Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Помощник адвоката, стажер адвоката: понятие, статус. Особенности трудовых отношений. 3 страница




(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

3. Совет Федеральной палаты адвокатов:

 

Действие подпункта 1 (в редакции Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ) в части ограничения сроков пребывания президентов адвокатских палат и Федеральной палаты адвокатов в должности не распространяется на отношения, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ (статья 3 Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ).

 

1) избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов Федеральной палаты адвокатов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента Федеральной палаты адвокатов более двух сроков подряд;

2) в период между съездами принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых прекращен или приостановлен. Данные решения вносятся на утверждение очередного Съезда;

3) представляет Федеральную палату адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных российских организациях и за пределами Российской Федерации;

4) координирует деятельность адвокатских палат;

5) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает единую методику профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов;

6) защищает социальные и профессиональные права адвокатов;

7) участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности;

8) организует информационное обеспечение адвокатов;

9) обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах, и разрабатывает в связи с этим необходимые рекомендации;

10) осуществляет методическую деятельность;

11) созывает не реже одного раза в два года Всероссийский съезд адвокатов, формирует его повестку дня;

12) распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов в соответствии со сметой и с назначением имущества;

13) утверждает норму представительства от адвокатских палат на Съезд;

14) утверждает регламент совета Федеральной палаты адвокатов и штатное расписание аппарата Федеральной палаты адвокатов;

15) определяет размер вознаграждения президента и вице-президентов, других членов совета Федеральной палаты адвокатов, членов ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов в пределах утвержденной Съездом сметы расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;

16) осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

4. В случае неисполнения советом Федеральной палаты адвокатов требований настоящего Федерального закона полномочия совета Федеральной палаты адвокатов могут быть прекращены досрочно на Всероссийском съезде адвокатов. Внеочередной Всероссийский съезд адвокатов созывается советом Федеральной палаты адвокатов по требованию одной трети адвокатских палат субъектов Российской Федерации.

5. Заседания совета Федеральной палаты адвокатов созываются президентом Федеральной палаты адвокатов по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета Федеральной палаты адвокатов.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

6. Решения совета Федеральной палаты адвокатов принимаются простым большинством голосов членов совета Федеральной палаты адвокатов, участвующих в его заседании.

7. Президент Федеральной палаты адвокатов представляет Федеральную палату адвокатов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами, действует от имени Федеральной палаты адвокатов без доверенности, выдает доверенности и заключает сделки от имени Федеральной палаты адвокатов, распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов по решению совета Федеральной палаты адвокатов в соответствии со сметой и с назначением имущества, осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата Федеральной палаты адвокатов, созывает заседания совета Федеральной палаты адвокатов, обеспечивает исполнение решений совета Федеральной палаты адвокатов и решений Всероссийского съезда адвокатов.

8. Президент и вице-президенты, а также другие члены совета Федеральной палаты адвокатов могут совмещать работу в совете Федеральной палаты адвокатов с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в совете Федеральной палаты адвокатов в размере, определяемом советом Федеральной палаты адвокатов.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

9. Совет Федеральной палаты адвокатов не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

 

Статья 38. Имущество Федеральной палаты адвокатов

 

1. Имущество Федеральной палаты адвокатов формируется за счет отчислений, осуществляемых адвокатскими палатами, грантов и благотворительной помощи (пожертвований), поступающих от юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральная палата адвокатов является собственником данного имущества.

2. К затратам на общие нужды Федеральной палаты адвокатов относятся расходы на вознаграждение адвокатов, работающих в органах Федеральной палаты адвокатов, компенсация данным адвокатам расходов, связанных с их работой в указанных органах, расходы на заработную плату работников аппарата Федеральной палаты адвокатов, материальное обеспечение деятельности Федеральной палаты адвокатов и иные расходы, предусмотренные сметой Федеральной палаты адвокатов.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

 

Статья 39. Общественные объединения адвокатов

 

Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) общественных объединений адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественные объединения адвокатов не вправе осуществлять предусмотренные настоящим Федеральным законом функции адвокатских образований, а также функции адвокатских палат субъектов Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов либо их органов.

 

Статья 35. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации

 

Комментарий к статье 35

 

1. Федеральная палата адвокатов представляет собой объединение всех адвокатских палат субъектов РФ для совместного обеспечения корпоративных интересов. Без такого объединения невозможно добиться реальной независимости адвокатуры как необходимого условия адвокатской деятельности. При этом под корпоративными интересами следует понимать интересы не отдельных адвокатов и даже не механическое сложение интересов входящих в корпорацию адвокатов; частный интерес отдельного адвоката может в некоторых случаях даже противоречить интересам адвокатского сообщества.

2. Для обеспечения нормального функционирования адвокатуры как корпорации необходимы, в частности, доступная юридическая помощь на всей территории Российской Федерации и обеспечение бесплатной юридической помощью отдельных категорий доверителей. По понятным причинам выполнение этих задач далеко не всегда совпадает с частными интересами отдельных адвокатов. Федеральная палата адвокатов должна и осуществлять представительство и защиту интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, координацию деятельности адвокатских палат, и принимать меры, направленные на обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.

3. Федеральная палата адвокатов - это ассоциация некоммерческих негосударственных организаций - адвокатских палат субъектов Российской Федерации и как таковая, сама представляет собой негосударственную некоммерческую организацию. Федеральная палата адвокатов, будучи негосударственной организацией, вместе с тем общественной организацией не является, так как, во-первых, не являются общественными организациями адвокатские палаты субъектов РФ, которые ее образуют, и во-вторых, она не образована путем вхождения в нее адвокатских палат.

В целях обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи Федеральная палата адвокатов прежде всего устанавливает единые стандарты профессиональной пригодности адвокатов, утверждая Кодекс профессиональной этики адвоката, организуя информационное обеспечение адвокатов и обмен опытом работы между ними во всероссийском масштабе, ведя методическую работу, разрабатывая и утверждая формы бюллетеней для голосования на заседаниях квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации по вопросам о присвоении статуса адвоката и принятии квалификационными комиссиями заключений по жалобам на действия (бездействие) адвокатов.

4. Федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским съездом адвокатов. Формирование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается.

Обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи - публичная функция. Как организация, на которую возложено исполнение публичной функции, Федеральная палата, не будучи институтом публичной власти (поскольку адвокатские образования по определению не являются властными структурами), относится к публичным институтам гражданского общества. Этот статус определяет и третью особенность Федеральной палаты адвокатов: она не может быть ликвидирована ни по воле ее членов, ни по решению каких-либо государственных органов.

5. Устав Федеральной палаты адвокатов принимается Всероссийским съездом адвокатов. Положением об адвокатуре в РСФСР 1980 г. объединение коллегий адвокатов (как и отдельных адвокатов) на федеральном уровне не предусматривалось. Коллегии адвокатов образовывались совместными усилиями Министерства юстиции и органов исполнительной власти. Как ассоциация адвокатских палат - независимых сообществ независимых юристов, занимающихся адвокатской деятельностью, в отличие от адвокатских палат субъектов Российской Федерации, Федеральная палата адвокатов действует на основании не только Закона, но и Устава.

6. Из статьи 10 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1>, предусматривающей возможность установления специального порядка регистрации отдельных видов юридических лиц иными федеральными законами, следует, что на регистрацию адвокатской палаты как юридического лица распространяются только нормы указанного Закона, регламентирующие порядок регистрации. Основания для регистрации Федеральной палаты адвокатов предусмотрены не этим Законом, а комментируемым Законом. В частности, представления учредительного договора для регистрации Федеральной палаты адвокатов не требуется, поскольку Федеральная палата адвокатов создается не в соответствии с договором входящих в нее адвокатских палат, а в силу предписаний Закона.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

 

7. Федеральная палата адвокатов не подлежит реорганизации. Ликвидация Федеральной палаты адвокатов может быть осуществлена только на основании федерального закона.

8. Ввиду закрепленных в Законе целей создания Федеральной адвокатской палаты она должна выполнять определенные управленческие функции, для чего в ч. 7 комментируемой статьи установлена обязательность решений Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятых в пределах их компетенции, для всех адвокатских палат субъектов Российской Федерации и отдельных адвокатов.

Для выполнения задач представительства и защиты интересов адвокатов Федеральная палата адвокатов в лице ее органов может участвовать в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности, обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на федеральные законы, ущемляющие права адвокатов, в Верховный Суд РФ с жалобами на нормативные акты федеральных министерств и ведомств, ущемляющие права адвокатов, в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и другие государственные органы за защитой интересов и всего адвокатского сообщества, и отдельных адвокатов, а при исчерпании национальных средств защиты, в случае нарушения прав, предусмотренных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, - в Европейский суд по правам человека.

 

Статья 36. Всероссийский съезд адвокатов

 

Комментарий к статье 36

 

1. Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. Утверждение норм представительства адвокатских палат на съезде относится к компетенции предыдущего съезда. При этом нормы представительства могут быть утверждены как один раз на все будущее время деятельности Федеральной палаты адвокатов, так и на каждом очередном съезде. Всероссийский съезд адвокатов по Закону должен устанавливать единые нормы представительства адвокатских палат. Из этого следует, что адвокатские палаты субъектов Российской Федерации избирают на съезд одинаковое число делегатов.

Организация и проведение Всероссийского съезда адвокатов относятся к компетенции совета Федеральной палаты адвокатов. В случае неисполнения советом Федеральной палаты адвокатов требований комментируемого Закона съезд может быть созван по требованию не менее чем одной трети адвокатских палат субъектов Российской Федерации.

2. Полномочия Всероссийского съезда адвокатов, перечисленные в п. 2 комментируемой статьи, составляют исключительную компетенцию собрания (конференции). Только съезд вправе принимать устав Федеральной палаты адвокатов и Кодекс профессиональной этики адвоката, устанавливать нормы представительства на съезд, формировать совет Федеральной палаты адвокатов и принимать решение о досрочном прекращении полномочий его членов, избирать ревизионную комиссию, определять размеры отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, утверждать смету расходов на содержание палаты и отчеты о расходовании средств. Никакой иной орган, кроме Всероссийского съезда адвокатов, не уполномочен утверждать регламенты Всероссийского съезда адвокатов и совета Федеральной палаты адвокатов, штатное расписание аппарата органов ФПА РФ и решать другие вопросы, перечисленные в ч. 2 ст. 36 комментируемого Закона.

 

Статья 37. Совет Федеральной палаты адвокатов

 

Комментарий к статье 37

 

1. Совет Федеральной палаты адвокатов является коллегиальным исполнительным органом ФПА РФ. В случае неисполнения советом Федеральной палаты адвокатов требований комментируемого Закона полномочия совета могут быть прекращены досрочно очередным либо внеочередным Всероссийским съездом адвокатов. Внеочередной съезд созывается советом по требованию одной трети адвокатских палат Российской Федерации. Требование адвокатских палат о созыве внеочередного собрания (конференции) обязательно для совета. Требования адвокатских палат о созыве внеочередного съезда для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий совета должны быть выражены в решениях собраний (конференций) адвокатов либо советов адвокатских палат субъектов РФ. Очевидно, что адвокатские палаты, требующие созыва внеочередного съезда, сами могут созвать внеочередной съезд в случае отказа совета Федеральной палаты сделать это по их требованию.

2. Совет Федеральной палаты адвокатов формируется Всероссийским съездом адвокатов и ему подотчетен. Законом установлен численный состав совета в количестве 36 человек. Один раз в два года состав совета должен обновляться не менее чем на одну треть. Некоторые заседания совета и совещания проводятся с участием представителей Администрации Президента РФ и Минюста России; на них обсуждаются вопросы, представлявшие взаимный интерес, в частности: об оплате труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению, о рассмотрении предложений адвокатских палат о внесении поправок в комментируемый Закон, о применении в адвокатских образованиях контрольно-кассовых аппаратов.

3. Срок полномочий совета Законом не ограничен. Это в сочетании с ежегодной ротацией совета и избранием президента и вице-президентов Федеральной палаты адвокатов на ограниченный срок должно обеспечить, с одной стороны, стабильность в работе совета, а с другой - необходимый для деятельности совета динамизм, противодействующий застойным явлениям.

Избирая из своего состава президента и вице-президентов Федеральной палаты адвокатов, совет должен определить их компетенцию. При установлении компетенции президента адвокатской палаты необходимо учитывать, что значительная часть его полномочий определена Законом.

4. Заседания совета Федеральной палаты адвокатов созываются ее президентом по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета Федеральной палаты адвокатов. Статьей 3 комментируемого Закона предусмотрена обязанность органов государственной власти обеспечивать гарантии независимости адвокатуры, финансировать деятельность адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации, а также при необходимости выделять адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. В целях решения этих и других вопросов, в том числе связанных с необходимостью защищать социальные и профессиональные права адвокатов, совет ФПА РФ представляет Федеральную палату адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и в иных организациях Российской Федерации, а также за рубежом.

5. Решения совета Федеральной палаты адвокатов принимаются простым большинством голосов членов совета ФПА, участвующих в его заседании. Содействие повышению профессионального уровня адвокатов может осуществляться путем разработки единой методики профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, их помощников и стажеров. В Устав Федеральной палаты адвокатов могут быть включены полномочия совета ФПА по созданию научно-исследовательских и учебных учреждений, проведению семинарских занятий по обмену опытом либо по изучению нормативных актов, судебной практики и передового опыта, изданию пособий, обеспечению адвокатов текстами вновь принятых нормативных правовых актов.

6. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи "президент Федеральной палаты адвокатов представляет Федеральную палату адвокатов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами, действует от имени Федеральной палаты адвокатов без доверенности, выдает доверенности и заключает сделки от имени Федеральной палаты адвокатов, распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов по решению совета Федеральной палаты адвокатов в соответствии со сметой и с назначением имущества, осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата Федеральной палаты адвокатов, созывает заседания совета Федеральной палаты адвокатов, обеспечивает исполнение решений совета Федеральной палаты адвокатов и решений Всероссийского съезда адвокатов".

Совет обобщает дисциплинарную практику адвокатских палат субъектов Российской Федерации и вырабатывает в связи с этим необходимые рекомендации. В основу подобной деятельности совета должны быть положены, кроме требований законодательства, положения Кодекса профессиональной этики адвоката, который принимается Всероссийским съездом адвокатов.

7. Президент, вице-президенты и другие члены совета Федеральной палаты адвокатов могут совмещать работу в совете ФПА с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в совете Федеральной палаты адвокатов в размере, определяемом советом ФПА. В соответствии с Уставом ФПА для повышения эффективности работы по отдельным направлениям деятельности советом ФПА сформированы комиссии по:

а) подготовке предложений о совершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы и координации деятельности адвокатских палат в вопросах исполнения и применения законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре;

б) защите профессиональных и социальных прав адвокатов;

в) подготовке предложений о внесении поправок в Кодекс профессиональной этики адвоката;

г) рассмотрению представлений и подготовке предложений совету ФПА РФ по награждению;

д) подготовке и изданию книги об истории российской адвокатуры.

Во всех субъектах РФ сформированы региональные адвокатские палаты.

Особо следует отметить, что совет ФПА и его руководство приняли активное участие в подготовке Постановления Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 и Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда (совместный Приказ Министерства юстиции РФ и Министерства финансов РФ от 6 октября 2003 г. N 257/89н).

8. Совет Федеральной палаты адвокатов не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью. На работу в совете Федеральной палаты адвокатов не распространяется предусмотренный в ст. 2 комментируемого Закона запрет заниматься наряду с адвокатской деятельностью другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Президент, вице-президенты и другие члены совета Федеральной палаты адвокатов имеют право на получение вознаграждения за работу в совете. При этом президент и другие члены совета сохраняют право заниматься адвокатской деятельностью.

По инициативе ФПА совместно с Министерством юстиции РФ было разработано и направлено в Судебный департамент при Верховном Суде РФ Разъяснение о применении Постановления Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 и Порядка расчета оплаты труда адвоката в части, касающейся исчисления времени занятости адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда. Руководство ФПА совместно с Комитетом Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам участвовало в подготовке изменений, внесенных в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученный преступным путем, и финансированию терроризма", в той части, которая затрагивает гарантии профессиональной деятельности адвокатов. В итоге при реализации комментируемого Закона предусмотрено соблюдение этих гарантий.

Итак, 23 декабря 2004 г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Члены совета, сотрудники аппарата ФПА РФ и привлеченные консультанты приняли активное участие в подготовке и обеспечении принятия поправок, внесенных в комментируемый Закон. В ходе подготовки данных поправок была достигнута договоренность с комитетами Государственной Думы о том, что последующие изменения, вносимые в Федеральный закон и иные законодательные акты, затрагивающие вопросы адвокатской деятельности и адвокатуры, будут обсуждаться с участием представителей ФПА.

В ответ на запрос ФПА Банк России дал разъяснение о применении к адвокатской деятельности норм Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". С марта 2003 г. члены совета и президент Федеральной палаты адвокатов РФ участвовали в работе специальной рабочей группы по мониторингу Уголовно-процессуального кодекса РФ, созданной Администрацией Президента РФ и Комитетом по законодательству Государственной Думы. Благодаря деятельности представителей ФПА РФ, многие поправки, разработанные адвокатскими палатами субъектов РФ, легли в основу рекомендованных рабочей группой изменений к Уголовно-процессуальному кодексу РФ, а некоторые из них уже реализованы в качестве принятых поправок. В целях координации деятельности адвокатских палат в соответствии с уставом Федеральной палаты адвокатов совет утвердил представителей ФПА в федеральных округах и принял Положение о них.

 

Статья 38. Имущество Федеральной палаты адвокатов

 

Комментарий к статье 38

 

1. Комментируемая статья в целом аналогична ст. 34 как по названию, неточно передающему ее смысл, так и по содержанию, отличающемуся лишь статусом субъекта, которому она адресована. Она предусматривает тот же перечень источников формирования имущества адвокатской палаты и устанавливает режим права собственности на него для Федеральной палаты адвокатов (см. комментарий к ст. 35).

Имущество Федеральной палаты адвокатов формируется на основании сметы расходов на ее содержание, которая утверждается Всероссийским съездом адвокатов (подробнее см. комментарий к ст. 36) и становится ее собственностью. В дальнейшем имущество, поступающее в распоряжение палаты, также переходит в ее собственность.

Имущество Федеральной палаты адвокатов отделено от имущества адвокатских палат субъектов Федерации. Адвокатские палаты не обладают и не могут обладать каким-либо вещным правом на имущество ФПА, в том числе сформированное за счет их отчислений. Федеральная палата адвокатов вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Закон позволяет Федеральной палате адвокатов иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, земельные участки, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

В комментируемой статье содержится ограниченный перечень источников формирования имущества Федеральной палаты адвокатов: отчисления адвокатских палат, гранты и благотворительная помощь (пожертвования) от юридических и физических лиц. Смысл такого законодательного решения заключается в том, чтобы, во-первых, ограничить возможности Федеральной палаты адвокатов в распоряжении имеющимися у нее денежными средствами при приобретении имущества в зависимости от оснований получения этих средств, и во-вторых, организовать учет денежных средств по источникам их поступления. Лишь при таких условиях можно обеспечить, чтобы на имущество, приобретаемое палатой, расходовались денежные средства, полученные только из указанных источников.

Мнение о том, что состав источников формирования имущества адвокатской палаты на самом деле шире указанного в комментируемой статье из-за того, что на деятельность адвокатской палаты должна распространяться ст. 26 Федерального закона "О некоммерческих организациях", закрепляющая перечень источников формирования имущества некоммерческой организации <1>, едва ли может быть безоговорочно поддержано. Основания для возражения можно обнаружить как в буквальном тексте комментируемой статьи, прямо ограничивающей перечень источников и не делающей отсылки к Федеральному закону "О некоммерческих организациях", так и в статусе Федеральной палаты адвокатов, являющейся особой некоммерческой организацией, для которой использование общей нормы исключено в силу наличия прямо ограничивающей ее специальной нормы. Вместе с тем ограничения, установленные комментируемой статьей для источников формирования имущества, не следует относить к источникам получения денежных средств, так как в этом случае придется признать, что Федеральная палата адвокатов любую деятельность должна осуществлять исключительно на безвозмездных началах (подробнее см. комментарий к ст. 34). Поэтому она вправе иметь другие источники денежных средств, к которым могут быть отнесены доходы, поступающие от деятельности ФПА РФ по выполнению своих функций, предусмотренных комментируемым Законом (например, издательская деятельность, связанная с информационным обеспечением адвокатских палат и адвокатов). В то же время источником формирования имущества Федеральной палаты адвокатов не может быть адвокатская или предпринимательская деятельность, осуществляемая палатой от своего имени.

--------------------------------

<1> См.: Вайпан В.А. Настольная книга адвоката: Постатейный комментарий к Федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре. М.: Юстицинформ, 2006 (комментарий к ст. 38); Гриненко А.В., Костанов Ю.А., Невский С.А. Комментарий к Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. А.В. Гриненко. М.: ООО "ТК "Велби", 2003 (комментарий к статье 38).

 

Имуществом Федеральной палаты адвокатов распоряжается ее совет в соответствии со сметой и назначением имущества (подробнее см. комментарий к ст. 37).

2. В комментируемой статье раскрывается содержание понятия затрат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, которые должны покрываться за счет отчислений адвокатских палат субъектов РФ.

Размер и порядок обязательных отчислений адвокатских палат субъектов РФ на общие нужды Федеральной палаты адвокатов определяются Всероссийским съездом адвокатов (см. комментарий к ст. 36).

Закон допускает включение в общие нужды Федеральной палаты адвокатов любых расходов, которые будут приняты Всероссийским съездом адвокатов и включены в смету. Вместе с тем из смысла комментируемого Закона следует, что к общим нуждам могут быть отнесены только те затраты, которые непосредственно связаны с реализацией Федеральной палатой адвокатов своих целей, предусмотренных в ст. 35 Закона.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.