Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный метод




Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется:

- полнотой;

- достоверностью;

- систематичностью.

Наука как человеческая деятельность, прежде всего, характеризуется методом. Этот метод рационален.

Единственно допустимым методом научного исследования является научный метод, принятый в научном сообществе.

Научный метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, которые признаны научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследователя.

Научный метод применяется для тех проблем, которые связаны с познанием реальности. Существует, однако, общенаучный метод, который применяется во всех науках и состоит в формулировании гипотез, построении теорий и в проверке теоретических построений. Этот процесс является общим для любого научного исследования и не зависит от объекта. Каждая научная дисциплина характеризуется совокупностью проблем, рассматриваемых с помощью совокупности методик, и именно по специфике используемых методик различаются дисциплины.

Исходный момент научного и ненаучного познания одинаков. Как ученый, так и обычный человек – оба, прежде всего, собирают информацию для того, чтобы найти ответ на вопрос. Отличие заключается в том, что процедуры, принятые в научном познании, являются эксплицитными (в противовес имплицитным) и систематическими.

Кроме того, научный метод отличается от других методов познания своей способностью к самокоррекции. Основной характеристикой научного метода является объективность. Объективность в науке не подразумевает независимость ученого от объекта его исследований, но предполагает, что, если наблюдения проведены объективно и описаны достаточно точно, то они могут быть снова повторены другими исследователями. Поэтому тщательная регистрация является решающим условием в науке. Субъективные наблюдения – это такие наблюдения, которые проведены одним лицом и не воспроизводимы во всей полноте другим лицом. Объективность, согласно некоторым авторам, является единственной характеристикой, которая отделяет то, что является наукой, от того, что таковой не является.

Кроме того, научный метод предусматривает, что теоретические суждения должны быть связаны с наблюдаемыми явлениями. Используемые термины должны быть тщательно определены, чтобы их значение было понятным относительно событий действительности, наблюдаемых объективно, а также относительно теорий, разработанных для объяснения этих событий. Научный метод может служить для:

- описания явлений, важных для данной науки;

- их объяснения;

- предсказания, т.е. возможности прогнозирования возникновения этих явлений.

Можно выделить шесть постулатов, которые характеризуют научный метод.

1. Детерминизм. Утверждается, что даже если причины явлений многочисленны, исследователь может их выявить.

2. Эмпиризм. Наука основывается на эмпирических наблюдениях.

3. Теоретическая интеграция. Наука пытается строить теории. Хорошая теория устанавливает взаимосвязь между фактами, которые считались независимыми до момента исследования, и генерирует, таким образом, новые гипотезы исследования. Теория позволяет предсказывать, контролировать и объяснять. Наука придает большое значение теориям, тогда как экспериментальные данные не имеют такого значения, если только не находятся в теоретическом контексте. Наука состоит из теорий, которые организуют рациональным способом различные эмпирически выявленные отношения.

4. Динамический подход. Наука – это постоянная проверка. Необходимо подвергать обсуждению факты, теории и суждения.

5. Публичное измерение. Наука – это публичная деятельность. Передача публике наблюдений, которые были собраны, допускает их ревизию. Метод является научным, если дает право другим лицам воспроизвести наблюдения.

6. Парадигматическая эволюция. Наука строится, исходя из парадигм и моделей. Парадигма (от греч. пример, образец) – это некое научное достижение, которое в течение некоторого времени определяет научную модель. Например, в психологии бихевиоризм и психоанализ играют роль парадигм.

Согласно Т. Куну, каждая наука проходит различные парадигматические циклы. Цикл состоит из:

1) Фазы нормальной науки – какое-либо важное открытие или научное достижение заставляет прогрессировать отрасль науки. При этом постоянно подвергаются проверке научные положения, несовместимые с существующими или отклоняющиеся от них.

2) Экстраординарной науки – науки на стадии острого кризиса, когда аномалия ее развития становится слишком явной и признается большинством исследователей в данной области.

Любой кризис начинается с сомнения в парадигме и постепенного расшатывания правил нормального исследования. Ситуация начинает напоминать допарадигмальный период в развитии науки. Кризис завершается одним из трех исходов:

- нормальная наука может доказать свою способность разрешить проблему, породившую кризис;

- большинством ученых признается, что проблема в ближайшей перспективе вообще не может найти своего решения, и она как бы оставляется в наследство будущему поколению;

- появляется новый претендент на роль парадигмы, и разворачивается борьба за «престол».

Но часто новая парадигма возникает (по крайней мере, в зародыше) задолго до того, как кризис зашел слишком далеко, или был явно осознан. В других случаях проходит значительное время между первым осознанием крушения старой парадигмы и возникновением новой. В этот период наблюдается увеличение обращений за помощью к философии, бурное выражение недовольства состоянием дел, рефлексия фундаментальных положений науки – все это симптомы перехода от нормальной науки к экстраординарной.

3) Фазы научной революции – новая парадигма вытесняет старую.

Таким образом, наука развивается не прямолинейно, а проходит определенный цикл, состоящий из фаз. При этом основной целью науки является разработка теорий, которые объясняют явления, исследуемые в данной области.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.