Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова




А.П.Чехов.

 

После смерти Чехова Л.Н.Толстой сказал: "Достоинство его твор-

чества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и

всякому человеку вообще. А это главное". Действительно, предмет иссле-

дования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний

мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые

использовали в своем творчестве писатели, различны.

 

Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новел-

лы-миниатюры. В течение долгих лет работы в юмористических журналах

Чехову пришлось оттачивать мастерство рассказчика: в небольшой объем

втискивать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны прост-

ранные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый

план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную

смысловую нагрузку.

 

Давайте посмотрим, как буквально одна фраза может сказать все

о человеке. Вспомним маленький юмористический рассказ "Смерть чиновни-

ка", главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Ака-

кия Акакиевича Башмачкина. В театре, случайно чихнув, чиновник Червя-

ков обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так пора-

зило Червякова, что он постоянно ходит и извиняется перед Бризжаловым.

Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения

Червякова, но в конце, доведенный до исступления его назойливостью,

выгоняет его вон. Червяков, не понимая, почему Бризжалов так раздра-

жен, думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. В пос-

ледней фразе дано практически объяснение всему: "Прийдя машинально до-

мой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер". Герой умира-

ет, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к

нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.

 

Анна Сергеевна, героиня рассказа "Дама с собачкой", приехала в

Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и

общества мужа, человека, которого она не любила и не уважала. В опре-

деленном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она

воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душ-

ного мира, откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка:

перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, то есть это

начало попытки "бегства". Позже в театре города С.Гуров увидел ее

вновь с "вульгарной лорнеткой" в руках - попытка "бегства" не удалась.

 

Беликов, "человек в футляре", в противоположность Анне Серге-

евне, не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить

ее, потому что в любом многообразии, в разрешении себе чего-то нового

скрывала для него жизнь неопределенность и вызывала непреодолимое

стремление окружить себя "оболочкой", "футляром", чтобы защититься.

Отсюда и чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи.

Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то

после его смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое вы-

ражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.

 

В рассказе "Душечка" Чехов, описывая жизнь Оленьки Племяннико-

вой, в нескольких местах повторяет, что жили она хорошо и счастливо.

Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь "душечки" не ка-

залась автору столь уж достойной восхищения и подражания. "Душечка" не

имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа,

повествующей об отношении "душечки" к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже

не пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть, в виду

то, что наконец его нашла?

 

Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, герои-

ней рассказа "Попрыгунья". У Ольги Ивановны та же зависимость от чужо-

го мнения. Но если "душечка" не была чересчур привередлива в своих

знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаме-

нитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя.

 

В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни од-

ной "лишней" детали. Например, в пьесе "Три сестры" Наташа впервые по-

является на сцене в красном платье с зеленым пояском - деталь, говоря-

щая о полном отсутствии вкуса, говорящая о душевных качествах героини

больше, чем развернутая характеристика. Чехов считает, что если в пь-

есе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обя-

зательно выстрелить. Так, использование детали важно и в "Вишневом са-

де". Вспомним "многоуважаемый шкаф", звук лопнувшей струны как раз пе-

ред продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы. Все они несут

обязательную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров

персонажей, так и для самого действия пьесы.

 

К концу подходит XX век. Человечество готовится встретить

третье тысячелетие. Но Чехов остается для нас одним из самых бесспор-

ных художественных и моральных авторитетов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.