КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средневековая философия
В отличие от истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с V в., истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде. Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды: 1) введение в нее, которое представляет патристика (II – VIII вв.); 2) схоластика (XI – XV вв.). Она также называется религиозной, христианской философией. Это связано с тем, что жизнь европейской культуры в это время определяет христианская религия и церковь.
Почему началом средневековой философии можно считать именно II в. н. э.? Сравните временные рамки античного и средневекового этапов историко-философского процесса. Какой можно сделать вывод из этого сравнения?
Среди средневековых философов выделяются Аврелий Августин, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Бонавентура, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Роджер Бэкон. Главное место в средневековом миросозерцании занимает Бог. Он, будучи всемогущим, актом своей Божественной воли сотворил мир из «ничто». И в дальнейшем всесильная Божественная воля постоянно и неустанно продолжает поддерживать Следовательно, с точки зрения учения о бытии (онтологии), средневековая философия была философией теоцентризма (тео – Бог) и основана на догмате креационизма Согласно средневековым представлениям, существуют два мира – небесный и земной. Эти два мира противопоставлены друг другу: один – высокий, сотворяющий; другой – низкий, сотворенный. Для средневековой (и вообще – религиозной) философии отношение человека к миру предстает как отношение человека к миру земному и к миру небесному. Будучи частью земного мира, человек устремлен к Богу. Он верует, любит Бога и ближнего своего, испытывает покорность, творит подобно Богу в надежде обрести божественную благодать и спасение.
Какая концепция античности наиболее близка средневековому видению мироздания?
Человек принадлежит природному, сотворенному миру. И вместе с тем человек связан с божественным миром, потому что он – духовное существо. Человек уже не микрокосм, а образ и подобие Бога. Природа составляет как бы горизонтальное измерение мира,
Какие можно привести примеры, показывающие, что творчество человека подобно творению Бога?
Идея спасения – главная смысложизненная установка в средневековой культуре и в ментальности верующего человека. Способом его постоянной реализуемости является движение к Богу через откровение. Философская проблематика здесь представлена: а) осмыслением и переживанием акта откровения, в котором Бог открывается человеку; б) расшифровкой смысла Слова Бога, каким оно (Слово) дано в библейских текстах; в) выявлением индивидуально-личностного (и даже интимно-личностного) содержания переживания Божества и его творений. Не менее фундаментальный характер в философском мировоззрении данной эпохи имела идея целостного бытия человека в структуре сотворенного Богом мироздания. Поскольку человек мыслится как творение Бога по своему образу и подобию, то, в силу дарованной ему способности причащения к Богу, человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли, а потому и обладает творческим потенциалом. Волевое начало в человеке, признаваемое в средневековой культуре как важнейший фактор его самодеятельности (это и придавало определенный динамизм христианской культуре в целом) во многом предопределяло историю (отметим, часто драматическую) всей западноевропейской цивилизации. Так как рационально обосновать онтологию и антропологию средневековой философии было невозможно, была создана и своеобразная теория познания: истиной может быть признано не только то, что основано на разуме, но и то, что основано на вере. Веруя в Бога, человек познает Его. Согласно средневековым представлениям, Богопознание возможно как откровение. Бог открывает себя человеку – в молитве, созерцании, мистическом озарении или религиозном экстазе. Здесь возникает вопрос: если знание о Боге открывается в вере, зачем нужно рациональное познание? Этот вопрос плавно перетекает в другой: если знание о Боге дает религия, зачем нужна философия? Эти вопросы формируют собой проблему соотношения веры и разума, религии и философии. Раннее средневековье характеризуется осторожным, если не сказать отрицательным отношением к рациональному способу познания мира. Известна такая формула Тертуллиана: «Вероятно, ибо нелепо». Рациональная нелепость становится здесь критерием достоверности. Итак, онтология средневековой философии – теоцентрична, антропология – дуалистична, гносеология – иррациональна. Выдающимся философом этапа патристики (от лат. pater – отец) был Аврелий Августин (354 – 430). Сам Августин хорошо знал не только о том, что такое путь христианина, но и о том, каков путь к христианству. Ведь поначалу он был язычником и только затем стал христианином. О своем духовном становлении, опыте обретения Бога Августин рассказывает в своей «Исповеди». Придя к христианству, он принял крещение и впоследствии стал епископом. Проблему соотношения веры и разума Августин решает так: «Верю, чтобы понимать». Философы-схоласты (от лат. scholastikos – школьный) постарались смягчить противоречия между верой и разумом. П. Абеляр даже попытался переиначить вопрос об их соотношении, предложив формулу: «Понимаю, чтобы верить».
В чем различие между формулами Августина и Абеляра?
Особенности средневековой философии нашли наиболее яркое воплощение в творчестве Фомы Аквинского (1225 – 1274). Он высказал идею о том, что вера и разум находятся между собой в гармонии; они открывают разные пути познания: если вера принимает истину, то разум сомневается. Фома полагает, что вера и разум, способствуя познанию Бога и мира, дополняют друг друга, имеют равные права на существование. Принцип гармонии веры и разума получил воплощение в разработанных Фомой Аквинским пяти рациональных доказательств существования Бога. За свой мягкий характер Фома Аквинский был удостоен звания ангельского доктора. Впоследствии церковь признала его святым, одним из учителей Церкви, а его учение – обязательным для католичества. Основной формой сочинений для Фомы были суммы (к примеру, «Сумма против язычников», «Сумма теологии»). В них были собраны достижения всей религиозной философии, представляющие собой рациональное обоснование религиозной истины.
Какое решение проблемы соотношения веры и разума (Абеляр, Августин, Тертуллиан, Фома Аквинский) в наибольшей степени отвечает духу Средневековья? Какие еще возможны трактовки проблемы соотношения веры и разума?
Гносеологическая проблематика средневековой философии вращалась вокруг вопроса о соотношении знания и веры, разума и мистического слияния человека с Богом. Другая составная часть философского знания (рациональная философия, логика) имела своим предметом понятийно-категориальный аппарат, в частности, его разработку и систематизацию. Эта проблематика разрабатывалась схоластикой, в рамках которой осмысливалась природа и статус понятий Единичного и Общего. В решении данного вопроса сложились три подхода: 1) номинализм, в котором существование общего мыслилось после и вне вещи; 2) реализм, в котором существование общего мыслилось вне и до вещи; 3) концептуализм, в котором общее мыслилось одновременно вне и внутри вещи. Таким образом, в средневековой культуре философия в соответствии с ее менталитетом (ценностными установками, идейной направленностью, религиозным мировоззрением и т. д.) выступила в роли теоретического выражения духовных состояний человека, приоткрыв в нем потаенные стороны внутреннего мира. Проповедуя общечеловеческие ценности, равенство всех перед Богом, средневековая философия способствовала утверждению идеалов гуманизма, что особенно проявилось в философии эпохи Возрождения.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |