Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика. Определение объема непосредственной памяти




Определение объема непосредственной памяти

Опыт 1

Введение

Задание 5. Исследование кратковременной памяти

Тема задания

 

Знакомство с методиками исследования объема непосредственного запоминания и выявление условий, обеспечивающих его продуктивность.

 

 

В мнестических процессах существенную роль играет кратковременное запоминание, т.е. сохранение на короткий срок следов предъявленного материала.

Цель исследования кратковременной памяти состоит в том, чтобы определить, какой объем предложенного материала может быть удержан и после какого интервала полностью воспроизведен испытуемым. Изучается, как влияет на объем кратковременной памяти характер предложенного материала5.

Задача также заключается в том, чтобы выяснить те условия, которые определяют возможность запоминания и удержания предъявленного материала.

Существенным вопросом, встающим в исследованиях памяти, является вопрос о механизмах забывания: является ли оно следствием первичной слабости следов или возникает в результате того тормозящего влияния, которое оказывает деятельность, выполняемая в интервале между заучиванием и воспроизведением (интерферирующая деятельность). Необходимо проследить, какая интерферирующая деятельность оказывает наибольшее тормозное влияние: гетерогенная или гомогенная, простая или сложная и т.п. Следует также выяснить, мешает ли запоминание заданного материала успешному выполнению следующей за этим деятельности (феномен «проактивного торможения»).

В задании достигается только часть поставленных целей, а именно: определяется объем непосредственной памяти (опыт 1) и устанавливается зависимость объема от степени осмысленности материала (опыт 2) с одновременным выяснением влияния побочных деятельностей на удержание следов (опыт 3). Используется одна из модификаций метода удержанных членов ряда. Применяется слуховой способ предъявления запоминаемого материала.

Отработка задания

 

Студенты последовательно выполняют опыты 1–3, отличающиеся целями и процедурами.

 

 

Выполнение задания включает четыре одинаковых серии опытов на цифровом материале (методика Джекобса). Можно использовать групповую форму его проведения.

Экспериментальный материал. Для каждого опыта надо заготовить 7 рядов цифр (в каждом опыте элементы в рядах должны быть разные), содержащих последовательно 4, 5, 6... и 10 элементов.

Очень важно внимательно следить за тем, чтобы между отдельными элементами ряда не было каких–нибудь смысловых связей. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения ряда через 2–3 с по команде «Пишите!» испытуемый письменно воспроизводит в заготовленном заранее протоколе (см. Приложение I) элементы ряда в том же порядке, в каком они читались экспериментатором. Независимо от результатов читаются все 7 рядов, так как иногда испытуемый успешнее справляется с более длинным рядом, нежели с коротким. Опыт повторяется 4 раза (4 серии) для получения более надежных данных. Читать материал надо громко, отчетливо и однотонно, не выделяя отдельных элементов, с интервалами между ними в 1 с. Промежуток времени между предъявлениями каждого ряда зависит от его длины: интервалы должны быть достаточными для воспроизведения. Интервалы между сериями составляют 5–7 мин. После всех четырех серий испытуемый дает словесный отчет о том, каким путем он пытался запомнить ряды цифр, какими приемами пользовался для выполнения задания. Экспериментатор фиксирует эти данные в протоколе, а также свои наблюдения за поведением испытуемого в ходе эксперимента (см. Приложение I).

Инструкция испытуемому: «Слушайте меня внимательно! Я назову Вам несколько цифр, и когда закончу, по моей команде "Пишите!" Вы напишите их в протоколе в том же порядке, как я их называл. Внимание! Начинаем!»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.