таблица 13 — Структура мировой торговли услугами по видам услуг в 2012 г.

Вид услуг Доля в мировом экспорте, % Вид услуг Доля в мировом экспорте, %
Транспортные 20,1 Страховые 2,3
Туристические 25,1 Финансовые 6,8
Коммуникационные 2,5 Лицензионные 6,5
Строительные 2,6 Другие деловые услуги 25,5
Компьютерные и информационные 5,9 Всего 100,0

в) Международная торговля объектами интеллектуальной собственности

На мировом рынке объектов интеллектуальной собственности (продуктов интеллектуального труда) продаются и покупаются научно-технические знания, которые являются результатами научных исследований, проектно-конструкторских работ и опыта их промышленного освоения, а также инжиниринговые услуги по использованию научно-технических, технологических и управленческих разработок. Объекты интеллектуальной собственности обладают не только научной, но и коммерческой ценностью. К ним, как к товару, относятся: патент — свидетельство, которое выдается соответствующим государственным учреждением изобретателю и удостоверяет его монопольное право на использование этого изобретения; авторское право — эксклюзивное право автора литературного, аудио- или видеопродукта на показ и воспроизведение своей работы; товарный знак — символ (рисунок, графическое изображение, соединение букв и т.п.), который используется для индивидуализации производителя товара и не может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца; промышленный образец, который должен быть новым и оригинальным; неразглашаемая информация, которая является секретной, имеет коммерческую ценность, предоставляется правительству и правительственным организациям как условие получения разрешения на сбыт определенных видов продукции; различная техническая, конструкторская, коммерческая, маркетинговая документация.

Эти продукты интеллектуального труда относят к так называемым нематериальным видам технологии, а операции по торговле ими в международной практике принято называть международным технологическим обменом. Таким образом, под международным технологическим обменом понимается совокупность экономических отношений между контрагентами разных стран по передаче научно-технических достижений (нематериальных видов технологий), имеющих научную и практическую ценность, на коммерческой основе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.