Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л.Н.Толстой. 52. Использование приема антитезы у Л.Н.Толстого (Война и мир) и




52. Использование приема антитезы у Л.Н.Толстого ("Война и мир") и

Ф.М.Достоевского ("Преступление и наказание").

 

Антитеза - основной идейно-композиционный принцип "Войны и ми-

ра" и "Преступления и наказания", заложенный уже в их заглавиях. Он

проявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики до

построения системы персонажей и приемов психологического изображения.

Однако в самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто де-

монстрируют разный метод. Истоки этого различия в их взглядах на чело-

века.

 

В самих заглавиях произведений Толстого и Достоевского содер-

жится проблема: заглавия не однозначны, полисемантичны. Слово "война"

означает в "Войне и мире" не только военные действия, не только собы-

тия, происходящие на поле сражения; война может происходить в повсед-

невной жизни людей /вспомним такую войну из-за наследства графа Безу-

хова/ и даже их душах. Еще более насыщенным в смысловом отношении яв-

ляется слово "мир": миръ как антитеза войне и"мiръ" как общность лю-

дей. Заглавием окончательной редакции романа Л.Н.Толстого стало "Война

и миръ", то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных чернови-

ках и набросках Толстой варьирует написание этого слова, как бы колеб-

лясь. Само сочетание "война и мир" мы можем встретить у Пушкина в "Бо-

рисе Годунове":

 

Описывай, не мудрствуя лукаво,

 

Все то, чему свидетель в жизни будешь:

 

Войну и мир, управу государей,

 

Угодников святые чудеса.

 

Уже в пушкинском контексте сочетание "война и мир" становится

ключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир - это ка-

тегория универсальная, это жизнь, это вселенная.

 

С другой стороны, совершенно ясно, что понятия преступление и

наказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле.

 

"Преступление и наказание" - это произведение, ставящее глубинные фи-

лософские и нравственные проблемы.

 

Художественное пространство романа Толстого как бы ограничива-

ется двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие лю-

дей, на другом - зло и вражда, разобщающие людей. Толстой испытывает

своих героев с точки зрения закона "непрерывного движения личности во

времени". Герои, способные к душевному движению, к внутренним измене-

ниям, по мысли автора, несут в себе начала "живой жизни" и мира. Ге-

рои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы

жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем

романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей. Так, салон Ан-

ны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с

бездушной машиной.

 

Через весь роман проходит антитеза "правильность - неправиль-

ность", "внешняя красота - живое очарование". Для Толстого неправиль-

ные и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чем

античная красота Элен: жизнерадостный /пусть и не к месту/ смех Наташи

в тысячу раз милее "неизменной" улыбки Элен. В поведении героев автор

также противопоставляет стихийное разумному, естественное театрально-

му. Для Толстого "ошибки" Наташи гораздо естественнее и натуральнее,

чем рассудочное поведение Сони.

 

Законченным воплощением начала войны в романе стал Наполеон.

Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остает-

ся актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие

античные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Куту-

зов. Он является истинным выразителем духа нации.

 

"Мысль семейная" противопоставляет семью Ростовых "клану" Ку-

рагиных.

 

Антитеза "ложное - истинное" используется Толстым и при изоб-

ражении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли, чувствуя

всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее удач-

ного разрешения, а требует "скорее начинать" и усиленно заряжает свой

пистолет.

 

В отличие от героев Толстого, герои Достоевского никогда не

изображаются однозначно: человек у Достоевского всегда противоречив,

непознаваем до конца. Его герои сочетают в себе две бездны разом:

бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индиви-

дуализма, порока. В каждом из героев есть два идеала: идеал Мадонны и

идеал Содомский. Содержание "Преступления и наказания" составляет суд

над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести.

 

Приемы, которые Достоевский использует в создании образной

системы своего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевс-

кий прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый порт-

рет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до совершения

преступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасных

глазах. Но преступление не только запятнало его душу, но и оставило

трагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы.

В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи.

 

Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием

оказался очень продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов,

для Толстого и Достоевского.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.