Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение дохода потребителя и цен благ. Эффект замещения и эффект дохода




Общая и предельная полезность. Условия равновесия потребителя.

План занятия

Теория поведения потребителя на рынке

Тест №2

Дайте экономическую характеристику условной ситуации, при которой рыночное равновесие было бы неизменным.

 

 

1. При увеличении налога на прибыль линия предложения:

c. не смещается;

d. смещается вправо;

e. смещается влево.

2. При использовании производителем более совершенного оборудования линия предложения:

a. не смещается;

b. смещается вправо;

c. смещается влево.

3. Неценовым фактором предложения не является:

a. доступность ресурсов;

b. научно-технический прогресс;

c. гарантийный срок обслуживания.

d. Все ответы верны.

e. Все ответы неверны.

4. Рыночное равновесие графически представлено:

a. точкой пересечения линий рыночного спроса на товары-заменители;

b. точкой пересечения линий рыночного спроса на товары-дополнители;

c. точкой пересечения линий рыночного спроса и рыночного предложения.

d. Все ответы верны.

e. Все ответы неверны.

5. Паутинообразная модель демонстрирует стремление рынка:

a. к равновесию;

b. к развитию;

c. к росту цен на товары вследствие повышения уровня жизни населения;

d. к выходу из кризисного состояния.

e. Все ответы верны.

6. При высоком уровне цен и большом объеме производства продукции на рынке устанавливается состояние:

a. избытка продукции;

b. дефицита продукции;

c. равновесия.

d. Все ответы неверны.

7. При низком уровне цен и малом объеме производства продукции на рынке устанавливается состояние:

a. избытка продукции;

b. дефицита продукции;

c. равновесия.

d. Все ответы неверны.

8. Увеличение потребности мирового сообщества в энергоресурсах и сокращение их запасов ведет:

a. к росту равновесной цены нефти;

b. к спаду равновесной цены нефти;

c. к неизменному состоянию цены нефти.

9. Если объем мировой добычи крупных алмазов увеличится на 10%, что, по вашему мнению, произойдет с равновесной ценой на мировом рынке бриллиантов? Аргументируйте ответ.

10. Что происходит с равновесной ценой товаров при увеличении издержек их производства и наличием товаров-заменителей с неизменной ценой? Поясните ход ваших мыслей.

1. Принципы рационального поведения потребителя в ры­ночной экономике.

3. Предпочтения. Кривые безразличия. Бюджетные ограни­чения.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и собственных денежных доходов. При выборе товаров каждый покупатель руководствуется своими вкусами и иными субъективными предпочтениями. Из многочисленных альтернатив потребитель выбирает такие варианты и сочетания товаров, которые соответствуют его представлениям о полезности покупок, соизмеримых с возможностями личного бюджета.

Полезность блага – это способность блага удовлетворять потребность.

В кардиналистском подходе вводится количественная единица измерения полезности – ютиль. Представители этого подхода выявили закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Хотя общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает. Цена блага определяется не общей, а предельной полезностью. Общая полезность воды большая, а предельная – маленькая; у алмазов – наоборот, общая полезность мала, а предельная – велика.

Именно функция полезности лежит в основе потребительского выбора.

Общая полезность (TU) – это совокупная полезность всех потребленных благ.

Предельная полезность (MU) – это прирост общей полезности при увеличении потребления данного блага на единицу. Она равна частной производной общей полезности данного блага: MU = d (TU) / dQ.

MU /P – взвешенная предельная полезность блага, где P – цена блага.

Равновесие потребителя – это состояние потребителя, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход и максимизирует полезность. Потребитель достигает положения равновесия в ситуации, при которой взвешенные предельные полезности благ А, В будут равны, т.е. MUA: PA = MUB: PB (табл. 1).

 

Таблица 1

Положение равновесия потребителя (в кардиналистской теории)

Блага Предельная полезкость Цена, р. Взвешенная предельная полезность
(MU) (P) (MU/P)
А      
В      

 

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в услови­ях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затрачен­ный на приобретение любого блага, приносит одинаковую пре­дельную полезность. Правило максимизации полезности:

MU1 : P1 = MU2: P2 = … = MUn: Pn = предельная полезность денег.

Соотношение между предельными полезностями любых n благ равно соотношению их цен, то есть MU1: MU2:...: MUn = P1: Р2:...: Рn.

В ординалистском методе субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая теория полезности). При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Выявить потребительские предпочтения позволяют кривые безразличия.

Кривая безразличия – это кривая, отражающая наборы двух продуктов, имеющие одинаковую по­лезность для потребителя (рис.6, кривая KL).

Карта безразличия – это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различ­ный уровень полезности (рис. 7, кривые U1,U2,U3).

Набор безразличия – это набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью.

Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Предельная норма замещения – это соотношение, в котором одно благо может быть заменено другим без изменения уровня полезности для потребителя. Предельная норма замещения блага Y на благо X равна MRSXY = – ∆Y/∆X, где ∆Y = T2 – T1, ∆Х = Н2 – Н1 (рис. 6).

Информацию о том, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным, дает бюджетное ограничение.

Бюджетное ограничение – это линия, графически отображающая множество наборов продуктов, приоб­ретение которых требует одинаковых затрат (рис. 8). Уравнение бюджетного ограничения: I = РXХ + PYY или Y = I/PY – PX/PYX, где I – доход потребителя, PX – цена блага X, PY – цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ.

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением (бюджетной линией) означает положение равновесия потребителя в ординалистской теории полезности (рис. 7, точка D).

 

Рис. 6. Кривая безразличия Рис. 7. Положение равновесия потребителя

(R – наборы благ X и Y)

 

 
 


Y

I

Py

 

 

 
 

 


x

I

Px

Рис. 8. Бюджетное ограничение

 

Эффект замещения – это доля изменения величины спроса на подешевевший товар, вызванная замещением этим товаром других благ.

Кривая «доход – потребление» – это кривая, соединяющая все точки равновесия на карте безразличия по мере увеличения дохода.

Эффект дохода – это доля изменения величины спроса на данный товар, вызванная измене­нием реального дохода.

Кривая «цена – потребление» – это кривая, соединяющая при изменении цен все точки потребительского равновесия на карте безразличия.

Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

Кривые Энгеля показывают влияние изменения дохода на структуру потребительских расходов: прежде всего происходит насыщение продовольственными товарами, затем промышленными товарами и лишь позже – высококачественными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.