КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Применение эргономических принципов в процессе конструирования 1 страница
5.1. Выполнение задач эргономики 5.2. Разработка требований к конструированию в соответствии с эргономическими принципами 5.2.1. Разработка и уточнение требований 5.2.2. Разработка предварительного проекта 5.2.3. Разработка детального проекта 5.2.4. Выполнение Приложение А Приложение Б (справочное)
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 6 Глава 1. Определение понятий 1.1. История возникновения и развития дисциплин 1.2. Основные определения и место инженерной психологии Контрольные вопросы по главе 17 Темы для групповой дискуссии 18 Литература 18 Глава 2. Предмет, задачи и методы инженерной 2.1. Предмет инженерной психологии и эргономики 19 2.2. Оcновные задачи инженерной психологии и эргономики 20 2.3. Методы исследований в инженерной психологии и эргономике 23 Контрольные вопросы по главе 25 Темы для групповой дискуссии 25 Литература 26 Глава 3. Основные понятия инженерной психологии 3.1. Система «человек — машина», информационная 3.2. Распределение функций между человеком и машиной. 3.3. Концепции деятельности человека 3.4. Принципы эргономического обеспечения Контрольные вопросы по главе 37 Темы для групповой дискуссии 8 Литература 38 ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 4. Психофизиологический 4.1. Приём и первичная обработка информации оператором 41 4.1.1. Характеристики зрительного анализатора 45 4.1.2. Характеристики слухового анализатора 49 4.1.3. Другие анализаторы и взаимодействие анализаторных систем 52 4.2. Хранение и переработка информации человеком, 4.3. Речевые коммуникации в операторской деятельности 61 4.4. Механизмы регуляции деятельности человека 63 4.4.1. Внимание 63 4.4.2. Личность и личностная регуляция 64 4.4.3. Механизмы суггестивно-волевой регуляции 69 4.4.4. Эмоции в регуляции деятельности. Функциональные состояния 71 Контрольные вопросы по главе 74 Темы для групповой дискуссии 77 Литература 77 Глава 5. Человек как исполнительная система. 5.1. Антропометрические характеристики 79 5.2. Биомеханические характеристики 80 5.3. Рабочие движения оператора. Сенсомоторная регуляция 80 Контрольные вопросы по главе 83 Темы для групповой дискуссии 84 Литература 84 Глава 6. Деятельность человека — оператора 85 6.1. Психологический анализ деятельности 86 6.2. Понятия «рабочее место» и «рабочее пространство» 88 6.3. Факторы, влияющие на операторскую деятельность 90 6.4. Ошибки операторов 91 6.5. Виды операторской деятельности 94 Контрольные вопросы по главе 95 Темы для групповой дискуссии 96 Литература 96 Глава 7. Инженерно-психологическое 7.1. Системный подход, особенности его применения 7.2. Проектирование средств отображения информации 100 ОГЛАВЛЕНИЕ 7.3. Проектирование органов управления 104 7.4. Организация рабочего места оператора 105 7.5. Проектирование пользовательских интерфейсов 106 7.6. Системы виртуальной реальности 109 7.7. Виртуальные интерфейсы 111 7.8. Юзабилити 115 Контрольные вопросы по главе 120 Темы для групповой дискуссии 121 Литература 121 Глава 8. Система эргономического обеспечения 8.1. Особенности системы эргономического обеспечения 8.2. Этапы и последовательность эргономического обеспечения 124 8.3. Эргономические стандарты 126 8.4. Эргономическая экспертиза 128 Контрольные вопросы по главе 129 Темы для групповой дискуссии 129 Литература 130 Глава 9. Эффективность системы 3.1. Надёжность оператора и системы 9.2. Профессиональный отбор и обучение операторов 133 9.3. Групповая деятельность операторов 139 9.4. Психологические аспекты эксплуатации Контрольные вопросы по главе 141 Темы для групповой дискуссии 142 Литература 142 Заключение 143 Список сайтов по инженерной психологии и эргономике 144 Библиография 146 Приложение 1. ГОСТ 2.103-68 Межгосударственный стандарт. Приложение 2. ГОСТ Р ЕН 614-1-2003 Национальный стандарт РФ. Безопасность оборудования. Эргономические принципы конструирования 157 Введение Мы живём в мире, насыщенном сложными техническими устройствами и системами, которые давно стали привычными элементами нашего быта и интерьера. Это бытовые приборы — холодильники, стиральные машины, телевизоры; оргтехника и мультимедийное окружение — компьютеры, принтеры, лазерные проекторы и многое другое. Люди активно внедряются во все сферы отношений с природой, увеличивая свои возможности с помощью науки, техники и технологии. Транспортные, энергетические, производственные, социальные системы представляют собой широкий спектр систем, включающих человека посредством техники. Автомобили, самолёты, корабли, подводные лодки, орбитальные станции, электростанции, объекты вооружения — всё это создают большие коллективы разработчиков. Профессия инженера-проектировщика связана с созданием рабочей среды человека, в которую включены разнообразные технические средства и системы. Всё так или иначе конструируется для человека и для использования человеком. Постоянное усложнение техники, необходимость объединения человека и машины в единую систему нетривиальным образом не позволяют пользоваться лишь соображениями здравого смысла: кроме инженерных знаний и умений необходимо опираться на эргономику и инженерную психологию — дисциплины научно-практического комплекса, учитывающего особенности проектирования техногенной среды, включающей человека. Эти сравнительно недавно появившиеся отрасли психологического и инженерного знания переживают в настоящее время интенсивное развитие и рост. 1.1. История возникновения и развития дисциплин по учёту человеческого фактора Историко-содержательный анализ появления и развития междисциплинарного поля инженерной психологии и эргономики следует начать с рассмотрения зарубежного и в первую очередь американского опыта. Именно здесь зародились и получили развитие дисциплины, послужившие аналогами отечественным реализациям инженерной психологии и эргономики. Это прежде воеято появившиеся в США в начале XX века направления промтехники (Industrial engineering) и возникшие в послевоенное время комплексы человекотехнических дисциплин (Human Factors, Human engineering, Engineering psychology). Они гибко реагировали на эволюцию техники и технологий, возникавшую под влиянием научно-технического прогресса, изменяя в контексте решения конкретных производственных задач поле своей деятельности. Наиболее значительные работы по инженерной психологии появились в США и Англии в 40-х годах прошлого столетия и связаны с совершенствованием объектов военной техники и, в частности, систем боевой авиации и управляемого вооружения. Среди авторов того периода отметим известных психологов — специалистов в области человеческого фактора: А. Чапаниса (A. Chapanis), К. Моргана (С. Morgan), Р. Слейта (R. Slight), П. Фитса (P. Fitts), Дж.А. Миллера (G.A. Miller), Е. Мак-Кормика (Е. Mc.Cormic). Первое эргономическое общество за рубежом было создано в Англии в 1949 г., а в 1961 г. Международная эргономическая ассоциация объединяла в своих рядах учёных более 30 капиталистических развитых стран. Предтечей эргономики и инженерной психологии в Советском Союзе стала психотехника — научное движение, занимающееся внедрением психологических знаний в практику (термин предложен В. Штерном в 1903 г., основатель направления Г. Мюнстер-берг). Наиболее видные представители психотехники в 20-30 годы в Советском Союзе: А.К. Гастев, И.Н. Шпильрейн, А.И. Ро-зенблюм, С.Г. Гелерштейн, НА Эпле, К.К. Платонов, Б.М. Теплое осуществили во многом успешные попытки использования данных психологии в различных сферах человеческой практики. Так, например, А.А. Толчинский проводил психологические тренировки работниц технического контроля на заводе «Красный треугольник» по производству галош. Тренировки вели с использованием данных психофизиологии. Проводился анализ деятельности, выявлялись существенные качества, необходимые для её выполнения. Ю.И. Шпигель, Л.И. Селецкая и В.В. Чебышева исследовали вопросы совершенствования функций различения свойств стали сталеварами. Они предложили методику тренировки функций цветоразличения, повысившую качество визуального определения состава стали. Были составлены специальные таблицы. Н.А. Бернштейн изучал в те годы рабочее место вагоновожатого поезда метро, а Н.А. Эпле — авиационные индикаторы на приборной доске лётчика. А.К. Гастева волновала идея гармонизации человека и машины. Психотехника, как и генетика и кибернетика, стала жертвой сталинской эпохи. В 1936 г. постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпро-сов» были закрыты все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда как чуждые Советской власти. Наиболее видные представители психотехники были репрессированы и попали в лагеря Гулага. Одной из причин возникшего положения стали низкая эффективность и декларативность психотехники как науки. Технически и технологически отсталая страна того времени не требовала психологических методов повышения эффективности экономики. Вследствие этого многие темы имели надуманный, искусственный характер. Так, в одном исследовании утверждалось, что горизонтальное положение — самое удобное для питания мозга. Как рекомендация для работников умственного труда было предложено устраивать лежачие рабочие места. По понятным причинам эксперимент не удался: большинство участников довольно быстро засыпали. Пришлось рекомендацию отменить. В то же время физика отстояла своё право на жизнь, так как правящей советской элите нужно было ядерное оружие, и она его получила. Новый интерес к практической психологии в Советском Союзе возник уже в послевоенное время в связи с запросами оборон-тй отрасли. Отечественная инженерная психология начала раз виваться в конце 50-х годов, когда в Москве, в секретном в то время НИИ автоматической аппаратуры, под руководством Д.Ю. Панова появилась первая лаборатория по учёту «человеческого фактора». Первая «открытая» лаборатория инженерной психологии (вначале носившая название лаборатории индустриальной психологии) в нашей стране была организована в Ленинградском университете в 1959 г. Б.Ф. Ломовым. Первое обсуждение инженерно-психологических вопросов состоялось на конференции по психологии труда в 1957 г. в Институте психологии АПН РСФСР. Несколько докладов было прочитано на первом Всесоюзном съезде психологов. На втором съезде, состоявшемся в 1963 г. в Ленинграде, уже работали самостоятельная секция по инженерной психологии и симпозиум по проблемам приёма и переработки информации человека. В 1963 г. в Москве состоялась конференция по проблеме «Человек и автомат». В 1966 г. в МГУ и ЛГУ одновременно созданы кафедры психологии труда и инженерной психологии. Ключевую роль в развитии научного направления инженерной психологии в СССР сыграл Борис Фёдорович Ломов, выпускник Ленинградского государственного университета, в дальнейшем один из организаторов и бессменный директор Института психологии АН СССР. О Б.Ф. Ломове нужно сказать особо и отдать дань этой неординарной личности. При его непосредственном участии были проведены в 1964 г. — Первая Ленинградская конференция по инженерной психологии; в 1965 г. — Конференция по инженерной психологии в приборостроении. В 1963 г. вышла книга Б.Ф. Ломова «Человек и техника», имевшая успех и переизданная в 1966 г. Это самая известная работа по инженерной психологии в советское время. Не менее известная фигура в науках о человеческом факторе — Владимир Петрович Зинченко, который возглавил Московскую эргономическую школу, эргономическое направление прикладной психологии. Эргономика в Советском Союзе развивалась параллельно с инженерной психологией. Пика популярности она достигла позже, в начале 70-х годов, хотя в концептуальном плане эта дисциплина оформилась в начале 20-х годов XX века, трудами В.М. Бехтерева, который называл её эргонологией, и В.Н. Мясищева — автора эргологии. Сам термин «эргономика» был изобретён Войтехом Ястшембовским в 1857 г.: термин подразумевал науку о труде, основанную на законах природы. Основной центр деятельности представителей эргономического направления располагался в Москве во ВНИИТЭ (Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики), находившемся на территории ВДНХ. Заместителем директора по науке ВНИИТЭ был в то время Владимир Михайлович Мунипов, сотрудничество которого с В.П. Зинченко во многом определило направления развития отечественной эргономики в советское время. Отдел эргономики ВНИИТЭ начал свою работу в 1962 г. В 1964 г. изданы сборник переводов — «Инженерная психология» под редакцией В.П. Зинченко и Д.Ю. Панова и с аналогичным названием — сборник советских авторов. Под редакцией В.П. Зинченко и В.М. Мунипова в 1991 г. вышел перевод на русский язык шеститомного руководства «Человеческий фактор». Третий центр инженерной психологии и эргономики в России связан с работами оборонной тематики. Его возглавил Пётр (Пинхус) Яковлевич Шлаен, сотрудник НИИ-2 в г. Твери. В 1970 г. в г. Калинине (г. Тверь) проходила III Всесоюзная конференция по инженерной психологии, на которой были представлены доклады по вопросам инженерно-психологического и эргономического обеспечения проектирования сложных технических систем. Сегодня работы этого эргономического направления проводятся в рамках Межотраслевого центра эргономических исследований и разработок «Эргоцентр». Четвёртый центр инженерной психологии и эргономики зародился в г. Туле, в 70-х годах прошлого века в ЦКБ аппаратостроения, проводившем работы по созданию тренажёров для советской армии. Его видный представитель — Коротеев Геннадий Леонидович. Здесь получили развитие инженерно-психологические исследования по профотбору и профессиональному обучению по массовым операторским специальностям с использованием технических средств. Исследования по инженерно-психологической тематике осуществлялись практически во всех сферах оборонной промышленности. Инженерная психология во многом повлияла на специфику развития факультета психологии Ленинградского университета, которая состояла в выраженной практической направленности — решении задач военно-промышленного комплекса страны. В научно-исследовательских лабораториях кафедры инженерной психологии факультета психологии, созданной в 1966 г., работали известные учёные: Г.С. Никифоров, занимавшийся в то время вопросами надёжности человеческого звена в авиации; Т.П. Зинченко — вопросами зрительного опознания и разработки кодовых алфавитов; А.И. Нафтульев — изучавший проблемы принятия решения; Г.В. Суходольский — вначале задачами сенсомоторного слежения, а затем проблемами психологической теории деятельности. В 1980 г. впервые в СССР в университете был создан спецфакультет по переподготовке кадров по инженерной психологии, выпускники которого работали в различных сферах народного хозяйства. В начале 80-х годов в СССР был создан мощный научно-практический комплекс инженерной психологии и эргономики, решавший задачи во всех отраслях обороны и промышленности. Значительный вклад в развитие отечественной послевоенной инженерной психологии и эргономики внесли: В.М. Ахутин, С.А. Багрецов, Г.Т. Береговой, В.А. Бодров, В.Ф. Венда, В.М. Водлозеров, А.И. Галактионов, Ю.Я. Голиков, Ф.Д. Горбов, Н.Д. Гордеева, Л.П. Гримак, А.И. Губинский, К.М. Гуревич, В.Г. Денисов, Л.Г. Дикая, М.А. Дмитриева, Б.А. Душков, В.Г. Евграфов, Г.Е. Журавлёв, Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин, Н.Д. Завалова, Д.Н. Завалишина, Г.М. Зараковский, В.П. Зинченко, Т.П. Зинченко, Е.П. Ильин, Е.А Климов, Г.Л. Коротеев, М.А. Котик, А.А. Крылов, А.Н. Костин, Б.В. Кулагин, В.М. Львов, Б.Ф. Ломов, С.А. Маничев, В.Л. Марищук, В.И. Медведев, Е.А. Милерян, В.М. Мунипов, А.И. Нафтульев, П.Б. Невельский, В.Д. Небылицин, ПС. Никифоров, Б.В. Овчинников, ДА Ошанин, А.В. Миролюбов, П.И. Падерно, A.M. Парачёв, А.А. Пископель, К.К. Платонов, В.А. Пономаренко, В.Н. Пушкин, В.Ф. Рубахин, Б.А. Смирнов, Г.Л. Смолян, Ю.К. Стрелков, Г.В. Суходольский, М.К. Тутушкина, Л.С. Хачатурьянц, И.Е. Цибулевский, Л.Д. Чайнова, А.А. Фрумкин, А.Г. Чачко, А.П. Чернышев, В.Д. Шадриков, Л.П. Щедровицкий, П.Я. Шлаен. Сегодня центрами инженерно-психологических и эргономических исследований в России являются Санкт-Петербургский и Московский государственные университеты, институт психологии Российской академии наук, «Эргоцентр» (г. Тверь), Московский авиационный институт, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Государственный университет авиационного приборостроения, Санкт-Петербургская Военно-медицинская академия, Институт авиационной и космической медицины. 1.2. Основные определения и место инженерной психологии и эргономики в системе научного знания и эргономики Инженерная психология, как и все практические дисциплины, непрерывно меняет свою сферу интересов, подстраиваясь под запросы практики и, вследствие этого, не имеет точ- ного определения своей рабочей области. Сегодня это научно-практический комплекс, связанный с изучением, проектированием и эксплуатацией технических систем, включающих человека. Приведём ряд популярных определений, отражающих области исследований и применений инженерной психологии и их эволюцию. Инженерная психология — наука, изучающая системы «человек — техника» с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы: — конструирования техники и организации управления технологическим процессом; — подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологических профессионально важных качеств для работы с определённой техникой; — профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства. Инженерная психология изучает психологические закономерности трудовой деятельности человека в системах управления и контроля, его информационное взаимодействие с техническими устройствами этих систем. Инженерная психология имеет целью разработку психологических основ для проектирования и создания новой техники с учётом «человеческого фактора», т.е. с учётом совокупности тех свойств человека-оператора, которые влияют на эффективность системы «человек — машина». Инженерная психология изучает и преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой. Сложная система «человек — машина» характеризуется двумя главными отличительными признаками. Во-первых, в такой системе человек контролирует состояние управляемого объекта и воздействует на него не путём непосредственного контакта с орудием и предметом труда, а через дистанционные передачи. Во-вторых, человек воспринимает информацию об объекте управления и влияющих факторах среды от средств отображения информации и воздействует на управляемый объект с помощью органов управления. Инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах «человек — машина», а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий. Заметим, что, несмотря на схожесть названий отечественной инженерной психологии и американской Human engineering, это далеко не тождественные дисциплины. Отечественная инженерная психология в силу исторических причин вобрала в себя более широкий научно-практический контекст и близка по содержанию к методологии тотального проектирования Human Factors. Аналогичное, в основных чертах тождественное, содержание носит зародившееся в Советском Союзе эргономическое направление учёта человеческих факторов. Круг интересов и притязаний эргономики может быть очерчен в определениях, данных представителями данного направления: Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика — отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики — системы «человек — машина», в том числе и так называемые эргатические системы; метод исследования — системный подход. Эргономика — дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, а также в промышленном дизайне. Эргономика — отрасль междисциплинарная, черпающая зна ния, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики: • Инженерная психология; • Психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология; • Конструирование; • Техническая эстетика; • Гигиена и охрана труда, научная организация труда; • Антропология, антропометрия; • Медицина, анатомия и физиология человека; • Теория проектирования; • Теория управления. Рядом авторов эргономика условно делится на три подобласти: Микро-эргономика — исследование и проектирование систем «человек— машина». В неё включаются, в том числе, и интерфейсы «человек — компьютер» (компьютер рассматривается как часть машины) — как аппаратные интерфейсы, так и программные. Соответственно, -«эргономика программного обеспечения» — это подраздел микроэргономики. Сюда же относятся системы «человек — компьютер—человек», «человек — компьютер — процесс», «человек— программа»,, «человек — программное обеспечение». Миди-эргономика — исследование и проектирование систем «человек — (рабочая группа, коллектив, экипаж, организация», «коллектив — машина», «человек — сеть, сетевое сообщество», «коллектив — организация». Здесь и проектирование организаций, и планирование работ, и обитаемость рабочих помещений, и гигиена труда, и проектирование АРМ (автоматизированных рабочих мест) залов с дисплеями общего пользования, проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов, и многое другое. Исследуется взаимодействие на уровне рабочих мест и производственных задач. Макро-эргономика — исследование и проектирование систем «человек — социум, общество, государство», «организация — система организаций». Столь широкая экспансия эргономики несёт довольно серьёзную опасность для неё, так как одного психологического базиса явно недостаточно для решения большинства возникающих практических задач. Наиболее удачное и сбалансированное на настоящий момент определение дисциплины, по мнению П.Я. Шлаена и В.М. Львова, имеет следующий вид: Эргономика — системная научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности формирования человеко-ориентиро-ванных свойств систем «человек — машина», оказывающих непосредственное влияние на качество деятельности, функциональное состояние и развитие личности человека, работающего в составе таких систем. Различия между инженерной психологией и эргономикой часто имеют незначительный, чисто терминологический характер. Эти науки часто нарушают совместные границы. Все они междисциплинарны и используют данные широкого класса наук, связанных с человеком. В качестве критериев отличия между эргономикой и инженерной психологией считают их ориентацию — или на человека (инженерная психология), или на учёт особенностей человека при проектировании техники (эргономика) (П.Я. Шлаен, В.М. Львов). Считается, что инженерная психология занимается системами — «человек — техника», а эргономика — «человек — техника — среда». Эргономика — более практическая, инженерная, а инженерная психология — психологическая, теоретическая дисциплина. Некоторые авторы включают инженерную психологию в состав эргономики и её родственной дисциплины «Учёт человеческих факторов». В настоящее время наблюдается рост специализации отдельных направлений, развивающихся в рамках эргономики и инженерной психологии, что приводит к появлению новых дисциплин. Так, например, интенсивно развивается направление, возникшее в процессе решения задач, связанных с проектированием компьютерных интерфейсов, — юзабилити (Usability Engineering) — научно-прикладная дисциплина, служащая повышению эффективности, продуктивности и удобства использования инструментов деятельности. Эргономика и инженерная психология взаимодействуют практически со всеми науками, в той или иной мере связанными с че ловеком, осуществляющим трудовую деятельность: антропологией, психологией, педагогикой, физиологией, технической эстетикой, гигиеной и безопасностью труда. Они черпают свои методы из математики, социологии, системотехники, экономики, информатики, биологии и педагогики, технических наук. Междисциплинарный характер эргономики и инженерной психологии не свидетельствует о стремлении этих наук иметь главенствующее значение в процессе создания технических систем. Они лишь очерчивают круг проблем, решение которых осуществляется силами компетентных отраслей знаний. Эргономика формулирует свои требования в форме эргономических требований и стандартов, ограничивающих зоны допустимых вариаций условий деятельности человека в среде/социо/технической системе. ? Контрольные вопросы по главе 1. Назовите дисциплины, послужившие основой для возникновения инженерной психологии и эргономики. 2. Что такое психотехника? 3. Что такое инженерная психология? 4. Чем отличается инженерная психология от эргономики? 5. Чем отличается отечественная инженерная психология от её зарубежных аналогов? 6. Чем обусловлено появление инженерной психологии как науки? 7- Назовите трёх любых известных Вам авторов — основателей инженерной психологии за рубежом. 8. Где и кем создана первая отечественная лаборатория по эргономике? 9. Кем и когда была создана первая научная лаборатория по инженерной психологии? 10. Работы каких российских авторов стали основой для развития инженерной психологии в нашей стране? 11. Где начались первые академические работы по инженерной психологии? 12. Назовите основные научные центры по инженерной психологии и эргономике, действующие в России. 13. Назовите фамилии пяти российских учёных, внёсших, по вашему мнению, наибольший вклад в развитие инженерной психологии и эргономики. Аргументируйте ваш выбор. 14. Что такое юзабилити? 15. Что изучает эргономика? 16. В чём проявляется междисциплинарный характер эргономики? Темы для групповой дискуссии 1. Причины сходства и различий российского и американского путей развития наук по изучению и учёту человеческого фактора. 2. Что вносят в эргономику точные науки? Гуманитарные науки?
Литература 1. Дмитриева МЛ., Крылов АЛ., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С.129-137. 2. Шлаен П.Я., Львов В.М. Эргономика для инженеров: Эргономическое обеспечение проектирования человеко-машинных комплексов: проблемы, методология, технологии. Тверь: ТвГУ, 2004. 3. История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы XX века) / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 2.1. Предмет инженерной психологии и эргономики Предмет инженерной психологии — процессы и структура информационного взаимодействия человека и технических систем, в том числе -приёма, переработки, хранения информации, принятия решений и психической регуляции управляющих действий. Объект инженерной психологии — система «человек — техника».
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |