КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отечественная философия
Данная тема посвящена выявлению своеобразия русской философии. В ней рассматриваются история русской философии, ее главные направления и проблематика. Начальный период становления русской философии – XI – XVII вв. Этот этап называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западноевропейскому средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри. С самого начала своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 г. В своем возникновении она, с одной стороны, восприняла ряд черт и образов славянского языческого мировоззрения и культуры, с другой – принятие христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией, от которой она получила много образов, идей и концепций античной философии, основополагающей для западноевропейской традиции. Кроме этого, через византийское и южнославянское посредничество Россия восприняла многие положения восточнохристианской философской и богословской мысли. Таким образом, русская философия возникла не в стороне от столбовой дороги развития философской мысли, а впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли, хотя и не в чистом, а христианизированном виде. Ответы на философские вопросы давались преимущественно в религиозной, литературной или художественной формах. Примерами здесь может послужить «Слово Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. Исторически и логически он совпадает с переходом от Руси Московской к Руси Петровской. Два важных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени, – процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого, и секуляризации общественной жизни. На данном этапе происходит освоение европейского философского опыта. Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) свое место в истории русской философии определил прежде всего тем, что заложил основы материалистической традиции. Он создал теорию «корпускулярной философии», основанной на атомистическом учении. В качестве вывода этой философии он формулирует знаменитый закон сохранения материи и движения. Вместе с тем поднимаются специфические для русской философии вопросы о русском самосознании (А. Н. Радищев), о месте России в мире (П. Я. Чаадаев, один из первых, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России). Основание Академии наук и Московского университета в XVIII в. выводит философию на новый научно-образовательный уровень. Во второй половине XIX – начале XX в. (до 1917 г.) происходит формирование оригинальной русской философии. На этом этапе возникает целый ряд течений, отличающихся многообразием идей и концепций. По словам Н. А. Бердяева, складывается «русская философская школа с оригинальной национальной физиономией». Особое место в интеллектуальной истории России занимает противостояние западников и славянофилов, обсуждавших проблему пути развития отчизны. Если первые высказывались о цивилизационном единстве России и Европы, о необходимости принять ценности западной цивилизации и следовать ее путем (П. Я. Чаадаев, Д. И. Писарев, А. И. Герцен, В. И. Ленин), то вторые декларируют уникальность и неповторимость российского исторического опыта, ее самобытность, выступая за отказ от «ученичества» по отношению и к Западу, и к Востоку (И. С. и К. С. Аксаковы, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский). Учение славянофилов – это теория целостного духа, объединенного любовью соборного сознания. По их мнению, соборность как метафизический принцип бытия с помощью воли и любви позволяет группам людей, объединенных православной церковью, познавать мир таким, каков он есть. В идее соборности выражена специфика православия, представляющего собой органическое единство верующих, при котором каждый человек обладает личной свободой в обретении Бога (Хомяков). Среди многообразных направлений русской философии конца XIX – начала XX в. можно выделить религиозную философию – Владимир Сергеевич Соловьев, Николай Александрович Бердяев, Василий Васильевич Розанов, Павел Александрович Флоренский, Иван Александрович Ильин; космизм – Николай Федорович Федоров, Владимир Иванович Вернадский, Александр Леонидович Чижевский; марксизм – Георгий Валентинович Плеханов, Владимир Ильич Ленин. Религиозная философия стала самым влиятельным направлением в русской философии. Важной особенностью религиозной философии является то, что в ней человек рассматривается в отношении к Богу. Человек создан по образу и подобию Бога;
Какие можно выделить практические следствия идей христианской антропологии?
Центральная фигура русской религиозной философии – Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900). Главной идеей философии Соловьева была идея всеединства, органической целостности мира во всех его элементах и частях, о гибельности распада этого единства. Соловьев обосновывает цель новой философии – ориентация на добро с помощью универсального синтеза рациональных и эзотерических средств познания. Его философская система включает в себя и проблему природы человека, и философию религии (философскую теологию), и социальную философию вместе с философией истории. Важная мысль его учения – идея о Богочеловечестве как высшем достижении единства материального, идеального и божественного. Долг человечества, по Соловьеву, чтобы самому сделаться божественным и стать Богочеловечеством. В отношении судьбы русского народа он считал, что по своей сути это христианский, православный народ, который должен «вступить в совместную жизнь христианского мира» и в согласии с другими народами реализовывать совершенное и универсальное единство. Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948) высказал идею творческого откровения человека (антроподицея). Он полагал, что не только человек ждет откровения Бога, но и Бог ожидает откровения человека. Ответ человека Богу состоит в его творчестве. Своим творчеством человек оправдывает свое существование. Он продолжает божественное творение мира, создавая идеи, города, предметы искусства, формы социальных взаимоотношений и т. д.
В каких еще формах возможно оправдание существования человека? Как соотносятся между собой: а) идеи соборности и всеединства, б) идеи творческого откровения человека и Богочеловечества?
Н. А. Бердяев исследует эволюцию христианства и гуманизма. Христианство поставило вопрос о свободе как творчестве добра или зла, хотя и было воспринято как религия послушания необходимости. Впоследствии философия поставила вопрос о вере в собственные силы человека, не отграниченного никакой высшей силой. Это привело к появлению «ложных центров» человеческого бытия, где его природные и технические основания и средства выступают в качестве целей (например, техника, государство и др.). Как следствие – отчуждение, дегуманизация человека, возрастание его духовного одиночества в процессе социализации, безмерная власть коллектива и государства над личностью. Русская нация, соблазнившаяся западными рационалистическими и атеистическими, включая марксизм, учениями, должна выдержать это последнее испытание гуманизма и помочь объединению восточного (религиозного) и западного (рационалистического) начал истории. В философии русского космизма высказываются идеи о космической природе человека, его безграничных возможностях по освоению и преобразованию космоса. К. Э. Циолковский видел цель космической философии «в переселении с Земли и в заселении космоса». Н. Ф. Федоров, автор «Философии общего дела», высказывал мысль о том, что Земля является лишь исходным пунктом деятельности человека и что действительным поприщем деятельности является целое мироздание. А. Л. Чижевский выявил взаимосвязь между космическими процессами (например, активностью Солнца) и биологическими и социальными процессами на Земле. Например, он указал на двенадцатилетние циклы, на рубеже которых в русской истории происходят крупные и трагически окрашенные события – так было в 1905, 1917, 1929 и т. д. годах. Мировую известность снискало учение о ноосфере В. И. Вернадского.
Как можно охарактеризовать новый этап развития жизни под названием «ноосфера»?
Русский марксизм довольно быстро получил свое распространение. В русской философии и до этого были популярны материалистические взгляды (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский). Если Г. В. Плеханов выступает прежде всего популяризатором марксистских идей, то В. И. Ленин модернизирует марксистскую теорию и строит на ее основании свою политическую программу. Он выдвинул идею о революции в «самом слабом звене» капитализма (т. е. в России). Как эта мысль отличает ленинскую теорию от марксистской?
Начиная с 1917 г. русская философия разделяется на советскую философию и русскую философию Зарубежья. Одни философы уехали сами, другие были насильственно высланы (печально известны так называемые «философские пароходы» в 1922 г.), третьи – репрессированы. Русские философы, оказавшиеся в эмиграции, в основном продолжали развивать свои идеи (Н. А. Бердяев – персонализм, Н. О. Лосский – интуитивизм, П. А. Сорокин – социальную теорию). Следует отметить, что многие из них не хотели покидать родину, даже несмотря на резкую смену политического курса, ухудшение материального положения и т. д., – и расценивали расставание с Россией как личную трагедию. В СССР единственно разрешенной философией стал диалектический и исторический материализм. Если бы кто-то попытался в советское время высказать иные взгляды, он был бы лишен права работы и арестован. В таких условиях развитие философии оказалось весьма затруднительным. В результате за 70 лет советской власти не было и не могло быть создано ни одной оригинальной философской концепции. Среди советских философов, все же сумевших выразить свои взгляды в этих трудных условиях, можно отметить А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, В. Ф. Асмуса, С. С. Аверинцева, Э. В. Ильенкова, М. К. Мамардашвили. В 1990-х гг. русская философия, по всей видимости, начинает новый этап своего развития. Пока сложно говорить об особенностях этого этапа, но можно сказать, что одной из главных задач сейчас является самоопределение современной русской философии и восстановление прерванных традиций русского философствования. Можно выделить несколько особенностей русской философии. Основной чертой русской философии, несмотря на внешнюю светскую направленность, является ее глубоко религиозный, православный характер. Это было хорошо прочувствовано и осознано русскими философами.«Главная задача философии, – отмечает Н. О. Лосский, – заключается в том, чтобы разработать теорию о мире, как едином целом, которая бы опиралась на все многообразие опыта. Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. Только благодаря ему мы можем придать нашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть сокровеннейший смысл вселенского существования. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной»[1]. При этом русская философия не ограничивается официальным православно-церковным вариантом христианства, – она старается выявить его сокрытый смысл. Зачастую религиозные идеи русских мыслителей не совпадали с точкой зрения официального православия (так, Л. Н. Толстой был даже отлучен от церкви). Важной чертой русской философии является ее антропологизм в сочетании с ориентацией на Божественное начало человека. Это особенности обусловили органическое единство решения проблем Бога, человека, природы и общества с человеческой жизнью, судьбой, историей и познанием. Русская философия не стремится к научности формы. Поэтому идеи русской философии рождаются в литературе, публицистике. У Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, есть немало интересных философских мыслей. Например, Достоевский задается таким вопросом: можно ли совершить один злой поступок, кажущийся совсем незначительным, ради множества добрых дел? Этот вопрос раскрывается в его романах и получает художественное оформление, но при этом его содержание сохраняет философский характер. Еще одной чертой русской философии была критика идей западного классического рационализма, его попыток получить абсолютную власть над жизнью людей. Русские философы стремились по-новому, в отличие от западного индивидуализма и социалистического коллективизма, объединить, гармонизировать личные и общественные интересы людей, по-своему, в соответствии с отечественной духовной традицией защитить права и свободы отдельного человека. Наконец, русскую философию отличает поиск «русской идеи», где в оригинальной манере исследовался русский менталитет (русский дух), сформированный русской культурой. В русской культуре формируется убежденность в своем предназначении для высших провиденциальных целей. Причем уверенность в этом подкрепляется не логическими доказательствами, а лишь только личностными переживаниями. Об этом пишет Н. А. Бердяев: «Не может человек всю жизнь чувствовать какое-то особенное и великое призвание и остро сознавать его в периоды наибольшего духовного подъема, если человек этот ни к чему значительному не призван и не предназначен».
Как взаимосвязаны между собой особенности русской философии?
Русская философия – это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключается специфика и особенности древнегреческой философии? 2. Какие школы и течения античной философии заложили теоретическую основу последующих философских направлений? 3. Каковы особенности и основная проблематика философии эпохи Средневековья? Как относились философы этого периода к античному наследию? 4. Чем, с вашей точки зрения, объясняется относительная скоротечность философии эпохи Возрождения? 5. Какие проблемы стояли в центре внимания философов Нового времени? 6. Почему философия И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха называется классической? Какой вклад внесла она в развитие мировой культуры? 7. Какова роль марксизма в развитии философии XIX – XX вв.? 8. Какие особенности отличают неклассическую философию ХХ в.? 9. Сформулируйте, что принципиально нового вносит современная философия в постановку и разрешение проблемы отношения человека к миру? 10. Можно ли считать русскую философию оригинальной и самостоятельной философской школой? Каковы особенности русской философии?
Тесты к разделу
1. Какой раздел философского знания развивается прежде всего в трудах мыслителей Нового времени? а) Гносеология и методология; б) онтология и теология; в) аксиология и эстетика; г) натурфилософия. 2. В чем состоит гуманизм классической немецкой философии? а) Рассмотрение человека и истории сконцентрировано вокруг принципа свободы, анализ препятствий для их реализации; б) рассмотрение проблемы естественных прав человека; в) рассмотрение проблемы общественного договора; г) рассмотрение человека как образа и подобия Бога. 3. Человек и природа как единое, гармонически взаимосвязанное целое рассматривались в эпоху: а) античности; б) Средневековья; в) Просвещения; г) Нового времени. 4. Учение о сотворении мира Богом, сразу и из Ничего называется: а) индетерминизмом; б) провиденциализмом; в) креационизмом; г) томизмом. 5. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса характеризуется как: а) наивный и стихийный материализм; б) диалектический и исторический материализм; в) вульгарный материализм; г) субъективный идеализм. 6. Возникновение современной неклассической иррационалистической философии связано с именами: а) А. Шопенгауэра и Ф. Ницше; б) Ч. Пирса и У. Джемса; в) К. Маркса и Ф. Энгельса; г) О. Конта и Г. Спенсера. 7. Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя, было представлено в философии: а) экзистенциализма; б) фрейдизма; в) марксизма; г) позитивизма. 8. В основе натурфилософии Возрождения лежит: а) эстетизм; б) пантеизм; в) деизм; г) гуманизм. 9. Софисты и Сократ вошли в историю античной философии своей ориентацией а) человека; б) первоначала; в) познания; г) космоса. 10. Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т. е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря: а) диалектиков и метафизиков; б) эмпириков и рационалистов; в) реалистов и номиналистов; г) монистов и дуалистов. 11. Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались: а) Никколо Макиавелли; б) Николаем Коперником; в) Леонардо да Винчи; г) Галилео Галилеем. 12. Процесс трансформации биологического начала в социальное в психоанализе называется: а) цефализацией; б) антропогенезом; в) гуманизацией; г) сублимацией. 13. Проблема развития науки стала предметом специального исследования: а) в постмодернизме; б) в сциентизме; в) в позитивизме; г) в постпозитивизме. 14. Автором работы «Слово о Законе и Благодати» является: а) Иларион; б) Никон; в) Филофей; г) Мономах. 15. Первые представления о философии на Руси сложились: а) после монголо-татарского ига; б) после возвышения Московского государства; в) после принятия христианства; г) после составления «Русской Правды».
Практические задания
1. Н. А. Бердяев полагает, что «философии вечно угрожает рабство то со стороны религии, то со стороны науки, и трудно ей удержаться в своем месте, отстоять свой собственный путь». На каком этапе историко-философского процесса на роль «хозяйки» философии претендовала религия, на каком этапе – наука? 2. Дайте анализ философских идей античных философов, изложенных в отрывках. Назовите авторов. – «Счастье заключается в совершенстве чисел. Числу все вещи подобны: дружба – равенство, космос – гармония. Ум и сущность определяем как одно. «Мнение» определяем как два, так как оно переменчиво надвое. Все сущее состоит из чисел, они – причины вещей». – «Местопребывание идей – наднебесные места. Эти места занимает бесцветная, бесформенная и неосязаемая сущность, в сущности своей существующая, зримая только для одного кормчего души – разума». – «Все движется и ничто не покоится…, невозможно войти дважды в ту же самую реку. Расходящееся сходится, и из различных (тонов) образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу». – «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении горькое, в мнении цвет, в действительности же существуют лишь атомы и пустота». 3. Поясните высказывание Августина. Нет ли в нем противоречия? «Господи боже мой! Я мысленно обратил взор свой на предметы, которые ниже тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от тебя; не существуют потому, что они не то, что ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно». 4. И. Шиллер говорил, что И. Кант призывает человека «следовать долгу с отвращением в душе». Следует ли исполнять долг, если он не соответствует реальным интересам и стремлениям личности? Рассмотрите разные варианты решения и проанализируйте их последствия. 5. «Чтобы понять состояние умов каждой данной эпохи, чтобы объяснить, почему в течение этой эпохи торжествуют именно те, а не другие учения, надо предварительно ознакомиться с «состоянием умов» в предыдущую эпоху; надо узнать, какие учения и направления тогда господствовали. Без этого мы совсем не поймем умственного состояния данной эпохи, как бы хорошо мы не узнали ее экономику» (Г. В. Плеханов). Какие методологические позиции демонстрирует русский марксист? Считаете ли вы, что предложенные принципы анализа могут обеспечить истинное знание? 6. Н. А. Бердяев полагал, что «Россия должна сознавать себя… соединителем двух миров». О каких мирах говорит Бердяев? Изменилась ли ситуация в XXI в.? Возможна ли для русской культуры миссия «соединителя миров»? В чем это может выражаться?
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 5286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |