КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Применение эргономических принципов в процессе конструирования 4 страница
Метод сурдокамерного испытания позволил выявить следующие источники происхождения необычных психических состояний у здоровых людей: ориентация в ситуациях с затруднениями в восприятии информации; перестройка взаимоотношений человека с самим собой в условиях изоляции; повышенная сонливость; типичная динамика ситуационно-обусловленной эмоциональной напряжённости. Необычные свойства физической среды, например, условия невесомости, также ведут к значительной перестройке работы систем организма, в том числе и психической сферы человека. Отметим важную особенность действия сенсорных (воспринимающих) систем человека — их контекстуальную зависимость: свойства анализаторных систем сильно зависят от использования мозгом принимаемой информации. В отношении «значимой» информации повышается чувствительность анализаторов и, наоборот, понижается, если она расшифровывается человеком как ненужная. Поэтому надо осторожно относиться к использованию в практике проектирования результатов лабораторных экспериментов, полученных в условиях неопределённого контекста. При решении задач проектирования СЧМ для обеспечения нормальной работы и взаимодействия анализаторных систем необходимо по возможности учитывать всю систему действующих на оператора раздражителей. 4.2. Хранение и переработка информации человеком, принятие решений и познавательные процессы Знание физиологических особенностей работы анализаторных систем позволяет нам понять связь психики человека с внешним миром, выяснить физиологические ограничения по приёму и преобразованию информации, определить основные закономерности функционирования первичных психологических механизмов работы мозга. Это существенно при решении задач про ектирования систем и средств отображения информации, выборе технических решений по организации рабочего места оператора, органов управления. Однако этого явно недостаточно для описания сложных психических процессов при принятии решений в СЧМ. Для ответа на возникающие при этом вопросы обратимся к данным психологии, анализирующей специфику функционирования психической сферы человека, его поведения в различных условиях деятельности. При изучении психических явлений необходимо постоянно помнить об их неразрывной взаимосвязи, взаимовлиянии и целостности. Нет в чистом виде, например, такой категории, как «память». Эти свойства проявляются в любом психическом процессе, но при изучении памяти намеренно выделяют задачи, акцентирующие данные свойства и позволяющие определить основные черты этого феномена. То же относится и ко всем остальным психическим образованиям, вне зависимости от уровня их рассмотрения. Анализ когнитивных процессов в психической сфере оператора строится в инженерной психологии на базе информационного подхода, в котором информационные процессы рассматриваются в «чистом виде», без учёта специфики их носителя, биологии и физики процессов. Это достаточно серьёзное допущение, так как оно, сильно упрощая реальную сложность работы человеческого мозга, исключает многие существенные, важные в профессиональной деятельности, черты работы механизма психического регулирования. Вместе с тем наука не имеет более эффективных, чем информационный и системный подход, способов представления объектов организованной сложности, к которым относится человек. Информационные представления позволяют использовать привычные для инженерного мышления кибернетические метафоры при анализе психики человека. Одним из основных процессов, определяющих когнитивные способности человека, является память. Она обеспечивает накопление информации об окружающем мире, служит основой для реализации всех видов человеческой деятельности, обучения и развития человека. Механизмы памяти являются основой для функционирования всех физиологических и психических процессов, формирующихся в нервной системе. Выделяют основные процессы памяти — запоминание, сохранение, забывание и восстановление (воспроизведение). В зависи мости от уровня рассмотрения и выбранных оснований для классификации различают: память долговременную и кратковременную; зрительную, слуховую, тактильную и т.д. Память является сквозным психическим процессом и проявляется во всех явлениях психики независимо от уровня их рассмотрения. В памяти отражаются все грани человеческого опыта — не только когнитивного (познавательного), но и эмоционально-волевого. Память обеспечивает существование человека во времени, возможность использовать знания о прошедшем для построения будущего. Для инженерной психологии конструктивно понятие «оперативной памяти» — способности человека к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации, перерабатываемой в определённой деятельности. Оперативная память связана с кратковременной памятью — процессом непосредственного запоминания информации, зависящим от характера запоминаемых стимулов, вида их организации, значения для субъекта осуществляемой деятельности. По сравнению с понятием «объём кратковременной памяти», которое подразумевает количество объектов, свободно запоминающихся в короткий промежуток времени, понятие «объём оперативной памяти» подразумевает количество объектов, не только запоминающихся, но и использующихся, обрабатывающихся как поодиночке, так и между собой за этот промежуток времени. Объём кратковременной памяти подчиняется закону Миллера и равен «семь плюс минус два» одновременно действующих в сознании структурированных фрагментов опыта. Правда, заметим, что это, строго говоря, не закон запоминания, а скорее объяснительная форма, свидетельствующая об ограниченных возможностях человеческого сознания. В последнее время кратковременная память критикуется многими исследователями как недостаточно строго определённое понятие. При рассмотрении человека как системы переработки информации выделяют декларативную, рабочую и процедурную память. Декларативную память называют также долговременной, концептуальной, вторичной или семантической памятью в зависи мости от контекста и вкуса автора. Именно в ней хранятся данные, необходимые для операторской деятельности. Основная функция — запоминание входной информации. Объём — практически неограниченный, связанный с процессами динамической организации информационных процессов. Содержимое — семантические, пространственные, акустические, двигательные, временные коды. Информационные единицы — понятия, высказывания, схемы (фреймы, скрипты). Организация — иерархическая, в виде узлов и связей, допускаются неточные значения, предыдущий опыт, многоуровневость. Процессы запоминания — устное научение (по инструкциям), перекодировка. Рабочая память — тождественна оперативной памяти. Процедурная память—место хранения знания о том, как что-то можно сделать. Она является разновидностью декларативной памяти, отличается наличием в ней логических правил, позволяющих делать выводы о необходимых действиях с информацией в тех или иных ситуациях деятельности. Особенности памяти оператора учитывают при организации систем и средств СЧМ, обеспечивающих деятельность человека. Объём информации, предоставляемой оператору в рабочих условиях, не должен превосходить актуальных оперативных возможностей его памяти. Память служит основой более сложных когнитивных образований, на базе которых человек организует свою деятельность. К ним относится мышление — психический процесс, являющийся формой опосредованного (в отличие от непосредственного восприятия) отражения. Мышление имеет обобщённый характер, предполагающий отвлечение, абстрагирование от каких-либо свойств предметов, явлений, использует функции анализа и синтеза. Выявление и обобщение отношений между предметами и явлениями мира является сущностью мышления. Инженерную психологию интересует прежде всего «оперативное мышление» — процесс решения практических задач, в ре зультате которого формируется модель предполагаемой деятельности и операции, позволяющие выполнить её эффективно. Основными компонентами оперативного мышления являются: — структурирование — образование более крупных единиц действия путём связывания элементов ситуации между собой; — динамическое узнавание — узнавание частей конечной ситуации в исходной; — формирование алгоритма решения — выработка принципов и правил решения задачи, определение последовательности действий в каждом конкретном случае. Отображение информации в СЧМ должно учитывать характеристики мышления оператора. Для его эффективного функционирования необходимо обеспечить: — полноту информации об отображаемом событии; — краткость и чёткость сигнала; — его правильность, отсутствие информации, влекущей к ложным выводам; — форму сигнала, которая должна указывать на его связь с другими сигналами; — учёт опыта субъекта, полученного в аналогичных ситуациях. Человек при решении тех или иных задач использует только ему присущую систему способов, приёмов действий, образующую его индивидуальный стиль. Стиль является образованием достаточно устойчивым и часто служит характеристикой человека, отличающей его от других людей. Мы, например, часто говорим, что человек по стилю речи напоминает жителя Крыма, или Новгорода, или Вологды, подчёркивая присущие жителям этих мест особенности. Решение одной и той же задачи с равной эффективностью может достигаться различными способами, одни из которых мы легко понимаем и принимаем, а другие для нас недоступны и неудобны. Естественно, что при проектировании технической среды необходимо учитывать индивидуальные особенности протекания процессов переработки информации операторами, позволяя им использовать при работе наиболее «удобные» стили. Понятие «стиля» было введено вначале в работах Адлера в качестве глобального (всеохватывающего) психологического поня тия, но затем его объём сузился до категории способов организации познавательной деятельности — «когнитивных стилей», определяющих систему предпочтений человека при решении познавательных задач. В сущности, когнитивный стиль представляет собой психический инструмент, с помощью которого человек решает задачи познания реальности и активного воздействия на неё. Когнитивный стиль — довольно устойчивая характеристика психики, которая проявляется при решении широкого класса задач, связанных с интегральной обработкой поступающей информации. Есть данные о том, что стилевые особенности человека формируются под действием культурной среды и являются культурно-зависимыми. Утверждается, что каждая культура ведёт к определённым формам когнитивной обработки информации и формирует свои массовые формы менталитета или близкого к нему понятия сенсотипа. К основателям теории когнитивных стилей относят Германа Виткина, который понимал под когнитивным стилем предпочитаемый человеком способ когнитивного анализа и структурирования своего окружения. Им выделены два основных стиля — глобальный и артикулированный. Человек с артикулированным стилем использует механизмы дифференциации и организации среды (он независим от поля ситуации), а с глобальным — идёт на поводу ситуации (зависим от поля). Работы сотрудников Менингерской школы психологии и их наиболее яркого представителя Р. Гарднера привели к понятию «когнитивного контроля». Под контролем понимаются индивидуальные способы анализа и оценки ситуации. Они обеспечивают оптимальные для данной личности формы поведения при решении познавательных задач. Дж. Каган ввёл понятие индивидуального когнитивного темпа и связанного с ним стиля «импульсивность — рефлективность». Импульсивные субъекты быстро принимают решения и ведут коррекцию решения за счёт ошибок во внешнем мире. Рефлективные — выдают внешне достаточно точное решение после длительного анализа в субъективной сфере. В литературе можно встретить описания около двух десятков когнитивных стилей (контролей), каждый из которых связан с определённой формальной психометрической процедурой, имеет соответствующее специфическое название. Основные, наиболее известные из них: • Полезависимость — поленезависимость. • Гибкость — ригидность познавательного контроля. • Узость — широта диапазона когнитивной эквивалентности. • Импульсивность — рефлективность. • Широта категории. • Толерантность к нереалистическому опыту. • Когнитивная простота — сложность. • Фокусирующий/сканирующий контроль. • Конкретная — абстрактная концептуализация. • Сглаживание — заострение. Считается, что когнитивные стили — достаточно устойчивые образования, пронизывающие решение задач независимо от условий деятельности. Наш интерес к проблеме когнитивных стилей не случаен и связан с рядом особенностей процедур по оценке стилевых показателей: их простоте, информативности, высокой степени формализации, возможности применяться многократно. Это позволяет в отдельных случаях использовать их в алгоритмах оптимизации систем связи оператора с техническим звеном в СЧМ. В процессе решения познавательных задач человек проявляет свои способности к эффективной работе с информацией, её структурированием, порождением новых и нахождением точных решений и т.д. Эти когнитивные способности человека отражены в понятиях «креативность» и «интеллект». Под «креативностью» понимают способность человека к творчеству, созданию новых продуктов деятельности, нестандартному мышлению и поведению, применению известных вещей и предметов в неочевидном смысле. Креативность часто связывают с так называемым дивергентным мышлением. Отмечается большое значение функциональной асимметрии мозга и преобладающей деятельности правого полушария при решении творческих задач. Не обнаружено однозначных связей между способностями к творчеству и интеллектом. Человек с высоким интеллектом может быть совершенно беспомощен в решении творческих, например, изобретательских задач. Дж. Гилфорд (Guilford J.Р.) предложил кубическую модель структуры интеллекта, в которой выделяет четыре основных фактора креативности: 1. «Оригинальность» — способность продуцировать необычные ответы, давать отдалённые ассоциации. 2. «Семантическая гибкость» — способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование. 3. «Образная адаптивная гибкость» — способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть в нём новые возможности. 4. «Семантическая спонтанная гибкость» — способность продуцировать разнообразные идеи в свободной, без ограничений, ситуации. Торрэнс (Torrance Е.Р.) считает креативностью способности к обострённому восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии. «Креативные» лучше работают в условиях неопределённости, неполной информации. Это уверенные в себе, с чувством юмора, повышенным вниманием к своему «Я», желающие выделиться, энергичные, импульсивные, независимые, открытые к новому опыту люди. Более сложные проявления креативности относят к «творческому мышлению», выделяя четыре его стадии: подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. Отмечают большей частью неосознаваемый характер получения творческого продукта. В инженерной психологии категория креативность практически не используется, хотя она позволяет получить ряд результатов, улучшающих деятельность оператора в условиях частой смены вида работы и неопределённости. Трудно встретить более понятное для всех и неопределённое в научном плане явление, чем интеллект. Большинство из нас связывают его с «количеством ума». Низкий интеллект означает, что мы рождены с «небольшим» умом, а высокий — что у нас высокий уровень развития. Однако не всё так однозначно, и можно лишь говорить о том, что люди различаются между собой по своим возможностям, безошибочному восприятию и обработке информации, принятию правильных решений, способности быть осведомлёнными и сообразительными, что и составляет содержание этого понятия. Наиболее формально точное определение в данном случае: интеллект — это то, что измеряют интеллектуальные тесты — группа задач с переменной сложностью, успехи в решении которых свидетельствуют о наличии или отсутствии ума. В таком определении интеллект сильно зависит от процедуры его измерения. Существует ещё ряд популярных определений интеллекта: — мыслительная способность человека, его умственное начало; — общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; — система всех познавательных способностей индивида; — способность создавать алгоритм решения задачи; — структурирование отношений между средой и организмом. Интеллектуальные функции оператора в экстремальных условиях сильно ограничены, и техническая система должна быть спроектирована с учётом общего снижения требований к оператору. 4.3. Речевые коммуникации в операторской деятельности Речь — исторически и социально сложившаяся форма общения людей посредством языка, основное средство выражения мышления, передачи информации о накопленном опыте. До недавнего времени речевая коммуникация не играла большой роли в функционировании СЧМ. Однако в связи с непрерывным усложнением техники и появлением систем компьютерного анализа и синтеза речи, групповых видов деятельности возникла необходимость в учёте при проектировании СЧМ особенностей речевого общения человека, к которым относят: — зависимость речевых сообщений от контекста; — ситуационную обусловленность; — эмоциональную насыщенность и значимость; — семантическую неопределённость; — личностную обусловленность. Показано, что на разборчивость речи и её восприятие влияют не только технические характеристики канала передачи (полоса пропускания речевых частот, помехозащищённость, особенности артикуляции т.д.), но и степень неизвестности — ожидаемости сообщения, смысл предложений, структура и локализация в пространстве источника речевого сообщения, время подачи сообщения, его темп, величина пауз. Задачи, в решение которых включены высшие психические функции оператора, требуют решения вопросов не только объективной передачи речевого сообщения, но и их правильного субъективного восприятия и понимания. Речь имеет не только информирующие, но и установочные функции, настраивающие оператора на определённое реагирование. Важно учитывать различие между монологической н диалогической речью. Первая выступает в форме приказаний, инструкций, справок и её основная задача — управление поведением оператора. Вторая имеет функции обмена информацией и важно обеспечить её взаимное однозначное понимание между корреспондентами. Поскольку речь является носителем индивидуальных смыслов, значений, каждое речевое сообщение приводит к возникновению в сознании воспринимающего субъекта целой гаммы образов и состояний, присущих данному конкретному человеку, и для взаимно однозначного понимания информации требуется согласование в форме диалога. Большую роль в оптимизации общения операторов играют профессиональные термины — специфические слова, словесные сочетания и обороты, обеспечивающие однозначное максимально точное понимание смысла их содержания субъектами коммуникации. Термины обеспечивают избыточность информации, конкретику по отношению к выполняемой задаче, полноту описания. Закономерности коммуникаций людей между собой в процессе жизнедеятельности изучает социальная психология, которая определяет особенности, формы, содержания, результатов, вида связи, влияния на процесс общения личностных и иных характеристик. Коммуникабельность как свойство активно вступающих в общение людей в значительной мере биологически обусловлено, что должно учитываться при проектировании систем «человек— машина», связанных с групповой и индивидуальной деятельностью. Эффективная групповая деятельность связана с «психологической совместимостью» операторов, для определения и создания которой используются специальные тестовые и аппаратные методы — социограммы, анкеты, психологический тренинг, дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры. Большую роль играет деловой этикет: предписанная система правил общения и поведения, принятая в данной профессиональной среде. Необходимо учитывать возникновение защитных реакций личности, влекущих к утаиванию значимой для деятельности информации, её искажению, неправильному толкованию. 4.4. Механизмы регуляции деятельности человека Человек попадает в самые различные ситуации, решает задачи разумного поведения в сложной среде. В кибернетическом плане можно говорить о нём как о самоорганизующейся системе, обладающей механизмами регулирования, реализующей программы жизнедеятельности, сохранения организма и продолжения рода. Человек очень эффективен и экономичен. Он оптимально решает задачи целенаправленного перемещения в пространстве, избегает условий, ведущих к разрушению организма, своевременно восстанавливает свои энергетические возможности. Всё это происходит благодаря существованию у человека механизмов психической регуляции. Рассмотрим особенности некоторых из них в форме психологических описаний. 4.4.1. Внимание Это регулятивный психический процесс, заключающийся в активном целенаправленном (не всегда осознанном) переносе психической активности на те или иные элементы и аспекты деятельности. Внимание, как и память, является сквозным психическим феноменом, пронизывающим все психические процессы в человеке. Основные характеристики внимания — избирательность, объём, переключаемость, направленность, устойчивость, концентрация, распределение. Выделяют произвольное внимание, подверженное сознательной волевой регуляции, и непроизвольное, обусловленное новизной, физической интенсивностью, контрастностью, значением объекта для личности. Основные функции внимания — правильное распределение психофизиологических ресурсов человека при решении задач деятельности. Понятие внимания связано с понятием «субъективной сложности» задачи, возникающим при работе оператора в режимах, близких к психофизиологическим ограничениям по скорости, объёму перерабатываемой информации, жизненной значимости результатов деятельности. Внимание составляет основу операторской деятельности, в значительной мере определяя её качество и безошибочность. 4.4.2. Личность и личностная регуляция Интеграция психических свойств человека, его включение в систему общественных отношений приводит к появлению сложного психологического образования, выраженного в термине «личность». До сих пор нет общепринятых определений этого понятия. Чаще всего в него вкладывается сумма социо-биологически сформированных отношений и свойств: темперамент, характер, направленность (мотивация) и способности. Отмечена важность внутренних регуляторных механизмов личности — самосознания, образов «Я», самооценки и самоуважения. Темперамент (лат. «Temperamentum» — надлежащее соотношение черт от «tempero» — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, её темпа, быстроты, ритма, интенсивности. Темперамент обусловлен большей частью биологическими причинами — свойствами нервной системы, наследственностью. В структуру темперамента входят различные формально-динамические свойства человека. Так, одна из известных — восьмимерная модель структуры темперамента В.М. Русалова содержит два различных аспекта темперамента: предметно-деятельностный и коммуникативный. В соответствии с этим выделяются: предметная эргичность (выносливость), социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, скорость или темп, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность. «Предметная эргичность» определяет жажду деятельности, стремление к физическому и умственному труду, степень вовлечённости в трудовую деятельность. «Социальная эргичность» отражает уровень потребности в социальных контактах, желание освоить социальные формы деятельности, стремление к лидерству, общительности. «Пластичность» свидетельствует о лёгкости (трудности) переключения с одного предмета деятельности на другой, о быстроте перехода с одних способов мышления на другие, о стремлении к разнообразию форм предметной деятельности. «Социальная пластичность» показывает степень лёгкости (трудности) переключения в процессе общения от одного человека к другому и разнообразию неосознанных, импульсивных форм поведения при социальном контакте. «Скорость или темп» определяет скорость выполнения отдельных операций, быстроту двигательно-моторных актов при выполнении предметных действий. «Социальный темп» показывает скорость речи при общении. «Эмоциональность» выражает эмоциональную чувствительность человека к несовпадению между задуманным и реальными результатами. «Социальная эмоциональность» охватывает сферу чувствительности в коммуникационной сфере — чувствительность к неудачам в общении, оценкам окружающих людей. Наиболее древнее из известных психологических описаний свойств темперамента — классификация Галена — Гиппократа. В нём выделяется четыре типа темпераментов: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический. Существует ряд классификаций темперамента, основанных на анализе особенностей строения тела Так, Э. Кречмер (Kretschmer) выделяет «астенический», «атлетический» и «пикнический» типы характера с присущими им «циклоидным» и «шизоидным» темпераментами. У. Шелдон (Sheldon) выделил первичные компоненты темперамента, назвав их «висцеротония», «соматотония», «церебротония». Каждый компонент темперамента определялся по 20 чертам, а индивиду присваивался свой индекс темперамента. Ян Стреляу предложил семифакторную структуру темперамента, в которую включены: «живость»: обнаруживается в скорости реакции человека на стимулы и в типе осуществления той или иной деятельности, проявляется в двигательных реакциях на неожиданные события, в темпе движений, речи; «упорство»: обнаруживается в продолжительности поведения (настойчивости), в числе повторяющихся поведенческих реакций после прекращения действия стимула, в длительности эмоциональных состояний, в существовании вербальных (словесных) или двигательных стереотипов; «подвижность»: проявляется в способности быстро и адекватно реагировать на изменение стимулов; «сенсорная чувствительность»: обнаруживается в способности реагировать на стимулы очень низкой стимулирующей силы; выражается в основном в реакциях на тактильные, обонятельные и визуальные стимулы; «выносливость»: проявляется в способности адекватно реагировать в ситуациях, требующих продолжительной или высоко стимулирующей активности и в условиях интенсивной внешней стимуляции (физического дискомфорта, шума, болезненных стимулов и т.п.); «активность»: проявляется в желании предпринимать действия с высоким стимулирующим значением или действия, обеспечивающие сильную стимуляцию извне (например, рискованные действия, вовлечение в социальную активность, поиск нового опыта); «эмоциональная реактивность»: проявляется в интенсивности эмоциональных реакций на стимулы. В многочисленных исследованиях показана тесная связь между профессиональной успешностью и свойствами темперамента операторов, которые необходимо учитывать при создании СЧМ. Особенно большую роль играют свойства темперамента в деятельности, связанной с экстремальными условиями дефицита времени и угрозы жизни. Под направленностью личности понимается динамическая система установок и тенденций, потребностей и мотивов, интересов и идеалов человека, находящихся в сложных, в том числе иерархичных, связях и отношениях, ведущая к ответу на вопрос: «Чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится?». Направленность отражает работу специфической системы, организующей всю психологическую картину личности, придающей ей целостный облик. Порождается личностная мотивационно-смысловая структура, базис которой составляет совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к определённой активной деятельности. Теория мотивации определяет ответ на вопрос «Почему человек берётся за данную деятельность, в чём цель его деятельности?». Введены понятия «побуждение», «импульс», «цель», «потребность», «мотив» и т.п. Мотивационные влияния проявляются во всех принимаемых решениях. «Мотив» понимается как врождённая потребность; состояние депривации (лишения); нарушение внутреннего равновесия или равновесия с окружающей средой; осознанное стремление к определённому типу удовлетворения; стремление к чему-либо или избегание чего-либо; стремление к получению новой информации о собственных способностях и компетентности; высокообобщённое содержание класса событий, реализация которых представляет для операторов личный интерес. Отдельно выделяют «социальные мотивы»: стремление к общению, власть, помощь, агрессия, мотив достижения. Рассматривают иерархию потребностей: физиологические, безопасности, самосохранения, социальные, эгоистические и самоутверждения. Алдерфер (Alderfer С.Р.) ввёл следующие группы потребностей: • «Экзистенциальные»: должны быть удовлетворены для безопасного выживания. • Потребности «в установлении связей»: это мотивы, выражающие чувство близости с другими людьми и внимание к себе с их стороны, потребности в контакте. • Потребности «развития»: выражают стремление человека к созиданию и внесению новизны в ситуацию, в которой он находится.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |