КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные методы философствования
Определив философию как рационально-теоретическую форму мировоззрения, как абстрактно-категориальное мировоззрение, как понятийный способ задания основных мировоззренческих ценностей и их обоснования, мы вправе поставить в кантовской форме следующий вопрос: как оно вообще возможно, каковы методы получения, обоснования и развития философских концепций? В методологическом потенциале философии, который весьма разнообразен, обычно выделяют два основных метода философствования, существенно отличающиеся друг от друга по своим содержательным и нормативным характеристикам: диалектический и метафизический.
Термин «диалектика» имеет различное смысловое значение. Впервые его употребил древнегреческий философ Сократ для обозначения искусства вести беседу, спор, выявления различных точек зрения. В этой форме диалектика представлена в творчестве Платона, философские произведения которого написаны как диалоги. Диалог здесь выступает как способ организации мыследеятельности, результатом которой являются обоснованные выводы относительно неочевидных явлений. Главным содержательным моментом в рассуждениях выступают противоречия, возникающие в ходе соотнесения суждений, высказываемых спорящими сторонами. Несколько ранее Гераклит, которого принято считать основателем диалектической традиции, под диалектикой понимал постоянное движение и изменение мира, взаимный переход в нем противоположностей.
Уже первичные мифологические и философские интуиции древних мыслителей пронизаны представлениями об универсальной изменчивости мира. В них отражаются реальные процессы изменений, характерные для явлений неживой и органической природы, социальной жизни и духовного творчества. Попытки осмысления этих процессов динамики и изменений явлений окружающего мира стимулировали становление особого стиля мышления, в котором наряду с идеей устойчивости и гармонии бытия присутствовала и интенция мыслить реальность как перманентно изменяющуюся и пребывающую в непрестанном движении. В философии Гераклита из Эфеса идея всеобщей изменчивости мира обретает статус конститутивного принципа и выражается через образ потока, течения всего сущего. Это образно-эмоциональное описание универсального процесса изменений в его системной и внутренне противоречивой природе еще понятийно не оформленное. Так возникает традиция умозрительного, или философского, обоснования идеи динамической организации бытия.
В нововременную эпоху диалектика приобретает особое значение: разрабатывается как метод, как принцип, как теория, как учение и связывается с реализацией конструктивно-созидательного потенциала абстрактно-теоретического мышления. В философии Гегеля она получает статус универсальной формы и способа саморазвертывания Абсолютной идеи. В современной философии утвердилось представление о диалектике, которое включает следующие принципы: · принцип развития, изменчивости, историчности всего существующего; · принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности всех форм бытия, системной организации всего сущего; · принцип противоречивости бытия как причины и условия его существования. В систему диалектики входят основные законы, связанные с пониманием развития как формы необратимого, направленного и качественного изменения сложноорганизованных системных объектов. Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источнике и движущих силах развития, трактуя их как имманентный процесс развертывания внутренних диалектических противоречий изменяющихся систем. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует развитие как единство континуальности и дискретности, прерывности и непрерывности, раскрывая, таким образом, механизм этого процесса. Закон отрицания отрицания позволяет теоретически выразить тенденции развития, прогрессивную направленность и форму реализации целостных циклов развития изменяющихся объектов. В качестве важнейших категорий материалистической диалектики обычно выделяют: общее – особенное – единичное; содержание и форму; необходимость и случайность; причину и следствие; сущность и явление; возможность и действительность; целое Принципы, законы и категории диалектики взаимосвязаны и предполагают друг друга. История диалектики убедительно свидетельствует о том, что на протяжении многих столетий в специфических формах философской рефлексии нарабатывались идеи и категориальные схемы, посредством которых представления о всеобщей связи, развитии, динамике материальных и духовных явлений становились неотъемлемым компонентом культуры и просвещенного сознания. Именно философия, проделав эту гигантскую интеллектуальную работу, создала необходимые предпосылки для осмысления проблемы развития в естественнонаучном и социально-гуманитарном познании. Метафизика как противоположный диалектике метод философствования возникла и развивалась одновременно с нею.
Метафизика употребляется и в другом значении – как философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия (Аристотель). С именем какого философа связывают иную, представленную далее, трактовку метафизики?
Метафизический метод ориентирован на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация, преувеличение тех или иных моментов в целостном процессе познания, рассуждение по принципу: либо – либо, создание статичной, однозначной картины мира. Расцвет метафизического метода приходится на Новое время, когда, благодаря успехам классической механики, Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Метафизика сводит все изменения в мире только к количественным изменениям, отрицает внутренний источник изменений, переносит его «во вне», за пределы процесса или явления, она подозрительна к противоречиям, нарушающим единство и гармонию. Проявления этого метода многообразны: это и догматизм как некритический, односторонний, антиисторический тип мышления; это и релятивизм, абсолютизирующий относительность, условность, ограниченность произвольность человеческой деятельности и ее результатов; это и эклектика, представляющая собой соединение различных, нередко противоположных взглядов и принципов; это и софистика как сознательное применение неправильных, произвольных доводов. Говоря о метафизике, было бы неверно умалять ее возможности как метода познания, позволяющего рассмотреть предметы в покое, статике, что необходимо в процессе познания. Но при этом недопустимо, когда момент покоя или одна характеристика, сторона, вырывается из всеобщей связи и превращается в абсолют. Как показал опыт постижения бытия посредством и в форме абстрактно-теоретического мышления, диалектика присуща всему человеческому познанию, как наукам о природе, так и общественно-историческим наукам. Суть ее – в изучении противоречий в самой сущности предметов и явлений. Диалектика в настоящее время остается наиболее совершенной формой организации абстрактно-теоретического мышления и его результатов. Вся область теоретического мышления так или иначе базируется на принципах и законах диалектики, а получаемые в ходе теоретического исследования результаты должны быть представлены и изложены в соответствии с ее нормативными требованиями.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите специфику философского мировоззрения. Назовите основные понятия, выражающие сущность философского знания. 2. Перечислите и охарактеризуйте функции философии. 3. В чем сущность основных философских проблем: онтологических, гносеологических, методологических и пр.? 4. Как решается проблема соотношения материального и идеального в разных типах философствования? 5. Чем отличается понимание движения и развития в материалистическом и идеалистическом типе философствования? 6. Как связаны принципы, законы и категории в теории диалектики?
Тесты к разделу
1. Философия отличается от религии тем, что она: а) является теоретической формой освоения мира человеком; б) исследует проблему смысла жизни человека; в) вырабатывает определенную систему ценностей; г) является формой мировоззрения. 2. Как называется система взглядов человека на мир и свое место в нем, ставшая убеждением и служащая программой поведения? а) Мировоззрение; б) наука; в) картина мира; г) знание. 3. Какие из перечисленных вопросов являются философскими? а) Что есть истина; б) каковы пути решения энергетических кризисов; в) что такое свобода; г) каковы причины победы СССР в войне 1941 – 1945 гг.? 4. Предметом какой науки является всеобщее в системе «человек – мир»? а) Философии; б) психологии; в) науки; г) искусства. 5. Гносеология – это философское учение: а) о человеке; б) о познании; в) о бытии; г) о природе. 6. Какую свою функцию реализует философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях? а) Методологическую; б) гуманистическую; в) критическую; г) теоретическую. 7. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, все философы делятся: а) на сенсуалистов и рационалистов; б) на материалистов и идеалистов; в) на монистов и дуалистов; г) на диалектиков и метафизиков. 8. Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении: а) цивилизации к культуре; б) общества к природе; в) человека к миру; г) мышления к бытию. 9. Связь между событиями, явлениями и их сторонами, носящая объективный, необходимый, существенный, повторяющийся и устойчивый характер, носит название: а) понятия: б) дефиниции; в) качества; г) закона. 10. Диалектический закон отрицания отрицания выражает: а) противоречивость развития; б) источник развития; в) механизм развития; г) направленность развития.
Практические задания
1. Аристипп говорит, что философия дает «способность смело говорить с кем угодно». Как можно объяснить эту мысль? 2. Г. Гете считает: «Вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке». Какая особенность философии или философствования здесь имеется в виду? 3. Дж. Дьюи полагал, что философия возникает из стрессов и напряжений общественной жизни. Каким образом стрессы и напряжения общественной жизни могут привести к философии? 4. Н. А. Бердяев замечает, что «философия – скорее расточительность, чем экономия мышления». В чем, по-вашему, состоит расточительность мышления в философии? 5. К какому типу философствования (материализм – идеализм) принадлежат авторы следующих высказываний? Дайте аргументированные ответы. · «Лишь согласно общепризнанному мнению существует цвет, сладкое, горькое, · «Господи боже мой! Я мысленно обратил взор свой на другие предметы, которые ниже тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от тебя; не существуют потому, что они не то, что ты»; · «Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее; и я убежден, что ничто нельзя ни видеть, ни чувствовать, ни пробовать; следовательно, она реальна… · «Человек при всех испытываемых им изменениям и превращениях всегда поступает лишь согласно законам, свойственным его организации и веществам, их которых составила его природа... Счастливый человек – это такой человек, которые умеет пользоваться благодеяниями природы». 6. Определите принадлежность высказывания к метафизике или диалектике. · Человек по природе эгоист. · Все возвращается на круги своя. · Все течет, все меняется. · Без горя нет удач. · Благими намерениями вымощена дорога в ад.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |