КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Античная философия
В понятии античности заключена не только временная характеристика, но и пространственная: античный мир охватывает средиземноморский ареал – прежде всего Грецию, Рим, Египет. Временные рамки античной философии – с VII – VI вв. до н. э. Среди античных философов можно отметить следующих: Пифагор, Парменид, Зенон, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека. В центре античного миросозерцания находится космос. Для описания космоса более всего подходят такие понятия, как порядок, мера, гармония, и такие эпитеты, как живой, одушевленный, разумный, чувственно-телесный. Античный космос замкнут подобно куполу, и даже греческие боги живут под этим куполом, а не в ином мире. Жизнь космоса протекает согласно вечным циклам; он рождается, расцветает, распадается и погибает, – и так вечно. Для античности не характерно понимание человека как неповторимой индивидуальности. Человек не выделяет себя из космоса, он – «человек-в-космосе»; он не уникален, а повторяет собой космос. Человек – это целый малый космос, или, по-другому, микрокосм. И так же, как космос, живой, разумный и прекрасный. Ранние философы пытались выявить основания космоса. В истории философии эта проблема известна как проблема первоначал. Краеугольный вопрос для ее разрешения формулировался следующим образом: из чего все (возникло)? Самоочевидными казались предположения о том, что первоначалом является один из четырех элементов (или стихий) – земля, вода, воздух или огонь. Так, Фалес Милетский (624 – 547 гг. до н. э.) высказал мысль о том, что первоначалом всего является вода. Другие философы предлагали свои варианты, выдвигая в качестве первоначала то один, то другой элемент, то различные их комбинации или переходные вещества. В конце концов Эмпедокл высказал мысль, что все четыре стихии являются первоначалами. Продолжателем этой традиции, в определенном смысле, являлся великий диалектик античности Гераклит Эфесский (544 – 484 гг. до н. э.). Учение Гераклита – это одна из первых попыток перейти к понятийно-категориальному представлению мира. Гераклит считал, что «мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Введенное им понятие «логоса» как мировой закономерности утверждало борьбу, царящую в природе и общественной жизни, в виде постоянного движения, изменения и превращения друг в друга противоположностей. Принципиально иное решение проблемы первоначал выдвинул Пифагор (580 – 500 гг. до н. э.). Он предположил, что космическим первоначалом являются числа. Пифагор объяснял это так: во-первых, космос сотворен согласно числу (с его помощью); во-вторых, уже в сотворенном космосе числа описывают вещи и выражают отношения между ними. Пифагор также известен тем, что ввел слово «философия». Дословно «философия» означает «любовь к мудрости». Тем самым Пифагор хотел отличить философа от мудреца.
В чем состоит различие между мудрецом и философом? Исходя из этого различия, какую можно выявить специфическую черту философии?
Парменида из Элеи (ок. 540 – ок. 470 гг. до н. э.) принято считать современником Гераклита. Что же касается его учения, то оно не оставляет сомнений в том, что глава элейской школы был самым решительным противником эфесского философа. Противопоставление истины и мнения ознаменовало замечательное философское открытие элеатов. О любой вещи можно высказать самые различные мнения, сколько бы ни было мнений, истина всегда одна. Истина открывается не чувствам, а разуму, возвещающему: бытие есть, небытия нет; мыслить – то же, что быть; бытие неделимо и неподвижно Разрыв умопостигаемой реальности и очевидного стал основной темой творчества ученика Парменида – Зенона Элейского. Зенон не создал своего оригинального учения, Последующая греческая философия являет нам различные формы компромисса между Гераклитом и элеатами, – те, кто пришел им на смену, стремились, по существу, к решению одной центральной проблемы – в каком смысле можно, не впадая в противоречие, допустить существование небытия? Первой среди таких компромиссных концепций стал атомизм (Левкипп, Демокрит). Резкое противопоставление истины и мнения роднит атомистов с элеатами. Демокрит (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) полагал, что первоначалом космоса являются атомы. Он утверждает, что весь мир состоит из совокупности атомов (атом – неделимый) – мельчайших неделимых частиц, и пустоты, в которой движутся эти атомы. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи. Различие между вещами объясняется тем, что все вещи имеют особую организацию, тогда как сами атомы отличаются разными характеристиками (величина, вес, форма и т. д.).
Почему в античной философии возникают такие варианты решения проблемы первоначал, которые не находят непосредственного подтверждения в наблюдении за космосом?
Проблема первоначал была главенствующей в античной философии вплоть до Протагора и Сократа. Начиная с них, античные философы отдают предпочтение антропологическим вопросам. Протагор был главой античной школы софистов. Он полагал, что главное
В каких сферах общественной жизни можно применять умение спорить, критиковать, доказывать обоснованность своей позиции?
Пользуясь энциклопедическими знаниями и искусством красноречия, софисты опровергали казавшиеся непоколебимыми истины и обосновывали порой самые необычные воззрения. Они способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий, позволяющих соединить казалось бы несоединимое. Доказать – значит убедить, уговорить. Софисты считали: доказать можно все, что угодно, что требуется в тех или иных обстоятельствах. Человек только в себе самом может найти истину. Протагор формулирует эту идею следующим образом: «Человек есть мера всех вещей (существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют)».
Каким образом в данном высказывании выражается отношение человека к миру?
Против софистов выступил Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н. э.). Он не согласился с софистическим пониманием философии и трактовкой истины. Сократ полагал, что философия должна заниматься поисками истины; что она не может зависеть от мнений разных людей, а человеческие ценности имеют непреходящий характер (к примеру: добро, долг, умеренность). Впрочем, были моменты, которые объединяли Сократа и софистов. Сократ так же, как и Протагор, считал, что философия должна быть неразрывно связана с жизнью человека, его интересами и потребностями. Он видел, что проблема первоначал более не волнует умы людей; ему было интересно, как и чем живут люди – ремесленники, политики, риторы, поэты и т. д., считая главными проблемами вопросы человеческой жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека, справедливость, мужество и другие нравственные добродетели. Он начинает свою философию с фиксации этического момента, часто отождествляя понятия добра и мудрости. Новым в учении Сократа являлось и то, что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия. Разумеется, попытки Сократа исследовать нравы людей и, тем более, вынести их на обсуждение, со временем навлекли на него немилость афинских граждан. В результате против него было сфабриковано обвинение в развращении юношества и искажении религии, и Сократ был приговорен к смерти. Сократ должен был принять яд цикуты. Ученики хотели спасти Сократа, предложив ему побег, но он отказался. Он считал, что гражданин должен следовать законам, даже если по этим законам его приговаривают к смерти. Можно ли считать смерть Сократа самоубийством?
Сократ ввел принципиально новый способ философствования. По словам русского мыслителя А. Ф. Лосева, его философствование «никогда не оставляло человека в покое, всегда побуждало спорить, подвергать сомнению, «взрывать» устоявшиеся представления». Этим Сократ продемонстрировал, что истина никогда не бывает завершенной и устоявшейся, что истина – в рассуждении, в самом поиске истины. Поэтому его ученик Платон
Какие преимущества предоставляет форма диалога для реализации сократовского способа философствования?
Смерть Сократа сильно повлияла на Платона. В его сознании она разрушила представление о мировой гармонии. В самом деле, можно ли считать совершенством мир, в котором гибнет мудрый и законопослушный Сократ?! Это привело Платона к мысли, что где-то, за пределами космоса, существует иной мир, действительно прекрасный и совершенный. Тот мир, запредельный космосу, населяют идеи или, по-гречески, эйдосы. Каждая единичная вещь имеет свою идею (так, существуют идеи стола и чаши, идеи лошади и человека, идеи прекрасного и счастья). Платон говорит, что вещи причастны своим идеям. Земные, материальные, несовершенные, преходящие предметы – лишь тусклый отблеск, тень мира идей. Человек, как телесное существо, смертен, однако он имеет бессмертную душу. Путешествуя в поднебесной сфере, она созерцает мир идей. Поэтому суть познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Чтобы быть счастливым, нужно быть причастным идее счастья. Но что это за идея? Согласно Платону, счастливый человек мужествен и справедлив, он здоров и красив, живет в достатке, имеет добрую славу, удачлив в делах, у него есть друзья, отечество его процветает.
Могут ли эти качества сочетаться в одном человеке? Можно ли, исходя из современных представлений, назвать такого человека прекрасным, счастливым? В чем заключается различие между воззрениями Сократа и Платона на проблему отношения человека к миру?
С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик – Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира: «невозможно, чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность». Вещи – это единство материи и формы: материя – это первичный материал, потенция вещей, форма – это активное начало, начало жизни и деятельности, которое придает материи актуальное состояние, превращая ее из возможности в действительность. Душа присуща лишь живому существу, у человека она разумна. Интеллектуальная жизнь предполагает нравственную позицию, главные добродетели – мудрость, разумная деятельность, благоразумие. Общим мотивом, звучащим в этических предписаниях Аристотеля, является стремление найти среднюю линию поведения: «середина – принадлежность добродетели». В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, признавал изначальное природное и социальное неравенство людей, а также стремление к справедливому государству с соблюдением хороших, совершенствующих человека законов. Человек предназначен к жизни сообща, будучи общественным существом, способным только в общежитии формироваться и воспитываться как нравственная личность. Аристотель оставил после себя множество сочинений по философии, этике, эстетике, естествознанию, логике, риторике. Его учение завершает классический период в развитии греческой философии и классическую триаду античных философов (Сократ, Платон, Аристотель). С распадом империи Александра Македонского, учителем которого был Аристотель, наступает новая эпоха – эпоха эллинизма, а позже так называемый римский эллинизм Для стоиков главным было понятие судьбы, т. е. причинной цепи всего сущего.
Согласно представлениям стоической школы, можно ли быть счастливым?
Эпикурейцы также не питали особых иллюзий относительно возможностей человека изменять мир согласно собственным желаниям. Вместе с тем они постарались показать, что в космосе нет ничего такого, что могло бы помешать человеку быть счастливым: боги не вмешиваются в его жизнь, а судьбы и смерти попросту не существует. Сам Эпикур так и говорит: «Смерть для нас ничто». Для живых смерти нет, а умершие уже нечувствительны, и смерть им также не страшна. Так что ни боги, ни смерть, ни судьба не могут помешать человеку наслаждаться своей жизнью. Наслаждение эпикурейцы усматривали в движении (радость и удовольствие) и в покое (безмятежность и безболезненность). Эпикур отказывается от социальной этики Платона и Аристотеля в пользу индивидуальной этики (общество – не цель, а лишь средство достижения личного благополучия индивида), основанной на его атомистической теории. «Живи незаметно», – так советует Эпикур. Если человек не испортит себе жизнь в погоне за богатством или властью, он может наслаждаться ей и быть счастливым. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик) выражал сомнения в возможности действительного познания истины. Собирая и сопоставляя отдельные положения различных философских систем и факты обыденной жизни, человеческой практики, скептики выявляли в них противоречия, показывая, как мало способен человек найти верное отличие истинного от ложного. Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм страстно враждовали друг с другом, однако имели общую логику развития, общий предмет исследования – человека, человеческую жизнь, цель которой они усматривали в счастье и спокойствии личности; свою же задачу видели в определении условий и средств достижения этой цели.
Представьте ответы представителей разных школ эллинистической философии на вопросы: Как обрести спокойствие? Как стать счастливым? Что есть истина? Что есть зло?
Противоположная линия эллинистической философии представлена неоплатонизмом, основателем которого был Плотин (III в. до н. э.), а систематизатором и завершителем – Прокл (V в. н. э.). В рамках античного мировоззрения это учение было своего рода философским ответом на духовные запросы образованной части римского общества в условиях кризиса, охватившего все стороны жизни – от хозяйства до идеологии. Неоплатоники пытались восстановить ощущение единства человека и космоса, их учение было своеобразным сплавом мистики и логики. В основе его лежала триада: Единое (совершенный абсолют) и истекавшие из него Ум, Душа. Материя – аморфная субстанция (или прямо – зло), которая гасит импульс духовности, исходящий через Ум и Душу от Единого. Душа, присутствующая в человеке, должна взойти к Единому через состояние экстаза и воссоединиться с ним. Неоплатоники не отрицали существования низших богов и демонов, но концепции Бога-личности у них, в отличие от христиан, не было. Неоплатонизм явился переходной ступенью от древнегреческой к средневековой философии и выступил в качестве среднего звена, завершившего идеалистические направления античности и послужившего одним из элементов в становлении христианской теологии Средневековья. Сделаем выводы. В античной философии сложились представления о гармонических отношениях в космосе. Человек сам по себе гармоничен; он поддерживает и укрепляет мировую гармонию. Если софисты видят источник гармонии в самом человеке, то платоники обращаются к запредельным космосу идеям. Если для стоиков определяющей В суммарной характеристике античной философии и ее проблематики выделим следующие содержательные моменты: 1. Философия явилась изобретением определенного типа мышления: а) абстрактно-теоретического (понятийно-категориального); б) систематического (организованного в теориях и учениях на основе законов логики); в) методологического (реализующегося на основе принципов, организующих и направляющих его на получение новых знаний); г) прагматически ориентированного, т. е. направленного на организацию человеческой жизнедеятельности; д) критического (постоянного преобразующегося и переосмысливающего самого себя). 2. Философия оформилась в виде метафизики: а) как первофилософия, имеющая своим предметом «первые начала» и «первопричины» (Аристотель); б) как учение о сверхчувственном, о предполагаемых основах бытия и познания; в) как учения о подлинном и истинном бытии. 3. Философия как социальное явление обрела организационную форму своего существования в виде школы. Это сообщество профессионально занимающихся ею людей-философов, разрабатывающих ее проблематику и воспитывающих учеников. В качестве социального явления она – совокупность идейных течений внутри культуры и одна из форм духовной жизни общества. 4. Философия обозначилась как область теоретической деятельности, обосновывающей формы и способы человеческого общежития, как попытка реализовать (или, по крайней мере, способствовать реализации) принцип «как должно жить». Здесь философия обозначает себя как идеология, т. е. как учение о природе идей, функционирующих в духовной 5. Философия проявилась как образ жизни определенной категории людей, для которой теоретическая, нравственно-этическая и художественно-эстетическая формы реализации духовности становятся главным содержанием их жизнедеятельности.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |