Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Путь к объективности




Литературное произведение: Теория художественной целостности

М.М.Гиршман

 

Одноиз самых глубоких противоречий, которое чувствует, по-моему, каждый, обращаясь к изучению художественного произведения, - это стремление к объективности и невозможность не быть субъективным при переходе от анализа текста к интерпретации его смысла. Литературоведческое познание предполагает не исключение, а включение в свои результаты содержания личности исследователя, преподавателя литературы. И тем острее встает вопрос о мере субъективности, о границах между необходимым самоосуществлением и подменой содержания художественных произведений особенностями их субъективного восприятия.

В поисках разрешения этого противоречия очень многое дает одно из рассуждений Льва Толстого из письма Н. Н. Страхову: «...Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что ж! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу. Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее (курсив мой. - М. Г.)»1. Противопоставление содержаний познающего субъекта и познаваемого объекта справедливо лишь как относительное, а не абсолютное. В их глубинах существуют всеоживляющая связь и взаимообращенность. И являясь необходимой и единственно возможной почвой существования богатства человеческих содержаний - не только как бесконечного множества, но и как в последней глубине своей внутреннего единства, - эта же живая взаимосвязь может стать основойих исследования, основой объективности гуманитарного знания.

Вот почему, кстати сказать, объективность литературоведческого анализа неожиданно оказывается связанной, казалось бы, с самым «ненаучным» человеческим проявлением - любовью, о которой напоминает дажеимя филологической науки. Ведь именно любовь поднимает человека над ограниченностью обособленно-личного существования, непосредственно и непринужденно приобщает его к глубинным истокам человеческого бытия, дает возможность почувствовать, как писал А. А. Ухтомский, «что люди могут быть и некогда будут реально одно... мы все одно, как ни застилаемся друг от друга условными скорлупами, которые с годами становятся застарелыми и прочными»2. Вспомним так поразившее героя повести А. Битова «Сад» рассуждение из «старой книги» о том, «откуда же любовь: не от любимой же, такой случайной и крохотной, и не из него же, тоже чрезвычайно небольшого, а если не от нее и не от него, то откуда же?.. То огромное, что есть любовь, не оставляет ни точки в твоем крохотном пространстве и даже разрывает тебя и гораздо превышает тебя. Ты становишься таким большим, каким никогда бы не мог без этого стать, а в том, чем ты был без любви, ты становишься еще мельче. Так как же из тебя могло возникнуть большое?»3. Конечно, любовь не замена объективного гуманитарного знания, но лишь необходимая предпосылка для его существования. Она позволяет - вспомним еще раз письма Ухтомского - и осознать иллюзорность попыток «взглянуть на мир совсем помимо себя», и в то же время «быть готовым в каждый данный момент предпочесть новооткрывающиеся законы мира и самобытные черты и интересы другого «лица» всяким своим интересам и теориям касательно них» - и это вовсе не самоотречение, а, наоборот, подлинно человеческое самоутверждение: «...только переключивши себя и свою деятельность на других, человек впервые находит самого себя как лицо»4.

Таким образом, в литературоведческом анализе, как и в гуманитарных науках вообще, для получения объективного знания субъекту познания необходимо утвердиться на позиции, общей ему и объекту его познания, и только такая глубинная общность при ее обнаружении и развитии дает возможность превратить субъективное содержание познающей личности в форму объективного знания о человеке и человеческом мире, о процессах, формах и результатах человеческой деятельности и человеческого существования. Соответственно, критерием объективности является здесь не столько точность однозначного определения, сколько «глубина проникновения»5 (Бахтин) в родственный познающему субъекту и вместе с тем иной по отношению к нему мир, глубина постижения - не по отдельности, а вместе, в точкахих пересечения - всеобщего смысла и индивидуального своеобразия различных явлений человеческой жизни, человеческой культуры.

Конечно, при изучении и преподавании литературы нельзя полностью отвлечься от субъективного восприятия и забыть, что у каждого в известной мере - свой Пушкин.Но еще важнее помнить, что это часто звучащее сочетание – «мой Пушкин» - разумно лишь до тех пор, пока ярко выраженное логическое ударение и смысловой центр в нем находятся на втором слове и пока Пушкин не заслоняется бесчисленным многообразием особенностей его восприятия разными людьми в различные исторические эпохи, - особенностей, значительную часть которых Пушкин никак не мог предполагать и предвидеть. Однако здесь неминуемо возникает следующий вопрос: а какое-то более или менее определенное восприятие литературных произведенийих творец вообще предполагает? И в теоретических, и в практических разделах этой книги я стремился показать, что автор не просто предполагает, но и, что особенно важно, «строит», формирует принципиальные особенности читательского восприятия как неотъемлемую часть художественного мира литературного произведения. А если тот или иной реальный читатель не нашел, не почувствовал, не занял этой «приготовленной» для него в художественном мире позиции, то мир этот либо оказывается для него абсолютно чужим и совершенно непонятным, либо оказывается абсолютно «своим», лишь тавтологическим повторением содержания его собственной личности. Потеряв возможность в таком случае приобщиться, скажем, к пушкинскому миру, такой читатель, наоборот, превращает Пушкина в себя, что полностью исключает какое бы то ни было обогащение, развитие читательской личности.

Литературоведческая ситуация и опирается на эту общую закономерность восприятия художественных произведений, и в то же время принципиально отличается особым качеством осознанности этой системы отношений между реальным и «идеальным» читателем. Безусловно, литературовед, исследующий то или иное художественное произведение, должен занять эту сформированную автором читательскую позицию, должен найти эту общую почву, соединяющую изучаемый им художественный мир и его самого как сегодняшнюю реальную личность и реального читателя. Но в отличие от множества других читателей, не имеющих специальных литературоведческих интересов, он не может на этом остановиться, так как должен сделать эту позицию предметом специального анализа, должен осознать и выявить ее как основу преодоления односторонней субъективности или «наполнения» ее объективным содержанием изучаемого произведения. Итак, с одной стороны, лишь утвердившись на внутренней по отношению к художественному миру позиции, а с другой - лишь отделившись от нее и сделав ее предметом познания, исследователь получает возможность истолковать литературное произведение, не превращая его ни в безличный объект, ни в отражение собственной личности.

Теория порождается практикой, обобщает ее опыт и возвращается к ней, направляя, развивая и обогащая практическую деятельность. Потому так важны органические связи литературоведческого анализа с чтением и читательским восприятием. Но насколько уместны с этой точки зрения различного рода проявления профессиональной детализации в анализе? Особенно часто вопросы такого рода вызывает неестественное для обычного читательского восприятия расчленение текста на различного рода элементы и уровни структуры. В самом деле, читатель если и прореагирует на какой-нибудь явный ритмический перебой или звуковой повтор, то уж, конечно, не будет специально обращать внимание на звуковой состав стихов, или на ритмико-синтаксические особенности колонов и фраз, или на отношения ритмических вариаций четырехстопного и пятистопного ямба и т. п.

Но ведь в подобных рассуждениях речь идет не о естественном читательском восприятии, а о мере и степени его осознанности. Да, читатель не думает отдельно и специально про звуки или про ударения, но это не значит, что он не испытывает их воздействия. Да, поэт не «рассчитывает» отдельно и специально звуковых или акцентно-ритмических связей и отношений, но из этого еще не следует, что отношения эти не актуальны в композиционной организации целого. Все, что есть в языке, вплоть до самых мельчайших его элементов, может оказаться принципиально значимым в композиционном единстве литературного произведения. Но именно и только в композиционном единстве.

Поэт творчески преображает весь язык в речевую плоть содержания, читатель непосредственно воспринимает это преображение в целостном акте восприятия. И только литературовед - особого рода самоанализирующий читатель - подвергает все эти воздействия специальному изучению. Он идет от естественного, непосредственного восприятия в его первоначальной цельности через «неестественный» анализ особенностей художественного «языка», расчленяемых и объединяемых элементов и уровней композиции художественного текста к попытке рационального выражения того духовного содержания, которое воплощено в этом тексте, точнее, в процессе его преображения в художественный мир.

Литературовед, как сознательно относящийся к своей субъективности читатель, стремится к ориентации этой субъективности на объективное знание и межличностное взаимопонимание, – ориентации по законам научной деятельности. «Научное... изучение ритмики стиха, - писал С. М. Бонди, - требует, чтобы под каждое высказывание субъективного впечатления была подведена объективная база, чтобы всякий раз найдена была в самом объекте, в самом тексте стихотворения та специфическая закономерность, которая и вызывает данное ритмическое впечатление»6.

Очень важен ценностный центр в этой ориентации: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу» (прекрасен и вариант Жуковского: «Темный твой язык учу»; особая глубина смысла заключена в сопряжении и объединении этих двух вариантов). Если цель - понимание, то фундаментальными оказываются презумпция непонимания и презумпция эстетической неприкосновенности произведения. Чтобы понять произведение как художественное целое, необходимо научиться его читать, постигнуть «язык», на котором оно создано, а не считать его заранее известным. В такой «школе чтения» осознается неотрывность смысла от его воплощения именно и только в такой словесно-художественной форме, необходимой и незаменимой в целом и в частностях.

Поэтому литературоведческий анализ невозможен без углубления в межличностную общность «языка» - объединяющую основу духовной человеческой жизни, которая, будучи освоена данной личностью, органически связывает ее с другими «мирами», открывает возможность содержательного общения. Только на этой основе и может осуществиться переход к собственно пониманию «своего другого» - другого «слова», другого «мира», вырастающего на этих общих духовных корнях человеческой жизни.

Литературоведение убеждает в недопустимости «перескакивания» через тот этап в процессе познания, который требует воспитания в себе именно «презумпции непонимания», т. е. ответственного стремления овладеть авторским «языком» и смыслом, который осуществлен в художественном произведении. Здесь требуется сознательное преодоление поверхностных слоев своей личности и ее, так сказать, ближайшего и привычного кругозора и столь же сознательное устремление к тому глубинному содержанию, которое объединяет человека с другими людьми, с другими культурами. Правда, порой талантливые читатели и талантливые исследователи перескакивают через такую «школу чтения», интуитивно достигая требуемой глубинной общности за счет родства духовных структур субъекта и объекта познания. Но когда этого родства не оказывается, это приводит к столь же явному расхождению, а отсутствие ответственного отношения к необходимости осознать особый язык и смысловое своеобразие изучаемых явлений облегчает возможность попросту отлучить непонимаемое от духовной культуры и угрожает столь опасной в гуманитарной сфере замкнутостью. Трудный путь «движения по объекту», наполнения субъективности объективным содержанием изучаемых явлений, «сосредоточения всего своего на другом» (А. Ухтомский)7 подменяется в этих случаях гораздо более простым (хотя порой и весьма эффектным) утверждением себя и содержания своей личности как всеобщего и единственного закона «устройства» любого изучаемого объекта.

Неплодотворность такого самоутверждения особенно очевидна при обращении к произведениям иной - по отношению к данному читателю - культуры, иного этапа исторического развития. Только сознательная воля к постижению их особого и как будто бы «чужого» языка позволяет осознать, что он не абсолютно чужой для читателя, позволяет обрести и здесь объективно существующие в единстве человеческого бытия и закрепляемые прежде всего искусством «точки пересечения», всеоживляющие диалогические связи разных личностей, разных культур и разных исторических эпох, позволяет почувствовать - не в отдельности, а вместе - их неповторимое своеобразие и родство друг с другом в мире, который в последней глубине своей един – множественен – единственен. Целостный литературоведческий анализ и должен быть с этой точки зрения реализацией того принципа, который великолепно выразил Гете: «Чтобы дойти до бесконечного, нужно лишь двигаться в конечном по всем направлениям, и чтобы насладиться целым, нужно усмотреть целое в мельчайшем»8.

Конечно, и этот и другие принципы, о которых шла речь в книге, гораздо легче формулировать, чем действенно осуществлять. Почти 80 лет назад А. П. Скафтымов прекрасно написал: «Цель теоретической науки об искусстве - постижение эстетической целостности художественных произведений, и если в данный момент пути такого постижения несовершенны, то это говорит лишь о том, что мы далеки от идеала и долог путь, по которому мы приблизимся к решению предстоящей проблемы. Но это не освобождает науку от самой проблемы. Не нашли, так нужно искать»9. За эти годы немало удалось найти. Но еще больше, конечно, того, что надо искать. Объединяясь и углубляясь в этих поисках, субъективный опыт каждого из нас, быть может, станет частицей объективного знания и человеческого взаимопонимания.

Чем более глубоким является единство литературоведческой истины, тем более необходимым становится множество истинных путей к этому глубинному единству. А чем более активно проявляет себя такая множественность, тем более актуальным и значимым оказывается вектор взаимообращенности, их общение друг с другом по пушкинскому принципу, о котором я только что говорил: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу» (ищу, а не заранее знаю) или: «Я понять тебя хочу, темный твой язык учу» (опять-таки учу, а не заранее знаю).

Столь же (а может быть, даже еще более) важно сознательное противостояние абсолютизациям отрицательных альтернатив, когда «вместо раскрытия (положительного) относительной (частичной) истинности своих положений и своей точки зрения стремятся – и на это тратят все свои силы – к абсолютному опровержению и уничтожению своего противника, к тотальному уничтожению другой точки зрения... Чем больше размежевания, тем лучше, но размежевания благожелательного. Без драк на меже»10. Эти слова Бахтина широко известны, но еще и еще раз повторить их, право же, имеет смысл. Хотя, с другой стороны, повторять их опять-таки гораздо легче, чем реализовывать их смысловой, диалогический потенциал.

И действительно, есть очень существенные трудности в недекларированном осуществлении подобной позиции. Ведь «частичная истинность своих положений» необходимо находится в центре исследовательской деятельности в реальной практике каждого работающего литературоведа. И необходимой для него оказывается своеобразная «энергия заблуждения», когда часть неизбежно разрастается до целого в исследовательской деятельности того или иного автора, школы, направления. Мы можем достаточно спокойно перечислить в учебной лекции аспекты современной теории литературы: онтологический, гносеологический, морфологический, семиотический, риторический, креативный, рецептивный, коммуникативный, диалогический и другие, подчеркивая их «частичность». Но в реальной исследовательской практике формирования и развития литературоведческих направлений, может быть особенно в их «вершинных» выражениях, аспект необходимо разрастается до целого и представляет собою выражение специфики литературы и литературного произведения как целого. Скажу об аспекте, максимально близком к теме и содержанию этой книги. Одно дело – актуальность диалогических (соответственно, семиотических, герменевтических и иных) идей для любого литературоведческого направления, и другое – центрирующая исследовательский процесс установка на диалогическую концепцию художественной целостности как бытия-общения многих разных целых в эстетической реальности, осуществляемой в тексте, но к тексту несводимой.

Перед лицом этих необходимых и неизбежных трудностей и противоречий очень важным становится сознательное отношение к подобному возведению части в целое: в этом случае стремление к позитивной разработке такого «оцельнения» может сочетаться с отчетливым внутренним противостоянием естественно возникающему желанию отрицания других «частей».

В поисках путей к теоретико-литературной объективности и взаимопониманию решающую роль играет каждый, единственный, здесь и сейчас работающий литературовед, который оказывается перед лицом снова и снова повторяющейся альтернативы: «Мы найдем либо общий язык, либо общую погибель». Внутренняя установка на ответственность единственной личности лицом к лицу с другой, такой же единственной, и многими другими на основе единства – множественности – единственности человеческой жизни определяет то «место», тот реальный опыт, в котором «собираются» и проясняются взаимосвязи диалогических идей – литературного произведения – литературоведческой деятельности. Именно на такой универсально-уникальный личностный опыт как на свое идеальное и в то же время практическое основание опирается теория целостности – единства, разделения и общения друг с другом множества разных целых.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Толстой Л. Н. О литературе. М., 1955. С. 264.

2. Пути в незнаемое: Писатели рассказывают о науке. Сб. 10. М., 1973. С. 388, 394.

3. Битов А. Дни человека: Повести. М., 1976. С. 71.

4. Пути в незнаемое. С. 384.

5. Контекст-1974. М., 1975. С. 204, 156

6. Бонди С. М. О ритме // Контекст-1976. М., 1977. С. 121.

7. Пути в незнаемое. С. 423.

8. См.: Методологические вопросы науки о литературе. Л., 1964. С. 213.

9. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 5.

10. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 340–341.

 

Вопросы:

1. Как соотносятся объективность и субъективность в литературоведческой интерпретации смысла литературного произведения?

2. Что может быть критерием объективности литературоведческого исследования?

3. Что такое «идеальный» читатель, по мнению автора работы?

4. Чем отличается читатель-литературовед от «обыкновенного» читателя?

5. Каковы принципы и задачи целостного литературоведческого анализа?

 

 

Основные термины теории литературы,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.