КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные термины и понятия. Философия в системе культуры
Философия в системе культуры УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Методические рекомендации по изучению дисциплины для бакалавра
При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства: · рекомендуемую основную и дополнительную литературу; · методические указания и учебно-практическое пособие; · контрольные задания для закрепления теоретического материала. Изучение дисциплины следует начинать с проработки методических указаний и разработок, особое внимание уделяется целям, задачам, структуре и содержанию курса. Работа с конспектом лекций. Просмотрите текст учебного пособия до проведения консультации. Пометьте материал, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь на текущей консультации за помощью к преподавателю. Проверять свои знания, умения и навыки рекомендуется по контрольным вопросам. Выполнение практического задания. Ознакомьтесь с текстом практического задания При выполнении задания обязательно изложите выводы по решению. После отправки работы на проверку за 1 – 2 дня до экзамена проверьте текст отзыва преподавателя
Философия, философствование, основание, мировоззрение, мифология, религия, рефлексия, критика, онтология, гносеология, методология, философская антропология, социальная философия, творчество, традиция, материализм, идеализм, агностицизм, диалектика, противоречие, развитие, закон, категория, принцип, эклектика, противоречие, качество.
Глоссарий к разделу
Гносеология – раздел философии, исследующий сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Диалектическое отрицание – необходимый момент процесса развития, условие качественного изменения объекта; направлено не просто на разрушение отжившего, старого, традиционного, но на одновременное удержание и наращивание позитивного. Дуализм – философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами. Идеализм – тип философствования, исходящий из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. Критика – выявление достоинств и недостатков, оценка, на основании которой вносятся предложения по устранению недостатков, преобразованию. Материализм – тип философствования, признающий объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, которая существует вне и независимо Методология (в философии) – раздел философии, изучающий средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности. Мировоззрение – совокупность предельно общих представлений человека о мире, своем предназначении, ценностях и смыслах, управляющих действиями и поступками; посредством мировоззрения человек объясняет, понимает и переживает мир. Мифология – форма мировоззрения, способ понимания природной и социальной действительности, распространенный на ранних стадиях общественного развития и характеризующийся неотчетливым различением субъекта и объекта, вещи и слова, существа и его имени, происхождения и сущности, безразличием к логическим противоречиям. Онтология – раздел философии, рассматривающий бытие, его начала, первопричины, формы; учение о бытии в его данности человеку. Основание – мыслимая предельная реальность, к которой сводятся явления жизни Противоположности – диаметрально различные стороны, черты, тенденции в явлениях и процессах действительного мира. Противоречие – взаимодействие диалектических противоположностей. Рационализм – тип философствования, признающий разум основой познания, устройства мира и поведения людей. Религия – форма мировоззрения, основывающаяся на вере в существование (одного или нескольких) богов, наделенных сверхъестественной силой и управляющих миром, Рефлексия – философский метод, состоящий в осмыслении предельных оснований бытия, познания, практики, культуры. Социальная философия – раздел философии, исследующий общество и место человека в нем. Структура – взаимосвязь или отношение между элементами материальной или концептуальной системы. Творчество – человеческая активность, представляющая собой создание (порождение) нового. Традиция – механизм воспроизводства социальных институтов и норм, передача духовных ценностей от поколения к поколению; общественные отношения, отличающиеся определенной исторической устойчивостью, повторяемостью, общностью. Философия – форма духовной рационально-теоретической активности человека, направленная на постановку и решение мировоззренческих вопросов. Философствование – непосредственный акт мыслительной деятельности, содержанием которого является реализация связи того, кто мыслит и как мыслит, Философская антропология – раздел философского знания, в котором изучается человек как особый род сущего, анализируются проблемы природы человека и модусы его существования. Функция – роль, которую выполняют различные процессы и структуры
Методические рекомендации для студента по изучению раздела
Цель: раскрыть специфику философии как формы духовной активности человека. Учебные вопросы: 1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения: обыденное и теоретическое; мифологическое, религиозное, философское; взаимосвязь типов мировоззрения. 2. Философия и философствование. Мотивы философствования. 3. Специфика философии: метафизичность, теоретичность, критичность, плюралистичность, персоналистичность. Язык философии. 4. Предметная область философии. 5. Структура и функции философии. 6. Основной вопрос философии. 7. Основные методы философствования. Изучив раздел, студент должен: иметь представление: · о философии как особом явлении в жизни человека и общества, о предметной области философии, ее структуре и функциях; знать: · специфические черты философии как особой формы мировоззрения; основные проблемы и составляющие философского знания; уметь: · отличать философские понятия, категории и проблемы от нефилософских; аргументировано объяснить причины существования различных типов и форм философствования; выявлять основные функции философии в современном мире; владеть навыками: · постановки, формулирования и решения философских вопросов с применением необходимых терминов; определения собственной мировоззренческой позиции. При освоении раздела необходимо: · изучить раздел 1 из учебного пособия; · выполнить тесты к разделу 1; · ответить на вопросы для самоконтроля; · выполнить практические задания.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |