Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории международной торговли. Меркантилисты что рост благосостояния одной страны возможен путем перераспределения богатства между странами




Меркантилисты что рост благосостояния одной страны возможен путем перераспределения богатства между странами. Страна тем богаче, чем большим количеством благородных металлов она обладает. В результате превышения экспорта над импортом (профицита) можно обеспечить приток золота в страну. Государство должно стимулировать экспорт и ограничивать (запрещать) импорт товаров, что предполагает государственное вмешательство в сферу международного обмена.

Теория абсолютных преимуществ. А. Смит считал, что если одна страна является более эффективной в производстве одного товара, чем другая страна (или имеет абсолютное преимущество), но менее эффективной в производстве другого товара, то обе страны могут получить выигрыш от взаимной торговли при условии их специализации на производстве тех товаров, по которым они имеют абсолютное преимущество, и взаимного обмена частью изготавливаемой продукции.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо: если страна не имеет абсолютного преимущества ни по одному товару, то она должна специализироваться на производстве и экспорте того товара, в изготовлении которого абсолютный проигрыш меньше (этот товар имеет сравнительное преимущество). Т.е. даже если страна менее эффективна в производстве обоих товаров, чем другая, существует основа для их взаимовыгодной торговли.

Теория Хекшера-Олина: каждая страна будет экспортировать те товары, для производства которых она использует относительно избыточные и дешевые факторы производства, и импортировать те товары, для производства которых нужны относительно дефицитные и дорогие для них ресурсы.

Теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона: международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на товары, а это, в свою очередь, приводит к выравниванию относительных и абсолютных цен на однородные факторы производства, с помощью которых изготовлены эти товары в странах-партнерах по международной торговле.

Парадокс Леонтьева. В.Леонтьев применил (в сер. 1950-х гг.) теорию Хекшера-Олина к анализу внешней торговли США. Поскольку США были самой капиталоизбыточной страной в мире, Леонтьев ожидал обнаружить, что США экспортирует капиталоемкие и импортирует трудоемкие товары. Однако тест показал обратную ситуацию, что стало называться «парадокс Леонтьева». Дальнейшие исследования показали, что причиной парадокса являлось использование двухфакторной модели (труда и капитала) и абстрагировние от других факторов (например, квалификация, технология и др.). Последующие тесты с учетом большего количества факторов устраняют парадокс

Теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона: международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на товары, а это, в свою очередь, приводит к выравниванию относительных и абсолютных цен на однородные факторы производства, с помощью которых изготовлены эти товары в странах-партнерах по международной торговле.

Теорема Столпера-Самуэльсона: при условии полной занятости до и после начала торговли, увеличение цены избыточного фактора и сокращение цены дефицитного фактора в результате международной торговли приведет к росту дохода владельцев избыточного фактора и снижению доходов владельцев дефицитного фактора.

Эффект усиления Джонса гласит: рост относительных цен на товар приносит владельцам фактора, относительно более интенсивно используемого для его производства, непропорционально большие доходы, чем это вытекает из изменения цен, абсолютно ущемляя владельца другого фактора производства.

Закон Энгеля: при неизменных ценах и демографических составляющих увеличение дохода приводит к тому, что в суммарном спросе доля спроса на продовольственные товары уменьшается, а на услуги и товары обрабатывающей промышленности – растет. Рост доходов на душу населения => рост спроса на предметы роскоши => в стране создается стимул к производству предметов роскоши => относительное удешевление. Страна начинает экспортировать предметы роскоши, положение производителей продовольствия ухудшается, ускоряется рост стран, производящих предметы роскоши.

С. Линдер объясняет торговлю между развитыми странами, опираясь на факт соответствия объема и структуры спроса определенному уровню доходов на душу населения. Страна, достигшая определенного уровня потребления, поставляет избыточный товар на экспорт. Но этот товар должен соответствовать возможностям потребителя с определенным уровнем достатка. Поэтому экспортируемые потребительские товары имеют рынок сбыта в странах с аналогичным среднедушевым доходом.

Теорема Т. Рыбчинского: растущее предложение одного из факторов производства приводит к увеличению производства и доходов в той отрасли, где этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, где этот фактор используется относительно менее интенсивно. Проявление этой закономерности получило название «голландская болезнь» (впервые доказано на примере Голландии). Разработка Голландией шельфовых месторождений газа повлекла за собой перераспределение ресурсов капитала и труда в новую динамично развивающуюся отрасль из застойной обрабатывающей промышленности и сокращение в последней объема выпускаемой продукции.

Теория цикла жизни продукта. Р. Вéрнон попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни (периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца). Цикл жизни продукта охватывает: 1. внедрение – мелкосерийное производство, концентрируется в стране-инноваторе (обычно развитой). У производителя монопольное положение, небольшая часть продукта поступает на внешний рынок; 2. рост – спрос на продукт растет, производство расширяется, распространяется на другие развитые страны, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт; 3. зрелость – преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе важнейший фактор – цена, начинается перемещение производства в развивающиеся страны; 4. упадок – спрос сокращается, производство и сбыт в основном в развивающихся странах, а страна-инноватор становится чистым импортером.

Теория эффекта масштаба. Даже если страны имеют одинаковые производственные условия, условия спроса и относительные цены одинаковы, то существует возможность осуществления взаимовыгодной торговли на основе возрастающей отдачи от масштаба производства.Эффект масштаба относится к ситуации, когда производство продукции растет непропорционально больше, чем увеличиваются использованные ресурсы или факторы производства. Размер постоянных издержек на единицу продукции снижается с ростом объемов выпуска. В результате увеличение масштабов производства позволяет снижать себестоимость производимой продукции, что будет давать организации преимущества на мировом рынке.Для реализации эффекта масштаба необходим емкий рынок. Международная торговля позволяет расширить рынки сбыта, т.е. позволяет предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам.

Теория конкурентных преимуществ. М. Портер предположил, что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны. Для успеха необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М.Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны: 1. обеспеченность факторами производства; 2. параметры внутреннего спроса на продукцию; 3. наличие в стране отраслей-поставщиков (обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.); 4. национальные особенности стратегии, структуры и соперничества фирм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.