Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Задание 11. Исследование процессов творческого мышления




Задание 11. Исследование процессов творческого мышления

Обсуждение результатов

 

Необходимо проанализировать, в какой степени удалось добиться ожидаемого эффекта и чем этот эффект можно объяснить. При описании и объяснении результатов построенного плана эксперимента студент может использовать систему понятий теории деятельности, или теории установки, или другой концептуальной схемы, которая представляется ему адекватной для описания открывающейся в эксперименте психологической реальности. Существенную помощь при анализе результатов могут оказать речевые и другие поведенческие реакции испытуемых, так что необходимо вести тщательную регистрацию всех условий опыта и ответных реакций испытуемых.

В выводах кратко формулируются результаты достижения целей работы.

Контрольные вопросы

 

1. Что такое установка и какие функции она выполняет в мышлении?

2. В каких случаях проявление установки в мыслительной деятельности может играть крайне негативную роль?

3. Сталкивались ли Вы лично с негативным эффектом установки при решении задач?

 

Литература: 79.

Тема задания

 

Использование принципа, найденного при решении наводящей задачи, в решении основной.

 

Процессы творческого мышления в различных аспектах являлись объектом изучения во многих психологических работах. Под творческим мышлением понимаются процессы решения сложных задач, процессы получения новых знаний, которые нельзя непосредственно вывести из уже имеющихся знаний.

В различных школах, изучавших процессы творческого мышления, складывалась своя система понятий, в некоторой степени объясняющая отдельные стороны, отдельные моменты процессов решения творческих задач. Так, в вюрцбургской школе в качестве решающего фактора выступала так называемая детерминирующая тенденция, определенная направленность мыслительных процессов, складывающаяся под влиянием задачи (Aufgabe) или цели, стоящей перед субъектом.

О. Зельц в качестве объяснения общей схемы механизма творческого мышления предлагал использовать понятие антиципирующей схемы – системы исходящих из структуры наличной ситуации требований к будущему решению. Посредством образования этой схемы были отчасти разрешены такие вопросы, как нахождение решения с помощью подсказки, возможность использования в качестве подсказки различных явлений. Однако сам процесс образования антиципирующей схемы выступает как наложение заданной ситуации на ситуации, встречающиеся в прошлом опыте, в которых содержится модель решения данной задачи, без анализа конкретных механизмов, приводящих к актуализации и адекватному использованию этой схемы.

В гештальтпсихологии основным понятием, связанным с пониманием структуры творческого мышления, является понятие «инсайт». Последнее означает вероятность нахождения решения, представляющего собой «усмотрение» идеи данной задачи. Возникновение инсайта объясняется таким фактором, как переструктурирование условий задачи, в результате чего раскрываются новые свойства объекта (В. Кёлер), изменение их функциональных значений (М. Вертгаймер, К. Дункер), раскрытие латентных свойств объекта (Л. Секей). Принципиальным недостатком в изучении мышления гештальтпсихологами явилась общетеоретическая концепция относительно роли субъекта в процессе решения задач (субъекту отводилась пассивная роль). Знания индивида, его прошлый опыт недооценивались как факторы, влияющие на процессы решения задачи.

Общим положением, определившим развитие работ по изучению творческого мышления в отечественной психологии, явилось выделение активности субъекта, понимание творческого мышления как активной деятельности, включающей в значительной степени использование прошлого опыта (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев и др.). В этом контексте были рассмотрены такие понятия классической психологии мышления, как инсайт, догадка, интуиция и т.д. В частности, одно из направлений представляет собой определение конкретных закономерностей и влияния условий прошлого опыта на решение творческих задач.

Общая схема решения творческой задачи может быть представлена как состоящая из двух этапов: нахождение адекватного принципа, идеи задачи, которая не вытекает прямо из ее условий, и реализация этого принципа для непосредственного нахождения решения. Причем ведущую роль приобретает именно первый этап. Основными характерными чертами первого этапа, описываемыми в литературе по данной проблеме, является внезапность возникновения решения, а также случайность тех обстоятельств, которые сопутствуют ее возникновению. Ряд экспериментальных работ был посвящен специальному изучению этих вопросов, в частности тому, каким образом опыт испытуемого может привести его к правильному решению задачи, что собственно и составляет так называемую догадку.

Индивидуальный опыт, о котором идет речь, формируется в предшествующей деятельности при решении определенных задач, содержащих многочисленные существенные компоненты, необходимые для решения данной задачи. Однако он оказывает влияние на решение задачи лишь при наличии определенных условий. С целью выявления и анализа этих условий было разработано несколько специальных методик. Одна из них направлена на изучение влияния выполнения испытуемыми особого рода задания (наводящей задачи), объективно содержащего в себе способ решения другой, исследуемой задачи (основной). Суть методики заключается в том, что испытуемому предлагается для решения, кроме основной, экспериментальной задачи, наводящая задача, обычно более легкая и объективно содержащая принцип решения основной задачи.

Закономерности влияния решения наводящей задачи на решение основной задачи выявлялись посредством использования различных вариаций условий решения двух задач – наводящей и основной: по последовательности их решения, соотношению по времени, их относительной трудности, переходу к решению наводящей задачи на различных стадиях решения основной и т.д.

Так, было показано, что решение испытуемыми наводящей задачи в том случае, если она предшествует решению основной, как правило, не оказывает наводящего действия, и основная задача не решается. Наводящее действие имеет место лишь в том случае, если аналогичное задание выполняется после безуспешных попыток решить основную задачу.

Далее были выяснены условия, характеризующие положительный эффект наводящего задания: 1) наличие интереса к решаемой задаче; 2) исчерпывание возможностей применения неверного принципа решения; 3) наводящие обстоятельства должны вызывать ориентировочную реакцию. Наконец, в качестве важного момента отмечается тот факт, что обстоятельства и самый процесс наведения на решение задачи не могут быть сколько–нибудь ясно отмечены самими испытуемыми. Этот процесс чаще всего осуществляется на неосознаваемом уровне.

Прослеживание важнейших условий и характерных черт возникновения решения творческих задач, влияния решения наводящей задачи на основную и составляет суть настоящего задания.

Отработка задания

 

Студенты знакомятся с процедурой проведения методики совместно группой, но проводят опыты индивидуально. В качестве испытуемых желательно привлекать не психологов, поскольку последние уже могут знать принцип построения такого типа методик. Итак, обязательным условием проведения экспериментов является незнание испытуемым принципа решения предлагаемой задачи.

Все студенты участвуют в опытах в качестве экспериментаторов, а затем суммируют свои данные по группам испытуемых, состоящим из 8–10 человек. Важным процедурным моментом является выделение групп испытуемых с заданным отличием условий решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.