Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы философствования




 

Определив философию как рационально-теоретическую форму мировоззрения, как абстрактно-категориальное мировоззрение, как понятийный способ задания основных мировоззренческих ценностей и их обоснования, мы вправе поставить в кантовской форме следующий вопрос: как оно вообще возможно, каковы методы получения, обоснования и развития философских концепций?

В методологическом потенциале философии, который весьма разнообразен, обычно выделяют два основных метода философствования, существенно отличающиеся друг от друга по своим содержательным и нормативным характеристикам: диалектический и метафизический.

 

Термин «диалектика» имеет различное смысловое значение. Впервые его употребил древнегреческий философ Сократ для обозначения искусства вести беседу, спор, выявления различных точек зрения. В этой форме диалектика представлена в творчестве Платона, философские произведения которого написаны как диалоги. Диалог здесь выступает как способ организации мыследеятельности, результатом которой являются обоснованные выводы относительно неочевидных явлений. Главным содержательным моментом в рассуждениях выступают противоречия, возникающие в ходе соотнесения суждений, высказываемых спорящими сторонами. Несколько ранее Гераклит, которого принято считать основателем диалектической традиции, под диалектикой понимал постоянное движение и изменение мира, взаимный переход в нем противоположностей.

 

Уже первичные мифологические и философские интуиции древних мыслителей пронизаны представлениями об универсальной изменчивости мира. В них отражаются реальные процессы изменений, характерные для явлений неживой и органической природы, социальной жизни и духовного творчества. Попытки осмысления этих процессов динамики и изменений явлений окружающего мира стимулировали становление особого стиля мышления, в котором наряду с идеей устойчивости и гармонии бытия присутствовала и интенция мыслить реальность как перманентно изменяющуюся и пребывающую в непрестанном движении. В философии Гераклита из Эфеса идея всеобщей изменчивости мира обретает статус конститутивного принципа и выражается через образ потока, течения всего сущего. Это образно-эмоциональное описание универсального процесса изменений в его системной и внутренне противоречивой природе еще понятийно не оформленное. Так возникает традиция умозрительного, или философского, обоснования идеи динамической организации бытия.

 

В нововременную эпоху диалектика приобретает особое значение: разрабатывается как метод, как принцип, как теория, как учение и связывается с реализацией конструктивно-созидательного потенциала абстрактно-теоретического мышления. В философии Гегеля она получает статус универсальной формы и способа саморазвертывания Абсолютной идеи.
В своем саморазвертывании Абсолютная идея проходит ряд ступеней и состояний, которые фиксируются категориями и выражаются законами. В марксистской философии диалектика рассматривается как теория, исследующая противоречия процесса мышления и законы его развития в их отношении к бытию, она носит материалистический характер и определяется как учение о всеобщей связи и развитии всех форм бытия (природы, человеческого общества и мышления), осуществляемое через борьбу противоположных начал. Парадигмальное пространство современной философии органично включает в себя диалектические мотивы и ориентации (герменевтика, феноменология, экзистенциализм, персонализм, эволюционная эпистемология и т. д.), осмысляя сложную архитектонику развивающегося мира, его культуры и социотехносферы.

В современной философии утвердилось представление о диалектике, которое включает следующие принципы:

· принцип развития, изменчивости, историчности всего существующего;

· принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности всех форм бытия, системной организации всего сущего;

· принцип противоречивости бытия как причины и условия его существования.

В систему диалектики входят основные законы, связанные с пониманием развития как формы необратимого, направленного и качественного изменения сложноорганизованных системных объектов.

Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источнике и движущих силах развития, трактуя их как имманентный процесс развертывания внутренних диалектических противоречий изменяющихся систем.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует развитие как единство континуальности и дискретности, прерывности и непрерывности, раскрывая, таким образом, механизм этого процесса.

Закон отрицания отрицания позволяет теоретически выразить тенденции развития, прогрессивную направленность и форму реализации целостных циклов развития изменяющихся объектов.

В качестве важнейших категорий материалистической диалектики обычно выделяют: общее – особенное – единичное; содержание и форму; необходимость и случайность; причину и следствие; сущность и явление; возможность и действительность; целое
и часть
и др.

Принципы, законы и категории диалектики взаимосвязаны и предполагают друг друга.

История диалектики убедительно свидетельствует о том, что на протяжении многих столетий в специфических формах философской рефлексии нарабатывались идеи и категориальные схемы, посредством которых представления о всеобщей связи, развитии, динамике материальных и духовных явлений становились неотъемлемым компонентом культуры и просвещенного сознания. Именно философия, проделав эту гигантскую интеллектуальную работу, создала необходимые предпосылки для осмысления проблемы развития в естественнонаучном и социально-гуманитарном познании.

Метафизика как противоположный диалектике метод философствования возникла и развивалась одновременно с нею.

 

Метафизика употребляется и в другом значении – как философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия (Аристотель). С именем какого философа связывают иную, представленную далее, трактовку метафизики?

 

Метафизический метод ориентирован на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация, преувеличение тех или иных моментов в целостном процессе познания, рассуждение по принципу: либо – либо, создание статичной, однозначной картины мира. Расцвет метафизического метода приходится на Новое время, когда, благодаря успехам классической механики, Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы.

Метафизика сводит все изменения в мире только к количественным изменениям, отрицает внутренний источник изменений, переносит его «во вне», за пределы процесса или явления, она подозрительна к противоречиям, нарушающим единство и гармонию. Проявления этого метода многообразны: это и догматизм как некритический, односторонний, антиисторический тип мышления; это и релятивизм, абсолютизирующий относительность, условность, ограниченность произвольность человеческой деятельности и ее результатов; это и эклектика, представляющая собой соединение различных, нередко противоположных взглядов и принципов; это и софистика как сознательное применение неправильных, произвольных доводов.

Говоря о метафизике, было бы неверно умалять ее возможности как метода познания, позволяющего рассмотреть предметы в покое, статике, что необходимо в процессе познания. Но при этом недопустимо, когда момент покоя или одна характеристика, сторона, вырывается из всеобщей связи и превращается в абсолют.

Как показал опыт постижения бытия посредством и в форме абстрактно-теоретического мышления, диалектика присуща всему человеческому познанию, как наукам о природе, так и общественно-историческим наукам. Суть ее в изучении противоречий в самой сущности предметов и явлений.

Диалектика в настоящее время остается наиболее совершенной формой организации абстрактно-теоретического мышления и его результатов. Вся область теоретического мышления так или иначе базируется на принципах и законах диалектики, а получаемые в ходе теоретического исследования результаты должны быть представлены и изложены в соответствии с ее нормативными требованиями.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Определите специфику философского мировоззрения. Назовите основные понятия, выражающие сущность философского знания.

2. Перечислите и охарактеризуйте функции философии.

3. В чем сущность основных философских проблем: онтологических, гносеологических, методологических и пр.?

4. Как решается проблема соотношения материального и идеального в разных типах философствования?

5. Чем отличается понимание движения и развития в материалистическом и идеалистическом типе философствования?

6. Как связаны принципы, законы и категории в теории диалектики?

 

 

Тесты к разделу

 

1. Философия отличается от религии тем, что она:

а) является теоретической формой освоения мира человеком;

б) исследует проблему смысла жизни человека;

в) вырабатывает определенную систему ценностей;

г) является формой мировоззрения.

2. Как называется система взглядов человека на мир и свое место в нем, ставшая убеждением и служащая программой поведения?

а) Мировоззрение;

б) наука;

в) картина мира;

г) знание.

3. Какие из перечисленных вопросов являются философскими?

а) Что есть истина;

б) каковы пути решения энергетических кризисов;

в) что такое свобода;

г) каковы причины победы СССР в войне 1941 – 1945 гг.?

4. Предметом какой науки является всеобщее в системе «человек – мир»?

а) Философии;

б) психологии;

в) науки;

г) искусства.

5. Гносеология – это философское учение:

а) о человеке;

б) о познании;

в) о бытии;

г) о природе.

6. Какую свою функцию реализует философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях?

а) Методологическую;

б) гуманистическую;

в) критическую;

г) теоретическую.

7. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, все философы делятся:

а) на сенсуалистов и рационалистов;

б) на материалистов и идеалистов;

в) на монистов и дуалистов;

г) на диалектиков и метафизиков.

8. Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении:

а) цивилизации к культуре;

б) общества к природе;

в) человека к миру;

г) мышления к бытию.

9. Связь между событиями, явлениями и их сторонами, носящая объективный, необходимый, существенный, повторяющийся и устойчивый характер, носит название:

а) понятия:

б) дефиниции;

в) качества;

г) закона.

10. Диалектический закон отрицания отрицания выражает:

а) противоречивость развития;

б) источник развития;

в) механизм развития;

г) направленность развития.

 

 

Практические задания

 

1. Аристипп говорит, что философия дает «способность смело говорить с кем угодно». Как можно объяснить эту мысль?

2. Г. Гете считает: «Вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке». Какая особенность философии или философствования здесь имеется в виду?

3. Дж. Дьюи полагал, что философия возникает из стрессов и напряжений общественной жизни. Каким образом стрессы и напряжения общественной жизни могут привести к философии?

4. Н. А. Бердяев замечает, что «философия – скорее расточительность, чем экономия мышления». В чем, по-вашему, состоит расточительность мышления в философии?

5. К какому типу философствования (материализм – идеализм) принадлежат авторы следующих высказываний? Дайте аргументированные ответы.

· «Лишь согласно общепризнанному мнению существует цвет, сладкое, горькое,
в действительности же существуют только атомы и пустота»;

· «Господи боже мой! Я мысленно обратил взор свой на другие предметы, которые ниже тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от тебя; не существуют потому, что они не то, что ты»;

· «Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее; и я убежден, что ничто нельзя ни видеть, ни чувствовать, ни пробовать; следовательно, она реальна…
Ее реальность, по моему мнению, не есть нечто отвлеченное от моих ощущений»;

· «Человек при всех испытываемых им изменениям и превращениях всегда поступает лишь согласно законам, свойственным его организации и веществам, их которых составила его природа... Счастливый человек – это такой человек, которые умеет пользоваться благодеяниями природы».

6. Определите принадлежность высказывания к метафизике или диалектике.
Ответ аргументируйте.

· Человек по природе эгоист.

· Все возвращается на круги своя.

· Все течет, все меняется.

· Без горя нет удач.

· Благими намерениями вымощена дорога в ад.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.