Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы научного познания




Теория психологического исследования опирается на ряд очевидных предположений:

1. Время непрерывно. Оно направлено из прошлого в будущее.

2. События необратимы.

3. Следствие не может быть раньше причины.

4. Пространство, в котором происходит события, изотропно. Процесс в одной из областей пространства происходит так же, как в любой другой области.

5. События в мире происходят независимо от нашего знания о них. Мир реален и объективен.

Таким образом, получаемый исследователем научный результат не должен зависеть от времени, то есть явление, закономерность, закон инвариантен относительно времени. Далее, результат исследования должен быть инвариантен относительно пространства (события должны протекать абсолютно одинаково, независимо от того, где находится исследователь – в Лондоне или в Москве), с поправкой, конечно; кроме того, научное знание должно быть интерсубъективно (не зависеть от субъекта (экспериментатора)) и объективно (не зависеть от типа объекта), а так же иметь объективный источник – внешний по отношению к субъекту познания мира.

Очевидно, эти требования относятся к идеальному исследованию и его идеальному варианту.

В реальной жизни разные моменты времени не идентичны (развитие мира необратимо), нет двух идентичных объектов, двух идентичных экспериментаторов. Пространство не изотропно. Невозможно полностью адекватно воспроизвести эксперимент в других условиях.

Таким образом, реальное исследование не может полностью соответствовать идеальному, но должно быть максимально к нему приближено.

Для уменьшения влияния отклонений идеального исследования от реального разработана определенная логика исследования, методы сбора и интерпретации результатов.

Соответствие реального исследования идеальному будем называть внутренней валидностью.

Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности назовем внешней валидностью.

Отношение идеального исследования к реальности можно охарактеризовать как теоретическую или прогностическую валидность. Так как план «идеального исследования» строится исходя из теоретической идеализации реальности – гипотез исследования.

Эффективность научного поиска во многом обуславливается последовательностью исследовательских шагов, которые должны привести к истинным результатам, то есть логикой исследования.

Можно выделить три этапа конструирования логики исследования:

1. Постановочный этап.

Может осуществляться по общей для всех исследований логической схеме: проблема – тема – объект – предмет - научные факты -исходная концепция - ведущая идея и замысел – гипотеза - задачи исследования.

2. Исследовательский этап.

Логика этого этапа задана только в самом общем виде, она вариативна и неоднозначна:

отбор методов – проверка гипотезы – конструирование предварительных выводов – их уточнение – построение заключительного вывода.

3. Заключительный этап.

Апробация (обсуждение выводов, представление их общественности), оформление работы (отчеты, доклады, курсовые, дипломные и диссертационные исследования и т.д. и т.п.) – внедрение результатов в практику.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.