Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. П. Чехов




55. Будущее в пьесе Чехова "Вишневый сад".

 

Пьеса "Вишневый сад", написанная Чеховым в 1904 году, может по

праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает

ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, от-

цов и детей, любви, страдания и других. Все эти проблемы объединены в

теме прошлого, настоящего и будущего России.

 

В последней пьесе Чехова - один центральный образ, определяю-

щий всю жизнь героев. Это - вишневый сад. У Раневской с ним связаны

воспоминания всей жизни: и светлые и трагические. Для нее и ее брата

Гаева -

 

это родовое гнездо. Вернее даже сказать, что не она владелица сада, а

он - ее владелец. "Ведь я родилась здесь, - говорит она, - здесь жили

мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не

понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и

меня вместе с садом..." Но для Раневской и Гаева вишневый сад - символ

прошлого.

 

Другой герой - Ермолай Лопахин смотрит на сад с точки зрения

"циркуляции дела". Он деловито предлагает Раневской и Гаеву разбить

имение на дачные участки, а сад вырубить. Можно сказать, что Раневская

- сад в прошлом, Лопахин - сад в настоящем.

 

Сад в будущем олицетворяет молодое поколение пьесы: Петя Тро-

фимов и Аня, дочь Раневской. Петя Трофимов - сын аптекаря. Ныне он

студент - разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь.

Его жизнь тяжела. Он сам говорит, что если зима, то он голоден, встре-

вожен, беден. Варя называет Трофимова вечным студентом, которого уже

два раза увольняли из университета. Как и многие передовые люди Рос-

сии, Петя умен, горд, честен. Он знает, в каком тяжелом положении жи-

вет народ. Трофимов думает, что это положение можно исправить только

непрерывным трудом. Он живет верой в светлое будущее Родины. С востор-

гом Трофимов восклицает: "Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде,

которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!" Его речь ора-

торская, особенно там, где он говорит о светлом будущем России. "Вся

Россия наш сад!" - восклицает он.

 

Аня - это семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня полу-

чила обычное дворянское воспитание. Большое впечатление на формирова-

ние мировоззрения Ани произвел Трофимов. Душевный облик Ани характери-

зует ее непосредственность, искренность и красота чувств и настроений.

В характере Ани много полудетской непосредственности, с детской ра-

достью сообщает она: "Ая в Париже на воздушном шаре летала!" Трофимов

возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка

порывает связи с прошлым. Аня решает сдать экзамены за курс гимназии и

начать жить по-новому. Речь Ани нежная, душевная, наполненная верой в

будущее.

 

Как видим, Чехов воплотил в образе Ани и Трофимова все лучшие

черты. Но в то же время мы видим в них недостатки. Трофимов обличает

дворянский паразитизм и в то же время живет в дворянской усадьбе дол-

гое время. Трофимов смотрит на Лопахина как на хищника и в то же время

говорит ему: "Как-никак я люблю тебя". Но у Пети есть даже комические

черты. Раневская называет его недотепой, а Варя - облезлым барином.

 

Образы Ани и Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нра-

вятся такие черты как непосредственность, искренность, красота чувств

и настроений, а также вера в светлое будущее своей Родины.

 

Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно им в

уста вкладывает он слова надежды, свои собственные мысли. Поэтому эти

герои могут восприниматься и как резонеры - выразители идей и мыслей

самого автора.

 

Так, Аня прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью,

легко, радостно. Она уверенна в том, что несмотря на то, что раздается

стук топора, что имение будет продано под дачи, несмотря на это, при-

дут новые люди и насадят новые сады, которые будут прекраснее прежних.

Вместе с ней в это верит и сам Чехов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.