Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика. Студенты обучаются использовать шкалу измерения реактивности (см




 

Студенты обучаются использовать шкалу измерения реактивности (см. Приложения I и II), понимаемой как особенность темперамента, в соответствии с которой любой человек может быть отнесен к высоко– или низкореактивным, т.е. оценен по степени выраженности у него этого свойства. Давать оценки может как сам человек – на основе самонаблюдения, так и внешний наблюдатель. Предложенная схема наблюдения рассчитана на проведение внешнего наблюдения: студент, выполняющий работу в практикуме, будет находиться в ситуации внешнего наблюдателя и выносить количественные суждения, или оценки, свои коллегам.

Используется принцип вынесения оценок по выделенным свойствам (представленным в виде вопросов наблюдателю), что иллюстрирует стандартный способ применения количественных оценок к данным наблюдения. Выделенные в качестве ориентиров единицы наблюдения применимы к анализу поведения человека в любых ситуациях и дают пример ориентиров для полевого наблюдения, не ограниченного стандартными ситуациями и конкретными временными промежутками.

Шкала измерения реактивности может служить как для организации процесса наблюдения, так и оформления отчета. Это дает студентам представление об определенном способе фиксации данных наблюдения – ретроспективном отчете, т.е. фиксации данных после проведения наблюдения (после того, как исследователь наблюдал поведение испытуемых в естественных условиях, сам при этом участвуя в событиях, в которые вовлечены испытуемые). В таких ситуациях регистрацию данных наблюдения обычно приходится вести постфактум, поскольку (если проводится наблюдение инкогнито) наблюдатель не должен раскрывать себя либо (если испытуемый знает о проведении исследования) не должен своими записями изменять ситуацию.

В данном задании все студенты группы, являясь наблюдателями, имеют определенный объект наблюдения – «своего» испытуемого. Если студенты знают, что являются объектами наблюдения, а тем более о его целях (поскольку сами выполняют то же задание), они должны быть готовы к такой роли, так как умение стать в позицию испытуемого – важная сторона профессиональной подготовки психолога. Они должны понять, почувствовать проблемы, которые стоят перед человеком, знающим, что его поведение, результаты его деятельности оцениваются психологом–наблюдателем.

Отработка задания

 

Отработка задания включает ряд этапов.

 

1. Студенты получают допуск к отработке, после чего каждому из них в случайном порядке назначаются двое других студентов из группы, за которыми он будет наблюдать. Одновременно каждый наблюдатель является наблюдаемым. В результате такой организации перекрестного наблюдения можно проследить степень согласия наблюдателей, проанализировать причины расхождения между ними, выявить значимость субъективных критериев оценок и объективных условий наблюдения (его времени, частоты, ситуации). Для учета роли опытности наблюдателя предлагается повторное шкалирование через заданный промежуток времени, заполненный прохождением других занятий по разделу «Метод наблюдения».

Итак, используется два способа отчета наблюдателей: метод субъективных оценок (шкалирования) и метод временных выборок (временных промежутков) при ведении дневниковых записей.

2. После получения допуска студенты в присутствии преподавателя проводят первое шкалирование реактивности своих испытуемых на основании своего личного опыта общения с ними. Эта первая оценка основывается, таким образом, на данных нецеленаправленных, несистематических житейских наблюдений.

3. Затем в течение двух недель студенты проводят систематические наблюдения по заданным для ведения дневника критериям.

4. По завершении этого периода студенты оценивают реактивность своих испытуемых еще два раза, первый – без дневника, на основании впечатлений, полученных в ходе наблюдения, и второй раз – на основании дневниковых записей.

 

Итак, согласно схеме выполнения задания, для каждого испытуемого (наблюдаемого студента) студент–исследователь сравнивает три показателя реактивности: по первому впечатлению, после систематического наблюдения и по дневниковым записям.

Ведение дневниковой записи. Дневник ведется отдельно для каждого испытуемого; для этой цели удобно использовать обычную тетрадь. На обложке должны быть указаны фамилия и инициалы наблюдателя, период наблюдения, инициалы испытуемого. Записи ведутся в неформализованном виде (допустимы авторские сокращения); они должны быть краткими, но давать достаточно развернутое описание наблюдавшейся ситуации и поведения испытуемого, чтобы ими можно было обосновать соответствующие оценки реактивности.

 

Пример выдержки из дневниковой записи: «25.III.2002.12.25–13.00. Сдача зачета по практикуму. Разговаривает с преподавателем. Неуверен, часто краснеет, замолкает при замечаниях о качестве работы, явно нервничает: постоянно крутит в руках шариковую ручку. Сдав задание, сразу надолго вышел курить.

25.III.2002. 11.15–14.00. Наблюдение в библиотеке. Сидит спереди от меня. За время наблюдения уходил из библиотеки 3 раза на сроки от 2 до 25 минут. Обложился книгами, но практически не читает: смотрит в окно, разговаривает. Когда к нему обращаются, охотно откликается, подолгу говорит.

26. III.2002. 18.30–19.45. Вечерний спецкурс.

Записывает за преподавателем периодически. То внешне выглядит, как будто засыпает, то активно слушает соседа (по его побуждению). В обоих случаях очевидно теряет мысль, поскольку потом заглядывает в тетради к соседям, видимо, пытаясь зафиксировать в собственном конспекте упущенное».

В дневнике следует также приводить общие описания поведения за достаточно большой промежуток времени, например: «Полдня что–то его угнетало, ходил с потерянным видом, молчал», а также характерные высказывания испытуемого, говорящие о его настроении, отношении к работе и т.п.

 

Все записи должны быть пронумерованы и содержать указание времени, в которое они проводились. Для повышения надежности данных необходимо наблюдать каждого испытуемого не меньше чем в трех ситуациях, характеризующих его по каждому параметру: таким образом, количество записей наблюдения за каждым испытуемым должно быть таким, чтобы как минимум три наблюдения приходилось на каждый из пунктов, отмеченных в Приложении, плюс дополнительно выделенные наблюдателем по мере того, как им подстораживались ситуации наблюдения. Некоторые записи могут характеризовать испытуемого сразу по нескольким параметрам.

Поведение испытуемого необходимо фиксировать во всех ситуациях, наблюдавшихся исследователем и отражающих реактивность независимо от того, проявил испытуемый себя активно, с точки зрения наблюдателя, или нет. Непроявление соответствующего параметра в любой наблюдаемой ситуации (пассивность наблюдаемого, или испытуемого) также является характеристикой поведения, как и его проявление (активность испытуемого). Единицей наблюдения является оценка, имеет место или нет предполагаемая наблюдателем характеристика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.