Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова




М.Ю. Лермонтов.

 

Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил

проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема

активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой лич-

ностью и окружающей средой.

 

Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотноше-

ний выражена в стихотворении "Пророк". Нужно заметить, что это стихот-

ворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остано-

вился А. С. Пушкин в своем "Пророке": "С тех пор, как вечный судия мне

дал всевидение пророка..."

 

Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях:

от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагич-

ности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам про-

цесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результат

деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и му-

чений от непонимания и неверия людей: "В меня все ближние мои бросали

бешено каменья". "Шумный град" встречает лермонтовского героя насмеш-

ками "самолюбивой" пошлости, презрением.

 

Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в

самом облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойс-

твами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие

черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он

пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы:

 

...Как он угрюм, и худ, и бледен!

 

Смотрите, как он наг и беден,

 

Как презирают все его!

 

У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у

Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и

веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.

 

Тема поэта и общества появляется и становится главной и в та-

ких произведениях Лермонтова, как "Смерть поэта" и "Поэт", "Журналист,

читатель и писатель" и др.

 

Так стихотворение "Смерть поэта" стало не только тем произве-

дением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,- за

него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвя-

щенном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, "кто жадною толпой" стоит у

трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они - гони-

тели таланта, сплетники, наушники, "свободы, гения и славы палачи"

стали причиной смерти поэта.

 

В другом стихотворении, названном Лермонтовым "Поэт", эта тема

взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскры-

вается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный при-

ем, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две

части. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то

боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене.

Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт

затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал "как

колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных") забыты, толпа

презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обна-

деживающий:

 

Проснешься ль ты опять,

 

Осмеянный пророк,

 

Иль никогда на голос мщенья

 

Из золотых ножон не вырвешь

 

Свой клинок,

 

Покрытый ржавчиной презренья!

 

Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ про-

рока, который является символом гражданской, богом данной поэзии.

 

Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значи-

тельных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно счи-

тать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов сов-

ременности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.