Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные термины и понятия. Перечень рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов




История философии

Интернет-ресурсы

Перечень рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов

 

 

Основная литература

 

1. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для вузов / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2010. – С. 9 – 21.

2. Философия: учебник для вузов / В. Н. Лавриненко [и др.];
под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ,
2010. – С. 13 – 34.

3. Губин, В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. – М.: Проспект, 2010. – С. 8 – 26.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. –
М., 1992.

2. Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. – М., 1995.

3. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат,1991. – Раздел I, п. 1.

4. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

5. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер. – М., 1993.

 

 

 

1. http://eLibrary.ru – научная электронная библиотека – (дата обращения: 25.10.2011).

2. http://filosof.historic.ru/ – цифровая библиотека по философии – (дата обращения: 25.10.2011).

3. http://hpsy.ru/ – экзистенциальная и гуманистическая психология – (дата обращения: 25.10.2011).

4. ftp://mmedia.ustu/pub/Library.EUP/pdf/003/EUPpofil.pdf.139.1...157.8.pdf – (методические рекомендации и указания к семинарским занятиям по философии) –
(дата обращения: 25.10.2011).

5. http://philosophy.pu.ru – философский факультет Санкт-Петербургский государственный университет – (дата обращения: 25.10.2011).

6. http://psylib.org.ua/links/index.htm – психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» – (дата обращения: 25.10.2011).

 


 

 

 

Античная философия: космос, гармония, хаос, первоначало, эйдос.

Средневековая философия: теоцентризм, вера, откровение, Богопознание, креационизм, творчество, универсалия.

Философия эпохи Возрождения: антропологизм, пантеизм, гуманизм, индивидуальность.

Философия Нового времени: субъект, активность, гносеологизм, методологизм, рационализм, эмпиризм, просвещение, прогресс, критицизм, диалектика, историзм, материализм, идеализм.

Современная философия: иррационализм, фрейдизм, бессознательное, сублимация, экзистенциализм, экзистенция, постмодерн, ризома, симулякр.

Отечественная философия: соборность, всеединство, космизм, Богочеловечество, слявянофильство, национальная идея, ноосфера.

 

 

Глоссарий к разделу

 

Атом (по Демокриту) – мельчайшая неделимая частица; предел делимости, выражающий дискретность в мироздании.

Вера – готовность к открытию себя бытию и его принятие как истинного для себя.

Всеединство (по В. С. Соловьеву) – идея органического единства и целостности бытия, преодолевающего мир множественных реальностей в человеческом существовании.

Гармония (в античности) – внутренняя упорядоченность и целостность мироздания, выраженные в его соразмерности, созвучии и законосообразности.

Гуманизм – принцип, согласно которому человек, его жизнь и благо являются высшей ценностью и приоритетами общества.

Индукция – способ поиска общих утверждений, положений, гипотез и закономерностей путем исследования частных случаев.

Космос (в античности) – упорядоченное и организованное единство, гармонизованное целое.

Критицизм (в немецкой классической философии) – рассмотрение процесса познания с точки зрения разрушения одних и установления других границ его осуществления.

Личность (в экзистенциализме) – человек, изобретающий и осуществляющий себя как уникальность.

Ноосфера (по В. И. Вернадскому) – новый этап развития жизни, на котором ее определяющим фактором становится разумная человеческая активность.

Общественно-экономическая формация (по К. Марксу) – конкретно-исторический тип общества, представляющий систему общественных отношений, функционирующих на основе способа производства материальных благ.

Отчуждение – превращение деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Пограничная ситуация (в экзистенциализме) – ситуация в жизни человека, в которой он «сбрасывает маску».

Просвещение – философия и идеология, согласно которой широкое использование возможностей человеческого разума ведет к достижению прогресса (прежде всего путем развития и распространения знаний, образования).

 

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Ризома (в философии постмодерна) – способ роста, характеризующийся беспорядочным распространением множественности.

Символ – образ, обладающий многозначностью, многомерностью и смысловой перспективой.

Соборность (в философии А. С. Хомякова) – свободное единение людей в любви
к Богу.

Сублимация (по З. Фрейду) – преобразование энергии бессознательного в социально одобренные сферы деятельности.

Схоластика – направление в религиозной философии Средневековья, характерной чертой которого была разработка понятийно-логических средств исследования бытия Бога и познания.

Универсалия (в средневековой философии) – общее понятие, которое признавалось либо первичным по отношению к единичным вещам (реализм), либо производным от них (номинализм).

Эвдемония (в античности) – счастье (блаженство) как высшая ценность и цель человеческой жизни.

Эйдос (по Платону) – запредельная умопостигаемая форма, существующая отдельно
от единичных вещей, которые причастны к ней.

Экзистенция – духовное состояние человека, в котором он открывает индивидуально-личностное бытие.

 

 

Методические рекомендации для студента по изучению раздела

 

Цель: выделить и охарактеризовать основные этапы историко-философского процесса, раскрыть особенности русской философии.

Учебные вопросы:

1. Особенности историко-философского знания. Периодизация истории философии,
ее критерии.

2. Античная философия: космоцентризм – модель и принцип мировидения.

3. Средневековая философия: теоцентризм как системообразующий принцип.

4. Философия Ренессанса: принципы, модель мира, социально-антропологическая проблематика.

5. Философия Нового времени. Формирование просветительской традиции. Основные проблемы немецкой классической философии. Философские идеи К. Маркса.

6. Современная философия. Трансформация основных философских проблем в европейской культуре конца XIX – XX в. Постпозитивистский и постмодернистский этапы в развитии философии.

7. Основные периоды развития русской философской мысли. Тематика, направления и персоналии русской философии. Русская философия в контексте мировой философской мысли.

Изучив раздел, студент должен:

иметь представление:

· об этапах историко-философского процесса, критериях выделения и способах описания и представления историко-философского знания;

· о русской философии как оригинальном течении в мировой философской мысли;

знать:

· временные рамки основных этапов; их представителей, проблематику;

· основные направления, идеи и понятия;

уметь:

· определять, для какого именно этапа историко-философского процесса, а также направления, течения, традиции характерны определенные философские идеи, концепции, высказывания;

· показать преемственность и дискуссионность в развитии основных проблем философии;

· ставить и решать вопросы, характерные для отечественной философии в целом.

При освоении раздела необходимо:

· изучить раздел 2 из учебного пособия;

· изучить учебный материал из других источников;

· выполнить тесты к разделу 2 и задание из практикума по дисциплине;

· ответить на вопросы для самоконтроля.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.